— Колебания тарифа периодически происходят в ту или иную сторону. В 2004 г. тариф (ЕСН) был 35,6%, потом его снизили до 26%. По данным же Росстата, в 2000-2008 гг. доля скрытой зарплаты в ВВП почти не менялась, оставаясь на уровне 11% ВВП. Никаких выдающихся результатов с точки зрения вывода зарплат из тени снижение тарифа не принесло. И с переходом на систему страховых взносов ничего не изменится. Прежде всего ЕСН входит в себестоимость, и расходы предприятий не так уж сильно увеличиваются. Под существовавшую планку в 280 000 руб. в год на одного работника, с которых взимался ЕСН, подпадало 80% зарплат, под планку в 415 000 руб. в год подпадает больше 90% зарплат.

Важно другое. Многие предприятия еще 10-15 лет назад создавали НПФ и активно оплачивают за работников негосударственные пенсионные программы в этих НПФ. То есть сами работодатели считают размер выплат в пенсионную систему недостаточным. Сумма этих доплат — около 500 млрд руб. в год и, по данным Минэкономразвития, охватывает примерно 5-5,5 млн человек. В стране постепенно формируется новая культура отношения к будущей пенсии. И у работодателей, и у работников. Люди уже привыкли получать белые зарплаты, а предприниматели привыкли делать отчисления в Пенсионный фонд. И, думаю, эта привычка тоже сыграет роль.

— Теперь ПФР придется самостоятельно заниматься сбором пенсионных денег, вы готовы?

— В этом нет ничего нового. С 1991 по 2002 г. ПФР уже занимался сбором пенсионных денег, но назначение и выплаты пенсий проводили органы соцзащиты. Но не это явилось причиной передачи нам функции администрирования. Основное — это необходимость совмещения финансовых и инвестиционных потоков в системе обязательного пенсионного обеспечения. Например, сейчас из-за информационного разрыва между сбором и выплатами скопилось около 10 млрд руб. невыясненных платежей. То есть после разнесения по счетам остаются деньги, а чьи они — неизвестно. Теперь законом установлено с 2010 г. ежеквартальное разнесение средств по счетам граждан, что очень важно для своевременного назначения пенсии и ее выплаты.

— Руководители государства заявляли, что благодаря новым законам средний размер трудовой пенсии составит 40% от среднего заработка человека. Это довольно высокий уровень, он действительно достижим?

— Это целевой уровень для тех, кто начал работать и, соответственно, отчислять пенсионные взносы после 2002 г. При условии большого страхового стажа, регулярных отчислений в ПФР с зарплаты, которая, в свою очередь, должна быть белой, при грамотном управлении накопительной частью пенсии такой индивидуальный коэффициент вполне достижим. Если участвовать в программе государственного софинансирования, добровольных пенсионных программах НПФ, он может быть и выше.

Подчеркну, что речь идет об индивидуальном коэффициенте, т. е. для пенсии каждого конкретного человека, а не в целом по стране.

— К людям старшего поколения это неприменимо?

— Сейчас большинство населения не имеет полного страхового стажа, ведь до 2002 г. страховой пенсионной системы не существовало. Для них есть другой ориентир — прожиточный минимум пенсионера. Мы планировали к 2020 г. достичь уровня трудовой пенсии в 2-2,5 прожиточного минимума пенсионера. С января 2010 г. проведем валоризацию пенсионных прав, что повысит пенсию нынешних пенсионеров, у многих из которых весь стаж "советский".