«ВОТ И ПРОШЛИ НАШИ 5 МИЛЛИОНОВ»

Сегодня в Казань на первый казанский форум инновационных финансовых технологий Finnopolis-2015 съехалась едва ли ни вся российская финансовая элита во главе с председателем Центрального банка РФ Эльвирой Набиуллиной. С утра у здания Государственной академии физической культуры, спорта и туризма, расположенного в Деревне Универсиады, толпились сотни людей, представляющих крупные и мелкие российские банки, финансовые и IT-компании. «Пришли сюда пообщаться с коллегами и узнать последние слухи о ситуации в банковском секторе», — пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» цель своего участия в форуме представитель одной из татарстанских финансовых компаний. Вообще же главной темой форума было заявлено обсуждение проблем внедрения цифровых технологий на финансовом рынке, обсуждение мировых трендов в области программных и аппаратных решений.

В фойе академии разместились стенды спонсоров мероприятия, в том числе таких китов, как Microsoft, IBM, Сбербанк, «Ростелеком», Huawei, 1С и т. д. Все они ждали свои полторы-две минуты славы — возможность лично презентовать свои разработки и обратиться с просьбами к Набиуллиной, которая вместе с премьер-министром РТ Ильдаром Халиковым и министром связи и массовых коммуникаций РФ Николаем Никифоровым проходила от стенда к стенду. Например, основатель и директор компании «1С» Борис Нуралиев попросил включить специалистов его компании в группу по разработке новых требований по бухгалтерской отчетности. «Мы бы хотели заранее знать, к чему готовиться, да и могли бы подсказать, как это будет выглядеть на самом деле», — пояснил он свою просьбу.

Набиуллина выслушивала участников выставки со свойственным ей каменным лицом, иногда задавая уточняющие вопросы. «Вот и прошли наши 5 миллионов», — со вздохом сказал один из представителей «Ростелекома», когда председатель ЦБ РФ отошла от их стенда. По всей видимости, он имел в виду спонсорские деньги, которые были заплачены за право участия в мероприятии.

Герман Греф

Глава Сбербанка Герман Греф, который был заявлен в качестве модератора пленарной сессии, задерживался и прибыл прямо из аэропорта буквально за несколько минут до начала, заставив организаторов изрядно поволноваться. Видимо, он не до конца понял, куда его привезли, и в своей приветственной речи сказал, что «рад находиться в Иннополисе» в кругу тех людей, которые сделали возможным реализацию этого амбициозного проекта. Возможно, его обмануло само название форума — Finnopolis. К тому же первоначально предполагалось, что второй день форма будет проводиться в будущей IT-столице страны, но потом организаторы почему-то передумали.

Президент Сбербанка выразил признательность первому заму Набиуллиной Сергею Швецову, который, по его словам, практически вынудил всех приехать в Казань, «хотя некоторые и сопротивлялись». Халиков, который подменял на форуме президента РТ Рустама Минниханова, встречавшегося сегодня с Владимиром Путиным в числе других новоизбранных руководителей регионов, поблагодарил за такое решение, выразив надежду на то, что оно было не случайным, и напомнил собравшимся о достижениях Татарстана на ниве информационных технологий.

«ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК ОСТАНЕТСЯ ГЛОБАЛЬНЫМ»

Для затравки участникам форума был продемонстрирован видеоролик, рассказывающий о том, как может облегчить жизнь простого гражданина внедрение уже существующих цифровых технологий. В нем родители и дети легко и непринужденно осуществляли покупки и пересылали деньги друг другу с помощью мобильных телефонов или специальных браслетов.

Волюнтаристски прервав показ ролика (и так все ясно!), Греф предложил собравшимся порассуждать, как российскому финансовому рынку не отстать от зарубежных конкурентов. «Финансовый рынок был и останется глобальным рынком с минимальными границами», — отметил он. По словам Грефа, Россия вместе с Индией находятся среди тех стран, которые практически не готовы к дигитализации, продолжая делать ставку на традиционный банкинг. На другом конце списка находятся Великобритания, Сингапур, США и Норвегия, которые последовательно переводят свои финансовые услуги в виртуальный мир.

КАК ВКЛЮЧИТЬ «СЕРУЮ ШТУКУ»?

