Идея главы минфина Антона Силуановане была встречена в штыки — против этого выступил, в частности, вице-премьер Аркадий Дворкович
Идея главы минфина Антона Силуанова забрать больше денег у нефтяников была встречена в штыки — против этого выступил, в частности, вице-премьер Аркадий Дворкович

ТОРПЕДИРОВАННЫЙ СИЛУАНОВ ВСПЛЫЛ С НОВЫМИ ИДЕЯМИ

Уже после совещания у президента РФ Владимира Путина на прошлой неделе стало понятно, что идея главы минфина Антона Силуанова забрать больше денег у нефтяников не вызвала энтузиазма у политической элиты страны. Даже в самом правительстве предложение по-новому рассчитать ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) было встречено в штыки — против этого выступили, в частности, минэнерго, минприроды и вице-премьер Аркадий Дворкович. Они объясняли это тем, что нефтекомпании будут вынуждены резать инвестиции, что в конечном итоге приведет к сокращению добычи черного золота. Напомним, повышение «нефтяного» НДПИ позволило бы увеличить доходы бюджета в 2016 году на 609 млрд. рублей (в 2017 году — на 525 млрд. рублей, в 2018 году — на 476 млрд. рублей).

На вчерашнем заседании у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева идею благополучно похоронили. «По итогам совещания премьер-министр принял решение не корректировать НДПИ, но при этом будут рассмотрены варианты более медленного уменьшения экспортной пошлины на нефть, а также корректировка ряда других источников в целях получения дополнительных доходов бюджета», — сообщила пресс-секретарь главы правительства Наталья Тимакова.

Словом, говорить об окончательной победе нефтяников не приходится. Как сообщили источники РБК в минфине и правительстве, сейчас в финансово-экономическом блоке ищут варианты дополнительного налогообложения, которые позволили бы состричь с экспортеров искомый 1 трлн. рублей другим способом. О чем идет речь, можно понять из вчерашнего заявления министра экономического развития Алексея Улюкаева. Он подтвердил, что прежде всего обсуждается корректировка запланированного снижения экспортной пошлины на нефть. Предполагалось, что в рамках налогового маневра она должна снизиться с 42% до 36%, но сейчас речь идет о том, чтобы «не в полном объеме осуществить это снижение», рассказал министр. «Дискуссия идет вокруг цифр — на 0,2 или на 3 процента», — уточнил он, пояснив, что каждый процентный пункт, по расчетам самих нефтяников, дает бюджету 37 млрд. рублей.

DSC05953.jpg
Глава минфина РТ Радик Гайзатуллин оценил потери от возможного повышения НДПИ для республиканского бюджета в целых 5 млрд. рублей

Решение носит принципиальный характер для бюджета Татарстана. Накануне глава минфина РТ Радик Гайзатуллин, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», оценил потери от возможного повышения НДПИ для республиканского бюджета в целых 5 млрд. рублей. Понятно, что, заплатив больше налогов в федеральный бюджет, «Татнефть» и другие нефтяники получат меньшую прибыль, а значит, и местных налогов с нее. Получить оценку потерь самой «Татнефти» «БИЗНЕС Online» не удалось, но ясно, что они были бы кратно выше.

«ПРОДРАЗВЕРСТКА» ПРИДЕТ К АЛЕКСЕЮ МИЛЛЕРУ И ВЛАДИМИРУ ПОТАНИНУ?

Элементарный расчет показывает: 6 процентных пунктов пошлины дадут бюджету 222 млрд. рублей. Отсюда до целевого триллиона — как до Китая пешком. Где взять остальную сумму? Улюкаев не отрицает возможного увеличения экспортной пошлины на газ и дополнительных изъятий у металлургов. По информации «Коммерсанта», в 2016 году около 100 млрд. рублей могут попасть в казну через повышение нагрузки на газовые компании, прежде всего «Газпром». Если будет выбран вариант с экспортной пошлиной, ее ставку придется повысить с 30% от таможенной стоимости газа до 35%, что будет эквивалентно потере около 6% EBITDA «Газпрома». Если же власти предпочтут поднять НДПИ, налог вырастет в среднем на 162 рубля на тысячу кубометров или почти на треть. В таком случае потери «Газпрома» будут меньше, но зато пострадают «Новатэк», «Роснефть» и «Лукойл». Впрочем, источники издания говорят, что вариант с пошлиной на газ непроходной, и вообще сомневаются, что эта затея минфина пройдет полностью. Хотя на первый взгляд потери «Газпрома» невелики по отношению к его выручке (в 2014 году — 5,5 трлн. рублей), но деньги «национальному достоянию» могут понадобиться для финансирования крупных проектов — «Сила Сибири» и Nord Stream 2. Да и в лоббистских возможностях Алексея Миллера сомневаться не приходится.

