ГДЕ ЗВЕЗДЫ ЯРЧЕ И ВОДА СЛАЩЕ

В одной татарской песне говорится: «Звезды над нашей деревней горят намного ярче» («Безнең авыл өсләрендә йолдыз яна яктырак!»). И правда, есть на свете такие места, где все выглядит интереснее и важнее. Особенно если это твои родные места. Легко объявлять свою деревню или город пупом земли! Или признать своего дружка, родственника мудрейшим из мудрецов всех времен.

Труднее убедить в этом других, не менее шустрых и амбициозных современников. Нужны доказательства уникальности и значимости, нужна «фишка», которая убедит любого. Вот с этим складывается непросто. Потому что у каждого свои идеалы и критерии. В уникальность и величие народа, страны, региона люди должны поверить безо всякого надрыва и любых уговоров. Просто так, как очевидная истина. Вот Париж или Лондон. Вот египетская пирамида и Ниагарский водопад. Китайская стена. Или африканская экзотика, Тихий океан, Антарктида или курортные места Таиланда, Дубая, Крыма, Балтийские берега. Все они имеют свои бесспорные, притягательные приметы. Если вам скажут о Гаване, Праге, Гамбурге, Мюнхене, Карловых Варах, сразу вспомните тематику и тональность разговора о достопримечательностях, достанете сувениры, книжки, фотовидеосъемку. Разные странички противоречивой истории и нетленные легенды о данной местности сольются в один кадр.

Ну а как же Казань, Татарстан? Чем они примечательны и соблазнительны? По какой причине миллионы, оставив дела, должны примчаться именно сюда. Для отдыха, экскурсии, познания мира или даже на постоянное место жительства, реализации творческих и научных замыслов. Поток приезжающих растет, но вряд ли такой стихийный процесс может усыплять внимание при планировании жизни на 10 - 15 и более лет.

На днях председатель комитета по туризму Татарстана Сергей Иванов на прямой связи делился своими сомнениями. «Практически все отзывы положительные и позитивные, люди рекомендуют Татарстан. Чего не хватает? Нам не хватает пока четко сформулированного бренда Татарстана, над разработкой которого мы сейчас работаем», — признается главный менеджер туризма.

Вот это признание и смутило меня, заставило взяться за перо перед столь важным праздником. Как же так? Разве у нас нет бренда, красивого и четко сформулированного? В Казани встречаются западная и восточная культура. Две религии сосуществуют. Крупные экономические и культурные форумы, Универсиада, чемпионат мира по водным видам спорта, IT-технология, шаймиевская мудрость, миннихановская мобильность, Болгар, Свияжск, Казанский Кремль… На каждом презентационном видеоролике и рекламной заставке мелькают кадры с башней Сююмбике, зданием минсельхоза и полетами хайдайвингистов, вертолетами, самолетами, нефтяными скважинами. Вот же он, Татарстан, который уважают в Москве за деловитость и четкое исполнение программ, качество представляемых услуг. Вот же он, прекрасный татарстанский бренд: кони скачут, люди борются на Сабантуе, качают нефть, забивают голы! А музеев сколько, за неделю не обойдешь. Зови, турфирма, показывай так, чтобы хотелось вернуться опять.

А Иванову не хватает четкой формулировки бренда. Что несколько удивляет.

ВЕЛИКАЯ РОССИЯ НАЧАЛАСЬ ПОСЛЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ

Хотя Сергей Иванов прав в своей оценке бренда, особенно туристического. Как отразить всю историю, культуру и всю самобытность края одним взмахом кисти, одним звуком? Трудно. Непросто взять и предъявить образ региона и народов в одном знаке.

А надо ли мудрить, искать гениального художника, который возьмет и нарисует бренд Татарстана так, что все прибегут к нам? Вряд ли стоит делать на это ставку. И так тратимся на шикарные клипы и презентации, которые впечатляют, когда надо и кого надо.

А в них просто лики и достопримечательности Казани и республики.

Скажите, пожалуйста, какой бренд у Лондона, Амстердама, Парижа, Петербурга? С Карловыми Варами все просто — там лечебная вода и «Бехеровка». С крупными столицами очень просто — их главные здания становятся брендом великих городов. Эйфелева башня, «Биг Бен», Спасская башня и Красная площадь Москвы, Казанский кремль с наклоненной башней Сююмбике…

Чем крепче любишь такие места, тем они краше и памятнее становятся. В случае с Казанью и Татарстаном дело обстоит весьма удачно. У нас современность, продолжение истории весьма убедительны и притягательны. Динамичное развитие, благоустройство Казани, социально-культурные и спортивные достижения Татарстана, красочные и резонансные международные форумы придают нашей республике неповторимый ореол, притягательную силу.

