«МЫ ОКАЗЫВАЕМСЯ В ТИСКАХ»

По информации Татарстанстата, средняя розничная цена литра бензина марки АИ-92 в Казани на 3 августа составила 32,86 рубля, АИ-95 — 35,92 рубля за литр. Поскольку литр 92-го весит примерно 735 г, легко посчитать, что за тонну АЗС получают от покупателей 44 707 рублей. При этом, по данным агентства Thomson Reuters Kortes, в это же время средняя оптовая цена по России составляла 40 864 рубля. А, к примеру, «Татнефтепродукт», судя по данным официального сайта, предлагает его мелкооптовым покупателям и вовсе по 42 700. Получается, что наценка по сравнению с оптом составляет около 5 - 10%. Из нее надо вычесть транспортные расходы, содержание самой АЗС, зарплату сотрудников, налоги... В итоге оказывается, что розничный бизнес по торговле бензином уже сейчас находится за гранью рентабельности.

Эти выводы подтверждают участники рынка. Как говорит глава ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов, розничные продавцы бензина оказались в ножницах цен: с мая 2015 года оптовая цена на АИ-92 выросла на 25%, а на заправках розничная цена поднялась меньше чем на 4%. «Владельцы АЗС не могут покрыть свои расходы, поскольку есть и дефицит товара, и выросшие цены», — сетует он.

Средние потребительские цены на бензин по Казани на 3 августа 2015 г.
Средние потребительские цены на бензин по Казани на 3 августа 2015 года
(Чтобы увеличить таблицу, нажмите на нее)

Напомним, в начале декабря 2014 года президент РФ Владимир Путин на заседании правительства возмутился ростом цен на бензин вопреки динамике цен на нефть: «На 10 процентов на 1 декабря увеличились цены на нефтепродукты при снижении мировых цен на нефть на 35 процентов. Но и это еще не все. Это не вызывало бы особых вопросов, хотя они, безусловно, есть, но основной рост зафиксирован в розничном сегменте, в то время как в оптовом цены снижаются. Это как вообще понять? А куда ФАС тогда смотрит?» — возмутился Путин.

После этих заявлений рост цен в рознице заморозился, но только для конечного потребителя. «За розницей следят ФАС и другие госорганы, оптовая же цена для торгующих бензином компаний никем не регулируется. Государство влияет на нее только через акцизы. В результате получается диспропорция», — говорит Сулейманов.

Ирек Сулейманов
Ирек Сулейманов: «С двух сторон зажимают: не дают в рознице поднять цены, а оптовые несогласованно повышают»

Крупнейшие нефтекомпании, владеющие сетями заправок, компенсируют убытки по розничной продаже автомобильного топлива высокими доходами от экспорта нефти и нефтепродуктов, а также от биржевой и оптовой торговли нефтепродуктами внутри страны. Однако источник «БИЗНЕС Online» в одной из структур «Татнефти» на условиях анонимности подтвердил, что крупные сети сталкиваются с теми же проблемами.

«К сожалению, от нас мало что зависит на оптовом рынке бензина, — говорит наш собеседник. — Влиять на него мы не можем. Оптовые цены растут без объяснения причин розничным реализаторам, а они не могут повысить розничные цены, потому что есть социальная сторона вопроса. Мы оказываемся в тисках! Получается, что с двух сторон зажимают: не дают в рознице поднять цены, а оптовые несогласованно повышают».

Без-имени-5.jpg
Без-имени-6.jpg

«И КОГДА НЕФТЬ ДОРОЖАЕТ, И КОГДА ДЕШЕВЕЕТ, ЦЕНЫ НА БЕНЗИН ВСЕ РАВНО РАСТУТ»

В результате, несмотря на очередной раунд падения цен на нефть на мировых рынках, эксперты в один голос говорят о том, что стоимость бензина на заправках уже осенью существенно вырастет — до достижения сетями АЗС приемлемого уровня рентабельности, что, конечно, не может радовать автомобилистов.

