Сейчас очень много отелей на Анталийском побережье «на стопе», а то и в «овербуке», говорят участники туррынка. Именно туда, в четырех-пятизвездочные отели Турции, устремились те, кому стала не по карману Европа. Те же, кто победнее, остались дома. Как выяснил «БИЗНЕС Online», падение выездного туризма фиксируют и банкиры с мобильными операторами: этим летом «пластиком» и роумингом за границей пользуется на треть меньше татарстанцев. Впрочем, больше всего они тратят в «дорогих» ОАЭ, Италии и Германии.
ТУНИС, ЕГИПЕТ И ГРЕЦИЯ ТЕРЯЮТ РОССИЯН
На 40% с начала 2015 года упал поток российских туристов, выезжающих за рубеж, сообщил на днях глава Ростуризма Олег Сафонов. Кризис отрасли, больше похожий на обвал, не обошел стороной и Татарстан. Вместе с представителями туристических компаний Казани, банками и сотовыми операторами газета «БИЗНЕС Online» подводит предварительные итоги туристического сезона «весна-лето 2015 года». Опрошенные представители турагентств говорят, что по республике цифры спада выездного туризма даже выше общероссийских — минус 50%.
В ассоциации «Турпомощь» на запрос нашей газеты сообщили, что если в 2014 году по Казани работали 11 туроператоров, то в 2015 году — 6. В госкомитете РТ по туризму нам подтвердили, что на сегодня в Татарстане осуществляют деятельность только те туроператоры, которые входят в ассоциацию «Турпомощь», а также находятся в федеральном реестре. Это ООО «Юнайтед Трэвел», ООО «Стен», ООО «Туроператор Легенда», ООО «Музенидис Трэвел-Казань», ООО «Пегас Казань» И ООО «ТДМ». На количестве посредников-турагентств кризис сказался не так сильно, поскольку их финансовые риски минимальны. Как рассказала нам руководитель службы по связям с общественностью управляющей компании 2ГИС Наталья Рыжкова, число туристических агентств в Казани сократилось всего на 3% — с 548 в июле 2014 года до 533 в июле 2015 года.
Этим летом обошлось без громких банкротств туроператоров, однако произошло несколько событий, повлиявших на снижение турпотока. Например, пресс-секретарь российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина на днях сообщила, что продажи путевок в Тунис после атаки террориста на один из отелей, произошедшей 26 июня, упали примерно на 40 - 50% по сравнению с теми показателями, что были до теракта. В начале июля ассоциация российских туроператоров (АТОР) также сообщила о падении спроса примерно на 40% на туры в Тунис после теракта. «Тунис отпал из-за терактов, да и раньше туда не было рейсов из Казани. По Египту тоже непонятная ситуация. Мы своим туристам стараемся не рекомендовать эту страну. В этом году данное направление проседает, спрос туда меньше. В Грецию кто-то побоялся ехать из-за непонятных экономических и политических моментов, хотя на курортах там проблем особо нет, — рассказал газете «БИЗНЕС Online» директор по продажам «Салават Lufthansa City Center» Рустем Тарзиманов. — Многие в такой ситуации переориентировались на Турцию. Путевки в этом году из-за роста курсов валют выросли в цене в полтора раза. Вместо Египта сейчас пользуются спросом Эмираты и Оман, который мы рассматриваем как очень интересное и безопасное направление».
Поток российских туристов в Грецию упал на 62%. Правда, это данные до начала летнего сезона. За январь-май 2015 года число россиян, съездивших в Грецию, сократилось до 56 тыс. человек. Об этом сообщают сами греки — подробный анализ по въезжающим туристам есть на сайте Центрального банка Греции. Всего за этот период россияне потратили в стране 50 млн. евро (падение на 50% по сравнению с прошлым годом).
Что касается Египта, в середине июля на отраслевом портале kazan.turprofi.ru появилась информация о том, что в августе рейсов из Казани в Египет станет меньше. Так, с 30 июля полетную программу в Хургаду прорежает Tez Tour: вместо двух вылетов в неделю — по понедельникам и четвергам — рейсы будут всего один раз в 10 дней. Также будет отменен рейс 27 июля. Программа подверглась корректировке в соответствии с реальным потребительским спросом. Меньше рейсов будет и в Шарм-эль-Шейх: программу оптимизировал Pegas Touristik. Вместо трех рейсов в неделю, заявленных в начале сезона, туроператор оставляет вылеты по понедельникам.
