ПУТИНУ ПРИОТКРЫЛИ ДВЕРЬ В «ЦИВИЛИЗОВАННОЕ СООБЩЕСТВО»

Речь Владимира Путина, прозвучавшая 28 сентября под сводами штаб-квартиры ООН, оказалась острой, вызывающей и полной прозрачных выпадов в сторону США. Российский президент по своему обыкновению обманул ожидания политиков и экспертов, предрекавших ему «примиряющее» выступление, которое сгладит углы и нивелирует противоречия. Ничего подобного не случилось: слова Путина выглядели ловко рассчитанными уколами фехтовальщика, орудовавшего рапирой настолько изящно, что противник ни разу не был назван по имени. Тем самым президент РФ все-таки сохранил возможность для того, чтобы оставить «язык вражды» в стороне и сесть с Соединенными Штатами за стол переговоров. Тем более что сами переговоры между Путиным и Бараком Обамой были намечены в тот же день сразу после окончания Генассамблеи ООН.

Российский лидер прибыл в аэропорт Нью-Йорка, когда с трибуны ассамблеи уже выступил генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, открывший заседание. Россия в его спиче прозвучала лишь однажды, но зато в положительном контексте. Наряду с США, Саудовской Аравией, Ираном и Турцией Ги Мун отнес нашу страну к пятерке государств, которые совместными усилиями способны разрешить кризис в Сирии. Сказано это было, конечно, не случайно: через сирийскую проблему Путину как бы приоткрывали дверь обратно в «цивилизованное сообщество». По всей видимости, едва ли не все министры и главы правительств полутора сотен стран, собравшихся 28 сентября на 70-ю юбилейную Генассамблею ООН, были уверены, что президент РФ правильно поймет сделанный намек и воспользуется им.

Пока кортеж Путина передвигался по нью-йоркским улицам, выступления мировых лидеров шли своим чередом — гладкие и обтекаемые, как морские камушки. Но иногда проскальзывали и резкие заявления. Президент Бразилии Дилма Русеф, говорившая о потоке ближневосточных беженцев в Европу и о недопустимости возведения от них «высокой стены», неожиданно назвала новые еврейские поселения в Палестине «главным препятствием на пути к мирному урегулированию палестино-израильского конфликта». На это сразу же обиделись десятки израильских сайтов, начавших с возмущением транслировать слова бразильянки.

В речи Обамы прозвучали и «санкции», и «аннексия Крыма», и «Асад должен уйти»

А самым колючим «допутинским» выступлением стала, конечно, речь Обамы. В ней прозвучали и «санкции», и «аннексия Крыма», и «Асад должен уйти». Но удивлял если не миролюбивый, то уж точно примирительный контекст, в который были включены эти грозные слова. Не было ничего похожего на прошлогоднее скандальное заявление того же Обамы, сделанное с трибуны ООН, в котором главными мировыми угрозами провозглашались вирус Эбола, Россия и «Исламское государство». Теперь американский лидер фактически призывал одну из «мировых угроз» к совместной работе. По словам Обамы, экономические санкции всего лишь подталкивают Москву к сотрудничеству с США и к конструктивной политике. «Представьте, если Россия включится в реальную дипломатическую работу с Украиной. Это будет полезно для России, для Украины и для всего мира», — попытался спрогнозировать темнокожий нобелевский лауреат. И с явным удовольствием отметил негативные для нашей страны последствия санкционной политики: экономический спад, падение курса рубля и продолжение «утечки мозгов». Но все это, по мнению американского президента, делается исключительно во благо России, которую Обама в будущем видит «сильной» и заинтересованной «в работе вместе с нами в деле укрепления всей международной системы».

Исключительно беспощадным в этот день Обама был только к одному человеку — президенту Сирии Башару Асаду. Он не только очередной раз призвал Асада уйти в отставку, но и заклеймил его как ведущего «войну против собственного народа с использованием антигуманных средств». То, что Асад при этом воюет с «Исламским государством», хуже которого только Эбола, Обаму не смутило. Впрочем, и по этому вопросу США, судя по всему, готовы сотрудничать с Россией.

Последний раз Путин выступал в ООН в сентябре 2005 года, то есть в самом начале своего второго президентского срока

ООН ПУТАЕТСЯ У АМЕРИКИ ПОД НОГАМИ

Путин взошел на трибуну ООН шестым — после лидера КНР Си Цзиньпина и короля Иордании Абдаллы II. Наблюдатели сразу же отметили, что российский лидер не выступал в штаб-квартире Объединенных Наций ровно 10 лет: последний раз он был там в сентябре 2005 года, то есть в самом начале своего второго президентского срока.

