Sequence-01.00_00_10_15.jpg

ПОЧТИ КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ

За три часа до начала шоу в «Татнефть Арене» каждый занят своим делом. Несколько человек бродят по щиколотку в воде — чистят бассейн. Штаны подвернуты до колен, в руках обычные с виду щетки для подметания. Это основная и всегда мокрая сцена, на которой разворачиваются основное действие и танцы. По окружности невысокими арочками бьют струи воды. Мастер фонтанных дел внимательно осматривает каждую и на манер путевого обходчика железякой подправляет отдельные форсунки.

Параллельно его постукиваниям по краю центрального глубокого бассейна тоже чем-то металлическим отбивает ритм Маша Киселева. Та самая трехкратная чемпионка Олимпийских игр, которая несколько лет на российском телеэкране искала слабое звено в одноименной телевизионной игре. Она репетирует отдельные элементы с синхронистками. Рядом с ними инженеры тоже «репетируют» с одним из танцующих роботов. Поковыряются в проводочках и платах и снова проверяют движения танцора с искусственным интеллектом. Попеременно оживают то круглый видеоэкран в центре арены, то искусственный водопад на трибунах. Позже мы узнали, что по периметру зала установлены 60 проекторов.

Sequence-01.00_00_42_10.jpg

Все это мы с интересом рассматриваем в ожидании нашего Вергилия — исполнительного продюсера шоу «Пилигрим» Евгения Тимащука, который показал нам творческую кухню шоу. Его экскурсия оказалась не менее захватывающей, чем у Данте. Мы прошли несколько кругов — под самой крышей и в недрах арены, заглянули в скрытые от зрителей уголки, рассмотрели вблизи корабли, бороздящие в шоу символические океаны, и другие декорации, понаблюдали, как гримеры готовят артистов к выступлению, узнали, как выглядят эскизы шоу, и убедились, что создание шоу по точности и сложности ничуть не уступает созданию космического корабля.

ДАЖЕ СЦЕНАРИЙ С ВЫСОКИМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

Но первым делом мы отправились в «генеральный штаб», откуда ведется управление шоу. Два ряда мониторов, компьютеры, микрофоны, километры проводов и два десятка специалистов, которые во время шоу управляют каждый своим участком — звук, свет, экраны, лебедки, видео, спецэффекты, пиротехника. Отдельно сидит персонал, который отвечает за запуск цирковых артистов. Их место под крышей. А внизу находятся люди, которые отвечают за танцы роботов, работу бассейнов и кучу других важных вещей.

Sequence-01.00_00_24_00.jpg

Выпускающий режиссер Аня уже на своем месте — за центральным пультом. Евгений рассказывает, что она держит связь со всеми многочисленными службами, а в какой момент запускать лебедки, подцеплять артиста, поднимать декорации, запускать видеопроекцию, всем им подсказывает автоматизированная система управления шоу. Некоторые подсказки с обязательным подтверждением. То есть человек не имеет право начать двигать ту же лебедку, пока не получит подтверждения с центрального пульта, даже если система говорит, что пора.

Вообще, высокие технологии включаются в процесс еще на этапе создания сценария. Все эскизы, сцены детально прорисовываются в компьютерных программах. Виртуальный вариант шоу существовал уже год назад. И первым, кто его увидел, был Ильсур Метшин. Но такая привилегия ему выпала не как мэру, а как председателю оргкомитета по подготовке церемонии.

Sequence-01.00_00_16_10.jpg

«У АЛЕКСЕЯ ГЕННАДЬЕВИЧА ЕСТЬ ТЕТРАДКА, В КОТОРОЙ ОН ВСЕ РИСУЕТ?»

В пути к поднебесью шоу мы поплутали в лабиринтах «Татнефть Арены», зато забрели в буфет, где питается постановочная группа. На столах татарская выпечка. Наверняка вкусная. Попутно напугали опрятных кухонных работников. А что делать, если служебный лифт открывается прямо в непосредственной близости от кухонных помещений, а у нас в руках камера?!

— Не подскажете, как пройти на потолок? — обращается Евгений за помощью к юноше в безукоризненном костюме.

DSCN3905.jpg
Алексей Сеченов

По ходу Евгений рассказывает, что начинается создание сценария с рисунков режиссера-постановщика Алексея Сеченова.

«У Алексея Геннадьевича есть тетрадка, в которой он все рисует, дальше отдает это художникам. Но начинается все вообще с того, что сначала в AutoCAD детально прорисовывается помещение со всеми габаритами и размерами. Наброски Алексея Геннадьевича технический директор вписывает в это пространство, а затем уже художники детально прорисовывают все декорации. Все это в конечном итоге выглядит как набор трехмерных картинок, который затем складывается в сюжет по сценарию. Это на 90 процентов выглядит уже так, как потом видят зрители», — рассказывает исполнительный продюсер шоу «Пилигрим». С художником-постановщиком Антоном Симони Сеченов работает, по словам Евгения, с самого начала.

И вот, наконец, заветная маленькая дверь почти в космос — наверху неожиданно темно. Мы оказываемся над светом. Под ногами металлические мостки, все напоминает декорацию для триллера в производственном помещении. Далеко внизу бассейн. Как же далеко внизу!

Sequence-01.00_01_03_08.jpg

«КРУГЛЫЙ ЭКРАН — ЭТО НЕОБХОДИМОСТЬ, А НЕ ПОВТОР»

Переплетение железных конструкций под потолком — это то, с чего началось знакомство с залом, говорит Евгений. Это помогает рассчитать возможную нагрузку и перевести в рациональное поле фантазии творцов.

