«ВЕЧЕРКА» СЕЗОННО «ПРОСЕЛА» НА ЧЕТВЕРТЬ

Газета «БИЗНЕС Online» традиционно анализирует печатные тиражи татарстанской прессы. На этот раз — по итогам подписной кампании на второе полугодие 2015 года, а также по общим тиражам изданий на второе полугодие. Данные по подписной кампании нашей газете предоставило министерство информатизации и связи РТ. ОАО «Татмедиа», к сожалению, соответствующих сведений до сих пор не опубликовало, поэтому «БИЗНЕС Online» самостоятельно собрал часть данных, обзванивая редакции СМИ и изучая тираж, указанный в самих изданиях.

Рассмотрим для начала массовые издания. Одно из старейших печатных общественно-политических СМИ — «Вечерняя Казань» — показало падение почти на 25% по сравнению с первым полугодием 2014 года — общий печатный тираж составляет 15,5 тыс. экземпляров. Впрочем, такое же сильное сезонное падение было и год назад, затем, когда пенсионеры вернулись с дач, оно было отыграно. Впрочем, тренд на снижение налицо — по сравнению со вторым полугодием прошлого года оно составило около 10%.

Львиная часть тиража — 14 681 экземпляр — расходится по подписке, которая как раз намного менее подвержена сезонным колебаниям. Но и она снизилась на 8,5%. В целом газета сохраняет ядро преданных читателей, но оно постепенно уменьшается. Достаточно вспомнить, что более трех лет назад тираж «Вечерки» превышал 30 тыс. экземпляров, а в 90-е ее выписывали по 60 - 80 тыс. читателей.

Газета «Комсомольская правда» чувствует себя более стабильно. Тираж ежедневного выпуска вырос на 2,2% до 6,9 тыс. экземпляров. «Толстушка» «просела» на 1,9% до 22,7 тысячи. А вот «Аргументы и Факты» немного сдали позиции в рознице: издание печатает в Татарстане, по собственным данным, 21 тыс. экземпляров — на 5,9% меньше, чем в минувшем полугодии. При этом, по данным почты, на газету подписались 8 130 человек — на 0,9% меньше.

«РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН» ТЕРЯЕТ ПОДПИСКУ

Официальные издания в республике также несколько потеряли свои позиции. Подписной тираж «толстушки» главной официальной газеты Татарстана «Республика Татарстан» составил 21 964 (падение по сравнению с первым полугодием этого года — целых 23%). То ли где-то административная машина дает сбой. Общий же тираж, согласно данным в газете, составляет 31 316 — он по сравнению с предыдущей подписной кампанией уменьшился на 17,8%. Общий печатный тираж ежедневного выпуска издания — 6 235 экземпляров (падение по сравнению с первым полугодием на 8,3%).

«Толстушка» «Ватаным Татарстан» также потеряла в тираже — минус 7% — он составил 16 564 экземпляра. А ежедневный выпуск упал на целых 17,6% — 5 322 экземпляра. По подписке во втором полугодии 2015 года будут распространяться 15 533 экземпляра (меньше на 11,5%, чем в прошлом полугодии). Упал тираж и у газеты «Шахри Казан»: тираж «толстушки» — 5 101 экземпляр с падением на 27% (7 010 экземпляров в предыдущем полугодии). Количество подписчиков у нее также снизилось — на 28,8% — до 2 949 экземпляров.

«ЮЛДАШ» ОТЫГРАЛ ЧАСТЬ ПАДЕНИЯ

У прочей татароязычной прессы дела не лучше. Детский журнал «Салават купере» сильно «просел» — минус 27% (тираж — 8 тыс. экземпляров против 11 тыс. в предыдущем полугодии). У журнала «Ялкын» — также падение на 12,9% (2 453 экземпляра), «Сахна» — минус 3,3% (1 744 экземпляра), «Майдан» — минус 4,3% (2,2 тыс. экземпляров), «Сююмбике» — падение на 15,6% (6,5 тыс. экземпляров).

