1.jpg
В начале года частные и госпредприятия города искали 12 тыс. сотрудников, теперь число свободных вакансий выросло до 17 тысяч

БЕЗРАБОТИЦА В КАЗАНИ ВЫРОСЛА НА 20%

В Казани вчера началась ежегодная ярмарка вакансий. Жизнь там била ключом: за 4 часа в ДК Химиков побывали почти 3 тыс. человек! Для сравнения: год назад за два дня девушки с карандашиками зафиксировали 2,3 тыс. посетителей. Не исключено, что «новую жизнь» в акцию вдохнули пенсионеры, обеспокоенные июльским повышением тарифов на коммунальные услуги. Ибо теснее всего было в блоке «для пожилых людей». Возможно, свою роль сыграла инфляция, от которой не спасает пособие по безработице.

Зато количество работодателей в сравнении с прошлым годом сократилось. Хотя и так год назад верующих в эффективность городских ярмарок вакансий было немного — всего 77, теперь расставлено 64 стенда. В числе предприятий, отметившихся на ярмарке в этом году, — ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение», ОАО «КамГэсЭнергострой», МУП «Метроэлектротранс», ФКП «Казанский завод точного машиностроения», ПАО «МТС», управление федеральной службы судебных приставов по РТ, МУП «Водоканал», ОАО «Казаньзернопродукт», ПАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Булочно-кондитерский комбинат», ОАО «Радиоприбор», ООО «Бахетле-1», ОАО «Казанькомпрессормаш».

По данным центра занятости населения Казани, количество безработных в городе увеличилось на 700 человек. В начале 2015 года на бирже труда стояли 3,5 тыс. человек, сейчас — 4,2 тыс., разница — 20%. От этого числа 3,5 тыс. человек получают пособие, средний размер которого — 4 039 рублей. Следовательно, ежемесячно бюджет теряет 14,2 млн. рублей на дотации нетрудоустроенным казанцам.

Еще больший скачок произошел на рынке вакансий. В начале года частные и госпредприятия города искали 12 тыс. сотрудников, теперь число свободных вакансий выросло до 17 тысяч. 70% от этого числа — потребность в инженерах, сварщиках, специалистах строительных и других рабочих специальностей, 30% — офисные сотрудники.

ЗАРПЛАТА В КОРИДОРЕ ОТ 10 ДО 50 ТЫС. РУБЛЕЙ

Один из работодателей привел «БИЗНЕС Online» пример того, какие зарплаты готовы выставить производственные предприятия в поисках супердефицитных специалистов. Компания, специализирующаяся на производстве оптики, ищет специалиста по обработке линз. Зарплата — от 100 тыс. рублей и выше. Поиски на территории Татарстана ни к чему не привели — работодатель продолжил их на территории России. Но в подавляющем большинстве работодатели намерены платить рабочим сотрудникам зарплату в коридоре от 10 до 50 тыс. рублей.

«У нас в очереди стоит один каменщик, а заявок на него около 3 тысяч, — привел «БИЗНЕС Online» другой пример директор ГКУ «Центр занятости населения города Казани» Марат Хайруллин. — Для сравнения: есть около 160 безработных бухгалтеров, для которых есть только 12 вакансий. Кроме того, работодателям очень нужны рабочие специальности, а около 60 процентов безработных у нас — женщины».

Но главное несовпадение в желаниях соискателей и возможностях работодателей касается зарплаты. «Все хотят заработать больше, чем могут, — объясняет Хайруллин. — Работодатели не повышают заработную плату ввиду экономических санкций. Но и повального увольнения сотрудников мы не наблюдаем».

Тем не менее чаще всего сокращения встречаются в банковской сфере. По словам собеседника «БИЗНЕС Online», «АК БАРС» Банк в начале этого года уволил 180 человек, Сбербанк — около 70 сотрудников. Другие банки и филиалы московских кредитных организаций сократили по два-три финансиста.

Коммерческие и госструктуры все внимательнее считают деньги. «Инфляция идет, но зарплату работодатели не индексируют, поэтому и люди начинают искать работу, где денег платят чуть больше, — говорит Хайруллин. — Многие организации пользуются дефицитом рабочих специальностей, поднимают на 2 - 3 тысячи зарплату на вакансии и переманивают к себе. Кто больше предложит, тот и возьмет специалиста».

