E45cJM0X7c7N4tf9Xl6GpCqu1JHM6jUH.jpg
Эльвира Набиуллина в конце августа на встрече с Владимиром Путиным заявила, что регулятор продолжит антиинфляционную политику (фото: kremlin.ru)

ПОЧЕМУ ШЕСТОЙ РАЗ БУДЕТ ДЛЯ НАБИУЛЛИНОЙ ЛИШНИМ

У Центробанка есть три причины для того, чтобы сегодня сохранить ключевую ставку на уровне 11%. Напомним, декабрьская валютная паника заставила задергаться Эльвиру Набиуллину, на экстренном ночном заседании ЦБ ставка была повышена сразу на 6,5 п. п. Однако затем, убедившись, что худшего не произошло и рубль передумал падать в бездну, регулятор начал планомерно смягчать денежную политику: в нынешнем году совет директоров Банка России ставку снижал уже пять раз. Ничего страшного за этим не случилось, и чиновники расслабились, уверовав в стабильность рубля.

Однако июль и август напомнили, что стабильность эта зиждется на весьма зыбком фундаменте. Нефть, еще в мае прощупывавшая уровень $70 за баррель Brent, покатилась под откос и остановилась лишь у отметки $40 за бочку. Плюс истерика на фондовых площадках, едва не перешедшая в хаос, как следствие — очередное падение рубля, который с начала июня обвалился уже почти на 40%.

Разумеется, все это сразу же разогнало цены, а повышение тарифов ЖКХ лишь усугубило ситуацию. По итогам августа инфляция выросла на 0,4%, хотя славящееся своим оптимизмом минэкономразвития прогнозировало 0 - 0,1%. Для последнего месяца лета, богатого на свежие недорогие овощи, это стало новым пятилетним максимумом.

«По данным Росстата, инфляция в августе составила 0,4 процента против 0,8 процента в июле, с начала года цены выросли на 9,8 процента. В годовом выражении инфляция в августе ускорилась до 15,8 процента с 15,6 процента в июле. Согласно прогнозу минэкономразвития инфляция по итогам 2015 года составит 11,9 процента, ЦБ РФ — 10,8 процента», — напоминает заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Дарья Желаннова.

Заметим, что ускорение цен вовсе не закончилось вместе с летом. Согласно свежей официальной статистике недельная инфляция в РФ с 1 по 7 сентября вновь составила 0,2%, как и неделей ранее. В этих условиях снижение ключевой ставки будет выглядеть если не вредительством, то сомнамбулическим поступком в полном отрыве от действительности. Тем более что Набиуллина в конце августа на встрече с Владимиром Путиным уже заявила, что регулятор продолжит антиинфляционную политику. В общем, российской экономике дешевые деньги в обозримом будущем пока не светят, и даже ее спад на 4,6% по итогам второго квартала вряд ли повлияет на монетарные власти.

ЧЕТВЕРТЫЙ КВАРТАЛ: $39 ЗА БАРРЕЛЬ И 70 РУБЛЕЙ ЗА ДОЛЛАР?

Вторая причина вскользь уже упоминалась выше. «Самый главный фактор, влияющий на ключевые макроэкономические показатели РФ, — цена нефти, которая на текущий момент торгуется вблизи отметки в 50 долларов за баррель», — говорит аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко.

В целом же на нефтяном рынке воцарилась ситуация, которую можно охарактеризовать одним жаргонным словом — «непонятки». В понедельник в Москве прошло заседание круглого стола, посвященное 55-летию ОПЕК, на котором побывал корреспондент «БИЗНЕС Online». К слову, на мероприятии выступили крупнейшие российские эксперты — научный руководитель Института проблем нефти и газа РАН академик Анатолий Дмитриевский, гендиректор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев, глава фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов и другие. Так вот, по их словам, сейчас практически невозможно предсказать, как поведут себя цены на нефть на короткой дистанции (и лишь приблизительно, с оговорками — на длинной).