![]() |
ГОРЯЩИЕ ПУТЕВКИ ПРИКАЗАЛИ ДОЛГО ЖИТЬ
Мы поинтересовались у читателей «БИЗНЕС Online», где они отдохнули или отдохнут этой весной-летом, выложив опрос в официальном аккаунте газеты и автора статьи в Twitter. Читатели ответили, что отдыхали/отдохнут и в России (деревня; Крым; Краснодарский край; Ростовская область), и за рубежом (Турция, Египет, Чехия, Грузия, Финляндия, Италия, Абхазия, Испания, Кипр, Болгария).
![]() |
Некоторые читатели один раз в этом году отдохнули на российских курортах, но вторую поездку планируют совершить обязательно за границу. Кто-то категорически против отдыха в России. «Отдых — только за границей — там и сервис, и доступно! Если с детьми — Турция или Эмираты, с друзьями — Германия или Италия. Если где мне нравится — Америка», — ответил в микроблоге генеральный директор группы компаний «Русский фейерверк» Расул Садриев. Кто-то решил вообще обойтись без отдыха.
Говоря о том, что вдвое упал поток туристов за границу, необходимо отметить, что речь идет о фактическом сворачивании сегмента дешевых туров, то есть от отдыха этим летом отказались те, кто обычно весь год копил на отпуск в дешевых Турции или Египте. Об этом нашей газете сообщили все опрошенные представители турагентств.
![]() |
«Видимо, перестали летать из категории тех, кто первый раз выезжает за границу. Если раньше, по моим ощущениям, летом на рейсах бывало 40 - 60 процентов тех, кто выезжает за границу впервые — в Анталию, которая наиболее удобна из Казани, то сейчас люди почувствовали на себе кризис, — говорит Тарзиманов. — Те, кто работал в сегменте дешевых туров — до 70 тысяч рублей на семью, очень сильно недополучили клиентов. Мы работаем на рынке 25 лет, и у нас есть много клиентов среднего класса и VIP, а они как летали, так и летают — им тяжело отказаться от отдыха».
«Существенно изменилась структура спроса: вымываются дешевые туры, а количество туров с ценой выше средней практически не изменилось. Траты в валюте остались на прежнем уровне. Трудности возникают у тех, кто отдыхал в недорогих отелях, — подтверждает и генеральный директор компании «СТЕН» Леонид Пресс. — Такой отдых вырос по стоимости пропорционально росту курса валют, а значительное сокращение московскими туроператорами чартерных программ из Казани практически обнулило количество горящих туров».
![]() |
«Люди стали часто самостоятельно путешествовать в Европу, поэтому есть снижение туда запросов по турам. И определенно все начали скрупулезнее считать свои расходы», — согласен с коллегами генеральный директор компании AVT Азамат Сабиров.
ТУРИСТЫ МЕНЬШЕ ТРАТЯТ В ДОЛЛАРАХ И ЕВРО, НО БОЛЬШЕ В РУБЛЯХ
Для полноты картины об отдыхе татарстанцев за рубежом мы изучили, сколько денег они потратили в этом году. По нашей просьбе банк «ВТБ24» подсчитал, как изменились траты татарстанцев за рубежом.
«По нашим данным, средний объем трат на человека (держателя нашей карты) за рубежом сократился в иностранной валюте, но вырос в рублях. Держатели наших карт потратили 53,5 тысячи рублей в мае-июне этого года на человека против 47 тысяч рублей в прошлом году. В долларах объем трат составил немногим более 1000 долларов против 1350 долларов в прошлом году, — говорит и. о. управляющего банка «ВТБ24» в Татарстане Александр Михалицын. — В то же время количество держателей карт, осуществляющих транзакции за рубежом, снизилось. Если в мае-июне прошлого года транзакции за рубежом совершали около 200 тысяч наших клиентов, то в мае-июне этого года — около 150 тысяч».
Интересна статистика ВТБ24 по распределению трат в конкретных странах (данные за май-июнь). «Больше всего клиенты потратили (Топ-5 по объему транзакций) в Италии, Испании, Франции, США и Турции. В прошлом году — в Италии, Испании, Германии, Франции, Турции. Это данные в среднем по России, — сообщил Михалицын. — Что касается держателей карт в Татарстане, то здесь мы видим тенденции, которые противоречат общему тренду. Топ-5 стран по объему трат в прошлом году выглядел так: Турция, Италия, Германия, Израиль, Франция, а в этом году на первом месте ОАЭ, затем Германия, Италия, Турция и Великобритания. При этом разница между тремя станами-лидерами в этом году минимальна». По всем направлениям сумма трат держателей карт в рублях несколько уменьшилась — с 67 млн. рублей до 65 миллионов.