Попавшие под фискальный прицел отечественные металлурги также теоретически могут «дать стране угля». Снижение спроса на сталь им компенсировало ослабление рубля, и в первом полугодии рентабельность большинства компаний по EBIDTA была не ниже 20%. У «Северстали» Алексея Мордашова — 35,1%, у Магнитогорского металлургического комбината Виктора Рашникова — 30,5%, у НЛМК Владимира Лисина — 26%, у Evraz Group Романа Абрамовича и Александра Абрамова —18,8%. Еще одна потенциальная дойная корова — ГМК «Норильский никель» Владимира Потанина и Олега Дерипаски. «Для «Норникеля» считать НДПИ для многокомпонентных руд, содержащих драгоценные металлы, — это порядка 12 миллиардов рублей», — сказал один из источников «Интерфакса», описывая предложение минфина.

ЭЛЬВИРУ НАБИУЛЛИНУ РАСКРУТЯТ ЕЩЕ НА 300 МИЛЛИАРДОВ

Наконец, власти решили снова запустить руку в закрома Центробанка. Ведомство Эльвиры Набиуллиной перечислит в бюджет 90% прибыли по итогам 2015 года вместо положенных по закону 75%, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника. Источники оценивают ожидают ожидаемую прибыль ЦБ в 330 млрд. рублей, так что бюджету достанется около 300 миллиардов.

Аналогичная ситуация сложилась в прошлом году, когда отдельным законопроектом норма была временно — на один год — повышена. По итогам 2014 года ЦБ дополнительно перечислил 15% прибыли Внешэкономбанку (ВЭБ) для укрепления банковской системы. Сама же прибыль, большую часть которой составляют процентные доходы от кредитования банков, составила 183,5 млрд. рублей.

ЦБ надеется, что такой порядок все же останется исключительной мерой. «Банк России не возражает против перечисления в бюджет 90 процентов прибыли 2015 года в качестве разовой меры, учитывая непростую экономическую ситуацию», — сообщили газете в пресс-службе регулятора. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Напомним, что до 2010 года регулятор отдавал в бюджет половину заработанного, затем эта норма была «временно» приостановлена до 2016 года, а отчисления выросли до 75% прибыли.

Если Центробанк уже взял под козырек, то на полное понимание со стороны экспортеров Силуанову рассчитывать не приходится. Достаточно вспомнить реакцию нефтяников на его предложение по НДПИ. В адрес Путина тут же ушло (и было слито в СМИ) письмо «О фискальных новациях министра финансов РФ для нефтяной отрасли» от 7 компаний. Его подписали главы «Роснефти» Игорь Сечин, «Лукойла» Вагит Алекперов, «Газпром нефти» Александр Дюков, «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, «Зарубежнефти» Сергей Кудряшов, «Башнефти» Александр Корсик, Независимой нефтегазовой компании Эдуард Худайнатов.

Чего-то подобного можно ждать и сейчас: перед угрозой финансового кровопускания компании (и не обязательно лишь нефтяные), забыв о распрях и конкуренции, наверняка собьются в прайды по интересам и займут круговую оборону. Властям же надо в пожарном порядке выяснить, сколько денег удастся выжать из экспортеров, — от этого зависят и другие, весьма болезненные и непопулярные, решения: заморозка накопительной части пенсий, сокращение их индексации и повышение пенсионного возраста. Между тем проект бюджета должен быть внесен в Госдуму уже 25 октября, правительству придется изрядно попотеть, чтобы удержать его дефицит в 3-процентных рамках, как это потребовал президент.

«В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ НЕФТЯНЫЕ КОМПАНИИ БУДУТ УМЕНЬШАТЬ БУРЕНИЕ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» рассказали о том, чем возможные налоговые нововведения грозят нефтяной отрасли в целом и «Татнефти» в частности.

Ренат Муслимов — член АН РТ, консультант президента РТ по вопросам разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений:

— Конечно, налоговый маневр оказался неудачным решением — теперь, скорее всего, будут залезать в карман к нефтяникам. Чем все это кончится, пока сказать трудно. Может быть, для нефтяных компаний увеличат НДПИ. Конечно, поступления в бюджет уменьшились из-за снижения цен на нефть.

