Прощальную пресс-конференцию в Ульяновке дал сегодня новый митрополит Казанский и Татарстанский Феофан
Прощальную пресс-конференцию в Ульяновске дал сегодня новый митрополит Казанский и Татарстанский Феофан

В ЦЕРКВИ НЕТ ПОНЯТИЯ «НРАВИТСЯ — НЕ НРАВИТСЯ»

Сегодня в здании епархиального управления Симбирской епархии РПЦ состоялась прощальная пресс-конференция теперь уже экс-митрополита Симбирского и Новоспасского Феофана. Напомним, что решением священного синода два дня назад он был переведен на кафедру в Казань, а пока подводил итоги 14-месячной работы на прежней должности. Сразу бросилось в глаза, что владыка Феофан не чужд современных технологий — встречу с журналистами можно было наблюдать online на канале в YouTube. А сам митрополит в ходе беседы посетовал, что так и не успел создать при управлении хорошую телевизионную студию, хотя и заметил, что местные каналы частенько пользовались видео, сделанным силами местных представителей церкви. Сотовый телефон — еще одно достижение современной цивилизации — и вовсе грозил сорвать сегодняшнюю встречу, поскольку звонил у нового митрополита Казанского и Татарстанского беспрерывно. Феофан, попросив прощения у прессы, ответил паре собеседников, что сейчас занят, а затем все же благоразумно отключил аппарат. Зато стало понятно, насколько авторитетный церковный иерарх сейчас востребован, многие желают узнать подробности случившихся в его жизни изменений.

«Вы знаете, что состоялось заседание священного синода. И ваш покорный слуга переведен из Симбирской митрополии в Казанскую. Как и здесь, так и там буду возглавлять митрополию. Обычно мне задают вопрос: «А как вам, жалко?» Вы знаете, дерево пересаживают — это естественное состояние. Тем более человек, он что-то наметил, но обстоятельства ставят его перед конкретным фактом. В церкви нет понятия «хочу», «нравится — не нравится», «устраивает — не устраивает». Когда мы принимаем сан, то даем присягу и даже подписываем письменно, что будем в полном послушании у священноначалия. Духовенство — в полном послушании епископа, а епископ — в полном послушании патриарха и священного синода. Это та норма, которая всегда существовала в церкви», — с этих слов Феофан начал беседу, настроив присутствующих на лирический лад.

РАЗГОВОР С КАДЫРОВЫМ ОБ «ОСНОВАХ ПРАВОСЛАВНОЙ ЭТИКИ»

«БИЗНЕС Online», корреспондент которого был единственным представителем татарстанских СМИ на пресс-конференции, задал, пожалуй, самый принципиальный вопрос в свете будущего переезда нового митрополита в столицу Татарстана. Он касался судьбы в нашей республике школьного курса «Основы православной культуры» (ОПК), внедрению которого Феофан уделял очень серьезное внимание в любой митрополии, которую бы он ни возглавлял. К примеру, на пресс-конференции сам иерарх не без гордости заявил, что за год с небольшим его работы в Ульяновске количество школьников, которые предпочли ОПК курсам светской этики и истории мировых религий, выросло с 20% до 50%. Между тем, как известно, в Татарстане в школьных программах такие предметы, как «Основы православной культуры» и «Основы мусульманской культуры», вообще не значатся. На это сетовал еще председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в ходе интернет-конференции в редакции «БИЗНЕС Online»: «Во всех регионах России есть такая возможность, исключения два — это Башкортостан и Татарстан. И там, где есть большие группы людей разных вероисповеданий и национальностей, система выбора тоже прекрасно работает. Более того, она работает в таких сложных регионах, как Балканы, где войны были связаны в том числе с религиозной идентификацией людей. Это вообще единственная работающая система. Загнать всех в одно мировоззрение не получается. И не получится! Люди должны идти в школы и требовать свои права. Если эти права не соблюдаются — обращаться в суды всех уровней».

Митрополит Казанский и Татарстанский отвечал сегодня на вопрос нашей газеты более 10 минут, что заняло едва ли не треть всего общения с журналистами. Феофан подтвердил, что был одним из «локомотивов» внедрения ОПК. «Человек, не знающий истоки своей духовной культуры, как правило, попадает в недружественные отношения с носителями другой культуры, — считает владыка Феофан. — Религиозная безграмотность порождает те уродливые явления, которые мешают нам жить». Под этим иерарх подразумевает «новое страшное явление под названием «ИГИЛ», тоталитарные секты, различные экстремистские направления. Феофан сравнил современного человека с рыбой, которую пытаются поймать на крючок при помощи разных «обманок».