Значимое место после зарплаты в сознании соискателей занимает слово «стабильность». Лучший игрок на этом поле — государство и предприятия, у которых есть госзаказ. «Это нефтехимия, оборонная промышленность и все, что с ней связано, — объясняет Хайруллин. — Раньше люди, наоборот, стремились в коммерческие структуры, но сейчас стараются попасть на госслужбу. Зарплата хоть и не высокая, но приемлемая, зато здесь есть соцзащита, оплачивается больничный, а в коммерческих структурах где-то соцпакет оплачиваются, где-то нет, где-то задержки по зарплате».

3.jpg
Чаще всего сокращения встречаются в банковской сфере. Например, «АК БАРС» Банк в начале этого года уволил 180 человек, Сбербанк — около 70 сотрудников

ПРИШЕЛ, ВАКАНСИИ НА СТЕНДЕ ПОСМОТРЕЛ, РАЗИНУЛ ТЯПУ И СО СЛОВАМИ «У НИХ НИЧЕГО НЕТУ» УШЕЛ

Среди молодых выпускников вузов больше всего безработных приходится на гуманитариев. К привычным экономистам (35 безработных при 5 вакансиях) и юристам (20 нетрудоустроенных на 7 свободных рабочих мест) добавляется армия историков, политологов и филологов. Ведущий эксперт ГКУ «Центр занятости населения города Казани» Людмила Миронцева укоряет выпускников в нежелании активно искать работу и завышенных «ценниках».

«Надо быть заинтересованным в поиске работы, а не так: пришел, вакансии на стенде посмотрел, разинул тяпу и со словами «у них ничего нету» ушел, — негодует Миронцева. — А потом начал Метшину писать: «Я окончил на отлично, а мне вот такую зарплату предлагают, а у меня ипотека». Ипотек наберут, а платить нечем, вот и просят такую зарплату».

Миронцева предлагает гуманитариям устраиваться на работу в школу или в детские сады. «Их там с удовольствием возьмут, там в группах профильное разделение по интересам, — заверила эксперт по кадрам. — Зарплата приличная. Вот мы направляли в детсад девочку, которая только окончила вуз, ей сразу 17 тысяч дали».

Без работы не остаются выпускники обоих КНИТУ — как КАИ, так и КХТИ. Следующая возрастная категория нетрудоустроенных — люди старше 40 лет. Список самых востребованных профессий возглавляют арматурщики, бетонщики со средней зарплатой до 18 тыс. рублей, каменщики — до 30 тыс. рублей, монтажники — до 50 тыс. рублей, плотники — до 17 тыс. рублей и инженеры — до 40 тыс. рублей.

Список наиболее востребованных профессий и самых нежелательных специальностей с указанием средней зарплаты смотрите в таблице ниже.

==table733==

К середине дня ярмарки заметно опустели стенды Казанского пассажирского автотранспортного предприятия №1, Пассажирского автотранспотного предприятия, ООО ЧОО «Кирмень» и троллейбусных депо МУП «Метротранс», разыскивавших слесарей, водителей и мотористов. Оскудели потоки к школам и строительным компаниям. Свои позиции удержали только крупные промышленные предприятия с задачей нанять от нескольких десятков до сотен сотрудников.

ВИТАЮТ В ПОИСКАХ ОПЫТНЫХ

Кризис не повод для отказа от вакансий. В этом убеждена начальник отдела кадров «КамГэсЭнергостроя» Эндже Сафина. У предприятия открыто около 300 вакансий, при этом всего на «КамГэсЭнергострой» трудоустроены около 4,3 тыс. человек.

«Нам нужны сотрудники строительных специальностей, каменщики, бетонщики, монтажники, нужны инженеры, днем с огнем ищем руководителя проекта на зарплату под 100 тысяч рублей, — поделилась с «БИЗНЕС Online» списком открытых вакансий Сафина. — Требуются именно опытные сотрудники».

