На очередную встречу с предпринимателями в рамках проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор» пришел прокурор РТ Илдус Нафиков

«У ПРОКУРАТУРЫ ОГРОМНЫЙ ПРАВОЗАЩИТНЫЙ И КАРАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ»

Очередное мероприятие в рамках проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор» прошло накануне в казанском отеле «Рамада». Встреча стала одной из самых продолжительных и собрала большую предпринимательскую аудиторию — более 80 человек почти полностью заполнили конференц-зал гостиницы. Такой интерес вполне объясним, ведь на этот раз на встречу с предпринимателями пришел прокурор РТ Илдус Нафиков. Как рассказал перед началом мероприятия уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов, во время подготовки поступило более 50 вопросов, из которых было отобрано 15 наиболее злободневных.

В своем вступительном слове Нафиков назвал собравшихся предпринимателей коллегами, объяснив это тем, что прокуратура и бизнесмены делают одно общее дело. Он пояснил, что без нормально развитых экономических отношений не может быть благополучного, здорового и перспективного общества. «У прокуратуры огромный правозащитный и карательный потенциал, и имеющимися полномочиями необходимо распоряжаться с умом. Вы, предприниматели, нуждаетесь в защите, поэтому прокуроры не должны спать», — подчеркнул Нафиков.

«МЫ НЕ ДОЛЖНЫ СТАНОВИТЬСЯ ИНСТРУМЕНТОМ В КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЕ И СВЕДЕНИИ СЧЕТОВ»

Первая группа вопросов касалась защиты предпринимателей от мошенников. Игорь Окунев из компании R-Solutions рассказал о том, что он и некоторые другие предприниматели столкнулись с группой граждан, которые не платили за поставляемую продукцию, а сами перепродавали ее, называя себя официальными дилерами. «Я выиграл в Арбитражном суде, но дважды получал отказ на возбуждение уголовных дел. Мое собственное расследование в сети интернет показало, что я не одинок, еще несколько компаний пострадали от действий этой группы мошенников», — рассказал Окунев. Он пожаловался прокурору РТ на то, что у следственных органов отсутствует единая база заявлений от предпринимателей, и попросил выделить одного следователя, который займется всеми делами по данной теме.

«Я заранее ознакомился с вашим вопросом. Не поленился, сам покопался в интернете и убедился, что на действия той компании есть много жалоб, они получают товары и не расплачиваются. Вы вскрыли пробел в нашей деятельности. Действительно, правоохранительные органы еще плохо освоили возможности информационных технологий», — ответил прокурор. Он сообщил, что дал поручение ориентировать органы внутренних дел республики активнее использовать информационную среду. Кроме этого он дал распоряжение объединить все заявления по данному делу в одно производство.

«Нам действительно нужен какой-то автоматизированный банк данных по сообщениям потерпевших (о том, как такая автоматизированная система облегчает работу американских следователей, недавно в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал один из лучших специалистов в области кибербезопасности России, гендиректор Group-IB Илья Сачковприм. ред.). Их поступает очень много — сотни тысяч. Понятно, что вручную ни один дознаватель не сможет их обработать, отыскать сходные факты, даже если он сидит в соседнем кабинете с другим дознавателем, который расследует дело по аналогичному случаю. Трудно понять, что мошенники в обоих случаях действовали по одной и той же схеме. Одно дело — единичный факт, другое дело — система, что это не просто ошибка в расчетах, поэтому важна ваша помощь», — отметил Нафиков.

Встреча с прокурором республики стала одной из самых продолжительных мероприятий проекта и собрала большую предпринимательскую аудиторию — более 80 человек

Впрочем, пострадавшие бизнесмены отметили, что следователи просто не читают пояснений, в которых заявители указывают на аналогичные случаи, а сразу отказывают в возбуждении дела на основе того, что там фигурируют предприниматели, которые свои споры решают в рамках гражданско-правовых отношений.

«Это нас не красит», — признал прокурор РТ. Он потребовал от правоохранителей более тщательно изучать заявления и пояснения. «У большинства оперативников в голове существует штамп, что, когда заявление пишет бизнесмен на бизнесмена, это гражданско-правовые отношения. На самом деле, в 90 процентах случаев так и есть. Мы не должны становиться инструментом в конкурентной борьбе и сведении счетов. Но среди потока заявлений мы должны вычленять те, которые действительно имеют признаки мошенничества», — пояснил проблему Нафиков.

Нагуманов поддержал позицию прокурора РТ. По его словам, есть много примеров того, как правоохранительные органы возбуждают уголовные дела против предпринимателей, которые по каким-то причинам не смогли выполнить контракты. «Люди теряют бизнес, теряют все, что у них есть, несмотря на то, что конфликт вполне мог бы быть разрешен в рамках гражданско-правовых отношений. Перегибать палку нельзя», — подчеркнул он.

