«В МАРИЙКЕ Я МОГУ БРАТЬ СКОЛЬКО УГОДНО ЗЕМЛИ»

Врио президента РТ Рустам Минниханов в последнее время все чаще замечен в поездках по районам республики. Вчера, к примеру, встреча с механизаторами и сельскохозяйственными инвесторами была запланирована прямо в поле, рядом с селом Нижнее Колчурино в Алькеевском районе. Начальник управления сельского хозяйства и продовольствия района Роберт Гадиев посетовал в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online», что засуха все же внесла свои коррективы: «Ожидали 40 центнеров с гектара, а в итоге получаем 22. Сейчас производится уборка озимой пшеницы. План составляет 35,5 тысяч гектаров (плюс 10 тысяч гектаров кукурузы), убрано 19 тысяч гектаров. При хороших погодных условиях пшеницу уберем в 20-х числах августа». По словам Гадиева, имеющиеся в районе элеваторы загружены не полностью. Выручка в этом году составится во многом и за счет «технических» и «кормовых» культур. Помимо кукурузы под них отдано 14 тыс. га земли.

Однако если каким-то хозяйствам не хватает правильной для урожая погоды, то СПК «Звениговский» не хватает земли. «Мы не говорим, что у нас холдинг — это иностранное слово. А называем по-русски, что это совместное предприятие, в которое входят мясокомбинат «Звениговский», СПК «Звениговский» и «Хузангаевский». Последнее сельхозпредприятие находится на территории Алькеевского района, — разъяснил журналистам Иван Казанков, руководитель этого... холдинга. — У нас 177 тысяч свиней. Нужны зерновые, кукуруза, ячмень, пшеница. «Хузангаевские» поля — всего около 25 тысяч гектаров. И мы не досеваем. Подсолнечником должны были 6 тысяч гектаров засеять, в итоге — 2700. Кукурузу — 15 тысяч, а посеяли 8. Такая же ситуация по гороху. Мы имеем 5 тысяч голов крупнорогатого скота. Сена заготавливать — нет полей, где можно было бы косить его. На зерновые-то не хватает. Приходится косить на заброшенных полях в Спасском, Алексеевском районах, Ульяновской области».

Но это не единственная проблема Иван Иваныча (как его зовет местный народ). Летом надо «нагуливать» животный жир, а пастбищ нет. Из 245 га, предназначенных на эти цели, 100 га засеяли травой, а оставшихся земель крайне не хватает. Неужто на Алькеевском районе свет клином сошелся и нет больше места, где можно было бы работать на земле? Тем более что часть хозяйства расположена в Марий Эл.

«В Марийке я могу брать сколько угодно земли, там поля заброшены, не то что в Татарстане. Но я в Алькеевском районе родился. В каждой деревне какие-нибудь родственники найдутся. Человека-то всегда на родину тянет, — отвечает Казанков. — В соседних районах тоже работать можно было, но та же переброска техники денег стоит».

Чуть позже Иван Иванович все же признался: учитывая, что засуха наблюдается в Татарстане последние пять лет, в таких условиях проще закупать кормовые, чем выращивать самому, что, собственно, и приходится делать.

Продукцию Звениговского мясокомбината в Татарстане и соседних республиках знают многие. Казанков признался, что кризис у них и не чувствуется, потому что хорошо работают: «Это пусть капиталисты с кризисом мучаются». По его словам, уже сейчас предприятие выпустило на 500 млн. рублей продукции больше, чем за аналогичный период прошлого года: «Расширяться нам нужно. Сейчас у нас по России 360 торговых точек, а хотим довести их до 600. Тогда ни от каких торговых сетей зависеть не будем. Пока не успеваем реализовывать свою продукцию».

«КАЖДЫЙ ГОД МАРАТ ГОТОВИЧ НАМ ОБЕЩАЕТ ВЕСНОЙ ХОРОШИЙ УРОЖАЙ...»

В ходе разговора выяснилось, что Казанков придерживается взглядов коммунистической партии РФ и на предстоящих в Марий Эл выборах будет баллотироваться от нее: «Я советский человек! А что, ваш Минниханов не коммунист, что ли? Или Марат Готович, министр сельского хозяйства, не коммунист, который 17 лет первым секретарем Балтасинского района был? Что, они из души это выкинули, стали в одночасье единороссами? Вот поэтому-то у вас все работает, а у нас березы растут на полях».

Разговор прервался гулом приближающегося вертолета, на котором на осмотр прилетел долгожданный врио президента. Механизаторы к этому времени (все в рабочих костюмах) выстроились в шеренгу, словно солдаты перед генералом. Минниханов осмотрел образцы урожая, поприветствовал работников поля и поинтересовался, есть ли какие пожелания у кого, пока министр здесь. Уже кажется, что по привычке, но слегка досталось Ахметову... «Каждый раз Марат Готович нам обещает весной хороший урожай, а потом, чем ближе к делу, начинает нас пугать», — с улыбкой на лице произнес врио президента Татарстана. — Может быть, один год ты промолчишь, оракул ты наш? Хоть ты нас пугаешь, потом все равно с урожаем более или менее все нормально получается».

У механизаторов пожеланий никаких не нашлось, видимо, все у них оказалось хорошо. А вот Казанков воспользовался тем, что рядом стоит глава Спасского муниципального района РТ Камиль Нугаев, и пожаловался Минниханову, что тот не дает хороших мест для торговых точек. То вместо магазинов киоски небольшие разрешает ставить, то на окраинах предлагает землю, куда никто не ходит. «Камиль, плохо ты с инвесторами работаешь. Иваныч-то у нас на вес золота, мы его как флаг должны показывать, — отметил врио президента РТ, показав, что хорошо знает руководителя хозяйства. — Принцип работы [должен быть такой], когда ты с поля идешь на переработку, а затем в торговую сеть. Ты ни от кого не зависишь, денежный поток гарантирован. При этом нет смысла делать федеральную торговую сеть, можно сделать республиканскую».

«Я ХОТЬ И КОММУНИСТ, НО...»

Минниханов предложил Айрату Хайруллину — главе агрохолдинга «Красный Восток», чьи земли также есть в Алькеевском районе, подумать и наладить сельхозпереработку, тем более что подходящая торговая сеть у Хайруллина для этого есть — магазины «Эдельвейс».

«Есть же социальный фактор на селе и сезонные работы. Если не будет постоянных рабочих мест, людей лозунгами не удержать. Дорогу, школу сделаем, всю нужную инфраструктуру подведем, но без занятости населения это не даст нужный эффект», — сказал врио президента Татарстана. Глава республики отметил, что можно развивать предпринимательство, однако не все люди по нутру — бизнесмены. Значит, нужно находить иные пути по созданию рабочих мест. Те же женщины, которых немало на селе, могли бы заняться переработкой сельхозпродукции...

Причем Минниханов еще раз обратил внимание собравшихся чиновников на то, что кадры лучше готовить непосредственно на селе: «Пусть школьник на тройки учится, но он из этого села, 80 процентов приедут после учебы в городе на родину. Из мегаполиса на село все равно сложно специалиста переманить. Мы в свое время в институте отучились, у нас тоже была возможность в Казани остаться. Но мы же поехали в район работать. И культ должен быть такой создан, чтобы люди оставались работать на селе».

После такой пламенной речи не выдержал даже крепкий хозяйственник Казанков: «Я хоть и коммунист, но признаюсь, что не нужен Татарстану другой президент». Прощаясь, Минниханов пообещал: как бы тяжело в экономике Татарстана ни было, поддержку по осеннему севу от государства сельчане все же получат.