Почему? Хотя бы потому, что основная масса денег вращается не на рынке товарной нефти, а в торговле «бумагой» — фьючерсами, которые покупают, продают и перепродают бесчисленные трейдеры-спекулянты. «Быки» и «медведи» пытаются обратить в свою пользу любые новости из мира углеводородов. В результате мы имеем те скачки цен, которые никогда не случились бы, ориентируйся рынок на «реальную» нефть.

А новости вовсе не радуют сырьевые компании и государства. Да, формально объем добычи в США уменьшился на 300 тыс. баррелей в сутки, а в странах ОПЕК в августе сократился в месячном выражении на 0,44% до 31,26 млн. баррелей в день. Но это капля в море: буровые вышки по-прежнему качают близкие к рекордным объемы черного золота.

Пока что баррель Brent стабилизировался, но это ничего не значит. На подходе — иранский фактор. Вчера агентства Bloomberg и Reuters сообщили, что в октябре исламское государство снизит цены при поставках в азиатские страны (то есть сделает то, чем раньше баловалась Саудовская Аравия). Теперь же бочка иранской нефти будет лишь на 15 центов дороже, чем у саудитов, — и это минимум с декабря 2012 года.

И это еще цветочки, а ягодки пойдут, когда Иран после снятия международных санкций выйдет на рынок как полноправный продавец. И, надо сказать, страна все это время не дремала, а налаживала подлинное импортозамещение. Например, наладила в Ширазе производство собственных морских буровых установок (договор о строительстве первых двух из них с консорциумом «Омиде ираниан» был подписан пару недель назад), которые будут эксплуатироваться на совместных с Катаром месторождениях. Цена вопроса — $170 млн., срок изготовления — 2,5 года. Подобные вести с нефтяных полей наверняка сыграют на руку «медведям».

Даже оптимисты из МЭР уже не считают, что августовский «нефтяной шок» себя исчерпал. Согласно сентябрьской редакции министерского прогноза, Алексей Улюкаев со товарищи в четвертом квартале учитывают нефть по $38,7 за баррель, что гораздо ниже текущих уровней. Исходя из этого, ведомство верит и в курс доллара по 70 рублей до конца года с последующим вялым «отскоком». При этом прогноз на 2016 год ухудшен с $55 до $50 за баррель.

В общем, нефть в любой момент может снова утянуть рубль за собой вверх или, что более вероятно, вниз. Полагаем, Набиуллина должна понимать это не хуже Улюкаева и поступать соответственно моменту.

АМЕРИКАНСКИЙ «ЛОКОМОТИВ» ЛУЧШЕ ПРОПУСТИТЬ ВПЕРЕД

Наконец, само время для различных телодвижений вокруг ключевой ставки не слишком удачно. На следующей неделе должно состояться заседание ФРС США, на котором комитет открытого рынка (Federal Open Market Committee, FOMC) также должен принять решение по своей монетарной политике. Нужно ли говорить, что событие может повлечь за собой тектонические сдвиги на всех мировых рынках?

Все последние месяцы эксперты ждали от сентябрьской тусовки федрезерва повышения ставки. К чему это приведет? Вырастет доллар, подешевеют сырьевые активы, весьма вероятен отток капитала с развивающихся рынков, где дела и без того «не айс». Однако после летнего падения фондовых индексов в Азии, Европе и США вероятность снижения ставки резко упала.

Опубликованный протокол заседания FOMC от 29 июля показал, что федрезерв уже не слишком волнует низкий уровень инфляции — ее давление ослабеет в будущем. Впрочем, по мнению ФРС, инфляция будет ниже целевой отметки в 2% вплоть до 2018 года. Но гораздо сильнее американцев беспокоят внешние экономические угрозы, прежде всего длительное замедление экономического роста в Китае. Как следствие, ни один из членов комитета не высказался за повышение ключевой ставки в сентябре.

