Собственное производство двигателей запустило накануне в ОЭЗ «Алабуга» СП Ford-Sollers. За счет нового завода общая локализация производства, по словам первого вице-президента СП Адиля Ширинова, достигла примерно 50%, а в следующем году должна дойти до 60%. Действуя строго в соответствии с законодательством о промсборке, СП сегодня выступает против его облегчения в пользу других, не столь расторопных производителей.
ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОД АМЕРИКАНСКИМ БРЕНДОМ
СП Ford-Sollers запустило вчера в ОЭЗ «Алабуга» новое производство стоимостью $275 млн. — теперь здесь будут производиться три версии бензинового двигателя объемом 1,6 литра Duratec, мощностью 85 л.с., 105 л.с. и 125 л.с. Моторами местного производства СП оснастит три модели бренда: Ford Focus, EcoSport и Fiesta. Открыть завод площадью 42,6 тыс. кв. метров в «Алабугу» по традиции приехал врио президента РТ Рустам Минниханов, а с ним — замминистра промышленности РФ Александр Морозов. Гостей встречали президент Ford-Sollers Марк Овенден и первый вице-президент Адиль Ширинов.
Перед тем, как символически запустить в паре с Овенденом собранный на новом заводе двигатель и подписать не менее символический документ, подтверждающий запуск производства, Минниханов выразил публике радость по поводу продвижения проекта. «Понятно, что время для автомобильной промышленности не самое лучшее, но после каждого спада бывает подъем, — сказал врио президента. — Сегодня компания Ford-Sollers уже реально производит пять самых современных моделей автомобилей на территории республики. Не все гладко, но конкурентные продукты, которые здесь производятся, найдут место на рынке, а мы создадим для этого самые лучшие условия».
Морозов со своей стороны поделился надеждой на то, что новый завод объединит под своим крылом отечественных производителей автокомпонентов, а Овенден и Ширинов поблагодарили всех участников процесса, включая поставщиков из Костромы, Нижнего Новгорода и Заволжья. Порядка 50% комплектующих, по словам Ширинова, завод получает от российских поставщиков — Заволжский моторный завод, в частности, изготавливает для СП головку блока цилиндров, сам блок — «дочка» ЗМЗ «Россалит», коленвалы поставляет ГАЗ. Собственно завод двигателей Ford-Sollers состоит из цеха мехобработки полученных деталей, сборочной линии и испытательного участка. Все это доведено до максимальной автоматизации — цех мехобработи автоматизирован на 95%, а все производство обслуживается 200 работниками. Оно позиционируется как самый передовой двигателестроительный завод в мире и, по словам заместителя вице-президента Ford-Sollers по связям с общественностью Анастасии Кожевниковой, первый пример локализации производства двигателей иностранным автопроизводителем на территории России. Отметим, что в ближайшее время подобное производство запустит в Калуге Volkswagen, который планирует выпускать по 150 тыс. бензиновых моторов в год для машин российской сборки.
Стоит отдать должное — при таком технологическом уровне построен завод был весьма оперативно. Строительство корпуса началось в мае 2013-го и завершилось к концу года. В начале 2014-го началось обучение персонала, в августе стали завозить оборудование, а в январе 2015-го уже включили тестовое производство.
FORD-SOLLERS БУДЕТ ОБИДНО, ЕСЛИ УСЛОВИЯ ПРОМСБОРКИ ОБЛЕГЧАТ
На первом этапе завод сможет при соответствующем уровне спроса оснащать полностью алюминиевыми двигателями 105 тыс. автомобилей ежегодно, однако проект допускает возможность роста мощностей до 200 тыс. двигателей. По словам Ширинова, уже сегодня цех мехобработки готов покрывать проектную мощность, до актуальных 105 тыс. ее опускает только линия сборки, которой в основном и представлены 5% ручного труда. На вопрос «БИЗНЕС Online» о том, насколько снизит себестоимость автомобиля локализация двигателя, Ширинов конкретных данных пока не дал, пообещав, что точные цифры будут позже.