Под конец глава Сбербанка предложил всем участникам форума проголосовать с помощью розданных пультов по вопросу о том, насколько сильной должна быть роль государства в насаждении этой самой дигитализации. Заметно больше половины участников форума проголосовало за вариант, предписывающий пассивную роль — вмешиваться только по мере развития рынка, чтобы не подрывать инициативу бизнеса.

Результаты голосования разочаровали Халикова. В отличие от большинства собравшихся, он считает, что роль государства должна быть ведущей, по крайней мере, на начальном этапе. «Наш опыт показывает, что есть простое решение проблем внедрения дигитализации — надо административно воздействовать на начальном этапе. До 1998 года я работал финансовым директором КАМАЗа, и когда у нас внедрялись информатизация, я уговорил генерального директора изъять факсовые аппараты. На следующее утро все руководители подразделений потребовали у своих IT-специалистов включить эту серую штуку (имеется в виду компьютерприм. ред.), которая стоит у них на столе. По-другому никак!» — высказал Халиков свое выстраданное мнение.

«Включить серую штуку, которая на столе или которая на плечах?» — уточнил Греф. «Замечательно!» — оценил шутку премьер-министр РТ под аплодисменты зала. По мнению Халикова, только такой командно-административный подход позволил Татарстану добиться больших успехов в области внедрения информационных технологий. «Мы надеемся, что после этого форума ЦБ РФ и правительство России подготовят директивные решения по развитию цифровых технологий. Такие документы нам очень нужны!» — обратился он к главе Центробанка.

РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕ САМОЦЕЛЬ

«Я, наверное, вас тоже разочаровала, потому что проголосовала за второй вариант», — вступила с ним в полемику записная представительница либерального лагеря Набиуллина, чем вызвала аплодисменты в зале. Она сослалась на мировой опыт возникновения многих новых секторов рынка, идей или продуктов. «Этот опыт говорит о том, что важно, чтобы рынок развивался, чтобы регулятор смотрел, как развивается этот рынок, был на постоянном контакте с участниками рынка, но вмешивался только тогда, когда у потребителей и участников рынка возникают системные риски. Ведущая роль государства должна быть только в одном — в снижении барьеров. У нас очень много барьеров, сдерживающих развитие цифровых технологий, в первую очередь юридических. Посмотрите, сколько денег мы тратим, чтобы создавать архивы бумажных документов! Если бы у нас был определенный статус электронного документа, завизированный законодательством, это дало бы толчок развитию информационных технологий в России. При этом мы, конечно, видим и риски, в том числе киберпреступность», — отметила она.

Набиуллина сообщила, что в принятой недавно ЦБ РФ «дорожной карте» развития дигитализации финансовых услуг к 2018 году доля финансовых продуктов, доступных в электронном виде, должна возрасти с сегодняшних 28% до 85%. При этом доверие к безопасности пользователей электронных технологий увеличится с 25% до 60%. «За счет чего мы этого добьемся? Во-первых, за счет низкой базы. Во-вторых, если снять существующие барьеры, то рынок сможет достаточно активно развиваться», — пояснила она.

По мнению Набиуллиной, эффективно решать современные задачи невозможно без умения анализировать большие массивы данных, без использования технологий Big Data. При этом председатель ЦБ РФ анонсировала смену формы предоставления отчетности.

«Нам часто говорят, что они очень сложные, что мы заставляем отчитываться по очень большому количеству параметров. Мы искренне пытались решить эту проблему на базе старых подходов. Мы анализировали отчетность, пытались удалить дублирование... Но появляются новые риски, требующие расширения отчетов. Мы поняли, что такой формоцентричный подход неправильный. Мы решили развивать датацентричный подход, когда мы по реальным параметрам сами можем анализировать ситуацию в банках. Но когда мы стали вести об этом разговоры с банками, вы нам сказали: подождите, подождите, мы не готовы», — рассказала глава Центробанка.

Тему, впрочем, своеобразно продолжил Греф: «Я недавно был в Анадыре — городе с населением 30 тысяч человек. Там работают всего два скромных отделения банков, один из которых — Сбербанк. Зато в центре этого замечательного города стоят два прекрасных особняка: главное управление казначейства и главное управление ЦБ РФ. Мне очень хотелось туда зайти, посмотреть, чем они там занимаются», — с улыбкой рассказал Греф, подначивая свою бывшую ученицу.

