Каждый Ту-214СР стоит 2 млрд. 768 млн. рублей
Каждый Ту-214СР стоит 2 млрд. 768 млн. рублей

...А «КОСМОНАВТОВ» УПУСТИЛИ

570 млн. рублей инвестиций получил в 2014 году казанский филиал ПАО «Туполев» в рамках ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011 - 2020 годы». Такой вывод можно сделать из годового отчета компании. По всей видимости, речь идет о конгломерате филиала и казанского авиазавода (его присоединение к ПАО в документах оговаривается как один из важных фактов 2014-го, теперь это Казанский авиационный завод им. Горбунова — филиал ПАО «Туполев»). И по этому денежному показателю филиал обошел своих коллег-туполевцев из Самары, Ульяновска и Жуковского, а также головной офис в Москве, которому выделили 483 миллиона. Вливания получены на реконструкцию и техническое перевооружение цехов, участков, ангаров, аэродрома, стендовой базы, создание летающей лаборатории и так далее.

Среди свершений в отчетности указаны передача военным «легального разведчика» Ту-214ОН, а управлению делами президента РФ — самолета-ретранслятора Ту-214СР (напомним, в президентском специальном летном отряде «Россия» уже летают два сданных в 2009 году Ту-214СР). Эта машина построена по контракту от 2012 года на три таких борта. Отметим немалую стоимость каждого ретранслятора — 2 млрд. 768 млн. рублей. Цена объясняется спецификой машины. СР предназначен для обеспечения связи с высшими должностными лицами, наземными и воздушными объектами. Как пишет блог, созданный по инициативе центра анализа стратегий и технологий, в Ту-214СР — несколько основных изолированных отсеков. Первый из них — кабина экипажа, которая претерпела изменения из-за введенного в штат воздушного корабля третьего летчика. Следующий — для сотрудников охраны. Далее находятся три «глухих» отсека для операторов и начальника узла спецсвязи. Еще два — для передовой группы и журналистов. Всего на борту лайнера размещается около 60 человек.

Из другой текущей работы по Ту-214 отметим строительство двух бортов для военных. Об этом на основе документов госзакупок пишет известный ВПК-блогер alexeyvvo. Модификация бортов не указывается.

Нельзя пройти мимо того факта, что из отчетности казанского сегмента «Туполева» исчезло упоминание возможного контракта с «Роскосмосом» на три Ту-214, предназначенных для обучения космонавтов аэронаблюдению, а также для их беспосадочной перевозки на космодром Восточный. К разочарованию Казани, центр подготовки космонавтов им. Гагарина выбрал продукцию соседей — Ту-204-300 от ульяновского «Авиастара». Впрочем, предположительно, КАЗ обеспечен заказами на изготовление специальных Ту-214 как минимум до 2023 года.

Юрий Борисов объявил перезапуск Ту-160 национальным проектом
Юрий Борисов объявил перезапуск Ту-160 национальным проектом (фото: ПАО «Туполев»)

ПРОСТО СЛОВА?

Понятно, что наибольшие ожидания казанский филиал «Туполева» связывает с заявленным весной этого года восстановлением производства стратегического ракетоносца Ту-160 в варианте, который именуется Ту-160М2.

Новости по проекту появляются едва ли не каждый день. Так, на сегодня заявлено, что для нового «бомбера» уже разрабатываются двигатель, системы связи на российской элементной базе, несколько типов ракет и так далее. Сообщается, что для организации работ создана рабочая группа минобороны и минпромторга. Называются и даты. Так, с 2023 года минобороны планирует ежегодно получать по три Ту-160М2. Настораживает лишь то, что никаких документов типа постановления правительства о разработке и производстве Ту-160М2 до сих пор публично не предъявлено. Впрочем, источник «БИЗНЕС Online» в авиапроме заверил, что «движение началось, документы определенные есть». Но, указал он, оглашать подробности пока рано. И, в конце концов, обнадеживающую, на наш взгляд, ремарку сделал недавно посетивший казанский авиазавод заместитель министра обороны России Юрий Борисов. Говоря о рестарте Ту-160, он подчеркнул, что в свое время над его созданием работал весь Советский Союз, и сегодня возрождение ракетоносца в новом облике — «национальный проект».