«Цены на бензин уже растут, причем это началось на фоне ослабления рубля и падения цен на нефть, — возмущается представитель федерации автомобилистов России в Татарстане Рамиль Хайруллин. — Во всем мире цена бензина привязана к нефти. Американцы в эпоху высоких цен массово отказывались от прожорливых джипов и пикапов, а сейчас они стали опять их покупать, потому что бензин подешевел вслед за нефтью. У нас все происходит наоборот — и когда нефть дорожает, и когда дешевеет, цены на бензин все равно растут. Я думаю, цена за литр 92-го бензина вырастет по осени примерно до 40 рублей с нынешних 32 - 33».

Такой рост означал бы прибавку на четверть, то есть вровень с ростом оптовых цен. Однако опрошенные нами участники рынка скромнее в прогнозах — они ожидают прибавку в 10 - 15%. Сказывается кризисное падение спроса на топливо.

«На АЗС в республике, да и по всей стране реализация бензина с начала года упала от 10 до 25 процентов — по причине сложившейся кризисной ситуации. Серьезно снизилась экономическая активность, в том числе и по перевозкам», — поясняет Сулейманов.

Так или иначе, процесс повышения цен (пока что медленный) в стране уже стартовал. Например, на прошлой неделе подорожание бензина было зафиксировано Росстатом в 60 из 85 российских регионов. В среднем за неделю бензин вырос в цене на 0,4%.

Чтобы увеличить таблицу, нажмите на нее

БЕНЗИНОВЫЙ АПОКАЛИПСИС ОТ ИГОРЯ СЕЧИНА

Однако вот еще один парадокс: несмотря на снижение потребления топлива, перед страной маячит угроза дефицита бензина уже в перспективе 1,5 лет. Проблему в своем письме на имя Владимира Путина поднял на прошлой неделе президент «Роснефти» Игорь Сечин. Глава госкомпании во всем винит так называемый налоговый маневр, действующий с 1 января этого года. Суть маневра состоит в перенесении основной фискальной нагрузки с экспортных пошлин на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Причем в наибольшей степени выросли пошлины на экспорт темных нефтепродуктов, что должно было стимулировать более глубокую переработку нефти.

Сечин предупредил Путина, что несмотря на снижение потребления топлива, перед страной маячит угроза дефицита бензина уже в перспективе 1,5 лет (фото: kremlin.ru)

Отчасти это сработало. Генеральный директор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафинат Яруллин сообщил газете «БИЗНЕС Online»: «Мазут с 2016 года невыгодно становится продавать, все занимаются его переработкой. Появляются дополнительные объемы и компоненты для производства бензина».

Однако на нынешнем этапе нефтяным компаниям оказалось выгоднее не вкладываться в дорогостоящую модернизацию производства, на которую нет денег, а увеличивать экспорт сырой нефти, сокращая ее переработку. Этому способствует и ослабление рубля. Как говорит аналитик агентства «Аналитика товарных рынков» Артем Рахманкулов, сокращение переработки нефти было отмечено в феврале-марте этого года на заводах «Роснефти», «Башнефти» и «Газпромнефти». На объемах предложения темных нефтепродуктов (мазут, прямогонный бензин и пр.) это сказывается мало, поскольку, по словам эксперта, в России они производятся с большим запасом. «Что же касается автомобильного бензина, то любое снижение переработки приводит к резкому сокращению его предложения на внутреннем рынке», — отмечает Рахманкулов.

Чтобы увеличить таблицу, нажмите на нее

Не все благополучно и в Татарстане. На первый взгляд, Татарстанстат фиксирует супероптимистические цифры: в первом полугодии производство автомобильного бензина выросло аж на 33% по сравнению с первыми шестью месяцами прошлого года. Однако весь фокус в том, что в марте 2014 года на заводе бензинов в Нижнекамске произошел пожар, после которого на некоторое время производство было полностью остановлено. Более правдивую картину дают данные за июнь: по сравнению с маем в первый летний месяц выпуск бензина в республике упал на 15%, а по сравнению с июнем 2014 года — на 9%.

