«Господь привел меня сюда, и если суждено будет, то у престола готов буду принять мученическую смерть. Но отказываться от призвания Господа я никогда не буду!» — заявил накануне бывший казанский митрополит Анастасий, комментируя шумную обструкцию, которую устроила ему в Ульяновске группа местных прихожан. В том, как и почему в околоцерковной среде Казани и Ульяновска создается искусственное напряжение, разбирался корреспондент «БИЗНЕС Online».
Фото: simbeparhia.ru |
«АНАКСИОС! АНАКСИОС!»
Неласковой оказалась встреча владыки Анастасия, который вот уже неделю именуется митрополитом Симбирским и Новоспасским, в Ульяновске. В понедельник, 20 июля, он прибыл в столицу своей новой епархии. Первое богослужение с его участием было назначено в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе на 17 часов вечера. Тогда же новый архипастырь должен был явить себя симбирской пастве и клиру. Но приезд бывшего казанского митрополита неожиданно обернулся церковным майданом.
Вечером на площадь перед ульяновским Спасо-Вознесенским кафедральным собором съехались на «Газелях» противники митрополита Анастасия. Как заявили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе симбирской митрополии, их было не больше 40 - 50 человек, однако ульяновские интернет-ресурсы сообщают о сотнях православных «протестантов». На видео, появившемся в сети, действительно можно увидеть внушительную группу людей — в основном женщин среднего и пожилого возраста в головных платках, которые при появлении Анастасия начинают скандировать вряд ли им прежде знакомое греческое слово «Анаксиос!» (с греч. «недостоин!» — прим. ред.).
Бывший казанский митрополит, как это хорошо видно на видеозаписи, быстро проходит мимо толпы, прикрываясь высоко поднятой над головой иконой. Но гонители иерарха врываются следом за ним в Спасо-Вознесенский собор, продолжая гневно кричать. Растерявшие казаки (их на площади, как нам рассказали в Ульяновске, было от силы человек 15), которые должны были обеспечить порядок, пытаются противостоять провокаторам, но не могут ничего сделать против фанатично настроенных женщин. Редкие потасовки с мужчинами, участниками православного майдана, не перерастают в драку. В церкви скандирование фактически срывает намеченную литургию: многие из толпы снимают происходящее на мобильные телефоны. Митрополита не видно, но несколько фигур в церковном облачении растерянно стоят в алтаре. По версии ульяновских СМИ, Анастасию в этот момент стало плохо с сердцем.
Далее «церковный бунт» утихомирился сам собой: подавлять его не пришлось. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в симбирской митрополии, полиция на место происшествия вызвана не была.
Иоанн Косых (фото из публичного аккаунта Иоанна Косых на странице «ВКонтакте») |
СОЦСЕТИ НА СЛУЖБЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ФРОНДЫ
Между тем скандал можно было предвидеть, благо зреть он начал сразу после того, как стало известно о «церковной рокировке». В интернете появилось открытое письмо за подписью симбирского протоиерея Иоанна Косых и его единомышленника, ульяновского иерея Георгия Рощупкина, в котором они предъявляли претензии к новому митрополиту по поводу того, что он не «обелился» от обвинений в гей-скандале полуторагодовой давности (скандал в Казанской духовной семинарии, связанный с якобы имевшими место сексуальными домогательствами к семинаристам со стороны проректора заведения — прим. ред.). При этом священнослужители обращались к своему бывшему владыке митрополиту Феофану, который, уже получив назначение в Казань, оставался некоторое время в Ульяновске.
«Когда мы узнали о том, что вас, горячо любимого нами архипастыря, перевели на Казанскую кафедру, то сердце наше наполнилось болью и огорчением, — писали Косых и Рощупкин Феофану. — Однако еще большей болью отозвалось назначение на древнюю симбирскую кафедру митрополита Казанского Анастасия».
