Разработанный КАМАЗом и инжиниринговой компанией Drive Electro прототип электробуса способен проехать без подзарядки целых 100 километров (фото: Instagram Рустама Минниханова)

«ЭЛЕКТРОМОБИЛИ — СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ»

О начале приема заявок на конкурс по разработке инновационных технологий по хранению энергии и водородным технологиям объявили вчера КАМАЗ и фонд «Сколково» в московском офисе автогиганта. Предполагается, что это ноу-хау в будущем понадобится для экологически чистых электрогрузовиков. Вице-президент «Сколково» Николай Грачев убежден, что в России есть хороший научный задел, чтобы такие технологии не только создать, но и успешно применять, в том числе встраиваясь в международные технологические цепочки. Отсюда следует задача — поиск и коммерциализация отечественных разработок. Впрочем, Грачев добавил, что несомненным плюсом будет создание успешного бизнеса из тех стартапов, которым удастся победить на конкурсе.

Заявки участников принимаются до 30 сентября. К середине октября отберут финалистов, а 15 декабря объявят победителей. По слова Грачева, их может оказаться несколько. Каждый при этом должен получить 5 млн. рублей. Дальнейшее грантовое финансирование от «Сколково» победителям придется заслужить, доказав перспективность разработок. Гипотеза, что где-то в «гаражах» прячутся российские Кулибины, уже придумавшие водородный двигатель, но стеснявшиеся об этом сказать, может показаться фантастичной, но организаторы полны надежд.

Ирек Гумеров и Николай Грачев
Ирек Гумеров и Николай Грачев

Участие КАМАЗа в этом конкурсе в качестве партнера неслучайно: компания уже занимается разработкой электробусов и развивает направление гибридных автомобилей. «У нас в этой отрасли наработан большой опыт... Нужно дальше развиваться, нужно искать новые решения, новые возможности для того, чтобы их внедрять в наши автомобили. Ни для кого не секрет, что электромобили, гибридные автомобили — это уже не завтрашний, а сегодняшний день», — заявил руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев. Он убежден, что эта тема сейчас особенно актуальна для грузового транспорта, тогда как с легковыми автомобилями в мире уже многое и многими решено.

«МЫ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В ПОИСКЕ НОВЫХ ИДЕЙ»

Замгендиректора, директору по развитию ПАО «КАМАЗ» Иреку Гумерову оставалось это только подтвердить. По его словам, определенная динамика в развитии электрических автомобилей есть, но она не такая «бесповоротная», так как есть определенные барьеры. Ключевой из них — источник энергии. Так, в январе прошлого года впервые была представлена модель «КАМАЗ-65206», которая может ездить как на дизтопливе, так и на электричестве. Однако на электрической тяге грузовик на тот момент был способен маневрировать только лишь 5 км, на большее не хватало мощности аккумулятора. Несколько успешнее дела, судя по всему, с пассажирскими перевозками. В конце июня на открытии Иннополиса премьер-министр РФ Дмитрий Медведев прокатился на разработанном КАМАЗом и инжиниринговой компанией Drive Electro прототипе электробуса, который, судя по заявлениям, способен проехать без подзарядки целых 100 километров.

На открытии Иннополиса премьер-министр РФ Дмитрий Медведев прокатился на прототипе электробуса (фото: Instagram Рустама Минниханова)

«Сегодня это все же достаточно тяжелые, дорогие и непростые в эксплуатации изделия», — сожалел Гумеров. Тем более есть определенные сложности с учетом российских климатических условий, когда при низких температурах не все источники тока эффективны. Вторым по важности представитель КАМАЗа поставил вопрос безопасности, в качестве примера он привел постоянные сообщения в прессе о взорвавшихся телефонах. Поэтому в разработках электрогрузовиков нужно учитывать и этот фактор. В итоге проблемы, с которыми столкнулся КАМАЗ в работе над автомобилем будущего, увеличили интерес автогиганта к объявленному конкурсу, в рамках которого предприятие надеется найти подходящие решения. «Мы заинтересованы в поиске новых идей, новых решений, которые позволят нам сделать шаг вперед», — заявил Гумеров и пообещал победителям обеспечить участие в реальных проектах.