По словам и. о. управляющего банка, есть направления, по которым объем трат жителей республики значительно увеличился. Так, в ОАЭ траты выросли по сравнению с прошлым годом почти в два раза — с 4 до 7 млн. рублей. Объем трат в Германии вырос с 6 до более 7 млн. рублей, в Великобритании — с 3 до почти 5 млн. рублей. А в Турции, например, сократился значительно — с 9 до 6 млн. рублей. В Италии упал, но незначительно — почти с 8 до чуть более 7 млн. рублей.
При этом в банке отмечают, что не все покупки туристы совершают, расплачиваясь картой или снимая деньги со своего «пластика» на отдыхе, но тем не менее общую тенденцию понять можно.
ТРЕНД СЕЗОНА — ОТПУСК В РОССИИ
Еще более ясный показатель состояния туристического рынка — уровень потребления услуг связи абонентами в международном роуминге. Опрошенные операторы в один голос говорят о том, что татарстанцы этим летом предпочитают путешествовать внутри России.
«По сравнению с летом 2014 года нынешний май и июнь отмечены новым трендом — все больше абонентов предпочитают проводить отпуска в России. По данным нашей компании, количество поездок за пределы России сократилось на 19 процентов, а объем внутреннего туризма вырос на 6 - 7 процентов. Если говорить о международном роуминге, то здесь мы наблюдаем рост интернет-трафика на одного абонента. Учитывая тот факт, что «МегаФон» является лидером по количеству стран, где доступен LTE-роуминг (52 страны), у 4G-пользователей оператора есть возможность пользоваться привычным высокоскоростным интернетом и за границей, — говорит директор регионального отделения компании «МегаФон» в Татарстане Сергей Обыденников. — В поездках по России наиболее популярным видом связи были и остаются голосовые услуги (одинаково популярны как входящие, так и исходящие вызовы). При этом за последний год заметно выросло пользование мобильным интернетом, что связано с ростом количества мобильных устройств, а также с выводом специальных предложений и роуминговых опций».
«В первые месяцы весенне-летнего туристического сезона мы наблюдаем общую тенденцию снижения количества абонентов, выезжающих в зарубежные страны и отдающих предпочтение путешествиям по стране. Число пользователей международного роуминга за этот период сократилось на 20 процентов по сравнению с маем-июнем 2014 года. За этот же период объем потребления услуг в международном роуминге среди абонентов МТС в Татарстане сократился на 30 процентов, — рассказал директор МТС в Татарстане Марат Шакиров. — Средняя цена вызова сократилась за год на 7 процентов. Мы снизили цены на международный роуминг до 70 процентов по ряду популярных туристических направлений. В мае-июне абоненты МТС в Татарстане в путешествиях по России стали использовать мобильную связь на 10 процентов активнее, чем годом ранее».
По словам Шакирова, в число наиболее популярных зарубежных направлений среди татарстанских абонентов МТС традиционно вошли Турция, Египет, Греция, Италия, Кипр, Германия, Испания, Абхазия, ОАЭ. «В целом с мая этого года татарстанцы смогли посетить более 120 стран, в том числе такие экзотические, как Макао, Камерун, Танзания, Бахрейн, Гренландия», — уточнил он.
Отметим, что, по данным МТС на корпоративном сайте, в Топ-10 городов по количеству татарстанских абонентов, путешествующих по России, вошли Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Уфа, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Ханты-Мансийский АО, Екатеринбург, Казань и Челябинск.
«Традиционно с началом сезона отпусков роуминговая активность абонентов растет. Так, за период с 1 мая по 1 июля более 32 тысяч абонентов воспользовались услугой роуминга. Прирост в финансовых показателях составил порядка 50 процентов по сравнению с первым кварталом текущего года», — сообщил коммерческий директор казанского филиала Tele2 Ринат Ибрагимов.
«КЛИЕНТОВ СТАЛО МЕНЬШЕ, А РУБЛЕВАЯ ВЫРУЧКА ДАЖЕ БОЛЬШЕ»
Игроки рынка поделились с газетой «БИЗНЕС Online» первыми итогами летнего туристического сезона, а также рассказали о перспективах въездного и внутреннего туризма.