Далее симбирские священники припоминали Анастасию «позорящие его» публикации, появившиеся с легкой руки протодьякона Андрея Кураева во всемирной паутине, и недоумевали: почему он не попытался оправдаться? Ведь к его услугам, по мнению авторов письма, были СМИ и суд, в который можно было подать иск о защите чести и достоинства. В том, что именно так и надлежало сделать, Косых и Рощупкин не сомневались, ссылаясь при этом на 90-е правило свода Карфагенских соборов (точнее 79-е правило Карфагенского поместного собора образца 401 года от Рождества Христова). То обстоятельство, что в начале V века не существовало ни СМИ, ни тем более интернета, священнослужителей не смутило. Открытое письмо содержит и прямую цитату из карфагенского свода: «Попещися о доказательствах своея невинности, да учинят сие в течене года». Таким образом, Анастасию, следуя логике этого правила, следовало либо «обелиться», либо уйти на покой. А он, не сделав ни того ни другого, вместо этого занял симбирскую кафедру.
Под обращением к митрополиту Феофану священникам Косых и Рощупкину, как говорят, удалось собрать подписи некоторых своих прихожан. По крайней мере, призыв подписываться под письмом прозвучал в пятницу, 17 июля, по окончании ульяновского крестного хода, посвященного памяти святых царственных мучеников.
Не дождавшись, впрочем, реакции на свои обращения, авторы кампании выступили уже с гневным воззванием, которое в ночь на 20 июля было опубликовано на странице «ВКонтакте» Иоанна Косых: «Сегодня... мы услышим голос народа на встрече митрополита Анастасия, — сообщал священник. — Готов ли митрополит услышать «Анаксиос! Анаксиос! Анаксиос!» Приходите, братья и сестры! Ведь без вас голос Церкви не полный, без вас Церковь не соборная». Как оказалось, призыв достиг цели.
Митрополит Анастасий (Фото: simbeparhia.ru) |
АНАСТАСИЙ: «ДА, Я ГРЕШНЫЙ ЧЕЛОВЕК...»
История, однако, на этом не заканчивается. Дерзкие и наверняка искренние в своем негодовании симбирские клирики Косых и Рощупкин вспомнили мало кому известные правила Карфагенского собора, но при этом забыли хорошо всем знакомую цитату из Нагорной проповеди Христа: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить...» В ней Христос тоже ничего не говорит про суд и СМИ, зато предписывает (в другом месте Нового Завета) «благословлять проклинающих вас». Отталкиваясь от этого азбучного «блаженства» и выстроил речь в свою защиту митрополит Анастасий.
Как только гул проклинающих его голосов в Спасо-Вознесенском соборе утих, Анастасий нашел в себе силы обратиться к пастве: «То, что совершилось, я думаю, найдет возмездие у Господа, — сказал в своей обычной мягкой манере митрополит Анастасий. — Я не могу ничего сказать в свое оправдание, потому что я знаю, что ничего сказать нельзя. Мой духовный отец Иоанн Крестьянкин (почитаемый старец РПЦ, осужденный в 1950 году за антисоветскую агитацию — прим. ред.), у которого я воспитывался и много лет находился под духовным руководством, по навету вот таких же людей понес наказание и 7 лет отбывал тюремное заключение. А я, слава Богу, только сегодня услышал такие анафематствования — думаю, не от православных людей».
Анастасий напомнил, что он прослужил церкви 46 лет, из них 26 лет в архиерейском сане. «Если бы я был недостоин этого служения, то, наверное, Святейший Патриарх давно бы прекратил мою пастырскую деятельность, — предположил Владыка. И указал на наглядные успехи своей епархии. — Кто бывал в Казани, наверняка знают, какие прекрасные храмы и какие святыни находятся в нашем городе...»
В заключение своей краткой речи новый митрополит Симбирский и Новоспасский практически впервые не постеснялся публично упомянуть имя своего главного обидчика. «Никакие Кураевы (протодьякон Андрей Кураев, выступивший основным обвинителем Анастасия — прим. ред.) и никакие кураевские последователи не могут разрушить ту церковь Христову, которую Господь создал и сказал: «Я с вами до скончания века», — подвел черту Анастасий.
Вчерашний праздник иконы Казанской Божией Матери прошел в Ульяновске спокойно. Правда, на всякий случай рядом со Спасо-Вознесенским собором дежурил полицейский наряд. На праздничной литургии Анастасий уже более уверенно обратился к своим новым прихожанам. Он признал, что «вчерашнее событие потрясло и патриарха, и наших синодальных архиереев», но «с вашей помощью, дорогие отцы, братья, сестры, таких выступлений больше не будет».