У коммерческих татароязычных газет ситуация следующая. Газета «Татарстан яшьлэре» продолжает сокращать тиражи — падение во втором полугодии 2015 года составило более 21% (12 706 экземпляров). В газете «Акчарлак» нам сообщили, что тираж во втором полугодии 2015 года — 33 292 экземпляра, тогда как в первом полугодии 2015 года был 34 150 (падение на 2,5%). У газеты «Безнен гэжит» падение составило 6,3% — 16,5 тыс. экземпляров. У «Ирек майданы» также небольшое падение — на 2,5% — до 32 495 экземпляров во втором полугодии 2015 года.

Однако рост показала газета «Юлдаш». Ее тираж по Татарстану составил 12,7 тыс. экземпляров (плюс 10,4%). Впрочем, еще в первом полугодии 2014 года печаталось, по собственным данным журнала, 26 тыс. экземпляров.

РЫВОК ФЕДЕРАЛОВ

Зато рекордным образом накрутили обороты оба издания «Российской газеты». Социальный тираж газеты (распространяемый бесплатно в отделениях почты России пенсионерам и т. д.) — 123,7 тыс. экземпляров по региону Волга — Кама, т. е. плюс 54,6%. Тираж ежедневного выпуска — 12,7 тыс. экземпляров — прибавил 81,4%. Секрет успеха в редакции нам комментировать не стали, но он очевиден — для бесплатного распространения можно напечатать любое количество экземпляров, были бы бюджетные ассигнования. Отметим, что тираж «Российская газета» традиционно сильно наращивает именно во втором полугодии — возможно, это делается в связи с приближением единого дня голосования. Читательский же интерес иллюстрируют данные по подписке, которая у «Российской газеты» уменьшилась на 20% до 1 227 экземпляров.

Увеличился тираж у «Ведомостей» — 3 215 вместо 1 300 экземпляров в первом полугодии 2015 года (рост на 147%). К сожалению, данные тиражей в Татарстане по нескольким федеральным изданиям («Известия», «Коммерсантъ», «Труд») получить не удалось. Известно лишь, что по подписке распространяется 130 экземпляров «Известий» (минус целых 42% по сравнению с первым полугодием).

СКИДКИ — ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ

Напомним, что начиная с 2014 года почта России не получает субсидий от государства на поддержку подписки, однако предоставляет СМИ льготы за свой счет. Как и прежде, всем федеральным СМИ с тиражом от 220 тыс. экземпляров и региональным СМИ с тиражом от 5 тыс. экземпляров предоставляется скидка на доставку подписных изданий в 17%. При этом все издательства районных СМИ независимо от тиража получают скидку в размере 25%. Всего, говорится в ответе пресс-службы на запрос «БИЗНЕС Online», на поддержку подписной кампании в первом полугодии было выделено 600 млн. рублей. Во втором полугодии эта сумма вырастет до 700 миллионов.

Новшеством уже начавшейся подписной кампании на следующий год стало введение еще одной дополнительной скидки — на социально значимые издания, которая составит 15%. Минкомсвязи России уже объявило о сборе заявок от печатных СМИ на предоставление этого выгодного статуса, который продлится до 15 сентября. К числу таковых будут отнесены издания, существующие на рынке не менее пяти лет, пользующиеся популярностью у населения, не имеющие нарушений законодательства о СМИ за последний год и посвящающие не менее 2/3 материалов общественно значимым темам (культура, политика, образование, наука).

Также для получения статуса социально значимого СМИ издания должны не реже одного раза в неделю публиковать материалы, ориентированные на подростковую и детскую аудиторию, освещающие проблемы людей с ограниченными возможностями. Также они будут обязаны освещать проекты в области патриотического воспитания, проблемы национальной и религиозной толерантности и борьбы с экстремизмом, пропагандировать здоровый образ жизни.

