Яков Геллер
Яков Геллер: «5 процентов татарстанской продукции в общих закупках нашего же минздрава! Это не экономика, тем более в кризисное время»

ЧТО И ТРЕБОВАЛОСЬ ЗАКАЗАТЬ

Накануне в минэкономики на семинаре «Особенности поставок продукции для нужд регулируемых заказчиков», куда приехали более 100 представителей бизнеса со всей республики, выяснилось, что, к примеру, в госзказах минздрава РТ доля предпринимателей Татарстана совсем ничтожна — всего 5%.

«5 процентов татарстанской продукции в общих закупках нашего же минздрава! Это неправильно! — так начал выступление перед бизнес-сообществом генеральный директор агентства по госзаказу Яков Геллер. — Это не экономика, тем более в кризисное время. Поэтому мы и проводим такие обучения. Минэкономики совместно с агентством по госзаказу намерено проанализировать сферу госзакупок, чтобы выявить инвестиционные ниши для бизнеса. Если позволите, я не буду затягивать, мы неудачно выбрали дату для проведения семинара», — озвучил задачи семинара выступающий. Итогом таких удручающих с точки зрения минэкономики показателей стал проведенный минздравом анализ торгов ведомства для всех лечебных учреждений и больниц в течение августа. Из документа следует, что по количеству выигранных контрактов татарстанские предприниматели занимают всего 17%, а от всей суммы выигранных лотов республиканским производителям досталось всего 5%.

Далее участниками был продемонстрирован портал — smb.tattis.ru, для обучения работы в котором все, собственно, и собрались... «Около месяца назад был запущен продукт, который позволяет предпринимателям совершенно бесплатно получать информацию о всех закупках на территории РФ с разбивкой по регионам», — напомнил первый заместитель министра экономики РТ Рустам Сибгатуллин.

«Поднимите руки, кто знает о том, что есть такой сайт, и кто на нем зарегистрировался», — обратился к аудитории Геллер.

Руки в зале подняли два человека, включая корреспондента «БИЗНЕС Online».

«Полтора процента, — огласил приговор «успешности» проекта Геллер. — Я был на заседании «Общероссийского народного фронта» в составе группы экспертов по госзакупкам. Рядом со мной сидел президент «ОПОРЫ России» Александр Калинин. Он знает, что у этого сайта более тысячи подписчиков, а из Татарстана чуть больше сотни».

Указав на невысокую активность республиканских предпринимателей в интернете, Геллер призвал бизнесменов внимательно слушать экспертов семинара и становиться активными поставщиками.

Рустам Сибгатуллин
Рустам Сибгатуллин: «Около месяца назад был запущен продукт, который позволяет предпринимателям совершенно бесплатно получать информацию о всех закупках на территории РФ с разбивкой по регионам»

«Бизнес — это такая вещь, когда никому ничего не гарантировано, если вы не племянник главы района, — под сдержанный смех зала напомнил Геллер. — Всем остальным трудиться надо. С другой стороны, как говорят силовики, незнание закона не спасает от ответственности. Спасает знание закона».

«НАМ ВАЖНЫ НЕ ТОЛЬКО ПРОИЗВОДИТЕЛИ, НО И «СПЕКУЛЯНТЫ»

В беседе с корреспондентом издания Геллер вновь упомянул миндздравовские 5% и заявил, что необходимо провести системный анализ, который даст ответ на вопрос, почему заказчики не пользуются предложениями республиканских производителей и поставщиков.

«Наша продукция дорогая, наша продукция плохая, нашей продукции нет на рынке, — перечислил эксперт по госзаказу причины низкой доли татарстанского бизнеса в заказах минздрава. — Решение в том, что нам надо выявить инвестиционные ниши. Второй путь — обучение предпринимателей и создание давления предложения на рынок спроса».

Мысль про инвестиционные ниши Геллер пояснил на конкретном примере: «Представим, что РТ потребляет 100 тонн бананов в год. Но это не повод выращивать бананы, поскольку это нерентабельно. Предположим, что РТ потребляет 10 тысяч «квадратов» метлахской плитки в месяц. Этого производства на территории республики также нет, но, учитывая высокую потребность, можно предложить бизнесу открыть производство этого продукта, — провел ликбез постулатов микроэкономики Геллер. — Наша республика лучше всех, но не знаем, что мы суммарно производим и что суммарно потребляем. И ни в одном городе России этого не знают! Давайте сначала узнаем, что мы производим и что мы потребляем. На уровне домохозяйств это вряд ли удастся, но на уровне регулируемых заказчиков получится. Если от того, что мы потребляем, отнять то, что мы производим, становятся понятны инвестиционные ниши, останется только разделить их на бананы как отрасль нерентабельную и метлахскую плитку как потенциально рентабельную. Мы предложим эти ниши, а бизнес решит, заполнять их или нет. Президент РТ, а также министерства экономики и промышленности только и делают, что втягивают крупный бизнес в республику, — оглянулся на покинувших семинар Геллер. — А мы втягиваем малый бизнес. Пусть они не будут строить ТАНЕКО, но они могут поставлять метлахскую плитку».

