DSCF7835.jpg
В Набережных Челнах проходит форум «Profдвижение» – совместный проект ПАО «КАМАЗ» и министерства труда, занятости и социальной защиты РТ

ПОБЕДИТЕЛЕМ СТАНЕТ ТОТ, ЧЕЙ «КАМАЗ» БУДЕТ НАИБОЛЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ

В Набережных Челнах в эти дни проходит форум «Profдвижение» – это совместный проект ПАО «КАМАЗ» и министерства труда, занятости и социальной защиты РТ. Мероприятие, организованное второй раз, уже успело обрасти своими традициями и неизменными участниками. Из 200 форумчан 60 человек приехали в этом году повторно. Большая часть участников из нашего региона – около 140 ребят. Но география участников весьма обширна: есть гости из Москвы, Воронежа, Вятских Полян, Нефтекамска, Екатеринбурга, Кумертау, Оренбурга, Санкт-Петербурга, Томска, Туймазов, Чебоксар, Мытищ, Королева, Щелково, Пушкина. Все подопечные – это учащиеся школ, колледжей и вузов. И основная цель форума – сориентировать подрастающее поколение на выбор рабочих и инженерных профессий, повысить роль молодых работников в развитии промышленности, используя научный и образовательный потенциал.

В течение шести дней работы форума ребята не только будут приобретать знания в области разработки конструкторской документации, сборки автотехники и всего, что связано с автомобильным производством, но и получат возможность собрать «КАМАЗы», на которых устроят гонки по территории лагеря. «Дети на протяжении недели получат знания в области окраски, сборки, вождения. Участники разделятся на команды: часть станет экономистами, другие ребята попробуют себя в качестве водителей, часть ребят будет разрабатывать конструкторскую документацию. Победителем станет тот, чей «КАМАЗ» будет наиболее привлекательным, уложится в себестоимость и наберет наибольшее количество баллов от жюри. Рейтинг мы будем вести и в командном зачете, и в индивидуальном», – рассказала директор форума, начальник отдела рекрутинга ПАО «КАМАЗ» Юлия Окунева.

В церемонии открытия лагеря принимали участие замминистра труда и соцзащиты РТ Клара Тазетдинова, замминистра промышленности и торговли РТ Алмаз Хусаинов, начальник управления профессионального образования минобрнауки РТ Ильдар Яруллин и заместитель гендиректора ПАО «КАМАЗ» по управлению персоналом и организационному развитию Александр Ушенин.

«В Татарстане очень много делается в плане профориентационной работы, для подготовки рабочих кадров – это и профробы, и создание ресурсных центров, и всевозможные новые проекты, и движения, одним из которых является движение WorldSkills. 10 августа в Сан-Паулу было принято решение о проведении очередного чемпионата по рабочим профессиям в Казани. Это большая победа России и Татарстана. Многие из вас имеют все шансы попасть на этот чемпионат в 2019 году и показать себя достойными в своей компетенции», – напутствовал форумчан на открытии Яруллин.

DSCF7829.jpg
От лица ПАО «КАМАЗ» ребят приветствовал заместитель гендиректора по управлению персоналом и организационному развитию Александр Ушенин

«НАМ НУЖНЫ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ БОЙЦЫ С ИННОВАЦИОННЫМ ПОДХОДОМ»

От лица ПАО «КАМАЗ» ребят поприветствовал Ушенин: «Сюда стремились попасть более 600 человек, но не все смогли выполнить конкурсное задание. И сейчас здесь присутствуют 200 ребят, которые прошли отборочные туры. Но не думайте, что вы пришли просто отдохнуть и повеселиться, мы ждем от вас новых проектов, нацеленных на то, чтобы показать свое видение КАМАЗа, каким он будет завтра, через пять, десять лет. Некоторые проекты, которые в прошлом году разработали участники форума, нашли свое воплощение в работе КАМАЗа».

Надо отметить, дальнейшую судьбу форумчан пристально отслеживают и всячески наталкивают на идею связать свою судьбу с автогигантом. «Профориентационная работа – это долгосрочная перспектива. Мы понимаем, что это стратегия. Ребята планируют, судя по их реакции, прийти на КАМАЗ. Они переживают за его судьбу. Молодые люди очень талантливые, активные, креативные. Надеюсь, что наши пути с ними пересекутся и мы их привлечем к трудоустройству», – делится в разговоре Окунева.

Сегодня на КАМАЗе остро стоит потребность в привлечении этаких «универсальных бойцов» на те производства, которые сейчас продолжают действовать, а также в проект реинжиниринга, который стартует на предприятии. «Нам нужны молодые умы, специалисты из числа конструкторов-технологов с инновационным подходом, которые сделают прорыв в НИОКР. В общем, нужны «дети-индиго», которые видят все по-другому», – рассказала главный рекрутер автогиганта.

DSCF7816.jpg

ОТ МАСТЕРА ДО ДИРЕКТОРА ЗАВОДА

Организаторы постарались насытить программу форума по максимуму. Сертифицированные тренеры Регионального института передовых технологий и бизнеса расскажут форумчанам о ЛИН-технологиях, о проекте реинжиниринга, о том, как можно применить полученные знания в рамках дальнейшей работы на КАМАЗе или на другом производстве. «В прошлом году у нас была возможность посетить производство, и мы были на сборочном конвейере, от которого ребята были в полном восторге и выразили желание в этом году посетить все заводы КАМАЗа. Но, к сожалению, из-за корпоративного отпуска все производства сейчас стоят. Была предложена альтернатива – сервисный автоцентр. Там тоже производство, пусть и точечное», – отметила Окунева. Ребята имели возможность рассмотреть «КАМАЗ» во всех ракурсах, потрогать и даже попытаться починить автомобиль.