До сих пор такая формулировка не примерялась ни к одному российскому авиастроительному начинанию. Не «удостоились» ее ни «Суперджет», ни МС-21, ни ПАК ФА, ни ПАК ДА. Чем же отличается от них реинкарнация Ту-160? Директор центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко призвал корреспондента «БИЗНЕС Online» не уделять такое внимание словам и посоветовал смотреть на суть, а национальными проектами, по его мнению, можно назвать и истребитель Т-50, и танк «Армата», и межконтинентальную ракету «Ярс», и другие разработки. Советник премьер-министра РТ Назир Киреев, напротив, полагает, что Борисов абсолютно прав в особом внимании к Ту-160. Он подчеркнул, что новое производство Ту-160 важно не для авиастроительной отрасли, не для военно-воздушных сил, не для вооруженных сил в целом: «Сейчас это действительно национальный проект. Если у России будет Ту-160, у нее есть будущее, а если нет, то...»

Как бы то ни было, в определении Ту-160 как национального проекта, думается, играют роль несколько факторов. Вот хотя бы несколько из них. Во-первых, безусловно, это отсыл к великому прошлому: Ту-160 — живое доказательство тому, что оно действительно было. Во-вторых, это своего рода новое собирание отрасли. Подсчитано, что в кооперации по Ту-160 участвовало 7 сотен организаций СССР, ее потребуется возродить, пусть и в другой географической конфигурации. В-четвертых, виден и своего рода пиаровский момент: если другие части ядерной триады (подводные лодки, межконтинентальные ракеты) скрыты от повседневного взора, то стратегические ракетоносцы — прямо-таки звезды СМИ, привычные участники всевозможных авиашоу. И, в-пятых, именно в таких, казалось бы, неподъемных проектах (ведь немало тех, кто предрекает то, что Россия не потянет новый Ту-160) рождаются не просто менеджеры, но созидатели авиапрома.

Эксперты полагают, что для производства Ту-160М2 есть все - научные школы, кадры, заводы, вопрос только в государственной воле
Эксперты полагают, что для производства Ту-160М2 есть все: научные школы, кадры, заводы, вопрос только в государственной воле

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» — ОПАСНЫЙ ТЕРМИН?

Роман Гусаров — главный редактор отраслевого портала «АвиаРу»:

— У нас если что-то объявляют национальным проектом, это, скорее всего, будет затоптано и закончится ничем. Помните, были народные автомобили, удвоение ВВП и много тому подобного?.. Если абстрагироваться от громких заявлений, то слово за военными. Они должны дать государству и промышленности свое видение развития стратегической авиации. Если военные считают, что Ту-160 сможет отвечать современным требованиям, нужен и надо возобновлять производство этих самолетов, то государство эту задачу решит. Она вполне нам по силам: есть и научные школы, и кадры, и даже стоящие на ногах предприятия. Но только при существовании государственной воли. Пример — Ил-476: была воля — сделали новый самолет и организовали с нуля (!) его производство. Здесь то же самое. Но пока минобороны только шарахается из крайности в крайность: то им подавай сверхзвуковой самолет, то — дозвуковой. Примерно то же самое, кстати, с беспилотниками — непонятно, какие аппараты нужны. То есть пока не будет внятного технического задания, все останется словами. А затевать проект только для громких слов типа «наша гордость», «наше все», то мы не в советское время живем (помните «ударные стройки»?), это бессмысленно. Если страна говорит: «Да, нужна, стратегическая авиация», давайте создавать ее без шума, спокойно, по-деловому. Посмотрите, в конце концов, тем же делом заняты и ракетчики, но никто же не объявляет их работу национальным проектом, между тем, может, это самый большой вклад в безопасность страны. Нет, они спокойно делают свое дело. Должно быть так: нам нужен самолет — вот деньги, делайте. Но пока идет только соревнование: кто громче лозунг бросит.

