На 755-м км трассы Москва — Уфа полицейские на КПМ «Малиновка» остановили машину, перевозившую крупную партию спиртосодержащих жидкостей

ВОЙНА ПРОТИВ БУТЛЕГЕРОВ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Сегодня «БИЗНЕС Online» стало известно о новом эпизоде битвы с контрафактным «зеленым змием». Как подтвердили в пресс-службе МВД по РТ, на 755-м км трассы Москва — Уфа полицейские на КПМ «Малиновка» остановили машину, перевозившую крупную партию спиртосодержащих жидкостей. При взвешивании грузовика представители правоохранительных органов РТ заметили перевес и заинтересовались товарно-транспортными накладными. Как выяснилось, производителем лосьона значилось одно из парфюмерно-косметических предприятий Владикавказа. Полицейские же обратили внимание на документы, в которых был указан грузополучатель. Проверка показала, что указанный в транспортно-товарной накладной индивидуальный предприниматель в Елабуге существует, но занимается совсем иными видами коммерческой деятельности.

Прибывшие на место сотрудники УБЭП установили, что машина с лосьоном для наружного применения «Боярышник» направлялась из Владикавказа в Елабугу. При пересчете в машине оказалось 160,5 тыс. бутылочек объемом 100 мл с содержанием спирта 75%. При средней розничной цене в 15 рублей за пузырек стоимость партии превышает 2,4 млн. рублей. «В настоящее время по данному факту возбуждено административное производство, проводится комплекс оперативно-разыскных мероприятий», — традиционно добавили в пресс-службе МВД по РТ.

Лосьон «Боярышник» — непищевая косметическая спиртосодержащая продукция, сообщили «БИЗНЕС Online» в Госалкогольинспекции РТ. При выявлении фактов продажи такой продукции необходимо доказать, что она реализуется не как косметическое изделие, а это, понятно, очень непросто. Между тем производство такого лосьончика изначально ориентировано как суррогат алкоголя, считают в ведомстве. Оно и понятно: что это, как не горячительное для определенного контингента, если спирта в бутылочке — от 75 до 90 г, а цена — всего 15 - 20 рублей? Низкая цена объясняется тем, что акцизами эти бутылочки (если они не больше 100 мл) не облагаются.

«С каждого флакона спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции емкостью 100 миллилитров с содержанием этилового спирта 90 процентов бюджет РФ недополучает 36 рублей только в виде акциза, — подчеркнули в пресс-службе Госалкогольинспекции. — Повышение их стоимости на 20 - 30 рублей, в зависимости от содержания этилового спирта, не отразится на обеспеченности населения лекарственными препаратами».

В задержанной машине оказалось 160,5 тыс. бутылочек объемом 100 мл с содержанием спирта 75%. При средней розничной цене в 15 рублей за пузырек стоимость партии превышает 2,4 млн. рублей

Каков объем продаж «Боярышника» в Татарстане? По мнению экспертов Госалкогольинспекции, этот, с позволения сказать, «продукт» занимает на рынке примерно 5 - 6%. То есть очень много, если учесть, что официально это не алкогольная продукция. Впрочем, ряд экспертов полагают, что продажи жидкостей двойного назначения в Татарстане занимают еще больше: до 10 - 15% рынка алкоголя.

«БОЯРЫШНИК», «ПЕРЦОВКА» И Т. Д. ЛИШАЮТ БЮДЖЕТ ТАТАРСТАНА БОЛЕЕ 900 МЛН. РУБЛЕЙ

Между тем давно известно, что торговля жидкостью двойного назначения идет открыто и через различные киоски, и через магазинчики бытовой химии, и через продуктовые магазины прилавочного типа, где продавец знает контингент ежедневных потребителей отравы. Противники подобных суррогатов уверены, что при ежедневном употреблении жидкостей из стограммовых бутылочек с названиями «Боярышник», «Березовые почки», «Перцовка» и т. д. люди стремительно теряют здоровье, прежде всего нарушается зрение, разрушаются почки, сосуды конечностей.

«Разумеется, это вредно, потому что если тот или иной спиртосодержащий продукт имеет какие-то медицинские показания, то употреблять его надо строго следуя им, а не так, как это можно сделать с пищевыми продуктами, содержащими тот же этиловый спирт, — объяснил «БИЗНЕС Online» нарколог-психотерапевт Алексей Магалиф. — Поэтому тех, кто злоупотребляет лекарственными препаратами на спирту, называют токсикоманами. В любом случае это патология, которая сильно распространена среди деградированных алкоголиков».

Напомним, что за 7 месяцев 2015 года от отравления алкоголем погибли 217 татарстанцев — такие данные на недавней пресс-конференции привел замруководителя управления Роспотребнадзора по РТ Алмас Имамов. Есть и другая сторона вопроса. По данным Госалкогольинспекции РТ, из-за продажи суррогатов, фальсификатов, жидкостей двойного назначения бюджет РТ теряет более 900 млн. рублей дохода.

«УБЕРИТЕ «БОЯРЫШНИК» — ПОЙДЕТ ЛИ АЛКОГОЛИК В МАГАЗИН ЗА 200-РУБЛЕВОЙ БУТЫЛКОЙ? НИКОГДА!»

