«БОЛЬШАЯ ЧЕТВЕРКА» ВЫЗВАНА НА КОВЕР

УФАС по РТ возбудило дело в отношении операторов «большой тройки» — МТС, «МегаФона», «ВымпелКома» («Билайна») и примкнувшего к ним ЗАО «Нижегородская сотовая связь» (ныне Tele2). В вину сотовым операторам ведомство Александра Груничева ставит бездействие в защите абонентов от СМС-спамa. Компании, как подозревает УФАС по РТ, недостаточно защищают своих абонентов от назойливых текстовых сообщений, «в том числе рекламного характера, согласие на получение которых абонент не давал». А это, в свою очередь, является ущемлением прав потребителей на получение качественных услуг связи.

Как сообщили «БИЗНЕС Online» в антимонопольном ведомстве, всего от татарстанцев с начала года поступило около 450 жалоб на СМС-спам, которые и стали поводом для возбуждения дела. И это еще не так много по сравнению с прошлым годом, когда число жалоб превысило 1,2 тыс. и было возбуждено более 500 дел по признакам нарушения закона о рекламе. При этом снижение числа обращений само по себе не говорит об уменьшении спама. Просто с 21 октября прошлого года вступили в силу «антиспамные» поправки к закону «О связи». С этого времени гражданин, прежде чем обращаться в УФАС, должен сначала попытаться решить проблему непосредственно с оператором, потребовав прекратить рассылку с конкретного номера. И только если это не помоголо, подключаются власти.

Согласно закону рассылать СМС-сообщения можно только с согласия абонента, которое должно быть однозначно выражено. В случаях, если оператор сотовой связи не сможет доказать получение такого согласия, рассылка будет признана незаконной. Кроме того, заказчик рассылки должен иметь договор непосредственно с оператором связи, абоненту которого она предназначается, предоставляя сведения о ее характере и объеме. Это необходимо как раз для того, чтобы операторы в случае необходимости могли на законных основаниях автоматически блокировать нежелательные рассылки. Однако, по всей видимости, новый закон не смог решить проблему полностью, антимонопольщики решили жестко напомнить операторам об их роли в преграде от спама. Джина пытаются спрятать обратно в бутылку, но он сопротивляется.

Замруководителя УФАС по РТ Павел Ко?зел (слева) объявил о решении отложить рассмотрение дела для получения дополнительных материалов
Замруководителя УФАС по РТ Павел Ко́зел объявил о решении отложить рассмотрение дела для получения дополнительных материалов

«ВЫМПЕЛКОМ» ПРЕДЛОЖИЛ БОРОТЬСЯ СО СПАМОМ НА САЙТЕ УФАС

Состоявшееся на днях заседание в УФАС по РТ выдалось коротким. Представитель «ВымпелКома» заявил ходатайство о размещении разработанной ими инструкции для пользователей при получении спама... на сайте самого антимонопольного ведомства. После чего замруководителя УФАС по РТ Павел Ко́зел объявил о решении отложить рассмотрение дела для получения дополнительных материалов и анализа рынка.

Ходатайство «ВымпелКома» выглядит логично, так как борьба со спамом также входит в сферу деятельности УФАС. Согласно законодательству санкции за «мусорную» рассылку составляют от 100 до 500 тыс. рублей, причем наказывать можно за каждый случай. Неудивительно, что в прошлом году антимонопольщики отмечали: после сотен возбужденных дел объем незаконного СМС-спама резко сократился. «Если ранее поступало не менее 10 жалоб в день, то сейчас, наверное, в неделю поступает 5 - 10 жалоб», — рассказывал замруководителя татарстанских антимонопольщиков Руслан Биктимиров.

В прошлом году особых претензий к «большой тройке» антимонопольщики не выдвигали: основными ответчиками была группа «смартовских операторов» (при этом на компанию «Смартс-Казань», которую выкупил «Таттелеком», жалоб не поступало): «Астрахань GSM» и «Волгоград GSM». УФАС отмечало, что с «остальными операторами налажено взаимодействие и они уже сами предотвращают незаконную СМС-рассылку».

