Айдар Магизов, Ринат Абдуллин, Рафиль Киямов
Айдар Магизов, Ринат Абдуллин, Рафаиль Киямов

«В СУД ПУСТЬ ПОДАЮТ — БУДУТ СУДИТЬСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ

Накануне поздно вечером в исполкоме перевозчикам были объявлены результаты долгожданного конкурса на пассажирские перевозки, согласно которым право перевозить пассажиров остается лишь у двух предприятий: муниципального «Электротранспорта» и частного ООО «Пассажирские перевозки». По первым двум лотам, объединяющим шесть маршрутов, заявка была подана только от МУП «Электротранспорт», на базе которого создается муниципальная транспортная компания. Так что здесь никаких интриг и не предполагалось.

Под закупаемые у НЕФАЗа газомоторные автобусы большой вместимости «Электротранспорту» достанутся маршруты под номерами 2, 3, 26, 10, 11, 21. На обслуживание маршрутов выведут 136 автобусов. Для порядка, правда, конкурсная комиссия, в состав которой вошли и. о. руководителя исполкома Ринат Абдуллин, начальник управления городского хозяйства и жизнеобеспечения Рафаиль Киямов, замначальника ГИБДД Набережных Челнов Айдар Магизов и и. о. начальника отдела транспорта Динар Назипов,съездила на предприятие, дабы осмотреть две материально-технические базы и подвижной состав. Само собой, никаких нареканий новый транспорт и базы у комиссии не вызвали.

Под закупаемые у НЕФАЗа газомоторные автобусы большой вместимости «Электротранспорту» достанутся маршруты под номерами 2, 3, 26, 10, 11, 21. На обслуживание маршрутов выведут 136 автобусов
Под закупаемые у НЕФАЗа газомоторные автобусы большой вместимости «Электротранспорту» достанутся маршруты под номерами 2, 3, 26, 10, 11, 21. На обслуживание маршрутов выведут 136 автобусов

А вот вторая половина тендера, в который вошли два оставшихся лота с 13 маршрутами, разбила частных перевозчиков на два враждующих лагеря. По каждому лоту было подано пять заявок. По третьему лоту на 7 маршрутов должно выйти 147 автобусов, по четвертому — 116 единиц транспорта. Под такие условия подходили лишь два участника из пяти заявленных: по третьему — «Пассажирские перевозки», по четвертому — они же и «Челныавтотранс Плюс». Стоит отметить, что оба ООО вынужденно объединили некогда самостоятельных и самых крупных перевозчиков автограда. По одну сторону баррикад расположились четверо предпринимателей: ИП Фахразиев, ИП Тятюшкин, ООО «Авантех» и ООО «РЭЛСА» под брендом «Пассажирские перевозки». В «Челныавтотранс Плюс» вошли ИП Гарина, ИП Щелоков и ИП Хамзина. Определить оппозиции можно было даже визуально — в зале, где вскрывали конверты с поданными на конкурс документами, а потом объявляли результаты, группы расселись на разных рядах, а потом и вовсе в разных углах.

Представители победителя тендера ООО «Пассажирские перевозки»
Представители победителя тендера ООО «Пассажирские перевозки»

Единственной белой вороной среди всех конкурсантов был лишь перевозчик Виктор Судников, который заявился не по лоту, а лишь по одному маршруту №27. Видимо, больших иллюзий относительно результатов Судников не питал, потому что на конкурс не пришел. Кроме того, среди участников конкуренцию сами же себе составили Наталья Гарина и Евгений Щелоков, которые подали заявки не только от ООО, но и от своего имени и обозначили в них наличие лишь одного автобуса. Как пояснил потом Щелоков, сделано это было на случай, если бы другие участники не претендовали на данный лот. Сначала можно было предположить, что каждому из двух ООО и достанется по одному лоту — и на этом все мирно разойдутся. Однако после объявления вердикта стало ясно, что и этот конкурс не пройдет без скандалов и судебных тяжб. Тем более это уже начало входить в традицию: в Челнах после 2006 года без бузотерства не проходил еще ни один тендер по пассажирским перевозкам, некоторые участники которых судятся до сих пор. В полдесятого вечера Абдуллин зачитал перевозчикам, изможденным бесконечным конкурсным днем, свой «приговор»: оба лота выиграло одно ООО — «Пассажирские перевозки».

В стане Гариной это заявление вызвало шок. Однако, собравшись с мыслями, она заявила, что будет опротестовывать результаты конкурса в судебном порядке. Как прокомментировал потом «БИЗНЕС Online» Киямов, договор с победителем заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее 20 дней после проведения конкурса. «Есть решение комиссии, в суд пусть подают, будут судиться всю жизнь», — предупредил Киямов.

«ТРАНСПОРТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» ЗАСТАВИЛА ЧАСТНИКОВ ОБЪЕДИНЯТЬСЯ В КАРТЕЛИ

Напомним, что об идее реанимировать в Челнах муниципальное пассажирское предприятие и навести порядок в сфере перевозок сити-менеджер автограда Наиль Магдеев высказывался почти сразу после своего назначения на должность руководителя исполкома. По примеру предшественника Василя Шайхразиева, который также призывал челнинских перевозчиков приобрести 84 газомоторных «НЕФАЗа», Магдеев замахнулся совершить настоящую транспортную революцию. Разница с прошлой ситуацией заключается лишь в том, что Магдеев оставляет новые «НЕФАЗы» на муниципальном обслуживании, а Шайхразиев хотел покорить ими рынок. Как результат частники, закупившие «НЕФАЗы» в лизинг, не смогли тогда отбить затраты и вернулись к своим микроавтобусам. Учась на ошибках предшественника, Магдеев рынок осваивать не стал: он просто отрезал от него половину. Тем более на этот раз на закупку газомоторной техники Татарстану выделены федеральные субсидии.

Для исследования пассажиропотока в Челны пригласили сотрудников Научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры (НИПИ ТРТИ) Санкт-Петербурга. Несмотря на то, что привлечение этой организации прошло через процедуру тендера, тут тоже не обошлось без скандала. Питерцы запросили за услуги 5,45 млн. рублей, соперники — агентство дорожной информации «Радар» — готовы были отработать дешевле — за 5,25 млн. рублей. «Радар» тогда обратился в УФАС. Но в итоге жалобу отозвали, итоги конкурса отменили и на повторном тендере НИПИ ТРТИ снизил цену, легально став подрядчиком Набережных Челнов. В итоге схема, предложенная питерцами, фактически ничем особенным не отличилась от действующей. За исключением того, что специалисты предложили общее число автобусов, единовременно занятых на городских перевозках, сократить с 750 до 396, а количество маршрутов — с 21 до 17. После бурных обсуждений на публичных слушаниях перевозчикам удалось отстоять еще два маршрута. А 22 июля власти объявили тендер, условия которого изначально предполагали участие частных перевозчиков, коих насчитывается в Челнах около 30, только в двух лотах из четырех. Причем каждый лот включает в себя по 6 - 7 маршрутов и требует от участников конкурса наличия большого автопарка, что и заставило частников объединяться в целые консорциумы.

Группа Натальи Гариной (справа)
Группа Натальи Гариной (справа)

КОМПРОМАТ ОТ ГАРИНОЙ

Главным действующим лицом вчерашней транспортно-автобусной драмы стала Гарина. После озвученных итогов она заявила о том, что у нее есть все основания подозревать победителя конкурса в фальсификации документов, а комиссию — в подсуживании ООО «Пассажирские перевозки». «Сегодня в осмотре материально-технической базы ООО «Пассажирские перевозки» принимал участие мой водитель. Осмотр проводился 10 минут: посмотрели две машины и уехали. А у нас проводили настоящий техосмотр с пристрастием. Проверяли резину, стоп-сигналы... Комиссия после вскрытия конвертов поехала на базу «Пассажирских перевозок». По их заявке, у них там 300 машин. Прошло всего 30 - 40 минут, и мне уже звонят, что едут к нам. За полчаса нереально осмотреть 300 машин и базы. У нас осмотр был более 3 часов — 116 единиц у нас осматривали», — заявила Гарина.

Также она сообщила, что у нее имеется список из 7 машин «Пассажирских перевозок», которые никакого отношения к Челнам не имеют, а числятся на балансе Нижнекамского ПАТП, и в осмотре они вообще не участвовали. «То есть «Пассажирские перевозки» сфальсифицировали заявку, подложили документы несуществующих машин и прошли конкурс с преимуществом. Осмотр машины в Челнах не проходили, границу Челнов не пересекали, в этом городе они не работали и работать не будут», — с этими словами Гарина подошла к Абдуллину и положила на стол бумагу с компроматом.

От лица «Пассажирских перевозок» выступил председатель некоммерческого партнерства камских перевозчиков Николай Тятюшкин, который доложил, что нижнекамские машины находятся у предприятия в аренде, а осмотр базы конкурентов Гариной никто не запрещал. К слову, он же пояснил потом «БИЗНЕC Online», что перед конкурсом Гариной предлагали объединиться под крыло «Пассажирских перевозок», однако она не изъявила желания консолидироваться. Больше из угла, где заседали победители конкурса, возражений не последовало.

Высказала Гарина и претензии по поводу качества осмотра — оборудование, считывающее информацию по школьным картам, не проверялось, так как транзакций по картам не было. По ее словам, визуально определить наличие прибора нереально, так как устройство стоит внутри. «Может, там вообще муляж, нерабочее устройство находилось», — предположила перевозчица. В итоге команда Гариной предложила сделать пересчет баллов по тем машинам, которые реально осмотрела комиссия. Однако Абдуллин выразил сомнение, что это может радикально изменить итоги конкурса, и предложил подавать апелляцию.