«Да, у нас есть такая проблема, так же как у Сбербанка с его избыточными площадями операционных офисов», — под смех зала вернула «шайбу» Набиуллина. По ее словам, благодаря внедрению информационных технологий штат Центробанка был сокращен на 3% несмотря даже на то, что его функции как мегарегулятора недавно были значительно расширены.

ГЛАВА СБЕРБАНКА ПОТЕРЯЛ НА БИТКОЙНАХ, НО ПРОДОЛЖАЕТ ВЕРИТЬ В ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕХНОЛОГИИ

Следующая тема обсуждения на пленарной сессии касалась криптовалют (вид цифровой валюты, эмиссия и учет которой основаны на асимметричном шифровании и применении различных криптографических методов защитыприм. ред.), вокруг которых в последнее время развернулись нешуточные споры. Самым свежим поводом для дискуссии стала платежная система Qiwi, которая на днях анонсировала запуск собственной российской криптовалюты — битрубля (при условии, что договорится с ЦБ по этому вопросу). «Нам, как профессионалам финансового рынка, представляется, что это точно не то, что нужно запрещать», — заявил Греф, добавив, что считает технологии blockchain (онлайновый кошелек для биткоинов) и криптовалюты одним из самых серьезных вызовов обычным банкам. При этом глава Сбербанка признал, что у него есть некоторые сбережения в биткойнах. Правда, из-за обвала курса он довольно сильно потерял за последнее время.

Гендиректор компании Qiwi Сергей Солонин отметил, что крупнейшие участники финансового рынка, такие как Visa, JP Morgan, UBS уже инвестируют в криптотехнологии. За последнее время только в США в эту сферу было вложено более $600 миллионов. Это самая большая революция в финансовой сфере за последние 50 лет. Криптотехнологии позволяют значительно удешевить стоимость транзакций и при этом увеличить их безопасность, считает Солонин. Солонин напомнил собравшимся в зале обладателями смартфонов, что и операционная система Android, и iOS обладают специальными возможностями по контролю работы пользователя, которыми активно пользуются спецслужбы США. «С этой точки зрения мы все находимся в небезопасной среде», — отметил он. По мнению гендиректора Qiwi, так как ожидать появления российской мобильной операционки в ближайшее время не стоит, то остается одна надежда — на криптотехнологии. «Нашему государству очень важно поддерживать внедрение таких технологий», — подчеркнул он. Он призвал ЦБ РФ разрешить использование этих технологий хотя бы в качестве пилотных проектов. «Мы активно работаем в 7 странах. Обидно будет, если наш центр разработок криптотехнологий будет находиться в России, а центры использования — за рубежом», — отметил он.

В свою очередь, Набиуллина напомнила, что денежные суррогаты в России запрещены. При этом она делает различие между криптовалютами и криптотехнологиями, которые ЦБ РФ активно изучает. По ее словам во всем мире пока нет единого подхода к тому, как реагировать на то, что эмиссия денег может перестать быть монополией государства. «Банк России видит в них риски, но надеется справиться», — заявила председатель ЦБ РФ. Среди возможных рисков Набиуллина назвала невозможность страховать вклады в криптовалютах. «Когда люди общаются с банками, все-таки у них есть застрахованные вклады, когда же они накапливают биткойны, то не всегда понимают, что могут потерять стоимость. Эта часть не застрахована. Люди не всегда обладают высокой финансовой грамотностью», — пояснила она. Впрочем, она признала, что криптовалюты — это частный случай общего мирового тренда, от которого нельзя просто так отмахнуться, «потому что это удобно и дешево».

ГРЕФ ПРЕДПОЧИТАЕТ САМ СРУБИТЬ СУК, НА КОТОРОМ СИДИТ, НЕ ДОЖИДАЯСЬ «КОРОЕДОВ»

При этом Набиуллина задала Грефу провокационный вопрос: что будут делать банки, если новые криптотехнологии получат массовое распространение? «Не рубите ли вы сами тот сук, на котором сидите?» — с улыбкой спросила она. «Мое дерево со всех сторон окружают жучки-короеды, избавиться от которых невозможно. Поэтому я предпочитаю сам срубить свой сук, не дожидаясь, пока они его не подточат в самый неподходящий момент. По крайней мере, у меня будет шанс контролировать падение», — образно ответил глава Сбербанка под смех зала.