Руководитель отдела кадров крупного машиностроительного предприятия пожаловалась «БИЗНЕС Online» на большую кадровую текучку. «Одни сотрудники уезжают жить и работать в другие города, другие достигают пенсионного возраста, третьи переходят на госпредприятия, у которых есть заказ, — пояснила собеседница издания. — Большинство не устраивает заработная плата, ищут там, где побольше, например, у наших конкурентов — на «Радиоприборе» или Вертолетном заводе.

Это не означает, что коммерческие предприятия намерены пустить кадровый вопрос на самотек. «Пытаемся мотивировать сотрудников, увеличиваем премию до 35 процентов, тогда как раньше было 10 - 20 процентов, — рассказала «БИЗНЕС Online» сотрудница отдела кадров другого предприятия. — Тем, кто работает больше года, обеспечиваем скидки на санаторные путевки, у нас бесплатное питание».

Яркий пример посткризисной кадровой миграции — директор по производству компании «Добрая столовая» (ИП Николаевприм. ред.) Ильнур Камалов. Около 10 лет он отработал в клининговой компании, но полгода назад решил кардинально сменить сферу деятельности.

«В клининге бешеная текучка, никто туда не приходит на «постоянку», возраст сотрудников выше среднего, — перечисляет причины ухода Камалов. — В сравнении с 2005 годом, началом моей карьеры, и сегодняшним днем расценки на работу упали в два раза и продолжают падать. Сейчас все работы разыгрываются на тендерах, где цена падает иногда до неадекватного уровня. Игроков на этом рынке очень много, и их становится все больше. Все хотят себя там испытать, потому что это не требует особых вложений».

Влияния кризиса на рынок труда не ощущает секретарь отдела кадров строительной компании «АгроСтройКонструкция» Лилия. «У нас заказов много, поэтому открываем новые вакансии, чтобы побыстрее закончить, — объяснила девушка. — Перенимаем у конкурентов за счет стабильного положения, подкупаем своевременной выплатой зарплаты. Кризис на нас вообще не повлиял. Тьфу-тьфу-тьфу!»

По словам заместителя генерального директора по персоналу и социальному развитию Казанского моторостроительного производственного объединения Николая Абрукова, у КМПО вакантно около 150 рабочих мест. Несколько десятков из них занимают рабочие-производственники. «У нас программа завода расписана на несколько лет вперед, конечно, такие предприятия смотрятся наиболее выигрышно, — сообщил Абруков. — Частник может закрыться и не выиграть конкуренции. А мы в следующем году будем отмечать 85-летний юбилей».

2.jpg
В сфере IT вакансии стабильно увеличиваются, спрос не падает на фармацевтов и медиков, стабильно востребованы продажи

ГДЕ ЕЩЕ ИСКАТЬ СПРОС НА РАБСИЛУ

Новые решения под влиянием кризиса внедряются на рынке медицинских услуг. ООО «Консультативно-диагностический центр Авиастроительного района» оплачивает переобучение врачей на смежную специальность. «Врачи общей практики могут получить специализацию функционального диагноста или врача УЗИ, — рассказала начальник отдела кадров КДЦ Диана Бушуева. — Врач-стоматолог может стать ортопедом. До обеда он может принимать как стоматолог, а после — как ортопед». Вдобавок, около года назад КДЦ начал обеспечивать своих сотрудников съемным жильем. Средний уровень зарплаты для практикующих врачей в КДЦ — 40 тыс. рублей. Но вакансии есть все равно.

«Мы тесно взаимодействуем с госструктурами на предмет дальнейшего развития кадрового рынка, — рассказала «БИЗНЕС Online» управляющий партнер ООО Advance Recruiting Services Светлана Ганеева. — Я участник ассоциации кадрового менеджмента, которая объединяет 14 рекрутинговых компаний. Мы объединились в единое открытое окно, единое информполе, где обмениваемся вакансиями. Это ноу-хау, которое отличает наш регион от других. Госкомпании пока не стали нашими клиентами, но мы налаживаем диалог».

Рекрутер добавила, что об оживлении рынка труда пока говорить не приходится. «Рынок не очень комфортно себя чувствует, — отметила Ганеева. — Но это не мешает отдельным направлениям активно развиваться. Вакансии в сфере IT стабильно увеличиваются, спрос не падает на фармацевтов и медиков, стабильно востребованы продажи».