В любом случае, какие бы меры сейчас ни приняло правительство, это негативно отразится на финансовых возможностях компаний. Объективно государству негде брать денег, хотя можно и лесом заняться, и морепродуктами. Эксперты пишут, что у них даже больше возможностей, но надо работать, чтобы получить эти налоги. А здесь работать не надо, думать чиновнику не надо. А чиновник думать не любит, а работать — тем более. Если они даже к НДД, к НФР перейдут, увеличат НДПИ, в любом случае это отразится на объеме инвестиций по вводу новых месторождений, по добыче на старых месторождениях.

Думаю, в первую очередь нефтяные компании будут уменьшать бурение — посмотрим, во что все это выльется. Все считают, что бюджет можно наполнять только за счет нефтяников, ну и газовиков. Нефтяников пока спасает то, что рубль падает, но в такой ситуации не каждая компания решится на хорошие инвестиции. Если судить по малым компаниям, они здорово уменьшают объем бурения в своих прогнозах — как минимум на 30 процентов. Конечно, «Татнефть» — более стабильная компания, но если сильно прижмет, придется и ей идти на этот шаг.

«БЮДЖЕТУ НУЖНЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ, И ОНИ БУДУТ ОБЕСПЕЧЕНЫ»

Виталий Манжос — старший аналитик банка «Образование»:

— В последние дни мы слушали достаточно много противоречивых заявлений компетентных лиц по поводу вероятного повышения фискальной нагрузки на нефтяные компании. Единства в этих мнениях пока не наблюдается. По этой причине говорить о конкретном размере изменения ставок НДПИ и экспортной пошлины на нефть было бы преждевременно. Вместе с тем необходимо учитывать принципиальную постановку вопроса: бюджету нужны дополнительные поступления, и они будут обеспечены с помощью административных методов.

Несомненно, это относится в первую очередь к компаниям, добывающим углеводороды. Во вторую очередь к группе риска относятся металлургические компании и производители минеральных удобрений. Кроме того, к категории экспортеров относятся алмазодобывающие и угольные компании. Предсказуемые аргументы налогоплательщиков о неблагоприятной конъюнктуре на экспортных рынках не будут иметь большого значения в связи с тем, что свои острые проблемы присутствуют в каждой из указанных отраслей. Образно говоря, текущая ситуация напоминает серию старых анекдотов про то, как несколько зверей попали в общую западню и встает животрепещущий вопрос о том, кто из них будет съеден первым.

Согласно недавним сообщениям, российский минфин планирует увеличить годовые налоговые поступления от экспортеров на сумму до 600 миллиардов рублей. В этом плане для бюджета и для налогоплательщиков не существует принципиальной разницы в том, изымать дополнительные сборы в форме НДПИ или экспортных пошлин. Это представляется по большей части техническим вопросом.

Несомненно, увеличение налоговой нагрузки на нефтяные компании станет в первую очередь поводом для сокращения инвестиций. В условиях текущего падения цен на нефть они будут вынуждены по возможности поддерживать текущие объемы добычи с целью сохранения баланса доходов и расходов. В более отдаленной перспективе не исключено вынужденное сокращение объемов добычи как результат сокращения инвестиций, выработки действующих месторождений и неизбежного падения дебита существующих скважин.

«ЗАМОРОЗКА ПОШЛИНЫ НЕ ПОЗВОЛИТ «ТАТНЕФТИ» ДОСТИЧЬ ПЛАНОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ»

Анна Кокорева — аналитик компании «Альпари»:

— В случае реализации предложений экспортная пошлина останется на текущем уровне. Снижение позволит поддерживать доходы бюджета по данной статье на прежнем уровне. Снижение экспортной пошлины стимулирует добытчиков увеличивать продажи, а значит, увеличивать добычу и переработку. Отказ от снижения будет тормозить этот процесс. Многое будет зависеть от того, что будет происходить со ставкой НДПИ при фиксированной экспортной пошлине. Если она останется прежней, то фактически ничего не изменится, все останется на прежнем уровне. Если ставка будет расти, то нефтяным компаниям придется скорректировать свои инвестиционные планы. Учитывая низкие цены на нефть, возможно и сокращение добычи. Если же цены восстановятся, то повышение налоговых ставок будет менее болезненным для добытчиков.

На среднесрочную перспективу разумнее было бы придерживаться уже начатого налогового маневра, плавно повышать НДПИ и снижать экспортную пошлину. На начальной стадии реализации маневра отрасль уже показала результаты, ряд компаний действительно увеличил объемы экспорта и переработки.

«Татнефть» большую часть добываемого сырья экспортирует за рубеж, а значит, заморозка экспортной пошлины не позволит наращивать экспортные поставки запланированными темпами. Соответственно, компания не сможет достичь запланированных финансовых и производственных показателей.