На гостевые лекции к ребятам приезжали представители топ-менеджмента автогиганта: руководитель пресс-службы Олег Афанасьев, заместитель гендиректора по развитию Ирек Гумеров, гендиректор завода двигателей Сергей Снарский и его зам по реинжинирингу Федор Назаров. На одной из таких лекций побывал и корреспондент «БИЗНЕС Online». Сергей Снарский поведал о своем пути в профессию – о том, как он за 17 лет прошел путь от мастера до директора завода двигателей.

Кстати, директор завода двигателей – далеко не единственный образец успешного карьерного роста в компании. По словам руководителя отдела кадров завода Аиды Газизовой, заместитель директора по производству завода двигателей тоже начинал некогда с должности наладчика станков с ЧПУ, был мастером, начальником смены, начальником цеха, и работа не помешала получить высшее образование. Еще один яркий пример – директор департамента по экономике Антон Сарайкин, который тоже пришел на завод рядовым экономистом.

«Это реальные примеры успеха молодых работников нашей компании. Возможностей раскрыть свои способности на КАМАЗе предостаточно. Ведь у вас сейчас самая большая ценность в руках – это техническая специальность. К нам часто трудоустраиваются выпускники с дипломами юристов, соцработников, воспитателей детсадов, психологов. И они с гуманитарным образованием идут работать на конвейер слесарем МСР. Потому что на сегодняшний день существует реальный голод на рабочие профессии. И КАМАЗ дает возможность обучиться профессии. Люди переориентируются и даже достигают определенных успехов, становятся мастерами», – рассказала о текущих реалиях Газизова. А Снарский напутствовал, что для карьерного роста совсем не обязательно быть великим. «Если ты стоящий специалист, ты карьеру сделаешь», – успокоил директор.

DSCF7802.jpg
Цель форума – сориентировать подрастающее поколение на выбор рабочих и инженерных профессий, повысить роль молодых работников в развитии промышленности, используя научный и образовательный потенциал

ПРИОРИТЕТ – РАБОЧИЕ РУКИ, КОТОРЫЕ НАС КОРМЯТ

Ребята на встрече со Снарским продемонстрировали свою широкую эрудированность и крепкую подкованность как в нюансах строения двигателя автомобиля «КАМАЗ», так и в области структуры компании. Форумчане задавали каверзные вопросы, будут ли снимать с производства 740-й двигатель, будет ли КАМАЗ работать с отечественными производителями моторов и будет ли в новых дизелях использоваться… мочевина. Снарский тоже решил прощупать знания ребят.

- На наших площадях есть совместное предприятие – американская компания «Камминз Кама», которая собирает двигатели до 300 л.с. и устанавливает их на «КАМАЗ». То есть мы соревнуемся с нашим конкурентом под одной крышей. Лучше рядом за этим конкурентом наблюдать, чем находиться от него далеко. Есть еще несколько совместных предприятий. Можете их назвать? – задал вопрос залу Снарский.

– Fuso, Daimler, ZF, – стала выкрикивать с мест молодежь.

- А ZF что выпускает? – вновь решил подловить Снарский.

- Коробки передач! – недолго думая, отвечали ребята.

- Я пришел к профессионалам, забираем всех, сейчас заявления выдаем и принимаем на рабочие специальности! – пошутил директор.

На вопрос участницы форума Светланы Поповой из Екатеринбурга, которая попросила поделиться планами компании по совершенствованию двигателей, гости встречи приоткрыли завесу тайны о проекте реинжиниринга, который стартует на КАМАЗе. По словам замдиректора по реинжинирингу Федора Назарова, на заводе идет разработка 6-цилиндровых рядных двигателей объемом 12 литров с широким диапазоном мощности от 300 до 700 л.с., которые будут применяться на перспективном семействе новых автомобилей. Цели по производству разбиты на два этапа: первый этап должны реализовать к 2018 году, выйдя на план в 12 тыс. двигателей в год, а на втором этапе к 2020 году выпуск должны увеличить до 30 тыс. двигателей в год. На 15 октября 2017 года намечено серийное производство первого этапа. Также Назаров рассказал о технических параметрах нового «сердца» автомобиля. Предполагается создать три базовые версии двигателя: коммерческий дизельный двигатель мощностью 380 - 550 л.с., спортивный форсированный от 600 до 700 л.с. и газовая модификация мощностью 300 - 450 л.с. Причем самая показательная характеристика нового коммерческого двигателя – его суперэкономичность: удельный расход топлива составляет 183 г на киловатт. Такие характеристики, по словам Назарова, не имеет ни один производитель. Спортивный двигатель предполагается применять на автомобилях знаменитой гоночной команды «КАМАЗ-Мастер». А газовый двигатель идеально подходит для нетяжелых самосвалов и автобусов.

Разумеется, с такими грандиозными задачами по реинжинирингу под силу справиться лишь специалистам высокого класса, которые, как надеются на КАМАЗе, можно взрастить из участников форума «Profдвижение». «Для руководителя основная ценность – это персонал. Директора можно выучить и поставить другого, а вот те специалисты, те рабочие руки, которые нас кормят, – это для нас приоритет. Инженерная профессия на сегодня самая востребованная. Это я вам ответственно заявляю. Я знаю, кого на предприятии не хватает. И это не бухгалтер, не экономист, а именно рабочий класс», – закругляя встречу, сказал Снарский участникам форума и пригласил ребят на практику.

Материал подготовлен при содействии министерства труда, занятости и социальной защиты РТ