Чтобы увеличить график, нажмите на него

«ЭТО НАСТОЯЩАЯ КАТАСТРОФА, И ЕЕ, КАЖЕТСЯ, НИЧТО УЖЕ НЕ МОЖЕТ ОСТАНОВИТЬ»

Пожар в сумасшедшем доме — самое точное определение того, что творилось вчера на мировых рынках. Искра тлела с пятницы, когда американские фондовые индексы закрылись заметным снижением. Промышленный Dow Jones упал на 3,1% до 16459,75 пункта, индекс широкого рынка S&P 500 снизился на 3,1% до 1970,89 пункта, высокотехнологичный NASDAQ потерял 3,5% и составил 4706,04 пункта. А в понедельник утром полыхнуло в Китае. Торги на Шанхайской фондовой бирже завершились рекордным падением: индекс Shanghai Composite упал на 8,49% до 3209,91 пункта — минимума с 2007 года. «Это настоящая катастрофа, и ее, кажется, ничто уже не может остановить, — заявил в интервью Bloomberg инвестиционный директор шанхайской Heqitongyi Asset Management Чэнь Ган. — Если мы не сократим активы самостоятельно, фонд может столкнуться с риском принудительного закрытия. Я надеюсь, нам удастся выжить».

Китайский обвал запустил эффект домино: один за другим рынки сыпались, не оказывая никакого сопротивления «медведям», вырвавшимся на оперативный простор. Фондовые площадки Старого Света падали до минимумов 2008 года. Закончилось для них все печально: капитализация компаний, входящих в панъевропейский индекс FTSEurofirst 300, за один день упала более чем на 400 млрд. евро. Распродажи шли в Азии, СНГ, Африке, а вишенкой на торте стало открытие главных торгов планеты — в Нью-Йорке, где Dow Jones моментально обвалился на 6,5%, или 1049,53 пункта. До этого индекс никогда за всю свою более чем 100-летнюю историю не падал сильнее, чем на 800 пунктов за торговую сессию. Потом все три главных американских индикатора смогли стать лидером в топ мирового Twitter.

Вслед за фондовыми биржами вразнос пошли валютные рынки: инвесторы побежали из слабеющих валют в надежные активы. Доллар дешевел относительно евро, тот падал к японской йене, до пятинедельных максимумов вырос швейцарский франк — надежный, как женевские банки... А сильнее всего паника ударила по карману жителей развивающихся стран по всему миру. Как оперативно проинформировал американский телеканал CNBC, больше всего с начала года похудели бразильский реал — на 36%, мексиканский песо — на 23%, южнокорейская вона — на 15%, индонезийская рупия — на 17%.

Чаша сия вчера не миновала Россию и ее соседей. В Азербайджане некоторые банки даже ограничили продажу валюты населению — от $1000 до $5000 на руки. Рекордного минимума достиг киргизский сом (67 за доллар). Шел ко дну белорусский «зайчик», относительно которого доллар вырос на 872 местных рубля, пробив исторический максимум. И только казахстанский тенге, девальвировавшийся на 26% на прошлой неделе, решил возместить потери, укрепившись на 5,1% (ранее валюта уже отыграла 13%)

«РУБЛЬ И НЕФТЬ САЛЮТОВАЛИ УКРАИНЕ. МЕЛОЧЬ, А ПРИЯТНО»

В России игроки были заранее готовы к «Утру в сосновом бору». Впору было организовывать тотализатор на глубину падения рубля. И тот не подвел: едва стартовали торги на Московской бирже, «деревянный» пробил очередные психологические важные уровни — 70 за доллар и 80 за евро — и всем своим видом показывал, что это еще не конец истории. Периодически он нырял и глубже, но к 23:00 мск доллар стоил все же чуть меньше 71, а евро — 82 рубля.