При этом от ответа на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о возможных инвестициях со стороны КАМАЗа в создание электрогрузовика Гумеров уклонился. «Мы не очень любим комментировать будущие инвестиции в нашем бизнесе. Поэтому я это комментировать не стану», — безапелляционно заявил он. Однако тут же пообещал уже со следующего года производить партиями электробусы. Впрочем, производство электромобилей, по мнению директора по развитию ПАО «КАМАЗ», пока может быть только нишевым. Например, по его словам, было бы замечательно иметь в таком виде мусоровозы, которые по утрам своим шумом будят горожан. Что касается дальних перевозок, то тут может быть гибридный грузовик. «Массового мы пока не видим, кроме электробусов, троллейбусов, коммунальной техники, пока не будет существенного прорыва по тем барьерам, которые я назвал», — сожалел Гумеров. Этот прорыв, по его же оценкам, случится не ранее 2020 года.

В ходе пресс-конференции затронули и тему беспилотников

ПОЛИГОН ДЛЯ БЕСПИЛОТНИКОВ ЗА СЧЕТ ГОСУДАРСТВА

Также в ходе пресс-конференции невольно затронули тему беспилотников — еще одного проекта, который облюбовал КАМАЗ. В апреле этого года в СМИ появилась информация, что минпромторг РФ готов инвестировать только в первый этап создания беспилотного грузовика 18 млрд. рублей до 2019 года. Однако в данном случае КАМАЗ выступает только как полигон для опытов, разработку всего оборудования, то есть «мозгов», будет вести IT-компания Cognitive Technologies. По словам Гумерова, до сих пор идут испытания, изделие, если говорить человеческим языком, «учится». «Тот план, который мы наметили на этот сезон, выполнен. Подытожим в сентябре», — пообещал он в беседе с нашим корреспондентом.

Однако и этот проект, который будет осуществляться при участии КАМАЗа, — дело не такого уж ближайшего будущего. К 2017 году на КАМАЗе ожидают разработки такого drive assistant, который сможет держаться хотя бы дорожных полос, но к тому времени беспилотнику будет еще сложно самостоятельно действовать в меняющихся климатических условиях и городской среде. «Прогноз наш и мировой — существенное внедрение за 2025 годом, а реальное внедрение, когда наступит перелом, — 2035 год», — предположил Гумеров.

Однако до этого времени беспилотник предстоит протестировать не сразу на дорогах городов, а на специально созданном полигоне. Гумеров заверил, что его обязательно построят, но, опять же, не без помощи государства. «Это не мы планируем строить, это инфраструктурный проект. Поэтому это зависит от поддержки государства. Если будет поддержка, то в течение ближайших трех лет такой полигон появится», — заявил замгендиректора КАМАЗа нашему корреспонденту.

Что касается стоимости беспилотника, то в автогиганте затруднились назвать конкретные цифры, апеллируя к тому, что новые технологии первоначально всегда дороже. «Тот же газовый грузовик на 15 - 20 процентов дороже, но за счет массовости цена начинает снижаться. То же с электробусами. Сейчас они по мере массовости становятся тоже все дешевле и дешевле. В перспективе они все придут к той оптимальной цене, за которую потребитель будет готов их покупать», — рассуждал Афанасьев.

Впрочем, и беспилотник, и электрогрузовик — дело будущего, а вовсе не временные антикризисные меры. По мнению пресс-секретаря автогиганта, именно новые разработки позволят КАМАЗу и дальше оставаться лидером в России. «Генеральный директор КАМАЗа, когда только начались проблемы с продажами, сказал, что нельзя сейчас останавливаться. Развитие — это наш билет в будущее. Конечно, эти разработки нельзя назвать антикризисными, но они позволят КАМАЗу оставаться и дальше лидером в России. Считаем, что в десятку мировых производителей грузовиков мы будем и дальше входить. А там уже, понятное дело, все идут в этом направлении, мы от них не отстаем», — оптимистично заявил Афанасьев.