СДЕЛАТЬ ПРОГНОЗ КУРСА РУБЛЯ СЕГОДНЯ ЛЕГКО

До 2018 года экономическая ситуация в России будет только ухудшаться. А потом возможны революционные события. И не факт, что они развернут тренд в сторону улучшения. Талоны на продукты все-таки введут, а цена на нефть восстановится еще лет через 15. Такие прогнозы озвучил накануне на традиционном деловом обеде в Набережных Челнах замдиректора компании «Брокерский дом «Открытие» Сергей Хестанов. Встреча была посвящена ситуации на валютном рынке и прогнозам ее развития. В ней также принял участие и руководитель направления продаж некредитным организациям ОАО «Московская биржа» Даниил Кораблев.

Начиная разговор с бизнес-сообществом автограда, Хестанов сразу определил, что не считает нынешние времена мутными в экономическом плане. Причина тому — политика Центробанка. «Сегодня сложилась такая редкая для нашей жизни ситуация, когда относительно понятно, что делает наш Центробанк, — сказал аналитик. — Понятно, чего ждать от рубля в перспективе на год-два. Дело в том, что начиная с марта этого года ЦБ сменил свою политику: он теперь просто сберегает международные резервы — и все! Точка! С этого момента резервы перестали падать и даже чуть-чуть подрастают. Правда, заплатить за это пришлось отказом от любого управления курсом рубля. Вторая плата, тоже достаточно тяжелая, — это то, что Центробанк очень сильно «зажал» денежный агрегат М2. Если попросту, то это в первую очередь коснулось тех, кто привлекает кредитные ресурсы, и теперь их доступность снизилась, а цена использования, наоборот, возросла».

По мнению Хестанова, в нынешней ситуации, как это ни парадоксально, можно достаточно легко составить прогноз изменения курса рубля. Как сообщил аналитик, сейчас стоимость нефти марки Brent, при которой бюджет РФ «сойдется», составляет 3200 рублей (или около $48). Исходя из этого, можно и строить предположения, куда двинется рубль. Насколько нефть будет дешевле, настолько наша валюта и будет падать. И наоборот. «Кстати, до 16 декабря прошлого года действовала похожая формула, только исходная сумма была другая, где-то 3600 - 3750 рублей, — напомнил Хестанов. — А 16 - 17 декабря у нас была настоящая, качественная, валютная паника. В частности, 17 декабря всех рублей, которые на планете Земля существуют, было меньше, чем рублевая стоимость резервов ЦБ по курсу, который в тот день наблюдался».

Аналитик считает, что колебания курса рубля будут заметно больше, чем они были до осени прошлого года. И те, кто «завязан» на валюте, например закупает оборудование за границей или имеет валютные кредиты, будут от этих колебаний очень сильно зависеть. Как вариант, чтобы застраховать свои валютные риски, Хестанов предложил личную торговлю на валютном рынке. «К счастью, года два назад было принято решение разрешить доступ на биржу не только банкам, как это было ранее, но и физическим лицам, и юридическим, и даже нерезидентам России. То есть любой теперь может продавать и покупать валюту по биржевой цене. А если сравнить ее с той, что предлагают банки, она гораздо выгоднее. И разница между покупкой и продажей гораздо меньше именно на бирже, чем в финансовых институтах. Кстати, интересно заметить, что, когда это разрешение давалось, банкам это очень не понравилось. Несложно догадаться почему», — пояснил Хестанов.

О преимуществах торговли на валютной бирже сказал и Кораблев: «Самая большая разница между покупкой и продажей долларов, которую я видел, составляла 60 рублей. Это было в Домодедово в декабре прошлого года, когда случился обвал рубля. Тогда там покупали доллары за 40 рублей, а продавали населению за 100. А экономия, если вы работаете с валютой на бирже, а не в банках, может быть очень существенной. Я как-то рассказал об этом бухгалтеру маленькой туристической фирмы. И за 2013 год компания только на этом сэкономила более 2 миллионов рублей».

Даниил Кораблев
Даниил Кораблев

ЗАБИРАТЬ ВКЛАДЫ ИЗ БАНКОВ РАНО

В общем, в ближайшей перспективе замдиректора «Открытия» не ожидает очередного обвала рубля, хотя и радужных прогнозов не строит. «Если говорить о долгосрочном прогнозе, то перспективы рубля смотрятся достаточно мрачно. Уже понятно, что, отказавшись от контроля курса российской валюты, правительство смирилось с тем, что любые экономические трудности будут преодолеваться девальвацией. То есть что-то ухудшилось в экономике, делается очередная девальвация рубля, дешевых рублей в бюджете стало больше, соответственно, проблема так или иначе решена. Оборотной стороной этой девальвации будет то, что реальная инфляция будет высокой в ближайшие как минимум год-два».