Катавасия на денежных и «бумажных» рынках при других обстоятельствах вряд ли бы так повлияла на рубль. Если бы не одно обстоятельство с отчетливым углеводородным запахом. В понедельник фьючерсы на нефть опустились до самых низких уровней с пика мирового кризиса в 2009 году. За три месяца баррель Brent подешевел уже на треть и вчера плавал у отметки $43, то ныряя под нее, то всплывая над поверхностью (на 22:45 мск североморская бочка стоила 42,55, за сессию потеряв 6,34%). И неудивительно, ведь предложение черного золота на рынке превышает спрос уже на 3 млн. баррелей в сутки. Китайская экономика замедляется, а значит, потребление нефти будет падать. А тут еще и Саудовская Аравия продолжает ценовую войну и наращивает добычу, которая в июне достигла 10,564 млн. баррелей в сутки, что является абсолютным рекордом. Заметим, из-за китайского фактора дешевеет не только нефть, но практически все сырье. Индекс Bloomberg Commodity, в который включены 22 вида сырьевых контрактов, снизился на 2,2% до 85,8339 пункта — минимума с 1999 года. Например, как пишет «Газета.ру», до самого низкого уровня с марта 2009 года упали цены на соевые бобы ($8,81 за 1/2 бушеля).

На обвал рубля некоторые высокопоставленные персоны отреагировали, мягко выражаясь, своеобразно. «В День независимости Украины салютовали падением российский рубль и цены на нефть. Мелочь, а приятно», — написал в своем Twitter секретарь совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов. Его российские коллеги либо хранили молчание, либо излучали умеренный оптимизм. Глава минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев заявил, что нефть поддержат такие фундаментальные факторы, как рост спроса. «Прогноз по этому спросу не может быть меньше, чем темпы роста мировой экономики, хотя бы потому, что в этом темпе роста мировой экономики большую часть составляют энергетически не эффективные азиатские страны. Поэтому спрос на нефть будет не меньше 3 процентов в год расти», — сообщил журналистам Улюкаев.

Nabi.jpg (фото: vk.com/bestdemotivators)

Депутаты и вовсе разглядели хорошие стороны «черного понедельника». Девальвация рубля ведет к дополнительным поступлениям в бюджет, заявил глава комитета Госдумы по экономической политике Анатолий Аксаков. «Расходы бюджета зафиксированы в неизменном виде, в конкретных цифрах, и очевидно, что расходы будут покрываться теми доходами», — процитировало его РИА «Новости». Другой законодатель, первый зампредседателя комитета Госдумы по бюджету Александр Тарнавский также вспомнил, что при удешевлении рубля удается получить больше денег за счет экспорта нефти, и отметил, что казна только выигрывает от курсовой разницы. «С точки зрения формальной математики мы получим необходимое количество рублей», — сказал он и добавил, что это «грустная математика», которая говорит о том, что надо уходить от сырьевой модели экономики.

Действительно, как мы неоднократно писали, российский бюджет сверстан из расчета среднегодовых цен на нефть в $50 за баррель и курса в 61,5 рубль за доллар. Таким образом, чтобы свести сальдо, цена барреля должна быть не ниже 3075 рублей. Как подсчитала «Газета.ру», при цене нефти в $43 доллар должен стоить 71,5 рубль (примерно это мы вчера и наблюдали), при $42 — 73,2 рубля, при $40 — 76,88 рубля, при $38 — 81 рубль. За 100-рублевую отметку бакс перешагнет, если баррель Brent упадет до $30. Думается, этим и объясняется неколебимое спокойствие ЦБ, который вчера вообще никак себя не проявил.

«К КОНЦУ 2016 ГОДА БАРРЕЛЬ WTI ДОЛЖЕН СТОИТЬ 12 ДОЛЛАРОВ»

Что же вчера мы наблюдали — начало очередного мирового кризиса или истерику инвесторов, которая не приведет к серьезным последствиям? «Текущее падение мировых индексов является очень резким. Пока оно больше похоже на биржевую панику, которая для фондовых рынков представляется регулярно происходящим событием. Падение такими темпами не может иметь затяжной характер. Вероятно, уже в течение текущей недели мы увидим приостановку распродаж и возможный технический отскок. Скорее всего, через несколько дней упавшие мировые индексы нащупают новые уровни поддержки и стабилизируются вблизи свежих минимумов», — считает старший аналитик Банка «Образование» Виталий Манжос.

Причины же обвала рубля очевидны, сказал «БИЗНЕС Online» трейдер и независимый финансовый аналитик Степан Демура. «Во-первых, оправдывается мой прогноз о падении в конце лета - начале осени цены нефти американской марки WTI примерно до 32 - 33 долларов за баррель. Дальше может начаться еще более существенная коррекция. На мой взгляд, к концу 2016 года баррель WTI должен стоить 12 долларов. Вопрос в том, когда начнется такая существенная коррекция нефтяных котировок. На конец этого года точный прогноз сделать сложно. К концу 2015-го даже возможен кратковременный отскок нефтяных цен до 50 - 60 долларов за баррель», — полагает он.

