Южно-Сахалинский городской суд фактически запретил кораническую суру «Ал-Фатиха» («Открывающая») — основу основ ислама
Южно-Сахалинский городской суд фактически запретил кораническую суру «Аль-Фатиха» («Открывающая») — основу основ ислама (фото: revival.tatarstan.ru)

ПОКА ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОТУШИТЬ РАЗГОРАЮЩИЙСЯ ПОЖАР, ЕГО НАДО ТУШИТЬ ВСЕМИ СРЕДСТВАМИ

Решение Южно-Сахалинского городского суда, по сути, поставило суры Корана вне закона, признав наличие признаков экстремизма в книге «Мольба (дуа) к Богу: ее значение и место в исламе». Ситуация эта неприятная, оскорбительная для миллионов российских мусульман. Ведь вопрос не в самой книге — их запрещают пачками. Федеральный список экстремистских материалов превысил уже 3 тыс. пунктов. Вопрос в том, что запретили кораническую суру «Аль-Фатиха» («Открывающая») — основу основ. Точнее, стих из нее — «Тебе мы поклоняемся и Тебя молим о помощи». Эта сура читается не только в каждом ракаате (поклоне) намаза, но и перед началом любого дела, впереди любой молитвы. Запретить ее — это значит запретить ислам.

Трудно себе представить, что будет, если приговор суда останется в силе и сура «Аль-Фатиха» займет свое место в списке экстремистских материалов. Это будет вызов всем без исключения мусульманам России, даже самым мирным и толерантным. Обойтись без «Фатихи» невозможно, следовательно, миллионы попадут по формальным признакам в ряды экстремистов. Это даже не недавний запрет перевода Корана Эльмира Кулиева в Новороссийске. Там запрещали конкретный перевод, а не саму священную книгу. Хотя и этот запрет дал повод сторонникам течения «Хизб ут-Тахрир» провести массовую акцию по всей России и за рубежом под лозунгом «В России запрещают Коран». Положительного имиджа стране это не прибавило.

Поэтому в бой пошла тяжелая артиллерия в лице лидера Чеченской Республики, поэтому поднялся шум в информационном поле. Это не рядовой случай: пока есть возможность потушить разгорающийся пожар — его надо тушить всеми средствами.

В бой пошла тяжелая артиллерия в лице лидера Чеченской республики, поэтому поднялся шум в информационном поле
В бой пошла тяжелая артиллерия в лице лидера Чеченской Республики, поэтому поднялся шум в информационном поле (фото: islamnews.ru)

СЕГОДНЯ ОНИ АНАЛИЗИРУЮТ ВЫСКАЗЫВАНИЯ РУССКИХ НАЦИОНАЛИСТОВ В СОЦСЕТИ «ВКОНТАКТЕ», ЗАВТРА — РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСЛАМСКИЕ ТЕКСТЫ

Естественно, не раз и не два прозвучал вопрос: «А кому это выгодно?» Выдвигались самые различные версии, но все, как правило, из теории заговоров. Виновата Америка и Запад в целом, которые спят и видят, как в России разгорается пламя межрелигиозной войны. Виноваты некие люди «наверху», которые якобы не хотят потепления отношений между Саудовской Аравией и Россией и ставят подножки. Это они, такие нехорошие, науськали судью и прокурора и т. д. и т. п. Среди всех версий наиболее близкой к реальности, на мой взгляд, была одна — южно-сахалинские силовики проявили излишнее рвение по службе. В регионе, где по большому счету мало что происходит, трудно найти экстремиста или террориста, а работать надо, оправдывать государственные средства, потраченные на чиновников, тоже надо.

Не исключаю, что местная мусульманская община не просто так стала объектом внимания для силовых структур. Как явствует из решения суда, 7 марта 2014 года в МРО «Сахалинская община мусульман» прошла проверка «на предмет соблюдения федерального законодательства противодействия экстремизму», стандартная, рутинная процедура. Список экстремистских материалов большой, как уже отмечалось, свыше 3 тыс. пунктов. Но под подозрение попала лишь одна книга, «предположительно содержащая высказывания экстремистского характера», — «Мольба (дуа) к Богу: ее значение и место в исламе». Она была отдана на экспертизу, которая и выявила фрагменты, «в которых речь идет о превосходстве, преимуществе человека или группы лиц перед другими людьми на основании их принадлежности к какой-нибудь расе, национальности, религии (или отношения к религии)».

Редко когда экспертиза не выявляет высказываний экстремистского характера. От эксперта зависит многое, если не все, т. к. судьи выносят свой вердикт на основе его решения. Сами же эксперты завалены работой по полной программе и часто пишут свои экспертизы по стандартным лекалам, особенно не углубляясь в спорный текст. Им не хватает опыта, элементарных знаний и времени. Сегодня они анализируют высказывания русских националистов в соцсети «ВКонтакте», завтра — религиозные исламские тексты. Проще и быстрее всего найти необходимый «фрагмент» и приступить к новой экспертизе. Отсюда идут такие ляпы, как в Южно-Сахалинске.

От нас в защиту Корана выступил лишь один человек — юрист Руслан Нагиев
От нас в защиту Корана выступил лишь один человек — юрист Руслан Нагиев

ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ ДВАЖДЫ

Вспомним, как в 2011 году гайский межрайонный прокурор Оренбургской области требовал признать материалами экстремистского содержания сборники хадисов пророка ислама Мухаммада «40 хадисов», а также сочинение известного татарского богослова и писателя XVIII века Абд ар-Рахима Утыз-Имяни «Жемчужина разъяснений», книгу «В молитве спасение» председателя совета муфтиев России муфтия Равиля Гайнутдина и др. Там тоже кто-то проводил экспертизу и записал классика татарской литературы в экстремисты. А что там вообще у татар? Как писал «БИЗНЕС Online», от нас в защиту Корана выступил лишь один человек — юрист Руслан Нагиев. Казанские мусульмане очень пассивны, все свелось к охам и вздохам в социальных сетях. Понятно, что героев, готовых броситься на амбразуру, не так много, но и подвигов здесь особых совершать не надо. Внятную апелляционную жалобу может составить любой грамотный человек, получивший высшее образование. И чем больше будет таких жалоб, тем больше вероятность отмены решения суда нижестоящей инстанции.

Попытка «вырезать» из Корана аяты, которые показались чиновникам «экстремистскими», уже предпринималась в XIX веке печально известным цензором Василием Смирновым. Тогда это касалось текста Корана на арабском языке. Это попытка не удалась, так как против нее сплоченно выступила вся мусульманская умма России. К слову сказать, его же хотел «призвать к ответу» известный татарский писатель Гаяз Исхаки. Цензор татарских книг Смирнов так «обработал» повесть Исхаки, что от оригинала осталось чуть больше половины. Исхаки так возмутился действиями цензора Смирнова, что решил поехать в Петербург и убить его. Для осуществления своих планов уже подыскивал надежное оружие, но тут появились золотопромышленники братья Рамеевы, которые увезли его на кумысолечение и тем самым спасли от неминуемой гибели.

Судя по последним меседжам из Южно-Сахалинска, эта история должна завершиться благополучно. Но не факт, что через месяц очередной российский суд в очередном провинциальном городе не признает текст Корана экстремистским. И снова судьи будут выносить решение, опираясь на мнение экспертизы, потому что по-другому они не могут. Институт экспертов требует реформации. Нам нужны новые нормативные или законодательные акты, которые должны четко прояснить полномочия экспертов, следователей и судей в деле экспертизы классических религиозных текстов. Основные священные книги всех мировых религий вообще не должны попадать под лупу эксперта.

Азат Ахунов