«Могу сказать, что, если мы говорим об автомобилях класса B, C, с двигателями 1,5 - 2 литра и опускаем премиум автомобили с супердвигателями огромной мощности, то в среднем удельный вес мотора в себестоимости одного автомобиля составляет от 11 до 15 процентов, — пояснил Ширинов. — У нас сегодня фактический уровень локализации достиг примерно 50 процентов, и при 60-процентой локализации в следующем году очевидно, какую пользу это принесет, если убрать только логистическую составляющую. Хотя девальвация рубля направляет экономику в другую сторону, однозначно, выгода для покупателя будет. Естественно, это будет отражено в цене».
Локализация производства на сегодня — это основная тема для компании. Ширинов неоднократно подчеркивал, что инвестиционные усилия СП идут четко в ногу с требованиями российского законодательства, не быстрее и без отставаний. «Не забывайте, 166-е постановление о промсборке предписывает нам начать поставку двигателей с 1 января 2016 года, — напоминал он. — 566-е постановление же говорит о том, что мы должны начать производство до конца этого года, что мы и делаем. Поэтому в этом году мы за количество отчитываться не должны — сделаем столько, сколько потребует рынок. Отсчет начнется в следующем году. Сколько мы фактически произведем в 2016 году, опять-таки покажет рынок, но, согласно 166-му постановлению, 30 процентов российских автомобилей Ford мы должны обеспечить. Хотя в части локализации не стоит задачи выполнить требования и остановиться. Задача — быть максимально локальным и уйти от рублевой зависимости. Сегодня так называемая вертикальная интеграция на двигательном заводе просматривается лучше всего: у нас алюминий — от «Русала», заготовки — от группы «ГАЗ» и группы Sollers, мехобработка и сборка — это автозавод в Елабуге».
Будучи образцом для подражания в следовании законодательству, СП сегодня не одобряет идей о снижении лимитов локализации в России для зарубежных производителей. Ширинов отметил в разговоре с журналистами, что более свободные условия промсборки нужны предприятиям, которые не хотят или не могут встраиваться в экономику страны, предпочитая легкий путь — сборку импортных комплектующих. Напомним, что в июле к правительству России обратились чиновники Карачаево-Черкесии с просьбой о налоговых льготах для завода Derways, занятого сборкой китайских автомобилей. Derways хочет получить те же тарифы на растаможивание машинокомплектов, которыми пользуются иностранные компании, заключившие соглашение о промсобрке с минэкономразвития. Для этого 166-е постановление необходимо скорректировать. «Мы считаем, что 166-е постановление нужно сохранить в том виде, в каком оно существует», — резюмировал Ширинов позицию Ford-Sollers.
Напомним, еще в 2011 году при создании СП партнеры — американский Ford Motor Company и компания Вадима Швецова Sollers — заключили соглашение о промсборке, согласно которому к 2018 году СП должно достичь локализации на уровне 60%. В октябре прошлого года на интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» Ширинов максимально возможным уровнем локализации называл 88%. На конец 2014 года число российских поставщиков СП уже составляло 70, из которых 24 предприятия базируются в Татарстане. На сегодня усилия по локализации производства являются зоной ответственности именно российской стороны СП, так же как взаимодействие с госорганами. Функции между учредителями распределились таким образом в результате девальвации рубля, которые потребовали дополнительного финансирования глобальной инвестпрограммы Ford-Sollers объемом $1,5 млрд., рассчитанной до 2020 года. Поиск новых ресурсов взял на себя Ford.