Вместе с тем, вопреки общепринятому мнению, Демура не считает нефть самым важным фактором, влияющим на курс рубля, — все определяется потоками капитала. «После того как международные агентства снизили инвестиционный рейтинг России до «мусорного» уровня, в наши ценные бумаги вкладывается только очень «горячий» спекулятивный капитал, который сейчас с российского рынка уходит. По многим причинам, из которых цена на нефть далеко не самая главная. Отсюда и падение курса рубля. По этой причине мы можем ждать повторения событий конца прошлого года. В моменте курс рубля может вновь опускаться до уровня 80 рублей за доллар», — говорит трейдер.

Что касается наших попыток заменить западные инвестиции китайскими, они не оправдываются, уверен Демура: Китай просто смотрит на свой торговый баланс с США и Евросоюзом с одной стороны и с Россией с другой. И делает выводы, которые оказываются не в нашу пользу. «Зачем Китаю нам помогать? Правда, и мешать он особенно не будет. Падение цен на китайском фондовом рынке вряд ли существенно влияет на нашу ситуацию. Точно так же, как и другие проблемы в мировой экономике. Никакого экономического кризиса на Западе сейчас нет. И Китай, и Россия, и все остальные развивающиеся страны сами виноваты в том, что инвесторы бегут с их рынков», — делает вывод аналитик.

Свой взгляд на ситуацию «БИЗНЕС Online» обрисовали и другие эксперты.

«МИРОВАЯ РЕЦЕССИЯ? ЭТО НОВАЯ ЭКОНОМИКА НАБИРАЕТ ХОД»

Марат Галеев — заместитель председателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ:

— Насколько этот кризис полномасштабный, я пока сомневаюсь, потому что рубль отягощен не столько экономическими, сколько политическими факторами. И эти политические факторы давят только на рубль. Есть, конечно, проблемы с заполнением больше обычного запаса углеводородов, есть ожидания поступления их новых партий из Ирана, есть элементы спада в Китае, и эти факторы очень сильные, но я не уверен, что это рецессия мирового уровня. Новая экономика, которой у нас в России пока просто нет, набирает ход. И новая экономика, базируясь на новых технологиях, понемногу замещает старую. Этот процесс замещения всегда болезненный и сопровождается спадом, но мне кажется, что все-таки он даст импульс к развитию.

Что же касается российской экономики, то спад может быть медленным и долгим благодаря перегруженности политическими факторами в дополнение к экономическим в том числе. Поэтому санация российской экономики связана с решением политических проблем возврата на мировой кредитный рынок в том числе. Просто надо конструктивно решать эти вопросы.

«ЕДИНАЯ ВАЛЮТА — ЕДИНСТВЕННЫЙ ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ ВОПРОСА»

Вадим Хоменко — вице-президент, член-корреспондент Академии наук РТ, доктор экономических наук, профессор КФУ и КНИТУ-КАИ:

— Я думаю, что цепь событий видна — это Китай, Казахстан, Россия. Это связка стран, которые сейчас вступают в мощные кооперационные связи. На этом поле разыгрываются эти события. Я не думаю, что есть основа для глобального кризиса, потому что в данном случае речь идет об отдельных странах, связанных определенными кооперационными связями. И все эти страны представляют конкуренцию западной экономике: и Китай, и Россия, и Казахстан.

Если же говорить о прогнозе, то я думаю, нам придется пережить сложные события, и вариантом решения проблемы будет отлаживание внутренней валютной системы, о чем уже давно говорят. Чтобы быть менее зависимыми от колебаний доллара и евро. Решением может быть запуск единых валютных соглашений между этими странами, которые затронул кризис. Потому что в данном случае это имеет отношение к экономике в меньшей степени. Экономика, ВВП в колебания не вступают — колеблется валюта. Видны явные финансовые всплески, связанные с другими действиями, помимо экономических событий. Поэтому эти страны должны взять ситуацию под контроль, стать менее зависимыми от валютных факторов. Китайцы об этом уже давно говорят, они уже предлагали нам создать единый азиатский крупный банк, запустить единую валюту и стать менее зависимыми от этих событий, которыми нас постоянно пытаются связать. Это единственный вариант, если говорить об оперативном решении вопроса.

