Ильсур Метшин: «Мы хотели бы шагать шире, но все связано с деньгами»
Ильсур Метшин: «Мы хотели бы шагать шире, но все связано с деньгами»

«МЫ В ПОДВАЛЕ ТАБЛИЦЫ. ТАКОГО НИКОГДА НЕ БЫЛО»

Более двух часов мэр Казани Ильсур Метшин отвечал вчера на вопросы читателей «БИЗНЕС Online». На интернет-конференцию прислали около 100 вопросов, но, пожалуй, самым злободневным стал вопрос о будущем футбольного клуба «Рубин». Оценивая работу ушедшего в отставку президента клуба Валерия Сорокина, градоначальник заявил: главное, что удалось, — продвинуться в наведении порядка в финансовой дисциплине и прозрачности всех платежей и контрактов.

«Президенту Сорокину удалось, я считаю, все, что касается финансового fair play, — отметил Метшин, который, напомним, также является членом попечительского совета клуба. — Это большая, трудная и очень важная работа. Мы знаем, что московское «Динамо» не было допущено до Лиги Европы именно из-за недоработки в этих вопросах. Я считаю, что большая заслуга команды Сорокина именно в этом».

Не удалось показать хороший футбол, ради которого наполняются трибуны, ради которого существует команда. И это самый крупный провал «Рубина». Лишь 4 тыс. человек смотрели недавний матч с «Работничками», что непростительно мало для команды высшей лиги.

«Мы потеряли тот «Рубин», — прямо заявил Метшин. — Посмотрите, где мы! Не только в спорте есть принятое выражение «смотрите на табло». Мы в подвале турнирной таблицы, мы там не были никогда. Мы растеряли весь коллектив. Посмотрите, кто забивает в ЦСКА, в «Зените»! Трансферная политика провалена. Мы растеряли всех игроков. Нам забивают или организовывают голы те игроки, которые некогда составляли цвет и костяк команды «Рубин-Казань».

«Рубина»
«Мы потеряли тот «Рубин». Мы в подвале турнирной таблицы, мы там не были никогда. Мы растеряли весь коллектив»

«К ГЛАВНЫМ ТРЕНЕРАМ НЕ ПОДХОДИТ ВЫРАЖЕНИЕ «НЕЛЬЗЯ ВОЙТИ В ОДНУ РЕКУ ДВАЖДЫ»

Нынешний главный тренер команды Ринат Билялетдинов вместе с Сорокиным получил в понедельник «красную карточку» от попечительского совета во главе с врио президента РТ Рустамом Миннихановым. И теперь решается вопрос, кто станет новым рулевым. Метшин оговорился, что может рассуждать об этом лишь как болельщик, как человек, неравнодушный к судьбе команды, а не в качестве мэра города или члена попечительского совета клуба. Тем не менее он раскрыл свое видение.

«Во-первых, говоря про главных тренеров, стоит отметить, что к ним не подходит выражение «Нельзя войти в одну реку дважды», — заметил градоначальник. — Мировая практика показывает, что тренеры возвращаются в команды, из которых уходили, и таких примеров, в том числе успешных, много. Говорить о том, что Курбан Бердыев не вернется в Казань, неправильно. Все возможно. Второе — я бы хотел, чтобы новому тренеру «Рубин» и казанский футбол были близки по сердцу, чтобы он мог каждый день доказывать, что ему не зря доверили команду. Может быть, стоит пригласить тренера «на вырост», как в свое время пригласили Бердыева из смоленского «Кристалла», которого знать никто не знал. Казань стала для него родной, он вжился и стал почетным жителем города».

По мнению мэра, рулевым «Рубина» не обязательно должен стать человек из Топ-5 российских тренеров. И крайне осторожно Метшин относится к идее пригласить иностранца. Это, по его мнению, годится лишь для сиюминутного результата, но не для перспективы.

«Если мы говорим о перспективе, то для меня хороший пример — это «Краснодар» Галицкого (Сергей Галицкий, владелец сети «Магнит»прим. авт.). Лучшая школа, работа с болельщиками, новый стадион. Все решения принимают с учетом «завтра». Такой локомотив долго будет тянуть команду вперед. Такой подход объединяет. У нас также есть все условия для такой философии», — считает Метшин.