«КОГДА МЫ НУЖНЫ БЫЛИ — МЫ РАБОТАЛИ. А СЕЙЧАС ИМ НУЖНА ПАРА ЛЮБИМЧИКОВ...»

Кстати, Гарина — не единственный частник, который обвиняет «Пассажирские перевозки» и исполком во взаимной приязни друг к другу. «БИЗНЕС Online» связался с еще одним участником конкурса — Виктором Судниковым, который, не дожидаясь результатов конкурса, подал жалобу в УФАС на организаторов. Сегодня, 26 августа, эта жалоба будет рассматриваться антимонопольщиками.

Как пояснил Судников, прошедший тендер являет собой яркий пример нарушения закона о конкуренции. По его словам, в законе РТ о перевозках черным по белому написано, что участник может подавать заявку как на маршрут, так и в целом на лот. В конкурсной документации, утверждает перевозчик, так же и написано. «Но я письмо Киямову написал с просьбой разъяснить, что является предметом конкурса — маршрут или лот. Мне Киямов ответил: маршрут не является предметом. Это письмо и пошло в УФАС. Меня ущемляют в моих правах. Я не хочу ни с кем объединяться, потому что индивидуальное предпринимательство это не предусматривает. Да мне такое объединение никто и не предлагал. Но даже если бы и предложили, я бы не согласился. ООО «Авантех» метит на мой маршрут №27, так что я им точно не нужен. А я с 2005 года на этом маршруте работаю. А Гарина и Щелоков думают каждый о себе. Они сегодня вам предложат объединиться, а завтра вас же и предадут», — объяснил Судников свою позицию перевозчика-одиночки.

Виктор Судников
Виктор Судников

По словам Судникова, организаторы специально разбили все маршруты только по двум лотам, чтобы оставить только тех перевозчиков, которые нужны исполкому. «Там все думают не о том, как упорядочить перевозки, а как набить свои карманы. Коррупция полная. И моя жалоба будет не единственной. Многие перевозчики без договоров останутся. Когда в городе не было автобусов, частники вытянули все пассажирские перевозки, купили технику, вложились. А сейчас они на улице должны оказаться? Это же неправильно. Когда мы нужны были, мы работали. А сейчас им нужна пара любимчиков, которые будут деньги заносить в кабинет», — не стеснялся в бездоказательных выражениях Судников.

ПОЧЕМУ БЫЛА ВАКХАНАЛИЯ? КАЖДЫЙ ЕЗДИЛ КАК ХОТЕЛ

Судя по настрою, перевозчики, оставшиеся за чертой транспортной схемы, сидеть сложа руки не собираются. На вопрос газеты «БИЗНЕС Online» о дальнейших действиях Гарина ответила, что их ООО будет продолжать перевозки по маршруту и обжаловать итоги тендера в судебном порядке. «У нас три маршрута: 109, 206 и 20. Мы тут Mercedes по 1,5 - 2 миллиона покупаем. А «Пассажирские перевозки» помимо нижнекамских машин выставили старые «Газели», которые 600 тысяч стоят. Зачем тогда это? Мы тоже могли «Газели» купить и пройти тендер. Нам до последнего не говорили время, когда будут осматривать наши машины. Мы вынуждены были снять все машины с рейса. Не знаю, сколько жалоб от пассажиров мне придется выслушать завтра, но они однозначно будут. Потому что вчера из-за конкурса был транспортный коллапс», — заявила Гарина.

Наиль Магдеев не так давно встречался с частными перевозчиками
Наиль Магдеев не так давно встречался с частными перевозчиками

Тем не менее исполком тоже настроен решительно. На вопрос газеты о том, не будет ли хаос на дорогах Челнов продолжаться и после конкурса, Абдуллин пояснил, что задача исполкома — навести порядок в сфере пассажирских перевозок. «Пойдут новые автобусы большой вместимости, и большинство малых компаний останется. С 5 сентября мы подписываем контракт с победителями и они выходят на свои маршруты. Суд нам не помешает, мы работали по закону, открыто, со СМИ, все ошибки прошлых лет учли, все сделали по закону. Кто-то должен был проиграть, это же конкурс», — философски заключил Абдуллин.

Правда, председатель союза автотранспортных перевозчиков Дамир Гарафов еще месяц назад, когда конкурс только объявили, предположил, что, имея лицензию на пассажирские перевозки, частники могут создать новые маршруты, частично дублирующие утвержденные, и назвать их не №2, а, например, 2А. Но и на это у Абдуллина нашелся контраргумент: транспортная инспекция с ГИБДД. «Такого закона нет. Есть утвержденная маршрутная сетка в городе. По ней все будут работать. Если такие будут появляться, надзорные органы будут останавливать, для этого есть транспортная инспекция, ГИБДД, администрация. Это будет называться «незаконная деятельность на маршруте». Такие попытки недобросовестные перевозчики раньше использовали. Почему в городе была такая вакханалия? Каждый ездил как хотел, у кого наглости больше. Но с 5 сентября все будут работать по утвержденному графику», — предупредил Абдуллин.