«НЕ СТОИТ РЕЗАТЬ КУРИЦУ, НЕСУЩУЮ ЗОЛОТЫЕ ЯЙЦА»

Александр Разуваев — директор аналитического департамента «Альпари»:

— Российское правительство приняло решение не изменять формулу налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Ранее российское министерство финансов предложило направлять в бюджет девальвационную прибыль российских нефтяных компаний, выигравших от ослабления рубля. Для этого министерство предложило скорректировать формулу расчета НДПИ на нефть, прописав в ней не актуальный курс доллара, а среднее значение этого показателя по итогам 2014 года, скорректированное на инфляцию 2015 года. Со своей стороны руководители крупнейших нефтяных компании России подготовили письмо, в котором предупредили, что увеличение НДПИ сократит объем инвестиций в отрасль на 2 триллиона рублей, а добычу — на 100 миллионов тонн.

С нашей точки зрения, решение российского премьера Дмитрия Медведева абсолютно правильное. В кризис самое сложное — найти золотую середину между интересами бизнеса и интересами бюджета. Дополнительные бюджетные выплаты могли подорвать бизнес нефтяных компаний и, как следствие, будущие доходы бюджета. Не стоит резать курицу, которая несет золотые яйца.

При этом у правительства РФ есть источник пополнения бюджетных доходов, который пока остается без внимания и который должен очень понравиться рынку. Речь идет о дивидендах. Российское правительство имеет контрольный пакет акций в «Газпроме» и, соответственно, «Газпромнефти», «Транснефти» и основной российской нефтяной компании «Роснефть». Решение повысить коэффициент дивидендных выплат, привязав его к консолидированному финансовому результату группы, напрашивается само собой. Было бы правильно также, чтобы все государственные компании выплачивали промежуточные дивиденды хотя бы раз в полгода, в идеале квартальные.

Повышение стандартов корпоративного управления государственных холдингов, естественно, сказалось бы на капитализации. Стоит напомнить, что планы скорой частичной приватизации «Роснефти» никто не отменял. А ранее правительство России также говорило о частичной приватизации «Транснефти». В каждой из компаний стратегически было бы целесообразно оставить лишь контрольный пакет голосующих акций.

«А ПОЧЕМУ ИМЕННО НЕФТЯНОЙ СЕКТОР ДОЛЖЕН ВЫСТУПИТЬ ДОНОРОМ БЮДЖЕТА?»

Дмитрий Кипа — руководитель аналитического департамента QB Finance:

— Можно говорить о том, что предлагаемые налоговые изменения отрицательно скажутся на деятельности всех нефтяных компаний: у них в результате закономерно упадет добыча, сократятся инвестпрограмма, рентабельность. Вопрос, который пока не задают вслух, но вскоре будет задан: «А почему именно нефтяной сектор должен выступить донором бюджета?» — пока не имеет ответа. Снижение добычи на 3 - 10 процентов в среднем вполне возможно. Инвестпрограммы упадут на 10 - 15 процентов. Бюджетникам, конечно, хотелось бы и оставить на прежнем уровне НДПИ и поднять экспортную пошлину, чтобы чувствовать себя легче, когда будет решаться вопрос о социальных расходах, а именно индексации пенсий и пенсионном возрасте. Главный негатив заключается в том, что будет создан прецедент «честного» вмешательства в планы крупного и среднего бизнеса, это подавит предпринимательскую активность в стране, которая нужна для экономического роста.

«РЕГИОНАМ ПРИДЕТСЯ ИСКАТЬ НОВЫЕ ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ»

Антон Сороко — аналитик инвестиционного холдинга «Финам»:

— Потери всех уровней бюджета связаны с негативным внешним фоном, который предполагает существенное снижение уровня доходов в большинстве отраслей российской экономики. Естественно, с этим явлением ничего нельзя сделать на административном уровне — ни на федеральном, ни на региональном. Федеральный бюджет вряд ли будет в 2016 году проводить существенные дополнительные безвозмездные трансферты в пользу регионов — им придется искать внутренние резервы, сокращать нерациональные расходы, искать новые источники доходов. Сохранить доходную часть федерального бюджета на уровне 2014 года в любом случае не удастся.

Как один из вариантов наполнения бюджета правительство рассматривает возможности повышения налоговой нагрузки на сектор. Такое повышение налогового бремени станет непосильным для компаний, а эффект для бюджета будет сравнительно небольшим. На этом фоне бумаги компаний начали отскакивать, так что сейчас складываются весьма неплохие предпосылки для покупки бумаг НК в среднесрочную перспективу. Мы считаем, что с большой долей вероятности такого рода изменения НДПИ, скорее всего, приняты не будут, так как в противном случае будут существенно ухудшены долгосрочные перспективы развития отрасли.