А в самом основании этого «пьедестала» история Татарстана и татарского народа. Без этого путешественнику в Казани делать нечего! Председатель Госкомтуризма Татарстана Сергей Иванов совершенно справедливо заявляет: «Эксклюзивными будут считаться и направления, непосредственно связанные с татарским народом и культурой». То есть то, ради чего едут туристы и деловые люди, — это история и культура живущего у нас народа. Это все мы! И без нас, наших помыслов и нашей памяти не может быть никакого бренда.

Почему же я так категоричен в своем «квасном патриотизме»? Скажу. Дело в том, что государственные образования, сообщество ханств и княжеств, существовавшие в средние века на территории Улуса Джучи, Золотой Орды, еще ранее Тюркского каганата и Волжской Булгарии — это и есть история России. Госуправление, границы, пошлины, налоговая система, военное строительство — все это идет с тех времен. Только присоединив Казанское, а потом Астраханское, Сибирское, Касимовское ханства в XVI веке, Московское царство обрело формат настоящей великой страны, которая сейчас существует в виде Российской Федерации.

То есть как ни крути, а современная Россия – правопреемник Золотой Орды. Только власть и столица изменились в результате тех памятных событий. Структура культуры и уклада жизни берут начало с Болгарской цивилизации и Новгорода, Москвы, Ярославля, Владимира. Это отсюда, с Волги и Камы, Батый хан отравился в поход на запад, завоевал европейские страны и вернулся обратно сам в связи с житейской необходимостью — из-за перемен на троне чингизидов в Кара-Коруме. Вот почему руины Болгара триумфально возведены в список ЮНЕСКО! Ведь их уникальная ценность для истории и мира несомненна.

КОГДА РОЖДАЮТСЯ ЛЕГЕНДЫ

Хочется удивиться, испытать изумление от неординарности событий и материальной культуры.

Вот для чего нужны брендовые явления. Людей привлекают легенды. Я бы поехал, например, в Помпею. Это тоже бренд. Свидетельство трагедии, случившейся много веков тому назад. Извержение вулкана и уничтожение города, погрязшего в разврате.

Я бы посмотрел Карфаген, хотя не мечтаю о поездке в Тунис, где находится этот город. Потому что я увижу там великую, всемирную историю. «Не вникнув в такие сюжеты прошлого, невозможно понять историю человечества.

Можно как-то обойтись, не познав историю моей родной деревни Дюсяново Бижбулякского района Башкортостана. Но познакомившись с судьбой уроженца нашей деревни Карима Хакимова, участника революционных событий в Советской России, первого посла Советского Союза в Саудовской Аравии в годы становления России, вы поймете историю плодотворного сотрудничества нашей страны с арабским миром и логику взаимодействия светского (и советского) государства с мусульманским сообществом. Вы поймете, почему Карима Хакимова крупнейшие деятели МИД называют ключевой фигурой восточной дипломатии нашей страны. А еще поймете, как работала репрессивная машина Сталина, уничтожившая в 1937 году столь ярких личностей, как Карим Хакимов. Не случайно в нашей деревне, в глубинке, на границе Башкортостана, Татарстана и Оренбургской области существует настоящий мемориальный музей. Осознаете, почему на конференцию в связи с юбилеем дипломата в Уфу приехали государственные деятели, ученые из 35 стран. Вот так обычная деревня из 140 домов стала достопримечательностью страны, известной точкой на карте мира. Случилось это благодаря своему бренду – Кариму Хакимову. Так же как село Аитово, где я окончил школу, которая благодаря поэту и воину Фатиху Кариму вошла в историю литературы и в путеводители.

Деревня Мустафино Шарлыкского района Оренбургской области — родина Мусы Джалиля. Даже германские тюрьмы Моабит и Плетецензее вошли в мировую хронику легенд как места заточения и казни Джлиля и 10 его соратников. Крепость Рогервик, что в Эстонии, я знаю как место каторги и гибели Салавата Юлаева.

В Татарстане таких адресов огромное количество. Казанский кремль притягивает огромную массу людей издалека, заряжает их духом прошедших веков, отправляет за истоками и предтечами в Болгар и Свияжск.