АМЕРИКАНЦЫ ПОКА НЕ ДАЛИ ШВЕЦОВУ ПОВОДА ВЫЙТИ ИЗ СП
Напомним, 31 марта текущего года партнеры по СП заключили соглашение, по которому операционный контроль над производством перешел к американцам — до этого момента СП управлялось на паритетной основе. Обыкновенные акции по-прежнему разделены поровну, однако СП выпустило допэмиссию привилегированных акций, выкупленных Ford. В июле тогдашний президент Ford-Sollers Тед Каннис, уступая место Овендену, в прощальном интервью объяснял этот шаг необходимостью привлечения новых средств под инвестиционную программу СП. В результате падения рубля деньги, заложенные под выпуск новых моделей и, надо полагать, запуск завода двигателей, обесценились. Привлечь под импортное оборудование дополнительные валютные ресурсы проще было иностранному партнеру, и Швецов передал американцам инициативу в управлении в обмен на инвестиции. Любопытно, что Sollers, расставаясь с пакетом привилегированных акций, заключил еще одно соглашение — о возможности продать Ford свою долю целиком не дешевле чем за $135 миллионов. Видимо, для Швецова это было страховкой на случай агрессивного поведения партнера, но пока она не пригодилась. Каннис летом подтверждал, что сделка с акциями к рокировкам в исполнительном руководстве не привела и предполагается, что после стабилизации внутренней экономики СП, после того как Ford отобьет свои вложения, СП выкупит привилегированные акции и паритет будет восстановлен.
Государство со своей стороны также подтвердило добрые намерения по отношению к американским партнерам Sollers — непосредственно после выкупа акций стало известно, что СП получило заказ от военных. Он включал в себя поставку для нужд военной автоинспекции различных модификаций джипа Explorer, микроавтобуса Transit и минивэна Tourneo Custom. Кроме того, в этом году дополнительные средства СП выделил Внешэкономбанк. Изначально из 74 млрд. рублей, в которые была оценена инвестпрограмма Ford-Sollers в 2011 году, ВЭБ предоставлял 39 млрд. рублей, остальные деньги должны были выложить партнеры. Теперь же ВЭБ добавил 12,5 млрд. рублей, вместе с чем от финансирования устранилась компания Швецова.
Развитие СП за счет американцев в чем-то было оправдано финансовыми результатами Ford-Sollers по итогам 2014 года. Если убыток СП составил 10,9 млрд. рублей по МФСО, то по остальным направлениям Sollers потерял гораздо меньше — общий убыток компании составил 3,7 млрд. рублей. Иначе говоря, без СП с американцами Sollers закончил бы год с прибылью. По данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2014 году продажи Ford в России снизились на 38% до 66 тыс. машин, в январе-марте 2015-го — на 71% до 5 тыс. машин.
К настоящему времени, по словам Овендена, весь запланированный объем инвестиций — $1,5 млрд. — уже освоен. Инвестпрограмма, напомним, включает в себя не только производство в «Алабуге», у СП работают также заводы в городе Всеволожске Ленинградской области и в Набережных Челнах. Под Питером СП выпускает модели Ford Focus и Mondeo, в Челнах — модели EcoSport и Fiesta. Именно на них пришлась большая часть инвестиций, материализовавшихся в этом году. Так, 3 июня Ford-Sollers объявил о старте производства своего самого доступного автомобиля — нового седана и хетчбэка Fiesta. Вместе с модернизацией бывшего камазовского Завода малолитражных автомобилей и запуском на нем первого конвейера под EcoSport челнинская площадка обошлась СП в $400 миллионов. Столько же было потрачено и на переоборудование завода во Всеволожске под производство Ford Focus в трех вариантах кузова. Focus, конвейер которого был включен 7 июля, стал четвертой в этом году моделью, запущенной Ford-Sollers в серию по технологии полного цикла.
Добавим также, что Овенден подтвердил «БИЗНЕС Online» намек своего предшественника Канниса на то, что до конца года СП планирует заявить еще один инвестпроект. «Мы пока не говорим о наших будущих проектах, но думаю, скоро вы об этом узнаете», — сказал президент Ford-Sollers. На уточнение — в этом ли году — Овенден дал утвердительный ответ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.