«Да, я грешный человек, — продолжил митрополит, — и не достоин, может быть, пасторского служения по меркам тех людей, которые стоят сейчас во главе этого майдана. Но не им судить. Господь — мой судья, Господь — мой руководитель. Господь привел меня сюда, и если суждено будет, то у престола готов буду принять мученическую смерть от рук таких людей. Но отказываться от призвания Господа я никогда не буду».
Конечно, вряд ли священники Косых и Рощупкин жаждали именно «мученической смерти» владыки Анастасия, но в злом умысле на организацию внутрицерковной смуты в симбирской епархии их уже обвиняют. «Против нового митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия в Ульяновске прошла спланированная акция, — прокомментировали корреспонденту «БИЗНЕС Online в пресс-службе симбирской митрополии. — Однозначно, это не глас народа. Больше нигде никаких подобных акций в Ульяновске не проходило».
Пока неизвестно, будет ли эта акция иметь последствия для своих организаторов или мягкосердечный Анастасий положится на Божий суд, оставив в небрежении земную юрисдикцию. Тем не менее напряжение в Ульяновске продолжает сохраняться, и не только в околоцерковной, но и в чиновничьей среде. Насколько известно, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, хорошо и плодотворно работавший с Феофаном, пока не встретился с новым митрополитом и не высказал свою позицию по поводу последних событий.
ЗА НАЗНАЧЕНИЕ ФЕОФАНА ОТВЕТИЛ КОЗЛОВ?
Некоторое напряжение, связанное с неожиданной церковной рокировкой, чувствуется и в Казани. Здесь, в свою очередь, тоскуют по владыке Анастасию, считая его «миротворцем» и опытным архипастырем в деле налаживания диалога между разными конфессиями и национальностями. Феофана же пока, похоже, побаиваются.
Околоцерковные дискуссии тоже разворачиваются в интернете, но в отличие от Ульяновска, они не выходят за рамки виртуальной паутины. По крайней мере, встреча нового митрополита Казанского и Татарстанского в Благовещенском соборе Казанского кремля прошла спокойно и торжественно.
Владыка Феофан |
На этом фоне диссонансом прошла разве что новость о возможном увольнении одного из татарстанских чиновников — начальника управления по взаимодействию с религиозными объединениями АП РТ Владимира Козлова. Согласно распространенной агентством Regnum информации, Козлов в настоящее время отправлен в отпуск на два месяца, что не исключает его последующую отставку. Источник агентства предположил, что Козлов поплатился за то, что «прозевал» назначение в Татарстан нового митрополита и «не смог предупредить подобное развитие событий». В результате казанский Кремль оказался поставлен перед фактом: хорошо знакомый и «удобный» Анастасий неожиданно отбыл в Ульяновск, а вместо него в столице РТ появился совершенно самостоятельный и близкий к московскому патриарху архипастырь Феофан.
В тот же день местный ресурс KazanFirst со ссылкой на отдел кадров АП РТ распространил информацию, что Козлов написал заявление об отпуске с последующим увольнением еще 2 июля, то есть за 11 дней до того, как на заседании священного синода в Петербурге рассказали о смене Анастасия на Феофана. Вскоре, однако, эта новость была с сайта удалена, что, разумеется, породило еще больше слухов.
Сам владыка Феофан в своих неоднократных заявлениях как в Ульяновске, так и в Казани не перестает повторять, что он за мир и диалог между конфессиями, за конструктивные отношения с местными властями. Более того, в этом он обладает большим опытом. Разумеется, меньше всего в каком-либо напряжении в столь деликатной сфере заинтересованы в Кремле.
Тем не менее пока что ни президент РТ Рустам Минниханов, ни кто-либо еще из официальных лиц республики не нашли времени для публичной встречи с только что назначенным митрополитом, что вполне объяснимо плотным графиком. Однако в этой связи в РПЦ не могут не обратить внимание на анонсированную на правительственном сайте встречу татарстанского лидера с предстоятелем русской православной старообрядческой церкви Корнилием, который по этому случаю сегодня специально приедет в Казань. Что это: протокольный ляп или осознанный сигнал?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 163
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.