Почему в набат бьет именно Сечин? «Наиболее подвержены негативному влиянию налогового маневра предприятия с небольшой глубиной переработки нефти, то есть наименее модернизированные. И такие предприятия в основном как раз-таки у «Роснефти». Та же «Башнефть» тоже сокращает переработку, но общее производство у нее и без того достаточно высокое», — поясняет Рахманкулов.

Сечин предлагает решать проблему новыми льготами нефтепереработчикам. В частности, речь идет о субсидировании процентной ставки по кредитам, направляемым на проекты модернизации НПЗ, а также об отказе от повышения железнодорожных тарифов для нефтекомпаний, которые проводят такую модернизацию.

Если не ввести новые льготы, то к 2017 году Россия может столкнуться с дефицитом бензина на внутреннем рынке до 5 млн. т в год при сохранении нынешнего уровня потребления, уверяет Сечин. Дефицит может оказаться и выше из-за принудительного перехода с начала следующего года на топливо стандарта не ниже «Евро-5». Как подсчитали в минэнерго РФ, это приведет изъятию с рынка еще 2 - 4 млн. т бензина более низкого качества.

В Татарстане производится порядка 600 тыс. т автомобильного бензина в год, что обеспечивает примерно 40% потребностей республики (фото: gazeta.tatneft.ru)

ТАТАРСТАН: 60% ТОПЛИВА ИЗ-ЗА ПРЕДЕЛОВ РЕСПУБЛИКИ

Грозит ли дефицит бензина Татарстану? Как известно, республика, несмотря на строительство ТАНЕКО и ТАИФ-НК, все еще не в состоянии обеспечить свои потребности в топливе. По информации Яруллина, в Татарстане производится порядка 600 тыс. т автомобильного бензина в год, что обеспечивает примерно 40% потребностей республики.

«Наши частные заправки вынуждены закупать бензин у башкирской группы НПЗ, в Самарской области и на заводах в других регионах. Того объема, который перерабатывается в республике, просто физически не хватает, — говорит Сулейманов. — Нам, конечно, выделяются какие-то объемы, за что спасибо огромное ТАИФу, но это от потребности всего лишь 5 - 10 процентов. Мы вынуждены закупать бензин в Башкортостане, нести дополнительные накладные расходы на транспортировку. Плюс ко всему у них там еще и топливо само по себе дороже».

На этом фоне все большее значение для топливной самодостаточности Татарстана приобретает расширение использования газомоторного топлива. Буквально на минувшей неделе компания «Газпром газомоторное топливо» представила врио президента РТ Рустаму Минниханову проект по строительству в Чистополе завода СПГ мощностью до 200 тыс. т сжиженного газа в год и сети из 13 криоАЗС. В свою очередь, КАМАЗ планирует вовсю развернуть выпуск газомоторной автотехники.

Рустаму Минниханову представили проект по строительству в Чистополе завода СПГ мощностью до 200 тыс. т сжиженного газа в год и сети из 13 криоАЗС (фото: president.tatarstan.ru)

Однако основные надежды на бензиновую независимость РТ связаны с «Татнефтью» и ее ТАНЕКО. Как отмечалось на годовом собрании акционеров компании в июне, там уже в 2016 году планируется приступить к выпуску автомобильного бензина класса «Евро-5». В результате, по словам Яруллина, к 2016 - 2017 годам у республики дополнительно появится 700 - 800 тыс. т автомобильного бензина, что будет достаточно для покрытия потребностей Татарстана. «Я думаю, что, по крайней мере, нашей республике не будет грозить дефицит автомобильного топлива. Если такую цифру «Татнефть» сделает, вряд ли придется завозить бензин из других регионов», — успокоил Яруллин.

В свою очередь, член Академии наук РТ, консультант президента республики по вопросам разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений Ренат Муслимов отнюдь в этом не уверен: «Новые мощности — 7-миллионник — за пару лет ввести в строй не получится», — считает он, мотивируя свою точку зрения экономической ситуацией и перспективой нарастания санкций.

Одним словом, что будет в 2017 году, еще вопрос, а вот к осеннему повышению можно готовиться почти с полной уверенностью, хотя нефть держится на отметке меньше $50 за баррель.