Эксперт добавил, что для бюджета республики важны не только производители, но и спекулянты, главное, чтобы налоги оставались у нас.

«Когда и как будет реализована задача выявления инвестиционных ниш?» — поинтересовался корреспондент «БИЗНЕС Online».

Участниками был продемонстрирован портал — smb.tattis.ru, для обучения работы в котором, все, собственно, и собрались... (нажмите, чтобы перейти на сайт)
Участниками был продемонстрирован портал — smb.tattis.ru, для обучения работы в котором все, собственно, и собрались
(нажмите, чтобы перейти на сайт)

«В четверг», — ответил Геллер и засмеялся.

«Главное — начать реализовывать ее, — поддержал его замминистра. — Мы стоим на большом и длинном пути. Сейчас для нас более узкий и точечный момент — понять, сможет ли предприятие выполнить заказ для крупного заказчика, есть ли у него для этого оборудование и компетенции».

Спустя час семинар закончился, из зала повалили предприниматели, посвященные в особенности законодательства, ознакомленные с практикой Арбитражного суда и решениями УФАС.

«СУЮТ В ЗАКАЗ «СВОИХ»

Предприниматель Константин Беляков полагает, что пятипроцентная доля татарстанских предпринимателей в госзаказе минздрава является скорее исключением, чем правилом.

«Если речь идет о строительстве, то я сомневаюсь, что там будет тот же показатель, у нас строят в основном республиканские генподрядчики, — рассуждает бизнесмен, специализирующийся на внедрении информационно-технических систем. — Разумеется, есть в этом доля истины: в Москве более крупные поставщики услуг или товаров, они могут снизить цену на свои услуги».

Отсутствие интереса участников семинара к сервису smb.tattis.ru Беляков объяснил сложной процедурой регистрации (чтобы стать резидентом сайта, корреспондент «БИЗНЕС Online» даже при участии консультанта потратил 40 минутприм. ред.).

«Хотите, чтобы я там зарегистрировался, упростите форму, — попросил предприниматель с долей госзаказа в обороте более 50%. — Лично у меня просто терпения не хватило».

«Я представляю госзаказчиков, а не предпринимателей, — признался «БИЗНЕС Online» другой участник семинара, отказавшийся назвать имя и должность. — Насколько мне известно, правительство разослало по заказчикам всех районов информацию об этом сервисе, чтобы они на нем зарегистрировались. Но многие предприниматели боятся».

Однако чего конкретно опасаются предприниматели, которым предлагается по сути поисковая система в океане госзаказа, причем бесплатно, собеседник издания пояснить так и не смог. Но он назвал основную трудность, на которую сетует малый бизнес: бремя обеспечительных взносов по заказам и отсрочки платежей за выполненные работы, которые могут растягиваться до полугода.

«Даже если контракт на год, слово «аванс» в отношениях заказчика и поставщика редко всплывает, — сетует чиновник. — Без капитала в 200 - 300 тысяч рублей для обеспечения крупного контракта он не сможет принять участия в тендере».

Вторая причина слабого интереса малого и среднего бизнеса к госзаказу — сговор регуляторов и участников рынка, а также административный ресурс, который собеседник «БИЗНЕС Online» сформулировал так: «Суют в заказ «своих».

«На одном из наших аукционов победила шарашкина контора, зарегистрированная в одном из бизнес-центров на Хади Такташа, — вспомнил не пожелавший назваться представитель госзаказчика. — У них на одном этаже десятки бизнесменов зарегистрированы. За душой ничего нет, они просто «играют в конкурсы» на компьютерах, получив заказ, отдают его в субподряд за комиссию в 50 - 100 тысяч рублей. А за то, что я эту контору отклонил из-за маленьких оборотов, они нажаловались в УФАС на этот и другие наши контракты, меня завалили штрафами на десятки тысяч рублей. Долго я на этом месте работать не буду, собираюсь уходить».

Исполняющий обязанности директора МУП «Комбинат здоровья» Руслан Хасянов задержался, чтобы задать дополнительные вопросы спикерам. Предприниматель видит главную проблему в неосведомленности бизнеса.

«Хорошо, что в Казани есть возможность такие семинары посещать, — отметил Хасянов. — Но не все районы знают об этом, в особенности отдаленные. Когда до них эта информация дойдет? Чтобы повысить уровень вовлеченности бизнеса в госзаказ, надо до каждого отдельно доводить его преимущества, как до директоров предприятий, так и до их подчиненных, на нем специализирующихся».