Путин начал свое долгожданное выступление с напоминания о том, что в этом зале он не чужой: празднующая свой 70-летний юбилей ООН во многом обязана своим существованием СССР. Идея ООН впервые возникла на ялтинской конференции лидеров антигитлеровской коалиции, рассказал неравнодушный к истории глава российского государства. Что из этого следует? Хотя бы то, что в эпоху, когда авторитет международной организации несколько пошатнулся, у нее найдется надежный защитник в лице «страны-прародителя».

«Организация Объединенных Наций — структура, которой нет равных по легитимности, представительности и универсальности, — продекларировал Путин . — Да, в адрес ООН раздается в последнее время немало критики. Якобы она демонстрирует недостаточную эффективность, а принятие принципиальных решений упирается в непреодолимые противоречия прежде всего между членами совета безопасности». Но, по словам президента РФ, «при основании ООН и не предполагалось, что здесь будет царить единомыслие». Эта трибуна и предназначена для того, чтобы учитывать разные мнения и точки зрения, а также вырабатывать компромиссы.

Немного подготовив аудиторию к нарушению общего единомыслия, Путин перешел в энергичное наступление. «Мы все знаем, что после окончания холодной войны в мире возник единственный центр доминирования, — по-свойски обратился к ассамблее российский президент, как будто выступал не в Нью-Йорке, а где-нибудь на съезде «Единой России». — И тогда у тех, кто оказался на вершине этой пирамиды, возник соблазн думать, что если они такие сильные и исключительные, то лучше всех знают, что делать».

Взгляды всех присутствующих невольно стали искать в зале Обаму, но Путин не поднял головы — он читал доклад по бумаге. И продолжал бросаться намеками, которые становились все очевиднее: тем, кому нужно всего лишь узаконить нужное решение, ООН мешает, «как у нас говорят, «путается под ногами». Но хоронить международную организацию преждевременно: всякие попытки расшатать авторитет и легитимность ООН крайне опасны. «Это может привести к обрушению всей архитектуры международных отношений», — предрек российский лидер. И сразу же нарисовал катастрофу, которая за этим незамедлительно последует: вместо коллективной работы в таком мире будет главенствовать эгоизм и диктат, а на смену по-настоящему независимым государствам придут «фактические протектораты, управляемые извне». Причем ситуация в карикатурном виде напоминает идею перманентной революции, которой когда-то бредили сторонники Льва Троцкого, с той разницей, что теперь на смену «экспорту социализма» пришел «экспорт демократических революций».

Украинская делегация, водрузив над головой заранее заготовленный флаг, простреленный на Донбассе, «в знак протеста» покинула ассамблею

УКРАИНСКАЯ ДЕЛЕГАЦИЯ ПОД РВАНЫМ ЗНАМЕНЕМ ПОКИНУЛА ЗАЛ

Напряженная речь Путина все более становилась похожей на выступление гособвинителя в суде. В зале царила вежливая тишина, лишь со средних рядов поднялись несколько человек и, развернув какое-то рваное полотнище, незаметно двинулись к выходу. Камеры не отследили их маршрута: только впоследствии по информагентствам прошла новость, что украинская делегация, водрузив над головой заранее заготовленный флаг, простреленный на Донбассе, «в знак протеста» покинула ассамблею. Но Нью-Йорк, а с ним вместе и весь мир продолжали слушать Путина.

«Вы хоть понимаете теперь, что вы натворили? — обратился российский лидер к тем, кто «создал ситуацию» на Ближнем Востоке и в Северной Африке. — Агрессивное внешнее вмешательство привело к тому, что вместо реформ государственные институты да и сам уклад жизни были просто бесцеремонно разрушены. Вместо торжества демократии и прогресса — насилие, нищета, социальная катастрофа, а права человека, включая и право на жизнь, ни во что не ставятся».

Из «арабских весен» Путин легко вывел генезис так называемого исламского экстремизма. Кто собрался сегодня под знаменами «Исламского государства»? Бывшие иракские военнослужащие, выброшенные на улицу в результате вторжения в Ирак в 2003 году, ливийцы, чья государственность тоже была разрушена («в результате грубого нарушения резолюции №1973 совбеза ООН», подчеркнул высокопоставленный докладчик), а также «члены так называемой умеренной сирийской оппозиции, поддержанной Западом».