БИЗНЕС НА ШЛАГБАУМЕ

Предприниматель Денис Андрейцов из Чистополя давно знаком Нафикову. Он неоднократно был у прокурора РТ на приеме, но оказалось, что его вопрос на местном уровне до сих пор не решен. Фабула такая: Андрейцов арендовал помещения на территории бывшего ремонтного завода, но неожиданно оказалось, что другой предприниматель выкупил в собственность проходную этого завода, установил шлагбаум и теперь требует за проезд автотранспорта деньги. «Прокурорская проверка выявила нарушения, но они до сих пор не устранены», — пожаловался он.

«Вот этот вопрос возмутил меня больше всего, — ответил Нафиков. — В данных случаях прокуратура ограничена в возможностях обращаться в суд, но Палата земельных и имущественных отношений администрации города Чистополь после нашего представления подала иск в суд. Хотя, на мой взгляд, можно было бы обойтись и без суда. Право собственности у того предпринимателя зарегистрировано только на проходную, а шлагбаум установлен на муниципальной земле, на дороге общего пользования. Муниципалитет мог бы просто убрать шлагбаум и снять вопрос. Кроме этого я потребовал возбудить дело по статье 330 УК РФ «Самоуправство», если этот вопрос не будет решен, тогда я приму жесткие меры уже к своим сотрудникам», — пообещал Нафиков.

«ЖЕСТОКОСТЬ — НЕ НАШ МЕТОД»

Большой круг вопросов касался проверок предпринимателей. Предприниматель Олег Стерлигов предложил ужесточить надзор прокуратуры за контролирующими органами. «Не ужесточить, а усилить. Жестокость — не наш метод», — поправил его прокурор. По его словам, в единый реестр проверок с 1 июля включены федеральные ведомства, с 1 января в него будут включены и республиканские. И пока проверяющие не получат учетный номер, они не будут иметь права выходить на проверку. В свою очередь, предприниматель вправе его не допускать на свой объект, а результаты проверки будут признаны недействительными. Тем не менее он признал, что у проверяющих органов есть большие возможности по проведению проверок вне плана и без согласования с прокуратурой. В первую очередь это касается выявления административных нарушений в рамках республиканского КоАП. «Здесь открывается большое поле деятельности для прокуратуры», — отметил Нафиков. По его словам, уже более 70 должностных лиц было наказано в уголовном порядке и более 1000 — в административном. «Мы обязательно будем проверять такие случаи на наличие коррупционного интереса», — пообещал прокурор.

Предприниматели были настроены более скептически. Они отмечали, что проверяющие заявляют один предмет проверки, а потом проверка выливается в тотальную. «Приходят проверить жалобу на продажу прокисшего молока, но пока дойдут до молочного отдела, проверят заодно и все другие», — рассказал Нагуманов. Прокурор объяснил, что проверяющий должен проверять только тот предмет проверки, который заявлен. Но если он обнаруживает другие нарушения, видимые невооруженным взглядом, то как должностное лицо он обязан реагировать на них. Реагируют в рамках действующего татарстанского КоАП довольно жестко — без предупреждения накладывают многотысячные штрафы на компанию и на должностное лицо. Предприниматели попросили хотя бы выносить предупреждения, а уж потом штрафовать.

«Когда принимался республиканский КоАП, в Госсовете РТ боролись две концепции — одна предусматривала сначала вынесение предупреждения. Но победила концепция штрафования без предупреждений, — напомнил Нафиков. — Депутаты считали, что таким образом можно эффективнее навести порядок».

Нагуманов попытался пошутить, сказав, что скорее целью депутатов было наполнение бюджета, но Нафиков на провокацию не поддался, твердо стоя на своей интерпретации побудительных мотивов татарстанских депутатов. Впрочем, прокурор РТ выразил готовность совместно с бизнес-омбудсменом обратиться в Госсовет РТ с предложением внести соответствующие изменения в КоАП. «Но надо хорошо разобраться в вопросе, узнать контраргументы», — добавил он.

«БИЗНЕС-КИЛЕРЫ» ЗА РАБОТОЙ

Любопытную историю рассказал Марат Бинеев из ОАО «Казанский завод химических реагентов»: «Я создал свой бизнес в 2011 году, и он довольно успешно развивался. Начали поставлять продукцию по всей России и в Казахстан. В конце 2014 года ко мне приехали представители крупного московского холдинга и предложили безвозмездно передать им 85 процентов моего бизнеса. Они предупредили, что в случае моего отказа у меня возникнут проблемы с госорганами. Это, собственно говоря, и произошло. Они наняли бизнес-киллеров — профессиональных юристов, которые на протяжение уже 7 месяцев бомбардируют заявлениями в отношении меня прокуратуру и все проверяющие органы. Хотя с начала своей деятельности наша компания не принесла никому ущерба. Поскольку бизнес-киллеры оказались очень грамотными юристами, то они очень обоснованно пишут свои заявления и прокуратура часто разрешает выездные проверки. Сейчас меня одновременно проверяют аж пять организаций». Предприниматель предложил ввести такой принцип: нет реального ущерба — нет выездной проверки.

Прокурор был впечатлен рассказом предпринимателя. «Это меняет оценку происходящего», — отметил он и посетовал на то, что предприниматель не зафиксировал на видео или аудионоситель переговоры с московской компанией, хотя сам их факт еще не преступление — ему же не угрожали расправой. «Заявления были составлены грамотно, оснований для отказа мы не нашли, — подтвердил он рассказ Бинеева. — Как в этой ситуации поступить — большой вопрос».