«Первый раз мы расположили колонки под потолком, обычно это не практикуется, — рассказывает Тимащук. — Как правило, они находятся в зоне видимости людей».

Ну да, какая же магия, если ингредиенты шоу видны.

Всю звуковую аппаратуру постановщики привезли из Москвы. Вместе с декорациями и прочей начинкой шоу получилось 40 фур.

111.jpg
Евгений Тимащук

Прямо над центром арены под потолком металлическая крестовина. По углам — объекты: корабль, который появляется в тревожном эпизоде с минами, орган с золотыми трубами, который выныривает из бассейна, и другие «волшебства». По рельсам объект подъезжает в центр, а затем опускается вниз сквозь кольца видеоэкрана. Мы видим, что все расположено довольно близко. Расчет на сантиметры. И все это считалось дистанционно — в Москве. Местоположение 20 камер, которые вели трансляцию открытия, тоже просчитывали на компьютере.

Стоп. Но орган же именно выныривает из бассейна во время шоу. Как же он туда попадает, если место его прикола здесь — под крышей?

Евгений смеется: «Это же шоу! А на самом деле орган опускается, когда круглый экран опускается до самого бассейна».

Как выяснилось, он выполняет еще и утилитарную функцию тоннеля, скрывающего от зрителя перемещения всей этой машинерии.

Интересную историю исполнительный продюсер шоу рассказал и о корабле. Поначалу задумывалось, что у него по ходу сцены отвалится труба. Но диаметр колец экрана не позволял кораблю беспрепятственно «уплыть» наверх с отвалившейся трубой. Поэтому всплывает он целым.

«Про круглый экран были комментарии, что это похоже на то, что было на Универсиаде. Но это необходимость, а не повтор. Нам нужно пространство, которое обеспечит связь низа и верха. Можно, конечно, было бы все расположить внизу, но тогда сожралось бы много пространства и зрительские ряды начинались бы не со второго, как сейчас, а с десятого», — объясняет Евгений.

Sequence-01.00_23_01_10.jpg

«Да, — соглашаюсь я. — То, что зрители видят, — это даже не половина того, из чего сделано шоу. Точность расчета требуется не меньшая, чем в архитектуре».

«Но только в строительстве есть стандарты. А мы каждый раз имеем дело с новой ситуацией, с новым объектом. Приходится самим придумывать стандарты и заставлять подрядчиков работать по ним», — говорит Евгений.

Спорить, как выяснилось, пришлось даже с руководством «Татнефть Арены». Требовалось демонтировать медиакуб, висевший в центре зала, на что последовал ответ: это невозможно. Но, по словам Тимащука, компромиссы в таких вещах недопустимы. Правда, демонтаж пришлось осуществить им самим.

Нетворческое слово подрядчика открывает еще одну краску в многотрудном творческом деле. К слову, их в организации шоу задействовано порядка 30.

Sequence-01.00_00_38_10.jpg

190 ФЛАГОВ НА 60 ЧЕЛОВЕК

Удивляемся этому, уже покинув мрачноватое «поднебесье». В коридорах суета усиливается. В зал уже стали пускать публику. Мы идем мимо гримировального конвейера. Сразу несколько мастеров причесывают с два десятка артистов. Кто-то уже в футуристическом парике и при сценическом макияже. На открытие из Москвы приехали 10 гримеров, еще 30 набрали в Казани.

Проходим мимо дельфинов, которые спустя какое-то время поплывут по водной глади, управляемые мальчишками-артистами. Здесь же лодка рыбака, которой снова сегодня достанет тайну со дна озера Кабан. Рядом два пустых стеллажа. Оказывается, здесь были флаги стран-участниц, которые выносили во время церемонии открытия. «190 стран-участниц, но 190 человек не могли здесь поместиться. Поэтому было 60 человек, которых надо было закольцевать и все проверить, чтобы не дай Бог, кто не пошел не с тем флагом», — отмечает Евгений.

Sequence-01.00_23_18_08.jpg

«ВЫ ПЕРВЫЕ, КТО С КАМЕРОЙ ТУДА ПОПАДАЕТ»

Наконец, мы у двери в самую «тайную комнату».

Под сценой ситуация непростая, предупреждает Евгений и добавляет: «Вы, наверное, первые, кто с камерой туда попадает».

Мы снова проходим с лабиринт. На этот раз из металлических стоек, которые держат все, что находится сверху. Здесь почти не слышно музыки, зато шумит вентиляция. Тесно и сыро. Все обито черной тканью. В черном-пречерном отсеке на черных-пречерных стульях, как выяснилось, синхронистки дожидаются своего выхода. Мы движемся вокруг бассейна. Снаружи он, оказывается, фанерный. Кое-где видны облачка монтажной пены. Весь бассейн плотно обвит по окружности проводами и трубами. Процесс фильтрации воды идет постоянно.

Зеленые светодиоды служат маячками, чтобы не задеть головой нависающие конструкции.

Наш верный проводник рассказывает, что подсветка бассейна смонтирована из 2 тыс. светодиодных колпачков. И следом показывает нам секретный люк, через который пловцы заныривают в бассейн. Люк фанерный, и мозг отказывается понимать, как это происходит, хотя Евгений что-то объясняет про переходной отсек и про дыхательные баллоны, благодаря которым артисты дышат, находясь под водой, в ожидании своего выхода.

А пока мы сами выныриваем из «подбассейнья» в уже заполненный зрительный зал. И нас переполняет знание о том, что будет происходить на всех кругах шоу.