СПАМ ОТСТУПАЕТ, НО НЕ СДАЕТСЯ

Операторы, фигурирующие в деле, рассказали «БИЗНЕС Online» о своих успехах в войне со спамом. Так, в «ВымпелКоме» сообщили, что ими в 2014 году была установлена бесплатная двухуровневая система антиспам-защиты для всех абонентов. Во-первых, это «инструмент «грубой чистки», позволяющий блокировать до 85% входящих спам-сообщений», а именно решение SMS-roof, которое позволяет анализировать номера отправителей и подписи в СМС, а также блокировать входящий трафик в случаях, если он признан неправомерным. Во-вторых, это платформа «АнтиСПАМ щит» — интеллектуальный алгоритм мониторинга сети связи, в том числе рассылок в адрес абонентов из внешних сетей. Этот инструмент позволяет дочищать трафик, который пропустил SMS-roof. Также в компании действует бесплатная СМС-линия борьбы со спамом — 007. При этом анализируется лишь количественный показатель шаблонных СМС, их содержание оператором не просматривается. «ВымпелКом» отмечает, что после применения данных технологий «уровень спама на абонента сейчас составляет около 0,09 СМС в месяц».

В «МегаФоне» также заявили, что значительно сократили количество спама. Так, еще весной 2013 года «МегаФон» внедрил систему «Антиспам», позволяющую блокировать спам-сообщения с буквенно-символьных номеров по обращениям клиентов. «МегаФон» также предлагает своим абонентам пересылать спамерские СМС на бесплатный единый номер 1911. Также можно воспользоваться сервисом «СМС-контроль». Набрав на телефоне команду *903#, абонент получает доступ к последним 10 номерам, с которых приходили сообщения. Услуга бесплатна и позволяет самостоятельно отписываться от рекламно-сервисных сообщений с буквенных и символьных номеров, внося номера отправителей в черный список.

В МТС «БИЗНЕС Online» сообщили, что еще несколько лет назад оператор перешел на прямые «договоры с рассыльщиками» для того, чтобы иметь возможность проверять согласие абонентов на получение рассылок и пресекать распространение спама. «За счет комплекса технических и организационных мер общий объем СМС-спама, доходящий до наших абонентов, упал к ноябрю 2014 года почти в 10 раз, а количество жалоб — в 6 раз по сравнению с тем, что было годом ранее», — отмечает оператор. Впрочем, после того как операторы связи предприняли меры по противодействию незаконным рассылкам, спам начал перетекать в OTT-сервисы для мгновенного обмена сообщениями, такие как Skype, WhatsApp или Viber, где из-за зашифрованных протоколов выявлять рекламный трафик невозможно, обращает внимание пресс-служба МТС.

После того как операторы связи предприняли меры по противодействию незаконным рассылкам, спам начал перетекать в OTT-сервисы для мгновенного обмена сообщениями, такие как Skype, WhatsApp или Viber
После того как операторы связи предприняли меры по противодействию незаконным рассылкам, спам начал перетекать в OTT-сервисы для мгновенного обмена сообщениями, такие как Skype, WhatsApp или Viber

Компания Tele2, ведущая ныне агрессивную рекламную кампанию, отметила, что новые поправки в законе «О связи» дали им больше возможностей для борьбы с массовой незаконной рекламой. Например, операторы получили возможность блокировать рассылки однотипных сообщений не только с коротких, но и с обычных мобильных номеров. К тому же теперь абоненты могут отказаться от получения СМС, обратившись непосредственно к оператору. Аналогично другим операторам в Tele2 работает бесплатная услуга «Антиспам», с помощью которой можно заблокировать входящие СМС-рассылки от любых номеров или псевдонимов: «Для подключения услуги добавьте любой номер или псевдоним в список заблокированных номеров». Также с ноября 2013 года компания Tele2 начала блокировать несанкционированные рассылки с буквенно-цифровых имен отправителей, владельцы которых не заключили договор с оператором или с СМС-агрегатором, имеющим с Tele2 договорные отношения.

Кроме вышесказанного, источник «БИЗНЕС Online» из «большой тройки» сообщил корреспонденту о том, что по большому счету у антимонопольного органа нет претензий напрямую к ним. Жалобы больше связаны со спамом, который приходит к абонентам «большой тройки» от абонентов мелких операторов. Также источник отмечает, что спам приносит неудобства и самим операторам, так что мотивации на борьбу с ним у них хватает и без предписаний УФАС.