Сегодня ИГИЛ, по мнению российского лидера, уже грозит всему цивилизованному миру — ведь его экспансия нацелена не только на исламские страны, а гораздо дальше. На этом фоне те силы, которые Путин во время доклада всячески избегал называть по имени, закрывают глаза на каналы финансирования террористов (в том числе и за счет наркобизнеса, нелегальной торговли нефтью, оружием) либо пытаются «манипулировать экстремистскими группировками». Но еще неизвестно, кто кого использует в своих целях. «Уважаемые господа, — немного иронично обратился Путин к залу, — вы имеете дело, конечно, с очень жестокими людьми, но вовсе не с глупыми и не с примитивными, они не глупее вас».

НУЖНЫ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ КОАЛИЦИЯ И ПОМОЩЬ МУСУЛЬМАНСКИХ ЛИДЕРОВ

Чтобы противостоять экспансии терроризма, недостаточно делать громкие заявления и действовать разрозненно, надо «создать по-настоящему широкую международную антитеррористическую коалицию», предложил президент РФ. И тотчас же провел параллель с антигитлеровской коалицией, ставшей родоначальницей ООН: созданная по тому же принципу, «она могла бы сплотить в своих рядах самые разные силы, готовые решительно противостоять тем, кто, как и нацисты, сеет зло и человеконенавистничество».

Позже, отвечая на вопросы журналистов, Путин уточнил, кто мог бы войти в антитеррористическую коалицию: кроме России, США и ряда европейских стран здесь должны быть те, кто кровно заинтересован в борьбе с ИГИЛ, например, Иран, Саудовская Аравия, Турция и Иордания. «Надо, наконец, признать, что кроме правительственных войск президента Асада, а также курдского ополчения в Сирии с «Исламским государством» и другими террористическими организациями реально никто не борется», — заявил российский лидер, обращаясь к залу.

Россия уже сейчас оказывает военно-техническую поддержку Ираку и законному правительству Сирии, но этого недостаточно. По словам Путина, нужна помощь мусульманских лидеров, ведь «Исламское государство» «своими кровавыми преступлениями оскверняет величайшую мировую религию — ислам». «Сейчас очень важны и ваш авторитет, и ваше наставническое слово», — обратился российский президент к отсутствующим на ассамблее мусульманским священникам. Что касается стран коалиции, то они должны добиваться прежде всего восстановления институтов власти в странах, втянутых в воронку арабских революций. А это, в свою очередь, как полагает Путин, автоматически решит проблему беженцев.

В ближайшие дни, как пообещал глава нашего государства, Россия в качестве председателя совета безопасности ООН созовет министерское заседание для комплексного анализа угроз на пространстве Ближнего Востока.

«ДЛЯ ЧЕГО НАТО РАСШИРЯЕТСЯ, ЕСЛИ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ РАСПАЛСЯ?»

Украиной Путин попрекнул своих слушателей лишь однажды. Многие, возможно, ждали от него оправданий, но и в этом случае президент РФ пошел в наступление.

«Зачем поставили постсоветские страны перед ложным выбором: быть им с Западом или с Востоком? — задал риторический вопрос российский президент. — Рано или поздно такая конфронтационная логика должна была обернуться серьезным геополитическим кризисом. Это и произошло на Украине, где использовали недовольство значительной части населения действующей властью и извне спровоцировали вооруженный переворот. В итоге вспыхнула гражданская война».

Остановить кровопролитие возможно, только придерживаясь февральских минских соглашений, напомнил Путин. Но самое главное — задуматься, для чего продолжена линия на расширение НАТО. Тем более что Варшавский блок прекратил свое существование, а Советский Союз распался. Но блок НАТО не только остается, он еще и расширяется, так же как его военные инфраструктуры, недоумевал президент.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭГОИЗМ ЗАПАДА И «ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ» РОССИИ И КИТАЯ

В заключение Путин поделился своим личным разочарованием в «общем пространстве экономического сотрудничества», в существование которого верилось, когда нынешний российский лидер работал заместителем мэра Петербурга Анатолия Собчака. Тогда «казалось, что в экономике, где действуют объективные рыночные законы, мы научимся обходиться без разделительных линий, будем действовать на основе прозрачных, совместно выработанных правил», припомнил Путин. Но сегодня нормой стали «односторонние санкции в обход устава ООН», а также закрытые эксклюзивные экономические объединения, создаваемые кулуарно, «втайне и от собственных граждан, от собственных деловых кругов, общественности и от других стран».