Рост инфляции, понятное дело, скажется на благосостоянии граждан. Именно поэтому девальвацию нельзя при нынешних условиях проводить постоянно. Хотя, может, монетарные власти были бы и рады идти этим простым путем. Тормозит их то, что уже сейчас около 10% россиян по уровню доходов находятся за чертой бедности. «По официальным сведениям, которые госпожа Голодец (вице-премьер правительства РФприм. ред.) озвучила не так давно, у нас 23 миллиона человек находятся за чертой бедности. Понятно, что если проводить девальвацию, то вырастет инфляция, их доля будет увеличиваться. Это грозит социальным взрывом, который никому не нужен. И именно поэтому в последние месяцы очень усилился информационный фон на тему введения продовольственных талонов. И я думаю, что в осеннюю сессию решение их ввести будет принято Госдумой», — сказал Хестанов, добавив, что если это произойдет, то устойчивость экономики страны заметно повысится. То есть средний уровень благосостояния будет снижаться, но за счет талонов будет достигнута некая социальная стабильность. Соответственно, эта самая девальвация обеспечивает настройку бюджета на изменение цены на нефть. По мнению московского гостя, скорее всего, в таких условиях мы будем жить еще пару лет, пока не произойдут какие-то революционные изменения.

Тем не менее Хестанов заверил, что банковская система у нас в ближайшее время не рухнет, так что бежать снимать свои деньги не стоит. По крайней мере пока. «Можно указать довольно четкий ориентир, до которого можно сильно не бояться за крупные банки и финансовую систему в целом. Вот когда он наступит, тогда нам всем будет плохо. На официальном сайте ЦБ в открытом доступе лежат данные о международных резервах РФ, что раньше было принято называть золотовалютным резервом. Сейчас это больше 360 миллиардов долларов. А для нашей страны критичная величина — 170 - 200 миллиардов. Вот при таком показателе возможны серьезные потрясения. Так что для разумного человека это сигнал: как только резервы упадут до суммы, близкой к 200 миллиардам долларов, надо как минимум забрать деньги из банка. Но пока этого можно не опасаться. Если до февраля этого года резервы падали, только в октябре прошлого года 29 миллиардов долларов «сожгли» на поддержку рубля, то сейчас ЦБ их тратить перестал, что делает ситуацию достаточно стабильной».

Еще один фактор, который, как подчеркнул спикер делового обеда, влияет на экономическую ситуацию в стране и который нельзя игнорировать, — это геополитика. «Если раньше можно было говорить, что у экономики нет связи с политикой, то сейчас из-за событий на Украине этот фактор тоже влияет на нашу экономику. И влияет не самым позитивным образом. Скорее всего, влияние это сохранится в течение достаточно долгого времени». Общий прогноз, который делает Хестанов на ближайшие годы: до 2017 - 2018 годов экономическая ситуация будет только ухудшаться. Темпы снижения он определил в пределах 3 - 5% ВВП. «На первый взгляд, это небольшое снижение, но на самом деле это довольно много. Для сравнения скажу, что в кризис 2008 года было падение 7,9 процента».

В практическом плане финансовый аналитик дает совет: сбережения, которые не потребуются в ближайшие полгода-год, логичнее хранить не в рублях, а в валюте, тех же самых долларах США. И внимательно следить за уровнем золотовалютных резервов, чтобы успеть вовремя закрыть все счета.

«ЗАПАД ЗАГНИВАЕТ, ДА ТОЛЬКО ПАХНЕТ ПРИ ЭТОМ ФРАНЦУЗСКИМИ ДУХАМИ»

Совладелец юрфирмы «Надеждин и партнеры» Михаил Надеждин высказал мнение, что свободное хождение в стране иностранной валюты — это экономическая экспансия, необходимо уйти от долларовой зависимости. В частности, есть такие перспективы: введение в странах ШОС и БРИКС своей валюты — золотой алтын, появление криптовалют, возможность расчетов с Китаем, Аргентиной, Беларусью в национальных денежных единицах и т. д. Но Хестанов не согласился, что эти меры уведут нас от доллара. По его мнению, если это и произойдет, то лет через 15 - 20.

«На данный момент по международным контрактам 80 процентов расчетов ведется в долларах. К слову, в юанях — меньше 2 процентов, по золотому алтыну вообще пока никакой официальной информации нет, чтобы делать какие-то выводы. А в криптовалютах объем расчетов занимает меньше 1 процента. Хотя она чисто философски очень интересна. Может быть, в относительно далеком будущем криптовалюты и займут серьезную нишу. Но на ближайшие годы альтернативы доллару нет. Напомню, что раньше основной мировой валютой был фунт стерлингов. И доллару понадобилось 45 лет, чтобы его вытеснить. Поэтому, повторюсь, он будет иметь глобальное хождение еще лет 15 - 20», — ответил Хестанов.

Спросили у гостей делового обеда и о том, как скажется на экономике Евросоюза нынешняя ситуация с беженцами с Ближнего Востока, а также том, что в США прогнозируются серьезные экономические катаклизмы, некоторые эксперты даже уверяют, что доллара скоро не будет. В ответ на это Хестанов привел обычную статистику: в Европе проживают порядка 520 млн. человек, беженцев сейчас туда прибыло около 120 тысяч. То есть, даже есть их будет 1 млн., это все равно около 0,5% от общего населения.