Что касается нового президента клуба, то, по мнению мэра, прежде всего «он должен любить футбол, жить футболом» и понимать, что казанский «Рубин» — это символ Казани. Символ, который узнают во всем мире, благодаря которому легче найти общий язык в любых переговорах и с любыми партнерами. В качестве примера градоначальник рассказал, как вместе с Миннихановым участвовал в переговорах в штаб-квартире ФИНА в Цюрихе, когда Казань еще только-только претендовала на право проведения мирового чемпионата по водным видам спорта. Это сейчас исполнительный директор федерации Корнель Маргулеску — близкий друг, а тогда... Он говорил, что множество раз был в России, перечислял города — Москва, Петербург, Екатеринбург, Новосибирск. Он никогда не был в Казани и не понимал, для чего Казани нужен этот чемпионат.

«Мы говорим, что у нас есть реки, мы любим плавать, у нас есть ватерпольный «Синтез», мы добываем нефть, мы лидеры в том, в том, в том, — вспоминал Метшин встречу с Маргулеску. — У него никаких эмоций. Заметно, что он просто «отбывает номер» и ждет, когда встреча закончится. Мы говорим, что выпускаем стратегический бомбардировщик, который составляет ядерную триаду страны, у нас научный центр и прочие вещи. Он в это время сидит с бетонным лицом, на него ничего не производит впечатления. Мы говорим, что у нас развит спорт, у нас есть «Ак Барс». И тут мы произносим словосочетание «Рубин-Казань». Казань для них не звучит, «Рубин» отдельно тоже не звучит, а вот «Рубин-Казань» уже совсем другое дело. Они оказались все любителями футбола и тут же уточнили: это тот «Рубин», который выиграл «Барселону» на «Камп Ноу»? Мы с президентом: да, это тот самый «Рубин». И тут они стали общаться так, как будто с глаз шору сдернули. В итоге мы приняли у себя чемпионат мира по водным видам спорта».

В этом и состоит важность футбольного клуба для Казани, такова отдача инвестиций в клуб. Заметив, как ругали первого президента Минтимера Шаймиева за «Ак Барс», за «Рубин», за все профессиональные команды вообще, Метшин напомнил, сколько людей стали вести здоровый образ жизни, столько детей подтянули родителей к занятию спортом.

«Не в пивнушках отец сидит, а берет сына за руку и ведет его на футбол или хоккей, — привел он пример. — Что Казань приобрела, когда нас посмотрели 4 миллиарда зрителей во время чемпионата? Сколько нужно было бы заплатить за такую рекламу? А тут в течение месяца по всему миру говорили: «Казань! Казань! Казань!» Вот почему футбольный клуб важен...»

Метшин оценил вероятную подачу заявки на проведение летней Олимпиады в Казани. Оговорившись, что такие решения принимаются руководством страны, заметил: «Все может быть, все может статься»

ОЛИМПИАДА В КАЗАНИ: «МЫ ОЧЕНЬ БЫСТРО МОЖЕМ ПРИГОДИТЬСЯ...»

По просьбе читателей оценил Метшин и вероятную подачу заявки на проведение летней Олимпиады в Казани. Оговорившись, что такие решения принимаются, безусловно, руководством страны, он заметил, что мир вокруг нас меняется очень быстро. Кто бы мог подумать, что Греция, всемирно известное место отдыха и колыбель античности, столкнется с такими кризисами и фактически станет банкротом?

«Если копнуть глубже, та же Италия, Испания ничуть не лучше с их сиестой, страшной безработицей среди молодежи, — продолжил он. — И очень скоро вообще может оказаться, что регионов, которые могут провести Олимпиаду, останется на пальцах обеих рук. Каждый год в Китае, Америке проводить не будешь, Лондон игры принимал недавно. Поэтому все может быть, все может статься!»

А Казань к этому готова. Готова инфраструктурно — все построено, сумасшедших затрат не нужно. Готова организационно, готова с точки зрения человеческого капитала. Поэтому все это не заоблачные перспективы и, по сути, нужен лишь удобный момент.

«Мы держим руку на пульсе, мы очень быстро можем пригодиться, — добавил Метшин. — Я об этом как мэр мечтаю, но не лежа на печке и глядя в потолок».

ЗА ЧЕЙ СЧЕТ ГУЛЯЕМ?

Между тем Универсиада и теперь уже водный мундиаль оставили в Казани не только сдвиг менталитета на фоне новейшей инфраструктуры, но и 30 млрд. рублей долгов. «Не борется ли Казань за звание третьей столицы России на деньги столицы первой?» — такой вопрос задал один из читателей. Оценивая баланс доходов, Метшин напомнил, что Казань живет полностью на собственные средства, она была и остается бюджетным донором, если учитывать особенности российской системы налогообложения.