Рустем Тарзиманов — директор по продажам «Салават Lufthansa City Center»:
— Туристический поток можно отследить по количеству рейсов из Казани. Число чартерных рейсов в этом году сократилось на 30 - 50 процентов. Как минимум в той же пропорции сократилось и количество туристов. Но мы были удивлены тенденцией по Турции. Сейчас очень много отелей на Анталийском побережье «на стопе». Это означает, что они полностью проданы. У нас даже были сложные моменты, когда был овербукинг — люди приезжали, а им не хватало мест в отелях, их переселяли в другие. Мы начали анализировать, почему так произошло, ведь в прошлом году летало отдыхать гораздо больше людей, а таких ситуаций было меньше. Пришли к выводу, что сейчас стоят незагруженными отели категории ниже среднего — «три, четыре звезды», а все более-менее хорошие пятизвездочные отели по адекватной для среднего класса цене как раз и заняты нашими гражданами.
По Европе этим летом было очень мало Италии и Испании, по крайней мере у нас. В этом году хорошо идут круизные туры по Средиземноморью. Топ-3 пляжного отдыха — Турция, Греция и Кипр.
Что касается финансовой стороны, если рассматривать туроператоров, то после череды банкротств в прошлом году многие пересмотрели свою экономическую модель, перестроили бизнес-план, ушли от рискованных схем. Поэтому логично, что туроператоры сократили количество направлений. Вполне возможно, что в этом году они понесли даже меньше убытков, чем в предыдущие годы, когда много рисковали, играя на высоком спросе. Что касается туристических агентств, вряд ли они будут работать себе в минус. То, что их стало меньше, — это однозначно. По количеству клиентов стало меньше, а рублевая выручка даже немного выросла.
Въездной туризм имеет определенную специфику. Есть смысл этим заниматься, потому что Казань — интересный город. На мой взгляд, в первую очередь въездной туризм в Казань нужно развивать не для иностранцев, а для граждан России, прежде всего для жителей Татарстана. Если своим туристам тут будет хорошо, то и иностранцы начнут со временем приезжать.
По России люди много путешествуют дикарем — сами покупают билеты, бронируют отели. И очень редко берут турпакет с экскурсиями. Питер — интересное направление, туда как летали, так и летают. В Москву также часто едут самостоятельно. В Сочи в этом году ехали, но у нас не такой большой поток, как говорят в СМИ. Крым у нас почти не спрашивали.
Леонид Пресс — генеральный директор компании «СТЕН»:
— Если оценивать турпоток по количеству отправленных туристов, то в нашей туристической фирме по итогам 7 месяцев (январь-июль) он составляет по сравнению с прошлым годом минус 20 процентов. Учитывая, что из-за роста курсов валют туры стали дороже примерно на 70 процентов, то бизнес по-прежнему рентабельный, финансовые рублевые показатели даже лучше, чем в предыдущие годы. Спрос на июль, август и сентябрь хороший. Значительно увеличилась доля туров, которые мы делаем как туроператоры.
Я не считаю, что нашу туриндустрию нужно спасать. Произойдет естественный процесс укрупнения и операторского, и агентского бизнеса, сократится количество активно работающих турфирм, и в этом нет ничего страшного.
Въездной туризм намного сложнее выездного, полноценно им заниматься смогут очень немногие, так как этот бизнес значительно затратнее и менее рентабелен в пересчете на одного туриста. Кроме того, отмечая значительное увеличение потока туристов в Казань, следует сказать, что лишь незначительная их часть пользуется услугами местных принимающих туристических фирм.
Из направлений внутреннего туризма у нас наибольшим спросом пользуются курорты Краснодарского края, Питер и российские лечебные санатории высокого уровня.
Азамат Сабиров, генеральный директор компании AVT:
— Общее сокращение турпотока по нашей информации — где-то минус 40 процентов, прогноз аналитиков Сбербанка о падении курса рубля к концу года не добавляет оптимизма. Но радует развитие Сочи как курорта, надеюсь, Крым подтянется по качеству.
Въездной туризм тоже находится в интересном состоянии, ибо не дает особого роста доходов местным компаниям из-за того, что иногородние туркомпании сами организуют тут туры, так как нет языкового, валютного барьера и нюансов законодательства. Но уверен, что увеличение турпотока, который активно развивается усилиями госкомитета и, что для меня удивительно, комплексом «Ривьера», подарит всем достаточный доход.
По внутреннему туризму у татарстанцев популярны Крым, Питер, Москва и Краснодарский край.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 92
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.