ЗАВИСТЬ — ЭТО ПРИЗНАНИЕ СЕБЯ ПОБЕЖДЕННЫМ

Социальные психологи говорят, что зависть лежит в основе всех межличностных и внутриличностных конфликтов. Политологи сошлись во мнении, что войны происходят из-за этого вечного и «искреннего» чувства. Врачи предупреждают, что зависть терзает человека, порождая болезни. Правоохранительные органы приводят страшную статистику, что около половины всех преступлений совершаются на почве этого зловещего недуга. А если бы издали всемирную историю зависти, то она была бы интереснейшей и поучительной энциклопедией для житейского опыта.

Если кто-нибудь скажет, что он начисто лишен чувства зависти, то я лично поприветствую этого человека и попрошу, чтобы он познакомился со мной, для того чтобы я набралась совершенства и впоследствии поделилась со своими читателями такой находкой, дополнив свои профессиональные знания методами избавления от этой непростой эмоции.

Почему люди завидуют друг другу? Мне симпатично высказывание Скрябина: «Зависть — это признание себя побежденным». Интуитивно вроде бы все понятно: в нашем мире одни люди напрочь лишены тех житейских благ, которыми другие обладают в полноте и даже в избытке. Проблема в том, что мир устроен несправедливо, а зависть является всего лишь реакцией обделенной части человечества на эту фундаментальную несправедливость. Потому-то бедные и завидуют богатым, некрасивые — красивым, бездари — талантливым, больные — здоровым. Человек как бы измеряет свои достижения относительно достижений других людей, а свои возможности — относительно возможностей других людей. Зависть — сложная эмоция. Она многообразна, многолика и бывает самых неожиданных оттенков.

Чаще зависть возникает в результате самообмана. И этот самообман, скорее всего, немедленно бы испарился, если бы мы знали, какой ценой человек достиг того, чему мы завидуем. А если бы знали, то сказали бы: «Нет, такой ценой мне этого не нужно». После чего наша зависть к данной ситуации быстро бы улетучилась. Человек среднего достатка завидует преуспевающему бизнесмену, глядя на его шикарный коттедж и дорогие автомобили. Но этот же самый бизнесмен, чье время расписано буквально по минутам, а количество дел, забот, ответственности значительно превышает его естественные возможности, с завистью смотрит на рядового сотрудника своей компании, который после рабочего дня спокойно идет домой и тут же забывает обо всех служебных делах.

(фото: www.moneycoach.ru)

ЗАВИДУЯ, МЫ ВСЕ ГОТОВЫ УСТРОИТЬ СВОЮ СОБСТВЕННУЮ ВАРФОЛОМЕЕВСКУЮ НОЧЬ

И на какие только поступки не толкает эта черная, серая или пестрая, как хотите называйте, зависть. История знает много примеров, когда обладатели этой эмоции рушили на своем пути храмы, воздвигали дворцы, рушили царства, ломали судьбы и посягали на жизнь. Достаточно вспомнить всем известную историю Лукулла и Помпея, библейскую притчу Каина и его брата Авеля, Моцарта и Сальери, Набокова и Якобсона. Можно написать отдельный томик про женскую зависть. Например, имя французской королевы Екатерины Медичи (1519 - 1569) стало нарицательным и ассоциируется с негативными качествами человеческой натуры — коварством и завистью. Она вошла в историю как последовательная и непреклонная разжигательница религиозных войн между католиками и гугенотами, венцом которых была ужасающая по своим масштабам и жестокости Варфоломеевская ночь (24 августа 1572 года), организованная в строгом соответствии с замыслом властной королевы-матери. Ее зависть производила злобу, неприязнь, гнев, всегда была окрашена нечеловеческим безумием и была, несомненно, черной-пречерной.

У трудолюбивых немцев есть пословица: «Самая чистая и бескорыстная радость — это смотреть, как горит дом соседа». У педантичных и рациональных англичан: «По другой стороне ограды трава всегда зеленее». Так что это состояние характерно для людей любых национальностей, социального происхождения и любого возраста — лучшее у другого вызывает чувство досады, разум лишается покоя. Появляются стремление сделать всех ниже себя, когда человек испытывает желание иметь самому то же самое и даже больше, а еще сильное желание лишить других указанных преимуществ.