Из 101 млрд. рублей, которые в Казани собирают в качестве налогов, 33 уходит в федеральный бюджет, 59 — в казну республики, лишь примерно 9 млрд. рублей остается самой Казани. Однако прошлогодний бюджет столицы РТ — 21,7 млрд. рублей. Собственные доходы Казани — 13,1 млрд. рублей, 8 млрд. рублей дал бюджет Татарстана, чуть меньше 1 млрд. дал бюджет РФ.

«То есть гуляем мы всегда за свой счет», — подчеркнул мэр.

Долги — порядка 30 млрд. рублей, из которых 4,8 млрд. — коммерческие кредиты, полученные в годы подготовки к 1000-летию. И 25 млрд. — бюджетный кредит на 20 лет, который пошел на Универсиаду.

«Это совершенно посильно к выплате через 20 лет, там очень небольшой процент, — заметил мэр. — С учетом инфляции, 20-летней перспективы я бы с удовольствием взял на Казань еще столько же!»

Справедливости ради Метшин добавил, что 8-миллиардными вложениями бюджет Татарстана в казанскую казну не ограничивается. Есть республиканские и федеральные программы. Миллиарды и миллиарды идут на капитальный ремонт домов и учреждений культуры, обеспечение здравоохранения. Только в этом году в Казани строят 20 новых детских садов. Строится социальное жилье по программам Госжилфонда, а это сотни тысяч квадратных метров ежегодно.

«Если взять абсолютную цифру, как помогает регион своей столице, я думаю, никому из мэров столиц субъектов губернатор или глава региона не помогает так, как Казани, — поблагодарил Метшин власти республики. — Я не могу сказать, что мы выживаем — мы живем. Мы хотели бы шагать шире, но все связано с деньгами».

Метшин отметил, что Казань имеет собственную программу поддержки МСБ — по ней 333 компании в течение нескольких лет получили 905 млн. рублей льготных кредитов

КУДА БИЗНЕСУ ВКЛАДЫВАТЬСЯ В КАЗАНИ?

Малый и средний бизнес, по мнению градоначальника, остается важнейшим участником и генератором доходов. Это один из приоритетов, и роль малого бизнеса не мала — она растет. В Казани — 29 тыс. малых предприятий, малый бизнес дает 34% валового территориального продукта и 20% налоговых поступлений.

Метшин вкратце напомнил, что Казань имеет собственную программу поддержки МСБ — по ней 333 компании, реализующие приоритетные для города направления, в течение нескольких лет получили 905 млн. рублей льготных кредитов. В этом году сумма, которую можно получить под льготный процент (бюджет компенсирует 10% ставки банка), увеличена до 5 млн. рублей, срок кредитования вырос до 3 лет.

Кризис уже начал влиять на бизнес-среду. Городские власти опросили участников рынка — 42% крупных, средних предприятий не испытывают сегодня проблем в связи с падением рубля и ростом стоимости кредитных ресурсов. Остальные 58% говорят о том, что цена денег выросла, они испытывают трудности, но при этом, по словам мэра, отмечают лишь увеличение сроков окупаемости проектов. Никто не встал, не закрылся — да, сложно, но и в новых условиях они работают.

Где в Казани новые ниши для вложения средств? Одна из недооцененных сфер по-прежнему — сфера обслуживания. Не хватает городу мест, куда можно просто пойти с семьей, провести время с детьми. Поэтому парки и скверы, программа развития набережных, которые как раз-таки бизнес может насытить своей активностью, так важны городу. Туризм вообще растет. Если на казанский «Миллениум» приехали 3 тыс. гостей, то на водный мундиаль — уже 100 тыс. человек, благо к Универсиаде построили 88 гостиниц, и всего их стало 152. В 2006 году в Казань за год приехали 460 тыс. туристов. И тогда в ответ на заявления городских властей о том, что их будет миллион, «едва не крутили у виска», вспоминал Метшин. Но в 2015 году ожидается 2,1 млн. гостей, никого уже не удивляет 80 - 90-процентнная загрузка гостиниц на все мало-мальски длинные праздники, Казань вошла в Топ-3 самых растущих направлений в Европе.

Метшин подробно рассказал о том, какой власти города и республики видят Казань в пятилетней перспективе, что он вынес из общения с Борисом Ельциным, и вспомнил, как первый президент России оценил роль Минтимера Шаймиева в сохранении целостности страны. О сломе строительных стереотипов, о том, где градоначальнику показали в Казани насосы со свастикой, как Универсиада изменила менталитет горожан и почему столица Татарстана — магнит для всего Поволжья, а также о многом другом читайте в подробной стенограмме интернет-конференции на следующей неделе.