Котировки фьючерсов на уровень ставки ФРС (есть и такой «тотализатор»), вчера трейдеры оценивали вероятность ее подъема в сентябре всего в 28%. Но, как бы то ни было, российскому ЦБ явно не стоит бежать впереди паровоза, который может переехать рубль, сам того не заметив.

На этом фоне эксперты «БИЗНЕС Online» прогнозируют сохранение ключевой ставки на текущем уровне, не исключая ее повышения на 0,5 п. п.

«ФОРМУЛИРОВКУ СМЕНЯТ НА «СЛИШКОМ СИЛЬНЫЙ РОСТ ИНФЛЯЦИИ»

Дарья Желаннова — заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари»:

— Рынок ожидает решения о величине ключевой ставки, которая на текущий момент составляет 11 процентов. С учетом текущих условий ставка на сентябрьском заседании, скорее всего, будет сохранена на текущей отметке. До конца года возможно дальнейшее снижение ключевой ставки, если позволят экономические условия.

Высоких темпов роста экономики также не наблюдается, однако формулировка «баланс рисков по-прежнему смещен в сторону существенного охлаждения экономики, несмотря на некоторое увеличение инфляционных рисков», скорее всего, будет сменена на слишком сильный рост инфляции.

Для ЦБ решение по ставке — это выбор между реализацией стратегии по таргетированию инфляции и поддержкой экономического роста. Российская экономика продолжает страдать от низких цен на нефть и ослабления рубля.

Если ставка будет сохранена на текущих отметках, то рынок может отреагировать локальным укреплением рубля, если же показатель будет снижен, то снизится и курс рубля. В любом случае действие монетарного фактора будет иметь ограниченный во времени характер, рубль по-прежнему по большей части будет привязан к нефтяным котировкам.

«ХУЖЕ МЕСЯЧНЫЕ ДАННЫЕ БЫЛИ ТОЛЬКО В 2010 ГОДУ»

Антон Сороко — аналитик инвестиционного холдинга «Финам»:

— На рынке сохраняется повышенная волатильность, а курс рубля сейчас находится вблизи своих годовых минимумов — около 68 рублей за американский доллар. Следствием этого стала высокая месячная инфляция в августе — 0,4 процента — против 0,24 процента в этом же месяце 2014 года. В целом хуже месячные данные были только в 2010 году. Естественно, это может повлиять на решение ЦБ РФ, для которого таргетирование инфляции остается основной задачей.

Также стоит отметить, что буквально через неделю состоится очередное заседание ФРС США, которое может оказать серьезное влияние на мировые финансовые рынки, повысить торговую волатильность. Вследствие приведенных выше факторов мы полагаем, что 11 сентября российский регулятор примет решение не изменять ключевую процентную ставку либо же ограничится небольшим повышением на 0,5 п. п.

«СТАВКУ К КОНЦУ ГОДА ВРЯД ЛИ СНИЗЯТ НИЖЕ 10,5 ПРОЦЕНТА»

Антон Краско — эксперт-аналитик MFX Broker:

— Вероятнее всего, Банк России на сегодняшнем заседании по денежно-кредитной политике сохранит ключевую ставку на уровне 11 процентов. В условиях возросших инфляционных рисков (уже две недели подряд инфляция держится на уровне 0,2 процента) и девальвации рубля почти на 40 процентов с начала июня нет иного выхода, кроме как приостановить смягчение политики. В противном случае отток капитала из страны может увеличиться, что негативно скажется на экономическом росте.

Кроме того, сейчас велики риски нового витка валютного кризиса, что вызовет еще один девальвационный шок и неизбежно негативно скажется на инфляции (не так, конечно, как это было в декабре прошлого года, но тем не менее эффект будет).

Из факторов, которые стали бы потенциальным поводом для снижения ставки, можно выделить лишь ухудшение текущей конъюнктуры экономики (в частности, снижение деловой активности в промышленности и сфере услуг). До конца года возможно еще одно понижение ставки на 25 - 50 б. п., однако вряд ли ее снизят ниже 10,5 процента.