Сегодня только 28% жителей республики считают, что в России — серьезный кризис. Чуть больше 40% респондентов уверены, что происходит просто небольшое падение экономики (фото: photokzn.ru)

КРИЗИС: ПЕРВЫЙ ПИК МЫ УЖЕ МИНОВАЛИ?

Несмотря на сводный хор российских и международных экспертов, предрекающих новые ужасы российского кризиса, жители Татарстана начали понемногу адаптироваться к новым условиям. Июльское исследование в двух крупнейших городах Татарстана, в ходе которого центром аналитических исследований и разработок (ЦАИР) было опрошено 1100 человек, показало: сегодня только 28% жителей республики считают, что в России — серьезный кризис. Чуть больше 40% респондентов уверены, что происходит просто небольшое падение экономики, еще 20 с лишним процентов отметили, что никакого реального кризиса нет — это все разговоры чиновников и бизнесменов, пытающихся объяснить свою неэффективность.

По мнению социологов, степень снижения уровня жизни в Татарстане сейчас не является настолько значительной, чтобы это могло привести к глубинным изменениям в экономическом или политическом поведении граждан. Понятно, что поводы для волнения у всех разные: у кого-то щи стали пожиже, у кого-то жемчуг помельче, но в целом ситуацию в республике люди оценивают весьма позитивно. Больше половины казанцев и 46,8% челнинцев охарактеризовали ее как благополучную или спокойную. Еще более трети опрошенных назвали ситуацию в РТ удовлетворительной.

Аналогичное исследование по кризису мы проводили в Казани совсем недавно — в марте 2015 года. Тогда ситуация в стране и республике респондентам казалась серьезнее, а падение собственного уровня жизни — глубже. Весной 53,7% казанцев отметили, что их материальное состояние ухудшилось, и только для 35,4% респондентов все осталось в докризисной норме.

Чтобы увеличить, нажмите
Нажмите, чтобы увеличить

Сегодня (не секрет, в России летом все выглядит гораздо оптимистичней) картина веселее. На 12 процентных пункта — с 9,7% до 21,7% — выросло число тех, кто оценивает ситуацию в республике как благополучную, на 15,5% — количество респондентов, отмечающих, что кризис никак не изменил их уровень жизни (сейчас таких 44,9%). На 14,3% уменьшилось количество казанцев, отмечающих ухудшение своего материального состояния. Более того, уже 15,6% респондентов признались, что их материальное положение улучшается (в марте таких было всего 9,6%). Показательно, что доля тех, чей уровень жизни заметно упал, по-прежнему выше, чем в кризис 2008 - 2009 года. Особенно резкий констраст в Челнах, где разница в 1,6 раза.

«Сравнивая настроения казанцев в марте и июле 2015 года, можно предположить, что тревога, присутствовавшая в настроениях респондентов весной, сменилась успокоением, — отметил руководитель ЦАИР Алексей Коннов. — Большинство населения свыклось с мыслью о неизбежных трудностях и приспособилось к незначительному снижению уровня жизни. Так, доля респондентов, считающих обстановку в республике напряженной или даже кризисной, уменьшилась вдвое — с весенних 22,6 процента до 10,3 процента в июле. Доля опрошенных, оценивающих ее как благополучную, напротив, выросла в том же размере: 21,7 процента — в Казани, 16,1 процента — в Набережных Челнах».

Итак, декабрьская паника, связанная с резким падением рубля, начинает забываться, люди потихоньку привыкают жить в условиях нового ценового коридора и не видят в этом трагедии. Изменения в потребительском поведении участников опроса в большинстве случаев сводятся к «снижению планки» — отказу от дорогостоящих покупок, переходу на более дешевые продукты/услуги или товары-заменители. Казалось бы, пик (по крайней мере первый) кризиса пройден, дальше будет лучше.

ТРЕВОЖНЫЕ ЗВОНОЧКИ

К сожалению, поверить в это мешает тот факт, что с марта — всего за четыре последних месяца — в Казани более чем в 1,6 раза выросла доля людей, которых беспокоит снижение доходов. Сейчас в столице республики таких 31,5%, в Челнах — уже 40,6%.

Две трети опрошенных обеспокоены ростом цен. Свыше 60% опрошенных респондентов и в Казани, и в Челнах так или иначе и сегодня экономят на еде, всего на 4,8 процентных пункта — с 22% до 17,2% — с марта снизилось число казанцев, вынужденных отказывать себе в продуктах первой необходимости.

Нажмите, чтобы увеличить

И невиданно для Казани — до 26,9% — увеличилось число опрошенных, не исключающих для себя участие в акциях протеста (для сравнения: в ноябре 2009 года таких было всего 18,8%). Как говорил незабвенный Виктор Черномырдин: «Отродясь такого не было, и вот опять...» В Челнах же доля респондентов, допускающих мысль о своем активном участии в протестном движении, еще больше — 31,7%.

НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ: СТУК СНИЗУ ЯМЫ

В целом исследование подтвердило гипотезу о том, что жители столицы республики чувствуют себя более благополучными и настроены более благодушно, чем челнинцы. В том, что социально-экономические последствия экономического кризиса более остро ощущаются в монопромышленном городе, а не в столице республики, нет ничего удивительного.

Более высокое качество жизни, другие возможности для самореализации, широкая диверсификация рабочих мест с минимальным не только для Казани, но и для страны в целом уровнем безработицы — все это создает в столице Татарстана дополнительную подушку безопасности. Немаловажно и то, что все последние годы Казань на подъеме, развитие города идет в самых разных сферах. Происходящие в городе события мирового масштаба — Универсиада или чемпионат мира по водным видам спорта — также «тащат» за собой модернизацию города, выступая своего рода антикризисными иммуномодуляторами. Люди это чувствуют — свыше 70% казанцев отметили, что условия в городе в целом улучшаются.

И только 45,5% опрошенных челнинцев выбрали этот вариант ответа, оценивая динамику развития автограда. При этом больше трети жителей Челнов считают, что условия жизни в их городе, скорее, ухудшаются. Для сравнения: в Казани такой позиции придерживаются только 15,7% респондентов.

Отсюда — и определенный диссонанс в проблемах, которые считают сегодня главными для себя респонденты в обоих городах. По методике исследования вопрос о социальных проблемах открытый, то есть для чистоты исследования человек без подсказок интервьюера называет те сферы, которые волнуют его больше всего.

В Казани первое место в рейтинге проблем заняло состояние дорог, причем, как ни парадоксально, социально-демографический расклад показал, что эта тема больше всего актуальна для молодых, прежде всего женщин. Интересно, что по сравнению с 2013 - 2014 годами острота темы немного (на 4 - 5%) подросла — видимо, эффект предуниверсиадских инвестиций потихоньку начинает истончаться.

В Челнах женщин дороги волнуют меньше всего — куда больше их тревожат низкие доходы и высокие тарифы ЖКХ. Дороги тоже есть в челнинском рейтинге городских проблем, но там это сугубо мужская тема...

Чтобы увеличить, нажмите
Нажмите, чтобы увеличить

Но самое главное — в автограде людей в два раза больше, чем казанцев, волнуют проблемы безработицы: 22% против 10%. Как говорил Гарри Трумэн: «Спад — это когда ваш сосед теряет работу. Кризис — это когда работу теряете вы». Ситуация на КАМАЗе, интегрированном в глобальное мировое пространство, уже дала о себе знать административными отпусками и переходами на трехдневку. Если в Казани безработица все еще в области чистой теории, то в автограде о ней многие знают не понаслышке. Хотя надо отметить, что и в столице динамика показательная: в докризисном 2013 году проблема волновала почти в два раза меньше горожан.

И в Казани, и в Челнах потеря или невозможность найти себе работу — это головная боль прежде всего для самых молодых (18 - 24 года). Заточенные на будущее, они не так болезненно воспринимают ухудшение сегодняшнего материального состояния, как люди среднего возраста, для которых важно крепко стоять на ногах. Что характерно, в Казани снижение своего жизненного уровня болезненнее всего почувствовали люди от 34 до 54, в Челнах — от 45 до 54 лет. Пенсионеры, вопреки ожиданиям, в самом конце списка ухудшивших свое материальное положение. Очевидно, это и есть результат обещанной Владимиром Путиным политики социальной стабильности.

КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДУМАЮТ ДЕЛАТЬ?

Что характерно, в автограде чаще возникает вопрос об ответственности руководителей за снижение уровня жизни. В июле 2015 года жители Набережных Челнов чаще казанцев (27,5% и 21,9% соответственно) обвиняли чиновников и бизнесменов в происходящем, отрицая объективную природу кризисных явлений.

Тем не менее сегодня подавляющее большинство опрошенных татарстанцев считают, что руководство страны в общем и целом способствует преодолению последствий кризиса, причем по сравнению с мартовскими данными доля доверяющих выбранному курсу увеличилась.

Как показало исследование, около 30% респондентов возлагают ответственность за кризисные явления в российской экономике на лидеров страны, считая основным источником проблем непродуманную политику руководства России.

Не менее популярно в Челнах и мнение о том, что наш кризис — результат происков США и стран Западной Европы. Федеральные каналы могут поставить себе галочку — «сработали эффективно». В Казани, кстати, эту позицию разделяет каждый четвертый опрошенный.

А третьим источником наших сегодняшних бед и казанцам (24,4%), и челнинцам (26%) видится... время. Или судьба. Или издержки капитализма. Точнее, такое ускользающее от однозначных формулировок понятие, как «природа современной экономики». Может, в этой стоической позиции и разгадка олимпийского спокойствия наших людей? Кстати, Уоррен Баффет в кризисные времена успокаивал себя тем, что в конце концов, когда волна отступит, будет видно, кто плавал голым...