В пресс-службе «Татарстан почтасы» также рассказали, что плюсом ко всем льготам и скидкам с июля в течение трех месяцев почта России проводит дополнительную акцию, которая заключается в приоритетной выкладке региональных изданий на барьерных стойках. «Список изданий составляется альянсом руководителей региональных СМИ России. В Татарстане это еженедельная газета «Республика Татарстан» («толстушка»), «Ватаным Татарстан», «Известия Татарстана», «Казанские ведомости» («толстушка») и «Ирек майданы», — отметили в пресс-службе, уточнив, что в 2016 году перечень ждет ротация.

КРИЗИСНОЕ ЭХО

Печатные СМИ республики переживают не самые лучшие времена уже не первый год. В конце мая этого года прекратился выпуск одного из старейших деловых журналов города «Деловой квартал» медиахолдинга «Абак-Пресс». В конце 2014 года балансовая комиссия госхолдинга «Татмедиа» решила прекратить выпуск печатной версии журнала «Карл Фукс». Амбициозно стартовавший журнальный проект не прожил и года, так как не смог выйти на самоокупаемость. Также с Нового года было прекращено издание журнала о моде Fashion Collection (тираж — 7 тыс. экземпляров), выпускаемого по франшизе издателем «KZN.Собака.ru» Дилярой Байчуриной (также гендиректор агентства креативного развития «Айран», в прошлом заместитель гендиректора по развитию ОАО «Татмедиа»). Еще одним кризисным эхо на рынке глянцевых журналов Казани стало уменьшение тиража журнала «Светский», который контролирует Руслан Халилов — генеральный директор ООО «Фонд прямых инвестиций», с 50 тыс. до 10 тыс. экземпляров с февраля этого года.

В ноябре прошлого года стало известно, что федеральный издательский дом «Коммерсантъ» расторг договор франшизы с казанским партнером Наилем Адельбаевым. Главный редактор выпуска «Коммерсантъ Волга-Урал» Ольга Кудрина рассказала, что тот «задолжал большую сумму типографии», которая отказалась печатать газету. В итоге в феврале этого года «Коммерсантъ» сменил франчайзи в Казани — новым стало ООО «Профи ньюс», принадлежащее на паритетных началах Кудриной и бывшему соучредителю и директору ООО «АиФ-регион», шеф-редактору журнала «Татарстан» Аскару Сабирову.

В Набережных Челнах глава крупнейшего в Закамье медиахолдинга «Единство» Рамиль Галеев выставил на продажу два своих проекта — портал ZurBazar.ru и журнал «Дочки-Сыночки», сообщает портал предпринимателей. Не так давно медиахолдинг закрыл газету «Из рук в руки», издание осталось существовать только в электронном виде. Несколько ранее Галеев отказался от Oligarch — бизнес-приложения к газете «Вечерние Челны».

«МЕНЬШЕ ЧИТАТЬ ТОЧНО НЕ СТАЛИ»

Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» итоги подписной кампании на второе полугодие 2015 года.

Фарит Шагиахметов — генеральный директор ОАО «Татмедиа»:

— Во втором полугодии традиционно подписываются на печатные СМИ меньше, чем в первом полугодии. К тому же остался отклик от того всплеска, который был в 2014 году. Когда мы подняли подписные цены в июне, кого-то мы еще успели подписать по старым ценам. Тем не менее, если сравнивать второе полугодие 2014 года и 2015-го, падение по тиражам получилось порядка 10 процентов, но в сегодняшней ситуации это вполне приемлемо. Кризис тоже влияет. Люди поджимаются, меняют приоритеты в расходах.