«Это чревато полной разбалансировкой торговой системы, раздроблением глобального экономического пространства», — поставил Путин диагноз рукотворному кризису. И противопоставил «экономическому эгоизму» Запада «гармонизацию региональных экономических проектов», инициированных Россией и странами Азии, в частности, планы по сопряжению Евразийского экономического союза с китайским «Экономическим поясом «Шелкового пути».

Но завершать речь на конфронтационной ноте российский президент не стал. От геополитических и экономических вызовов он неожиданно перешел к глобальному изменению климата. Перед этой проблемой равны все страны, и поэтому Путин не только пообещал к 2030 году ограничить на национальном уровне выбросы парниковых газов до 70 - 75% от уровня 1990 года, но и предложил созвать под эгидой ООН специальный форум. «Россия готова выступить одним из организаторов такого форума», — заверил президент РФ.

ПУТИН ЧОКНУЛСЯ С ОБАМОЙ, ХОТЯ ТОТ ПОКЛЯЛСЯ «НЕ СВЕРНУТЬ С ПУТИ МИРОВОГО ПРОЦЕССА»

На торжественном обеде в честь 70-летия ООН, переходящем по московскому времени в ужин (разница во времени у Нью-Йорка и Москвы — 8 часов), Путин сидел недалеко от Обамы, разделяемый с ним только Пан Ги Муном. Когда генсек ООН в очередной раз взошел на трибуну, чтобы произнести тост, Путин и Обама чокнулись фужерами. Это тотчас же было отмечено репортерами, как и дипломатическое рукопожатие, которыми главы государств обменялись немного ранее. Второй тост за столом произносил американский президент, сказавший, в частности, что «не свернет с пути мирового процесса».

В оставшееся протокольное время российский президент еще успел обсудить с Пан Ги Муном возможные меры по борьбе с изменением климата, встретиться с председателем Госсовета Кубы Раулем Кастро, президентом Ирана Хасаном Рухани и премьер-министром Ирака Хайдаром Абади. Иностранные СМИ тем временем муссировали мысль о том, что «дерзкая» речь Путина на Генассамблее все-таки затмила «прогрессивное» выступление Обамы.

Как заключил по итогам Генассамблеи ООН не только президент РФ, но и многочисленные международные наблюдатели, политика изоляции российского государства провалилась

«ИЗОЛИРОВАТЬ РОССИЮ ПРОСТО НЕВОЗМОЖНО — ПОСМОТРИТЕ НА КАРТУ»

Личная встреча президентов России и США состоялась ночью по московскому времени и шла почти на час дольше запланированных 55 минут. СМИ на переговоры допущены не были. К 2:00 (18:00 в Нью-Йорке) Путин вышел к ожидавшим его журналистам. Он выглядел заметно усталым, но отвечал развернуто и даже пытался шутить.

Только что завершившуюся встречу с президентом США, первую за два последних года, российский лидер назвал «очень полезной» и «очень откровенной». «У нас, как ни странно, очень много совпадающих точек и мнений, — заявил Путин, подразумевая проблемы Ближнего Востока и Украины. — Есть и расхождения, над которыми мы договорились вместе работать». Однако в урегулировании конфликта на востоке Украины США напрямую участвовать по-прежнему не будут. Штаты и так «в известной степени стоят за спиной киевских властей, они в постоянном контакте с европейцами», — констатировал российский лидер. По этим и другим вопросам у РФ с заокеанским партнером «налажен хороший деловой контакт по линии министерства иностранных дел и Госдепа».

Путин охотно признал, что отношения между Россией и Соединенными Штатами сегодня «находятся на достаточно низком уровне». «Но это не наша инициатива, — пояснил президент. — Мы всегда готовы к развитию отношений, к восстановлению отношений в полном объеме». Хорошим знаком можно считать то, что американские партнеры сами, по словам Путина, предложили провести встречу двух президентов. Но контакт с Обамой и без этого не прерывался, подчеркнул российский лидер: пока разворачивалась политика санкций, главы Кремля и Белого дома не теряли телефонной связи, кроме того, виделись на международных мероприятиях.

В целом, как заключил по итогам Генассамблеи ООН не только президент РФ, но и многочисленные международные наблюдатели, политика изоляции российского государства провалилась. Страна возвращается в лагерь сверхдержав окрепшей и уверенной в себе. «Изолировать Россию просто невозможно, — резюмировал Путин. — Достаточно хотя бы посмотреть на географическую карту».