СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ ПОД ЗВУКИ ДЖАЗА

Ровно в 19:00, в заявленное как начало очередного дня международного фестиваля импровизационной музыки «Jazz в усадьбе Сандецкого» время, ведущая вечера многообещающе проанонсировала выход на сцену персоны, явление которой станет для многих сюрпризом. Кореспондент «БИЗНЕС Оnline» подобралась поближе к сцене, благо сделать это не составляло труда — зрители расположились у развернутой в парке ФИНА сцены весьма свободно. Однако на сцену вышли вовсе не Евгений Борец и музыканты его квинтета. Вместо этого перед публикой появилась певица Нюша. Но перспективы вкусить порцию творчества данной исполнительницы в качестве пролога к джазу, честно говоря, радовали не сильно. Но стоит отдать поп-диве честь — свои песенные таланты демонстрировать она не стала, а лишь подчеркнула талант своей сестры Марии Шурочкиной, выступающей за сборную России в разряде группового синхронного плавания, и удалилась со сцены.

В это время рядом две интеллигентные женщины беседовали о джазовом квинтете, который с минуту на минуту должен был предстать перед гостями парка, вот только фронтмен коллектива — пианист-виртуоз, выпускник Казанской государственной консерватории Евгений Борец — фигурировал в разговоре в качестве Женечки. Оказалось, что одна из дам училась вместе с музыкантом и за его творчеством старается внимательно следить, покупая его диски и не пропуская концертов в родной Казани, из которой артист вместе со своей группой 15 лет назад перебрался в Москву: «Женя очень талантливый — весь в маму. Она у него тоже музыкант, именно она отдала Женю в музыкальную спецшколу».

О Казани Борец всегда отзывался и отзывается тепло, но это не стало поводом для продолжительного визита на родину. Музыкант вместе с остальным коллективом — саксофонистом Тимуром Некрасовым, гитаристом Николаем Куликовым, барабанщиком Давидом Ткебучавой и контрабасистом Сергеем Хутасом — приехал в столицу Татарстана всего за несколько часов до выхода на сцену. Саундчек провели днем. По словам организаторов фестиваля, по времени он был продолжительнее тех, что обычно устраивают участники в усадьбе Сандецкого. С собой музыканты привезли звукорежиссера. И их главным условием был безупречный звук. Выполнение этого условия до последнего момента держало организационный штаб фестиваля в напряжении. Одно дело — практически камерное звучание в небольшом сквере, совсем другое — большая открытая площадка. Поэтому была поставлена задача сохранить необходимый для джаза уровень интимности без ущерба для громкости звука.

«Мы постараемся не испортить вам вечер!» — первым делом пошутил на сцене Борец. От длительных речей он воздержался и сразу взялся за дело. Разместился именитый пианист не в центре, как подобает ключевой персоне на сцене, а в ее левом углу. Выглядело все действо, к слову, весьма специфично. На протяжении практически всего выступления джазового квинтета на большом экране, расположенном за спинами музыкантов, шла трансляция произвольной программы микста в синхронном плавании. Причем временами не покидало ощущение того, что дуэты готовили свои номера в соответствии с композиционными особенностями музыки. Синтез импровизации и выступлений синхронистов получился очень органичным. Настолько, что даже некоторые стражи порядка завороженно смотрели на экран и пританцовывали в такт разливающихся по территории парка звукам.

«МАКАРЕВИЧ — ЭТО ЧЕЛОВЕК-ЭПОХА»

Определить, кто пришел в парк ФИНА исключительно ради джазовой музыки, а кто просто разнообразил вечерний досуг визитом на одну из самых посещаемых сегодня рекреационных площадок города, можно было практически безошибочно. Как минимум — по локации, как максимум — по выражением лиц. Явно получающая удовольствие от происходящего любительница джаза бальзаковского возраста призналась, что до этого вечера с творчеством Борец знакома не была и в усадьбу Сандецкого никак не получалось прийти. А тут все сошлось. И даже отсутствие сидячих мест впечатления не испортило. Хотя при желании сидячие места найти было можно. Молодежь садилась прямо на бетонное покрытие, люди постарше жертвовали звуком и смещались к фудкорту.

После нескольких инструментальных композиций исполняемая квинтетом музыка обрела голос. На сцену вышла певица и поэтесса, участница разнообразных международных джазовых фестивалей Диана Поленова. Как и Борец, она активно работает в различных проектах с Андреем Макаревичем. Между выходами на сцену Диана рассказала корреспонденту, что работать с Макаревичем — достижение не менее высокое, чем победа в каком-либо музыкальном конкурсе: «Сложно сказать, чего в этом сотрудничестве больше: то ли он позволяет нам раскрыть себя, то ли делает то, что нужно ему. У нас удивительный симбиоз. Музыканты, которые играют сейчас на сцене, самые востребованные в Москве и вообще на российской джазовой сцене, а Андрей Макаревич — это человек-эпоха».

В парке ФИНА, правда, обошлось без творчества бывшего «машиниста», зато других эпохальных композиций было немало, начиная с Hotel California от Eagles и заканчивая композицией Fever, впервые исполненной в 1956 году Литлом Вилли Джоном. Все это было сдобрено авторской музыкой Бореца, сотрудничающего с Макаревичем уже много лет, к примеру, в рамках «Оркестра креольского танго». А вот углубляться в подробности звучания совместного, но еще незаконченного альбома «Детские песни для взрослых» музыканты не стали. Но именно Казань станет одной из первых площадок, где готовый альбом будет продемонстрирован слушателю. По словам Поленовой, это все же камерная программа, для ее восприятия нужны другие условия. Что же касается необычного визуального обрамления этого вечера, то исполнительница, повидавшая в своей жизни не один десяток концертных площадок, осталась довольна: «Я стараюсь следить за успехами нашей спортивной сборной, и сегодня у нас с ней получится синхронное плавание. Трансляция спортивного соревнования во время джазового концерта — это очень необычно. Во время выступления я не вполне отдавала себе отчет, чему публика радуется больше: модуляциям песни или высоким оценкам, которые ставили спортсменам. Но должна сказать, что трансляция на большом экране выглядит очень эффектно».

Переехавший на один джазовый вечер из парка Государственного музея изобразительных искусств open air принял условия хозяев мероприятия, и билеты в продажу не поступали. Однако это не помешало службе безопасности парка ФИНА подсчитать количество зрителей. По их данным, в период проведения концерта на территории парка у «Казань Арены» единовременно находились без малого 9 тыс. человек. Кстати, табло на «Казань Арене» примерно в это же время демонстрировало цифру в 5121 как количество зрителей на соревнованиях по синхронному плаванию.