После недолгого обсуждения с Нагумановым прокурор посчитал неприемлемым предложенный предпринимателем принцип «Нет ущерба — нет проверки». «Есть случаи, когда поздно реагировать уже после того, как нанесен ущерб», — отметил он, сославшись на случаи с гибелью дизель-электрохода «Булгария» и пожары в торговых центрах.

«ЭТО ПРОБЛЕМА И САМИХ СТРАХОВЩИКОВ»

Президент союза страховщиков РТ Рустэм Сабиров пожаловался на проблему страхового мошенничества, которое процветает в Татарстане. «Буквально неделю назад к нам приезжал зампред ЦБ РФ, и когда он узнал наши цифры по убыточности ОСАГО, схватился за голову. Дороги в Татарстане хорошие, машины хорошие, но убыточность намного больше, чем в целом по России. Причина, по словам Сабирова, в деятельности мошенников, которые собирают со страховых выплат миллиарды рублей. «Не стесняются, продают в открытую поддельные полисы ОСАГО за 500 - 1000 рублей. Более того, суды по поддельным полисам заставляют платить страховщиков. Ну что это такое?» — воскликнул Сабиров.

Прокурор попросил предоставить информацию по конкретным случаям подобных судебных решений, пообещав поставить в известность руководителя Верховного суда РТ. «Возможно, такое решение было принято заочно, без участия страховой компании, которая не пришла на суд?» — размышлял вслух Нафиков. Сабиров передал прокурору пухлую папочку, попросив особое внимание обратить на некоего судью, о котором уже ходят легенды в страховом сообществе.

Впрочем, нельзя сказать, что прокурор РТ полностью разделяет позицию страховщиков. «Я не знаю, кто там нарушил правила игры, но в какой-то момент услуги ОСАГО оказались убыточны для страховщиков, они стали навязывать дополнительные услуги и фактически лишили граждан законного права на услугу. Сейчас ОСАГО стал очень дорогим для многих, чтобы компенсировать ваши расходы. Поэтому на рынке стали появляться поддельные полисы. Это было ожидаемо. Я думаю, что это в том числе проблема и самих страховщиков», — отметил прокурор. Он объяснил, почему подобного рода преступления плохо раскрываются. «Правоохранительные органы реагируют, но насколько эффективно они могут это делать? В лучшем случае можно предъявить мелкую статью за использование подложных документов, которая предусматривает несколько месяцев лишения свободы. Преступление вряд ли можно квалифицировать как мошенничество, так как покупатели заранее знают, что полис поддельный. Обычно суды дают условный срок, так как это считается малозначительным правонарушением», — рассказал прокурор.

«ЭТО ГЛАВНАЯ АХИЛЛЕСОВА ПЯТА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ»,

Жирную точку в дискуссии поставил генеральный директор ЗАО «ТАКПО» Михаил Скоблионок. Он поднял больную тему неудовлетворительной работы судебных приставов, которые, по его словам, не выполняют 90% судебных решений. «У меня куча решений судов на десятки миллионов рублей, и ни одно из них не удовлетворено, — пожаловался предприниматель. — Неужели нельзя заставить работать судебных приставов?»

Михаил Скоблионок
Михаил Скоблионок поднял больную тему неудовлетворительной работы судебных приставов, которые, по его словам, не выполняют 90% судебных решений

«Это главная ахиллесова пята правоохранительной системы России», — признал Нафиков. По его мнению, без безусловного выполнения решений суда правовое государство не построить. «Многое изменилось с приходом нового главного судебного пристава Татарстана Радика Ильясова, служба стала активнее использовать цифровой документооборот, проводят совместные действия с ГИБДД РТ по выявлению должников. Но что касается защиты предпринимателей, то воз, как говорится, и ныне там».

«К нам тоже поступает много обращений по поводу бездействия судебных приставов», — подтвердил Нагуманов. По его словам, эту проблему никому не удается решить даже на федеральном уровне. «Если у вас есть какие-то предложения, сообщите нам», — обратился он к предпринимателям, сидящим в зале.

«То, что решения судов не выполняются, отбрасывает нас в бандитские 90-е. Если проблему не решить, то в России скоро опять криминальные авторитеты начнут заниматься выбиванием долгов», — предупредил прокурор.

«Сейчас их называют коллекторами», — под смех зала пошутил Нагуманов. «Коллекторы — это уважаемая профессия, если они работают по закону», — не поддержал шутку прокурор.

На удивление у предпринимателей нашлись предложения, как улучшить работу судебных приставов. «У каждого пристава по нескольку тысяч дел висит. При этом они зарабатывают по 15 тысяч рублей. У них нет материального стимула работать. Надо в Госдуму вынести предложение, чтобы они получали вознаграждение в размере 7 процентов от суммы взыскания. Эта сумма остается сейчас в бюджете. Тогда дело однозначно сдвинется с мертвой точки», — предложил кто-то из зала. Его предложение было встречено одобрительными возгласами. «Это хорошее предложение», — согласился прокурор.