«Социальные проблемы, безусловно, беженцы с собой уже принесли и принесут еще. А в экономическом плане в ближайшие годы они вряд ли как-то на ситуацию повлияют. Когда-нибудь в будущем, возможно, но не сейчас», — считает аналитик. А про доллар он добавил, что у американской валюты имеются свои циклы в 15 - 17 лет, когда он растет, достигает пика, потом падает. «Сейчас доллар находится в начале своего роста, — заявил Хестанов. — И ожидать его спада сейчас вряд ли можно». А про то, что экономика США может рухнуть, прокомментировал Кораблев: «Еще со времен Брежнева говорили, что Запад загнивает, только все как-то загнить не может. Даже такая фраза появилась: «Запад загнивает, но почему-то при этом пахнет французскими духами».

Сергей Хестанов
Сергей Хестанов

«ДО САМОГО ГЛОБАЛЬНОГО СНИЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЫ ЕЩЕ НЕ ДОШЛИ»

Из-за снижения курса рубля, прогнозирует Хестанов, возможен и серьезный кризис на рынке жилой недвижимости. По той простой причине, что сейчас он в России слишком «перегрет». По крайней мере если говорить об уровне валютных цен. «Казалось бы, парадокс, что цены на жилье могут упасть, — сказал аналитик, — ведь импортная составляющая в стройматериалах составляет всего 4 процента. Но если сравнить уровень цен на недвижимость в России и за рубежом, то понятно, что кризиса в этом сегменте рынка нам не избежать. В Набережных Челнах квадратный метр стоит примерно 45 - 50 тысяч рублей. Это примерно 600 евро. В Германии, в районах, где дела с наличием работы обстоят хорошо, цена составляет около 700 евро, а где не очень хорошо — 300 - 350 евро. Учтите еще уровень их зарплат и наших и сделайте выводы», — несколько ошарашил присутствующих Хестанов.

По его словам, в большинстве европейских стран средняя семья из двух человек, на всем предельно экономя, должна, по расчетам, заработать на минимальную квартиру за два года. Когда для москвичей подсчитали этот срок, ответ был неутешительным: столько не живут. Поэтому, как считает Хестанов, есть очень большая вероятность падения цен на жилье в два раза, а если ситуация будет развиваться негативно, то и в 3 - 4 раза. Аналогично было в 1998 году, тогда в Москве квартиры подешевели в 2 раза, а в Ростове-на-Дону — в 4. В 2008 году падение было около 30%. «Так что пока мы большого кризиса на рынке недвижимости не видели, но, скорее всего, в обозримом будущем мы его увидим», — заметил Хестанов, добавив, что чем больше доля ипотеки на рынке недвижимости, тем больше шансов его обрушения. Как он пояснил, ипотека подразумевает, что людей-покупателей с деньгами мало, а в России как раз ипотека находится в приоритете.

«Кризис еще и не начинался, — продолжил Хестанов. — Финансовый кризис имеет четкую периодичность в 7 - 12 лет. Я помню три таких кризиса: 1986 год, 1997 - 1998-й, 2008-й. Следующий будет где-то в районе 2018-го. А тот экономический спад, который мы с вами имеем, он сугубо российский. До мирового кризиса мы с вами еще не «доехали». Российский же кризис связан отчасти с длительным перегревом нефтяного рынка, отчасти с геополитикой, будь она неладна. Но до самого глобального снижения экономический показателей мы еще не дошли».

По просьбе корреспондента «БИЗНЕС Online» Хестанов прокомментировали расхожее мнение, что санкции Запада, дестабилизация ситуации на Украине, снижение цен на нефть стали следствием недовольства США тем, что Владимир Путин пошел на третий президентский срок. Аналитик с экспертами, которые такое заявляют, принципиально не согласен: «Мнений много, но именно это не смотрится близким к истине. Причины гораздо глубже. Есть такой показатель, как биржевой индекс, потому что люди покупают акции в надежде на какой-то позитив, а продают, когда ждут чего-то плохого. И до марта 2013 года российские и американские биржевые индексы шли похоже. Америка росла, мы росли, они падали, и мы — тоже. А с марта 2013-го, когда никакой геополитики и в помине не было, индексы разошлись: наш пошел вниз, американский продолжил рост. Этот перелом наступил, когда серьезные в мировом масштабе инвесторы, которые в основном и определяют движение индексов, стали сомневаться в российской экономической модели. Потому что если ее утрировать, то это обмен сырья на бусы. К весне 2013 года потенциал этого направления был исчерпан. И серьезные люди стали продавать российские активы, выводить из нашей страны деньги», — считает Хестанов.

По его мнению, геополитика только обострила все, что сложилось до этого, а цена на нефть упала по многим причинам. Во-первых, потому что она до этого была слишком дорогой. А во-вторых, стало слишком много сланцевой нефти. Это произошло бы вне зависимости от геополитической ситуации, просто в силу того, что дозрела технология. «Когда восстановятся цены на нефть, сказать сложно, — заметил Хестанов, — но точно не в кратчайшие сроки. Вспомним хотя бы 1986 год, тогда тоже цены были перегреты, а потом резко упали. Восстановились только в начале 2000-х. То есть на это ушло около 15 лет. Сейчас, могу предположить, понадобится еще больший срок».

Фото business16.ru