Леонид Ивашов — президент Академии геополитических проблем:

— По ряду причин Ту-160 превосходит все остальные проекты. Если говорить об экономической стороне дела, то, к примеру, «Суперджет», по сути, создан на основе западных технологий, узлов и агрегатов. Ту-160 — на 100 процентов отечественный самолет. Во-вторых, сегодня мы видим: в мире опять идет нагнетание военной напряженности. Да, у нас есть баллистические ракеты, межконтинентальные в том числе, но вероятность обмена ракетными ударами очень мала, потому что в этой области есть паритет. А вот в высокоточных крылатых ракетах воздушного и морского базирования американцы ушли далеко вперед. И Ту-160 как носитель крылатых ракет нам крайне необходим для сдерживания. В новой военной доктрине сделан акцент на неядерный фактор сдерживания, а таковым может быть только высокоточное оружие и оружие на новых физических принципах. Так вот Ту-160 может нести как ядерные ракеты, так и комплекс ракет в обычном снаряжении, но высокой точности. Ту-160 как носитель оружия более маневренный, чем, например, мобильные ракетные комплексы. Он может долго барражировать, может менять позицию в воздушном пространстве, может базироваться и перебазироваться на различные аэродромы, в том числе, в зону, откуда его крылатые ракеты достанут США. Это необходимое России средство. Поэтому я с Юрием Борисовым вполне согласен.

Максим Калашников — писатель-футуролог:

— Согласен, что Ту-160 — национальная гордость, а возобновление его производства должно стать национальным проектом. Но пока он заявлен только на словах, не подтвержден документами, принятыми на уровне правительства, а только они дают твердую уверенность, что производство Ту-160 будет возрождаться в Казани.

Есть мнение, что Ту-160 не надо возрождать, а надо сразу делать перспективный бомбардировщик. Считаю, что это страшная ошибка. Вспомните, что в Советском Союзе при Сталине был бомбардировщик Ил-4, который летал на Берлин, а был и однотипный Ер-2. Не должно быть монополии. Почему сейчас важно, даже работая над самолетом будущего, возобновлять производство Ту-160? Потому что люди растренировались, конструкторы растренировались. Надо снова вспомнить навыки, вдохнуть жизнь в авиационную промышленность... Почему нельзя назвать национальным проектом «Суперджет»? «Суперджет» — отверточный самолет, он на 80 процентов состоит из импортных частей, производство которых здесь не будет локализовано. «Суперджет» — это не прорыв, а Ту-160 — русско-советский прорыв своего времени, и сегодня этот самолет имеет огромный потенциал для модернизации. Ту-160 хорош и тем, что может пускать не только ракеты, но и бомбить, то есть участвовать не только в какой-то большой войне, но и в так называемых гибридных войнах. Если он станет невидимым, он сможет наносить удары по базам боевиков и уходить незамеченным. Я был знаком с генералом Владимиром Рогом — разработчиком стратегии нанесения ударов по авианосным соединениям США в океане. Владимир Григорьевич говорил мне, что в принципе Ту-160 при модернизации, помимо всего прочего, должен получить и возможность наносить удар противокорабельными крылатыми ракетами по авианосным группировкам США, а также работать в качестве дальнего истребителя, то есть потенциально он может уничтожать и самолеты. Это прекрасная многоцелевая машина, ее возможности далеко не исчерпаны. Поэтому я всеми руками за. А для того, чтобы возрождать производство самолетов (и не только их!), я бы сейчас пошел на такую меру, как обрубание лишних затрат. Не нужны нам ни сочинские олимпиады, ни мундиали — это огромные затраты в никуда. Деньги, вложенные в стадион, омертвляются. Люди, которые приходят на стадион и якобы его окупают, должны где-то заработать эти деньги. Производство передовой авиационной техники, то есть заводы, дают людям возможность заработать, а стране — процветать, расти технологически. Тем более те кадры, которые сейчас будут подготовлены на производстве высокотехнологичных самолетов, таких как Ту-160, помогут и гражданскому авиастроению. Так что заводы вместо стадионов, самолеты вместо футбола.