Арский район Татарстана притягивают благодаря Тукаю и его легендарному персонажу — Шурале. Елабуга, Набережные Челны, Мензелинск, Бугульма, Тетюши, Буинск начинены легендами, незабываемыми личностями и событиями. Знаете ли вы о Гайнане Ваисове? Или Садри Максуди, ставшем депутатом Российской думы и парламента Турции, советником президента Ататюрка? Или об уроженце Буинского района Бурхане Шахиди, добравшемся до поста министра и вице-премьера КНР? Кстати, его именем удачно переименовали улицу Ухтомского, хотя лично против этого большевика ничего не имею.

maxresdefault.jpg
Ильдар Миргалимов

ПОМОЩНИКИ ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА

А разве не бренд Татарстана Казанский университет, открывшийся в 1804 году, в котором вершили научную историю великие химики и физики мира, учились Ленин, Толстой, а ректором и библиотекарем по совместительству был Лобачевский?

Не стану детально рассказывать о Казанском кремле, стремительно включенном в список мирового наследия ЮНЕСКО. Его стены, кремлевский холм, как и берега озера Кабан, помнят события многовековой давности и своей сакральностью, аурой уносят тебя в другие века.

Сколько нужно потратить времени для того, чтобы только лаконично и емко раскрыть знаковые события нашей истории и перечислить только имена ярких личностей, чтобы хоть частично раскрыть смысл уникальности Казани! Толстой, Шаляпин, Горький, Пушкин, Боратынский, Лобачевский, Бутлеров, Завойский и другие светила культуры и науки, Ленин, Бауман, Троцкий, Шамиль Усманов, Василий Сталин, Арбузов, Королев, Муштари, Семен Игнатьев, Копылов, Табеев, Шаймиев и другие вошедшие в книги исторические деятели…Карл Фукс, Иван Шишкин, Николай Фешин, София Губайдулина, Говорухин, Аксенов, Рустем Кутуй, Равиль Бухараев… Таких личностей у нас немало.

И сколько еще имен и событий, знаковых, известных всей России и в разных странах.

И все они существует в памяти. А сколько ярких татарских судеб, начиная с Кул Гали, Кул Шарифа и средневековых правителей и просветителей до Каюма Насыйри, Габдуллы Тукая, Фатиха Амирхана, Галиаскара Камала, Карима Тинчурина, Мусы Джалиля, Фатиха Карима, Салиха Сайдашева, Хасана Туфана, Назиба Жиганова, Фарида Яруллина, Баки Урманче, Наки Исанбета и других столпов культуры.

11406656_853547168058105_73.jpg
Гузель Сагитова

Весьма актуальна тема постижения, донесения до новых поколений всего этого богатства. Молодежь, привыкающая к интернету, контуженная раскатами глобализации, иногда может недооценить «культурную классику», не заметить ее брендового эффекта. Признаюсь об одной своей мечте. Ищу момент, чтобы спросить на пресс-конференции у Рустама Минниханова по поводу знаковых советников и помощников. Когда вижу его помощниц, отвечающих за памятники культуры и за городские парки, ощущаю сильный прилив ревности. Вот бы завести лидеру республики еще одного помощника или помощницу, которые бы каждый озвучивали рядом с ним темы истории, литературы, родного языка, просвещения, деликатных сторон искусства. Ведь «директивы» и реплики с такого уровня власти воспринимаются очень серьезно, заносятся в протокол, контролируется их исполнение.

Почему-то кандидатуры таких специальных помощников чисто визуально являются ко мне в образе телеведущей Гузель Сагитовой, которая 8 лет назад приехала из Уфы, уже защитив диссертацию о творчестве Аяза Гилязева. И успешно ведет телепередачу «В мире культуры» в канале ТНВ, ведет общественный клуб творческой молодежи. Или главного редактора журнала «Магариф» Ильдара Миргалимова. Понимаю, возможно, это желание выглядит чистой блажью. Но в предвыборные дни положено вносить предложения, давать наказы, делиться заветными желаниями. Надеюсь, Рустам Нургалиевич правильно поймет этот пассаж…