«Нам нужна скорость, нам нужна безопасность, мы должны двигаться в сторону предпочтений клиентов. Поэтому мы очень внимательно следим за новыми технологиями и считаем маленькие банки и p2p-кредитование (займы от физических лиц физическим лицам с помощью онлайн-платформ без участия банковприм. ред.) своими потенциальными конкурентами, — добавил Греф. — Мы не должны пребывать в гордыне от собственного размера. Большой банк отличается от маленького только количеством пыли и шума при его падении».

«МЫ ПОКА АВАНСЫ РАЗДАЕМ»

Хотя форум, который первоначально планировалось провести в Иннополисе, сменил место прописки, мотив его проведения в Казани очевиден: разработка инновационных программных продуктов для финансовой сферы России могла бы стать необъятным рынком для резидентов строящейся в республике IT-столицы. «БИЗНЕС Online» поинтересовался у участников форума их мнением об Иннополисе и готовности в него инвестировать.

Олег Тиньков
Олег Тиньков

Олег Тиньков — председатель совета директоров ОАО «Тинькофф Банк»:

— Минниханов — современный руководитель, умный, молодец и делает все правильно. Я думаю, что у него есть шанс «Сколково» даже в этом смысле обскакать. Если он будет продолжать. Он делает все правильно и грамотно.

То, что здесь форум (Finnopolis-2015 — прим. ред.) проходит, это говорит о том, что Иннополис начинает занимать [свое место в сфере создания инновационных продуктов]. Но пока еще рано об этом говорить. Мы пока авансы раздаем. Если так продолжится, на рубеже трех-пяти лет это [Иннополис] может стать центром и обгонит «Сколково». Для этого надо администрации Татарстана и местным предпринимателям продолжать это. Молодцы вы, на мой взгляд, в России такого никто не делает. Но это только начало.

ELG_7684.jpg
Рубен Аганбегян

Рубен Аганбегян — председатель правления, генеральный директор ОАО «Открытие холдинг»:

— Это же вопрос «курицы и яйца». Поскольку у нас инвестиционный климат и бизнес-климат в стране в целом сейчас проблемный, то сами по себе инвестиции не возникают. Поэтому местные власти должны выступить в определенном смысле спонсорами этого процесса. За ними потянутся частные инвестиции, если возникнет такая система, появятся специалисты, они будут придумывать какие-то идеи, и тогда этот механизм заработает.

Мне кажется, правильно сделали с Иннополисом. Это и образовательный проект, и рабочие места, и место для жизни. К инновациям движется весь мир. Россия может быть частью этого процесса либо нет. Лучше быть частью этого процесса. У нас очень много умных, хорошо образованных людей. Очень хочется, чтобы у них было хорошее и приятное место для жизни и работы. Чтобы они могли здесь в этой стране создавать свой бизнес.

Борис Нургалиев — генеральный директор фирмы «1С»:

— Мы рассматриваем предложение [создать свою лабораторию при Университете Иннополис]. Но для прессы я ничего не буду говорить.

Иннополису нужно время. Иннополис будет какое-то время энергично работать, и результат будет. А вы только создали и сразу: где проекты, которые несут большой коммерческий эффект? Так не бывает.

Андрей Алетдинов — управляющий ООО «БКС»:

— Инвестиции должны быть, в принципе, увеличены. Нельзя увеличить какую-то часть из общей массы инвестиций. Чтобы инвестиции в России увеличились, надо сделать вещи, о которых много кто говорит: это увеличение конкуренции, увеличение надежности вложений, для этого надо работать с судебной системой и т. д. Надо, чтобы инвестиции были безопасными, и тогда не только иностранцы будут этим заниматься.

Многие люди готовы инвестировать, но они боятся это делать, поскольку это небезопасно для их капиталов. Это камень преткновения. Если будут люди, готовые в массовом порядке инвестировать в классические бизнес-решения, будут и те, кто начнет инвестировать в инновации.