В христианстве зависть считается одним из семи смертных грехов: «Зависть есть печаль души, приходящая от благополучия ближнего. Зависть есть первоначальное семя всякого зла, первое порождение всякого греха, первая ядовитая скверна, растлившая землю и небо. Первый тлетворный пламень, зажегший огонь вечных мук и страданий». Подобное отношение к ней и в исламе: «Строго старайтесь преодолеть чувство зависти, ибо зависть пожирает добрые дела столь же быстро, сколь огонь пожирает сухое древо. Зависть побуждает идти человека на любые средства для получения предмета зависти, пренебрегая при этом понятием чести, добра и порядочности». Коран, сура 113-я: «О, Аллах! Защити от зла завистника, когда в нем зависть зреет».

(фото: motiv-yspexa.ru)

МЕДИКИ ДОКАЗАЛИ — ЗАВИСТЬ УБИВАЕТ

Согласна принять народную теорию о белой зависти, но назовем ее стимулирующей соревновательностью. Объективно оценивая себя на фоне других, мы стремимся к улучшению собственных результатов, а также развиваем в себе творческие способности, физические, умственные, материальные возможности. Люди, которые способны сравнивать себя с более успешными, со временем повышают свои оценки в собственных глазах и глазах окружения. То есть нужно положительно реагировать на превосходство по отношению к себе, понимая, что успех чужого должен только вдохновлять на собственный успех.

Откуда берется зависть, где истоки этого порока, как бороться с ее проявлениями — жадностью, гневом, трусостью внутри себя?

За максимализмом в требованиях к другим, но не к себе, всегда стоят нравственная и психологическая ущербность, профессиональная и личная несостоятельность, стремление к компенсации собственной внутренней пустоты, незанятости и природной обделенности. Когда о других думаешь плохо, то собственное ничтожество не так обидно. Принижая других, в своих глазах становишься выше, значительнее. И это, к сожалению, не обходит людей любых профессий, а особенно творческих.

Не могу обойтись без социологических исследований, проведенных в университетах Durham и Columbus, которые подтвердили, что в возникновении сердечных недугов большую роль играет «озлобленная враждебность», вызванная завистью. Медики находят прямую связь между хронической озлобленностью и развитием атеросклероза. Когда человек завидует, он злится, отмечается повышение холестерола, возрастает число сердечных сокращений до 200 ударов в минуту и более, повышаются артериальное давление и свертываемость крови. Эти изменения способствуют возникновению инфаркта и инсульта. При этом выяснилось, что зависть наносит гораздо больший вред здоровью, чем курение и ожирение.

А в Университете Дьюка проведенное исследование подтвердило теорию о ранней смерти завистников. Дело в том, что люди, не способные управлять плохими эмоциями, не способные утихомирить свою злобу, имеют на 60 процентов больше шансов умереть в более раннем возрасте, чем те, кто склонен к компромиссам, к уважительному отношению к оппонентам и окружающим. Известный датский врач, профессор университетского госпиталя Оденсе Йорн Бекман, изучавший воздействие психологических факторов на иммунную систему, установил, что такие негативные отношения к окружающим, как злопамятность, зависть и агрессивность, вдвое снижают сопротивляемость организма к болезням.

ОТКУДА В ЧЕЛОВЕКЕ БЕРЕТСЯ ЗАВИСТЬ?

Как уберечься от завистников?

На мой взгляд, есть три варианта:

— отогнать их подальше;

— исчезнуть самому;

— придерживаться давным-давно разработанной стратегии великого и многими любимого философа Фрэнсиса Бэкона: «Все умные люди, дабы избежать зависти к их достоинствам, приписывают их провидению или фортуне».