У нас есть план работы. Помимо «Татарстан почтасы» есть другие способы доставки, редакционная подписка, работа с торговыми сетями по реализации изданий. Проводим различные конкурсы, в том числе с почтальонами. Уже третий раз объявляли конкурс на подписку. Формы работы с читательской аудиторией известны и понятны. Кроме того, идет развитие интернет-ресурсов. По 2014 году был рост доходов интернет-ресурсов на 9,7 процента, а за первый квартал 2015 года — 10,5. Посещаемость также растет.

Минназыйм Сафаров — главный редактор газеты «Ватаным Татарстан»:

— Летний период — всегда тяжелое время для читающей аудитории и подписной кампании, потому что везде идут сезонные работы, все на дачах, так было всегда. 10 - 15 процентов снижения тиража на второе полугодие — это нормально. Как правило, тираж затем отыгрывает назад во время осенней подписной кампании. Поэтому причин для тревоги не вижу.

Есть тенденция перераспределения тиражей между изданиями. Кто-то приноровился рекламировать свои издания через распространителей, такая тенденция есть. Меньше читать бумажные газеты точно не стали.

Кризис — не одномоментное явление. Кризис может быть всегда в связи с падением цен на нефть и другими факторами, но лишь бы он не поселился в наших головах. Поэтому мы позиционируем себя не как издание, которое думает о высоких прибылях, и очень осторожно относимся к повышению цен.

Ильфат Файзрахманов — главный редактор общественно-политической газеты «Безнен гэжит» («Наша газета»):

— У нас есть падение в этом полугодии, но это из-за летнего периода. Надеюсь, осенью выйдем на прежний уровень. Эта подписная кампания была очень тяжелой. Рынок очень несправедливый, потому что здоровой конкуренции нет и не будет. Есть независимые, частные издания, и их так не так много.

Проблема из года в год — ценовая политика и халатность почтовиков в некоторых районах республики. Люди подписываются на издания и даже ходят в соседние деревни, чтобы забрать газету. У почтовиков очень маленькая зарплата, их заставляют продавать товары, продукты — своим делом они не занимаются. Газеты теряются, вовремя не доходят, и подписчик из-за этого прощается с нами. Кроме того, есть проблема с киосками — есть неплатежи, большие возвраты, невозможность учета того, продается издание или нет. Самыми крайними оказываются редакции частных газет. Бюджетные газеты еще как-то кормятся из бюджета.

Еще меня беспокоит нездоровая конкуренция — в Москве гранты выигрывают русскоязычные газеты, а национальные остаются в стороне. В Татарстане «Татмедиа» поддерживает только свои газеты. Мы — с самым большим тиражом — сами по себе. Никого не уговариваем подписываться, наши журналисты ездят в командировки, ведут расследования, но на местах не агитируют — читатель сам выбирает свободно, что ему читать.

Кризис отражается на тиражах. У нас падение не такое сильное. На летний период я уменьшил тираж на киоски вдвое. Думаю, будущее за электронной газетой. Но сельским читателям далеко до чтения газет в интернете, хотя интернет и есть в деревнях.

Раиф Усманов — редактор газеты «Ирек майданы»:

— Летом подписка всегда ниже на 8 - 10 процентов. У нас подписная кампания прошла хорошо, по сравнению с прошлым летом у нас есть рост по тиражам. Если смотреть ситуацию по тиражам печатных СМИ, наверное, сказался кризис. В прошлом году у нас сказалось повышение цены из-за увеличения стоимости доставки печатной продукции. В последние месяцы из-за роста курсов валют у нас выросла стоимость бумаги, печати — типографские расходы, поэтому мы были вынуждены поднять редакционную цену. Все это приводит к регулярному росту цен, а зарплаты людей не растут. Я обратил внимание на такой факт, что сейчас люди выписывают не по несколько газет. Не думаю, что количество читателей бумажной прессы уменьшается. Просто сокращается количество выписываемых изданий. Еще один важный момент — некоторые наши газеты перестали распространяться за пределами республики, хотя там живет большое количество татароязычного населения.

==table650==

==table651==

* — по собственным данным редакций (общий тираж)