13094_pic.jpg
Кадровый резерв и его пополнение обсуждали вчера на комитете по госстроительству Госовета РТ

В ТАТАРСТАНЕ — 11 ТЫС. «СЛУГ НАРОДА»

Кадровый резерв и его пополнение обсуждали вчера на комитете по госстроительству. Всего 11 тыс. человек трудятся, обеспечивая выход постановлений, прием населения и прочую незаметную для простого жителя бумажно-организационную работу, в городах и весях Татарстана. Из них 5865 человек — госслужащие, остальные работают в муниципалитетах. Такие данные привел руководитель департамента государственной службы и кадров при президенте РТ Александр Белов. Описывая среднестатистический образ современных «титулярных советников», Белов добавил: средний возраст муниципальных служащих — 38 лет, чиновников на госслужбе — 39. Причем это в основном женщины: 70 и 80% соответственно.

Докладчик подробно рассказал о формировании кадрового резерва как рядовых госслужащих, так и управленцев. Белов не упустил случая напомнить об успехах: именно из этого состава кадрового резерва были выбраны, к примеру, министр экономики РТ Артем Здунов и глава Бугульминского района Линар Закиров. Правда, Белов не упомянул, что за плечами последнего 13 лет службы в МВД, а самое главное — команда «Четыре татарина» с ее знаменитыми и высокопоставленными выходцами. А Здунов как-никак победитель конкурса ученых и кандидат экономических наук.

Вслед за этим чиновник перешел к главному вопросу своего доклада: низкой зарплате. Он заявил, что денежное содержание муниципальных и государственных служащих «становится все менее привлекательным». Верится в это заявление с некоторым трудом: буквально в тот же день Росстат опубликовал данные о зарплатах: средняя зарплата чиновника в Татарстане оказалась на уровне 33 тыс. рублей. Тютелька в тютельку такая же, как и средняя зарплата среднестатистического казанца. Спрашивается: о чем, собственно, «плакать»? Но Белов продолжил: проблема низкой зарплаты в первую очередь касается начинающих «слуг народа». Тем более что молодые специалисты и выпускники вузов вообще не могут попасть на госслужбу, потому что у них нет опыта социальной работы. Например, чтобы попасть в госорганы или в местную администрацию на должность консультанта, выпускник должен отработать два года по специальности либо иметь стаж один год госслужбы на низших должностях госслужбы, которых практически не осталось.

13098_pic.jpg
Александр Белов (справа) описал среднестатистический образ современных «титулярных советников»: средний возраст муниципальных служащих — 38 лет, чиновников на госслужбе — 39. Причем это в основном женщины

— Есть система надбавок, но она начинает работать через год-полтора, — раскрыл он корень «зарплатного зла». — Поэтому в рамках принятых решений и госпрограммы у нас запланированы и идут мероприятия, связанные с развитием системы нематериальной мотивации...

Белов осторожно напомнил, что требования, регулирующие барьеры для начинающих чиновников, закреплены в квалификационных требованиях, прописанных в республиканских законах.

— Предлагаю обсудить возможность снижения квалификационных требований в части необходимости наличия стажа работы для талантливых ребят, которые на отлично окончили учебные заведения, — предложил чиновник и тут же добавил. — Речь не идет о руководящих должностях. Есть обеспечивающие подразделения — общий отдел или канцелярия, где бывшие студенты могли бы пригодиться и «понюхать пороху».

13099_pic.jpg
Альберт Хабибуллин (слева): «Предполагалась ежегодная индексация зарплаты на размер инфляции»

«ПОЙДЕТ ОН НА 10 - 15 ТЫСЯЧ? ИЛИ ПОЙДЕТ ТОТ, КОГО РОДИТЕЛИ ОБЕСПЕЧАТ?»

Тема вызвала бурную дискуссию.

— Как вы считаете, у нас равные возможности занять место госслужащего республики? — обратился к Белову член Госсовета Николай Рыбушкин — на несколько секунд в зале повисла пауза. — Кто идет на госслужбу? Вот парень оканчивает институт, еще не дай бог женат. Пойдет он на 10 - 15 тысяч? Или пойдет тот, кого родители обеспечат? Второй вопрос: как вы считаете, работает у нас статья 23 закона о госслужбе?

— Предполагалась ежегодная индексация зарплаты на размер инфляции, — пояснил вопрос коллеги член Госсовета, председатель комитета Альберт Хабибуллин.

Белов на секунду замялся, и Рыбушкин воспользовался этим.

13095_pic.jpg
Николай Рыбушкин (слева): «В 2012 году — на 6 процентов увеличение, в 2013 — на 5,5 процентов, в 2014 — ни копейки не получили, как и в 2015»

— Хоть я и не госслужащий, а знаю, — начал загибать пальцы парламентарий. — В 2012 году — на 6 процентов увеличение, в 2013 — на 5,5 процентов, в 2014 — ни копейки не получили, как и в 2015. Вы сами прекрасно знаете, сколько получают муниципальные служащие!

К примеру, зарплата оказавшейся на совещании в зале начальницы юридического управления Зеленодольского района оказалась на уровне 15 тыс. рублей. А до этого, когда женщина числилась главным специалистом этого же отдела, зарплата была 10 - 11 тысяч... Правда, в такие цифры слабо верится, когда читаешь декларации руководящего состава госслужащих — там за год можно увидеть многие, многие сотни тысяч, миллионы и десятки миллионов.

— Надо ответ искать и тому, что на госслужбе 80 процентов женщины и 20 процентов мужчины, — вмешался член Госсовета Камиль Садриев. — Я был секретарем с окладом в 7,5 тысяч. Вот пришел (на эту должностьприм. ред.) отличник вуза на 7,5 тысяч, ну ладно, его зарплату поднимут до 15. Что такое для отличника вуза 15 тысяч? И никакой морковки перед ним не висит! Ни жилье через три года, ни путевки санаторно-курортной, ничего. Поэтому такая пропорция — 80 на 20 процентов.

13097_pic.jpg
Камиль Садриев (справа): «Надо ответ искать и тому, что на госслужбе 80 процентов женщины и 20 процентов мужчины»

Парламентарий с советским прошлым заговорил о восстановлении стажерства на госслужбе, предложив в каждом отделе предусмотреть соответствующую должность, чтобы можно было примерить костюмчик чиновника на очередного соискателя.

— Мы в своем решении сегодняшнем ваше предложение сформулируем — рассмотреть вопрос или рабочую группу создать, — пообещал Белову председатель комитета Хабибуллин и добавил, повернувшись к Садриеву. — Туда же добавим второй вопрос — стажерство.

— Вы же можете обеспечить кадрами не только госслужбы, но и производственников, — встрепенулся директор ОАО «Казметрострой», депутат Марат Рахимов и рассказал историю из своего прошлого. — Я начальника ПТО «Метростроя» вызвал из Сочи. Здесь найти не мог. Не потому, что не могу обеспечить жильем и зарплатой, я не могу квалификацию подобрать.

— На самом деле, мы в этом направлении движемся, — пообещал Белов на правах главного республиканского держателя кадрового резерва.

Закрывая дискуссию, Хабибуллин предложил увязать систему оплаты труда с нагрузкой на чиновника, и комитет одобрил проект изменений закона «О госслужбе» с учетом пожеланий депутатов и президентского кадрового управления.