Что делать с продукцией двойного назначения, как с ней бороться и есть ли от нее вред, разбирались эксперты по просьбе «БИЗНЕС Online».

Павел Шапкин — руководитель центра разработки национальной алкогольной политики:

— Настойка «Боярышника» до недавнего времени была самым продаваемым лекарством в стране. Сейчас она также сохраняет место в группе лидеров вместе с виагрой. При низкой цене этот продукт огромными объемами достигает внушительного вклада выручки аптечных сетей в России. Понятно, для чего настойку покупают — чтобы пить как ликеро-водочную продукцию, которая реализуется без акцизов. Пока на федеральном уровне уже 15 лет никто не может справиться с минфином РФ и договориться, чтобы либо были введены какие-то ограничения по объему тары, либо ограничения по крепости подобных препаратов, либо отменили льготы по акцизу. Пока этого не произошло, достаточно значительный вклад в потребление алкоголя в стране вносят эти псевдомедицинские препараты. По экспертным оценкам, сегодня в России приходится от 1,5 до 2 литров спирта из подобных изделий на душу населения в год.

Естественно, подобные продукты (существует и другие бренды помимо «Боярышника») повышают ценовую доступность алкоголя для населения. Все это отражается на падении поступления акцизов в федеральный и региональный бюджеты. Правительство даже было вынуждено на три года заморозить ставки акцизов. В основном из-за отсутствия контроля, отсутствия лицензии на производство и розничную продажу такие препараты сегодня продаются достаточно бесконтрольно и не проходят по статистической отчетности. Если органы находят способы бороться, то это надо только приветствовать.

Если взять в расчет, предположим, что была задержана партия из 160 тысяч бутылочек, то мы получаем 4 тысячи литров 60-процентного пойла. Итог — 2400 литров чистого спирта, который не облагается акцизами. Таким образом, подобная партия приносит вред бюджету в размере 1 миллиона 200 тысяч рублей только по акцизам, не считая НДС.

Вадим Дробиз — директор центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя:

— Дело в том, что до 2010 года социальным крепким алкоголем была нелегальная водка, которая продавалась в каждом магазине России и стоила 50 - 60 рублей. Объемы были очень большие. Государство об этом знало. Даже во всем сетевом ретейле продавалась эта водка. Это была качественная, заводская, но с украденным акцизом продукция. Государство было уверено в качестве и безопасности данной продукции. С 2010 года нелегальная водка в легальной рознице начала активно дорожать. Сегодня такая бутылка стоит 200 рублей. Представляете, за 4 - 5 лет нелегальная водка в легальной рознице подорожала в 4 - 5 раз, она утратила свою социальную роль. И население, которое пило водку по 50 - 60 рублей, сегодня пьет нелегальную водку по 100 рублей, которая продается в нелегальной рознице, а также заводскую продукцию: аптечные настойки, спиртосодержащие жидкости двойного назначения и т. д. Ерунда, когда говорят, что травятся этой продукцией. Не травятся!

При тех сотнях миллионов литров этой продукции, которую выпивают, суррогатной продукции, спиртосодержащих жидкостей двойного назначения в этом году будет выпито 500 миллионов литров, еще около 200 миллионов литров аптечных настоек. Так вот если бы этим травились, то у нас бы миллионы трупов вдоль дорог валялись. У нас этого нет, потому что производители спиртосодержащих жидкостей двойного назначения — в определенной степени социально ответственные люди, они понимают, что никто не будет чистить ванны и унитазы этими жидкостями или мазать для отращивания волос головы. Эта заводская продукция сознательно выпускается для внутреннего употребления.

Если же сейчас начать активную борьбу с этой продукцией, то давайте подумаем, что будет дальше. Сегодня человек пьет аптечную настойку боярышника. Давайте скажем честно, что это нормальный продукт. Нежелательно, чтобы он ее пил, но у него есть 30 - 40 рублей, чтобы выпить. Вот уберут аптечную настойку боярышника, что он будет пить? Пойдет в магазин за 200-рублевой водкой? Никогда! У него нет денег даже на нелегальную водку по 100 рублей. Выпить хочется в прежних объемах, а это десятки миллионов человек в России. Поэтому, как только мы убираем заводскую спиртосодержащую продукцию, на смену ей придет кустарная продукция, и это на порядок или два страшнее! Так что сегодняшняя борьба — профанация. Понимаю, что во всем мире никто не пьет спиртосодержащие жидкости двойного назначения, потому что легальный алкоголь доступен! Почему в Бразилии 55 процентов автомобилей ездит на спирту? Если бы у нас автомобили ездили на спирту, то по ночам все сливали бы, а там даже никому из бомжей в голову не приходит сливать этот спирт, очищать и пить. Вот в чем корень безобразия, которое происходит в России, — в 5 - 7 раз алкоголь для нашего населения дороже, чем во всем мире. Поэтому для нас сегодня заводские качественные спиртосодержащие жидкости двойного назначения — социальный продукт для маргинальных слоев населения, которых десятки миллионов человек. Если его убрать, то люди перейдут на кустарную продукцию, что гораздо страшнее. Будет совершенно неуправляемый процесс, вот тогда и начнутся отравления.