«ИНДЕКС СТРАХА ЗА НЕДЕЛЮ ВЫРОС НА 115%»

Владислав Антонов — аналитик компании «Альпари»:

— Замечу, что в пятницу индекс VIX вырос на 23,7 процента, за неделю — на 115,2 процента до 28,03. Индекс волатильности VIX еще называют «индексом страха». Этот показатель отражает ожидания трейдеров по индексу S&P500 и рассчитывается Чикагской опционной биржей (CBOE). У VIX обратная зависимость от фондовых рынков. Чем сильнее страх инвесторов, тем дороже стоит VIX, и наоборот, чем больше жадности — тем дешевле VIX. При росте VIX акции продают, при минимальных значениях — покупают.

Когда значение индекса подскакивает выше 25, на рынке растет уровень страха, инвесторы бегут от риска. Именно это мы сейчас и наблюдаем. Индекс VIX повышался 15 октября 2014 года до 31, в октябре 2011 года — до 46. При достижении этих значений ситуация на фондовых площадках стабилизировалась. В этом году VIX вырос в августе.

«ПОТЕНЦИАЛ СНИЖЕНИЯ КИТАЙСКОГО РЫНКА — ЕЩЕ 10 - 15 ПРОЦЕНТОВ»

Антон Сороко — аналитик инвестиционного холдинга «Финам»:

— Действительно, ситуация стала такой плачевной в большей степени из-за накладывания друг на друга различных рыночных факторов. Это и первая серьезная коррекция на американских рынках в четверг-пятницу, и новая волна снижения китайского фондового рынка (почти минус 9 процентов за один день), и новые минимумы по сырьевым активам, что оказало давление на рискованные активы в развивающихся странах. Вторая волна падения в Китае может продолжиться еще примерно на 10 - 15 процентов, что, конечно, может негативно сказаться на рынках развитых стран, где фондовые рынки объективно выглядят перегретыми. Российский фондовый рынок в целом неплохо реагирует на внешний негатив, но, думаю, пока рано называть этот факт поводом для оптимизма. Все-таки для устойчивого роста капитализации российских компаний нужна либо стабильная ситуация на внешнеполитической арене, либо отличные новости из реального сектора. Пока ни на одном из этих фронтов значимого позитива не наблюдается.

«ВНЕШНИЙ ФОН СЕЙЧАС ОТЫГРЫВАЕТСЯ НА РУБЛЕ, А НЕ БИРЖЕВЫХ ИНДЕКСАХ»

Виталий Манжос — старший аналитик банка «Образование»:

— После исторического решения об отправлении рубля в свободное плавание характер движения индексов ММВБ и РТС заметно изменился. В настоящее время улучшение или ухудшение внешнего фона стало по большей части отыгрываться в форме изменения курса российской валюты по отношению к доллару. Таким образом, колебания внешней конъюнктуры начали находить отражение в валютном индексе РТС. Рублевый индекс ММВБ при этом стал сравнительно менее подвижен.

Второй новой закономерностью стало то, что акции экспортеров и компаний, ориентированных на внутренний спрос, стали реагировать на колебания курса рубля нередко противоположным образом. Поэтому в условиях текущего ослабления рубля и падения стоимости нефти бумаги многих добывающих компаний, за исключением нефтегазовых, получили стимул к повышению на ожиданиях роста рентабельности экспортных поставок. Как говорится, «это не есть хорошо», потому что подобный рост не является результатом объективных заслуг и достижений компаний — эмитентов. Качество такого прироста остается под вопросом.

В целом можно ожидать, что в условиях текущего ухудшения настроений на мировых фондовых рынках и падения курса национальной валюты рублевый индекс ММВБ останется сравнительно устойчивым. Даже в случае резкой активизации распродаж в российских акциях этот индекс будет иметь достаточно прочную поддержку в районе 1550, 1500 пунктов.

Вместе с тем необходимо признать, что в условиях относительно свободно плавающего курса рубля намного более информативным индикатором состояния российского рынка становится индекс РТС, который, к слову, существенно просел в течение трех летних месяцев.