Так и следует говорить: просто подфартило, а в следующий раз повезет и тебе. Умный догадается, что нужно делать, а дурак пусть ждет своей фортуны и тихо сопит. Ведь умный понимает, что общественного признания, которому завидуют, они, как правило, достигли в силу своего таланта, трудолюбия и упорства.

Откуда берется в человеке зависть? Думаю, что по трем причинам:

— от недостатка осознанности в жизни;

— от ошибочного восприятия истинных ценностей;

— из-за издержек воспитания.

Как избавить свой разум от этого разрушающего чувства?

— думать о своих делах и заниматься активной деятельностью (желательно тем, что получается, и тем, что действительно нравится);

— не забывать о правилах психологической грамотности: позитив, выдержка, самовоспитание;

— научиться сохранять чувство меры во всем;

— уметь видеть в себе сильные стороны и уметь бороться с недостатками;

— понижать уровень амбиций, но предвидеть и повышать уровень возможностей своими силами: самый большой завистник тот, у кого уровень амбиций высокий, а уровень возможностей низкий;

— уметь видеть и находить в людях, с которыми сталкивает судьба, хорошие качества (Платон, беседуя со своими учениками, указал на проходившего мимо горожанина и спросил их: «Что вы можете сказать о нем?» Первый ученик ответил: «Я не могу сказать о нем ничего хорошего, я не знаю его». А второй ответил: «Я не могу сказать о нем ничего плохого, я не знаю его». Первого ученика в последствии Платон изгнал из Академии, а из второго воспитал Аристотеля);

— уметь расценить любую жизненную ситуацию с позитивной стороны;

— научиться в некоторых случаях искренне смеяться над собой и радоваться за других (какое же это истинное наслаждение и удовольствие ощущать себя причастным к возникшим у человека радости, удаче, творческому успеху! И это не только альтруистическое чувство. Отдавая, неотвратимо получаешь сам. Постоянный «получатель» никогда не испытает радости, известной только дающему);

— найти в себе то, благодаря чему можно будет испытывать гордость за себя.

(фото: medclown.ru)

«СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО»

Я понимаю, что тяжело сразу научиться управлять этой эмоцией. Никто не застрахован от возникающих в результате воздействия отрицательных эмоций патологических состояний и заболеваний. Иммунитет к этим факторам не формируется. Это лишь постоянный контроль, самовоспитание, внутренняя дисциплина и развитие духовности, но в этой связи нелишним будет прислушаться к предостережению и призыву Федора Гааза — известного немецкого врача русского происхождения: «Спешите делать добро». А это занятие никак не свяжешь с завистью. Потому что добрый человек лишь искренне радуется тому, что есть у другого.

Если иногда совсем плохо оттого, что кому-то, с вашей точки зрения, хорошо, то сходите в интернат для детей-инвалидов, в места лишения свободы, онкологические клиники и т. д. Там многое становится понятным и все встает на свои места: мысли, желания, поступки. И как-то явственнее понимаешь, что милосердие, сострадание, щедрость и служение другим дают нам возможность и силы пройти свой жизненный путь, лишенный зависти и злости, с достоинством и честью. А это и есть смысл и цель человеческой жизни.

Р. S. Я знаю, кто бы мог мне заявить, что лишен чувства зависти: медитирующий мудрец с Тибета или Гималаев (но он не читает «БИЗНЕС Online»), пофигист (он тоже ничего не читает, потому что ему ничего не нужно) и очень значительный человек с высокой самооценкой (он так полагает, хотя, конечно же, завидует еще более значительному, но, даже полагая так, он не позвонит и не напишет комментарий, ведь он очень значительный!). Потому что полностью избавиться от этой разрушающей эмоции можно только с избавлением от мирских желаний вообще, а для этого нужно или в бочку, как Диоген, или умереть. А того и другого мы не хотим. Но мы-то сейчас знаем, как от нее избавляться, и отчетливо контролируем оттенок зависти, который означает лишь одно: меня не устраивает существующее положение вещей, и я хочу изменить его в свою пользу, взяв вектор в сторону личностного развития и искренне радуясь за того, кто является примером в этом пути.