«Что касается моей новой кафедры, там две основные религии. Знания мусульманами своей религии — это возможность сохранить общество от тех вызовов, которые мы имеем сейчас», — сказал митрополит Казанский и Татарстанский. То же самое и с православными. «Я считаю, что в том числе и в моей новой епархии «Основы православной культуры» должны быть. Так же, как и «Основы ислама» должны быть. И других традиционных религий», — считает владыка Феофан.

Что касается преподаваемых ныне в Татарстане «Светской этики» и «Истории мировых религий», то в отношении последней оратор высказал мнение, что такой предмет по уровню своего «понятийного аппарата» может быть доступен только школьникам старших классов. А по поводу «Светской этики» митрополит сказал, что не очень понимает суть этого предмета. «Каждый урок в школе по сути — это урок этики. Начиная с того, как педагог вошел в класс... Или как он встает и как разговаривает... Светская этика должна присутствовать в школе красной канвой везде. Когда педагог, конечно, не придет в юбочке на 25 сантиметров выше колена. Или когда педагог не придет в таком страшном макияже. Но не подумайте, что владыка вводит какой-то дресс-код. Я ничего не ввожу. Просто во всем должна быть мера», — сообщил Феофан.

Кроме того, по словам иерарха, в России неправильно трактуют понятие «светское государство», его путают с понятием «атеистическое государство». Но у нашего государства сейчас нет подобной идеологии, а значит, у гражданина должно быть право выбора. Владыка напомнил, что, когда он возглавлял Северо-Кавказскую кафедру, в пилотном на тот момент школьном проекте принял самое активное участие ряд входивших в нее регионов — Ставропольский край, Карачаево-Черкесия, Чечня. Он привел свой разговор с Рамзаном Кадыровым: «Он мне говорит: «Слушай, у нас, конечно, не так много православных, но пусть они все изучают «Основы православной культуры». А мои, конечно, ислам». Феофан напомнил, что Кадыров восстановил и построил в Чеченской Республике несколько храмов.

«МОЙ ОПЫТ — МОЯ НОША»

После этого местные журналисты попросили Феофана подвести итоги своей работы в Ульяновске. Владыка указал на то, что «удалось изменить отношения между церковью и обществом, церковью и государством», напомнил о возвращенных и заново построенных храмах и даже упомянул, что резиденция митрополита, у окон которой его раньше встречали «четвероногие друзья», теперь является лучшим старинным зданием города. А еще напомнил о недавнем визите патриарха Кирилла, поскольку это был первый визит в Симбирскую епархию патриарха за все 400 лет ее существования: «Оценка патриархом визита на Симбирскую землю была такова: это был мой лучший визит по организации, по приему, по общению с симбирянами за всю мою патриаршью жизнь».

«Мой опыт — моя ноша», — так начал Феофан ответ на вопрос о том, почему РПЦ понадобилось направлять его в Казань, вспомнив строчки из песни: «Мои года — мое богатство». «Тот опыт, который я имею, церковно-дипломатический, особенно межконфессиональный, очевидно, он вновь и вновь оказывается востребован... Особый регион с замечательным потенциалом развития. Наверное, опыт владыки потребовался и там в настоящий день», — считает митрополит Казанский и Татарстанский. Уже в понедельник Феофан планирует быть в Казани и в 12 часов дня открывать в Казанском кремле в храме Всех Святых Благовещенского собора выставку икон «Казанская в судьбах России». Правда, конкретизировать свои первые шаги на новом месте он не стал: «Никаких планов, начать с молитвы... Познакомиться, не прыгать в воду, не зная броду. Ощупать сначала все, что там есть, как там есть. Подводные течения разные могут быть, камешки разные. А потом уже начинать».

Еще один вопрос от «БИЗНЕС Online» касался того, что владыка Феофан избегает в речи названия Ульяновск, предпочитая называть город Симбирском: «Я хочу, чтобы все было в исторической преемственности. Были митрополиты Симбирские, поэтому я хочу быть Симбирским». И высказался, уже не первый раз публично, за захоронение Владимира Ленина. Но нужно отметить, что еще одно имя так и не прозвучало на пресс-конференции. Сознательно или нет, но Феофан, как показалось, так ни разу и не произнес имени митрополита Анастасия, с которым они поменялись кафедрами. Владыка предпочитал называть своего коллегу «мой преемник», хотя в ответ на прямой вопрос о личности Анастасия обозначил его как «замечательный человек», «хороший архипастырь» и вспомнил о его многолетней работе в Казани.