Есть у меня предложение и к мэру Казани Ильсуру Метшину. В своем почтовом ящике на днях нашел небольшой предвыборный буклет с его портретом и кратким отчетом об исполнении обещаний и 12 направлениях работы. Он мне понравился. Хорошо написано и смакетировано. Все четко и убедительно! На выборы 13 сентября придется сходить при любой погоде. Но есть пожелание. К 12 знаковым определениям Казани (современный город, добрый, открытый, мобильный, здоровый, образованный, молодежный, перспективный, спортивный, красивый, культурный, гостеприимный) хотелось добавить и об идеале Казани как городе с национальным лицом, чтобы в нем были элементы, напоминающие и столицу Золотой Орды Сарай-Бату, и Болгарскую цивилизацию, и тюрко-татарскую культуру. Вот тогда замечательная Казань будет еще краше и конкурентоспособнее. Об этом свидетельствуют преобразования Татарской слободы Казани, благоустройство побережья озера Кабан и комплекс «Татарская усадьба». Теперь надо бы такие же перемены двинуть в другие районы города. Надеюсь, муниципальному образованию позволено акцентировать внимание на этнокультуру татарского народа, составляющего не менее половины жители Казани. Даже сам готов оказать посильную помощь на безвозмездной основе. Лишь бы продвигался бренд моей республики и ее столицы без отрыва от народа, живущего здесь тысячелетия.

cover-02.jpg

30 АВГУСТА — НАСТОЯЩИЙ БРЕНД ТАТАРСТАНА

Но возникает вопрос: а вы прочитали капитальные и новые книги об истории России помимо старых агиток о «татаро-монгольском нашествии» и диких племенах малых народов? Познакомились ли вы с сокровищами, которые хранятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге? Открывали ли вы 7-томную «Историю татар» с текстами, написанными лучшими историками России? Просмотрели ли вы хотя бы школьные учебники отечественной истории и «Истории татарского народа» для 10 класса? Советую. В них содержатся все подробности и детали бренда Татарстана.

Попытки создать бренд Казани и Татарстана были. И неплохие. Был конкурс туристического бренда, помню даже рисунок, победивший в этом состязании. Куда он делся после 1000-летия Казани и Универсиады? В прошлом году торжественно презентовали знаки и бренд «Наследие Татарстана». Кто-то может не принять графические линии, цветовое решение, непривычные формулировки. Или кому-то небесспорной покажется руководитель авторской группы Тина Канделаки. На здоровье! У каждого свой вкус и своя компания. Бренд «Наследие Татарстана» я воспринимаю как смелый прорыв в осмыслении и продвижении образа республики и татарского народа. При всем уважении деятелей национальной культуры прошлых лет должен признать: столь решительного прорыва и попытки «упаковать» историю и наш современный образ я просто не помню. Разве что Семена Игнатьева, руководителя ТАССР 50 - 60 годов вспомнить.

А Рустам Минниханов замахнулся на создание махины этой интеллектуальной пирамиды. Нам кажутся непривычными символы, красные графические силуэты «Наследия Татарстана», но они сдержанно и убедительно красуются на казанских улицах и дорогах, на экранах и сценах, напоминают о том, какая это земля, какие народы тут жили и живут несмотря не все перемены истории. Лидер республики, продолжая идеи новой государственности Татарстана образца 1990 года, не отрекаясь от замыслов шаймиевской эпохи правления, сумел раскрыть единство уникальной истории Татарстана и его народа с современным ходом страны. Что немаловажно, в этом он находит понимание высшего руководства России, даже если это не всем нравится в центральных коридорах.

Бывают конфликты интересов, а встречается, слава богу, совпадение интересов. Татарстан с большим удовольствием реализует свой потенциал, находя идентичность интересов как в центре, так и в других странах и регионах. Как бы большая политика не сталкивала лбами народы и страны.

25 лет назад, с началом новой истории Татарстана, когда мы крепко взялись за повышение статуса ТАССР до статуса союзной республики, как, например, Казахстан или Киргизская ССР, постоянно пугали народ по центральным каналам «сепаратизмом» Татарстана и «парадом суверенитетов». Кое-кто был не прочь нас укрощать силой. Слава богу, обошлось. Результаты налицо. Татарстан теперь витрина, своеобразная ВДНХ для других регионов. Было бы неразумно отказываться от этого наследства весьма усеченного федерализма.

30 августа — момент истины, когда мой народ заявляет о своей истории, своем достоинстве и возможностях, о своем умении ладить с соседями и неблизкими партнерами, что привлекает каждого разумного человека. Это и есть наш бренд, который надо и дальше развивать и продвигать. С праздником! 30 августа — тоже наш бренд.