Да, в политике импортозамещения надо подавать личный пример
Да, в политике импортозамещения надо подавать личный пример (фото: innoprom.com)

ПЕРВЫЙ ЗА МНОГИЕ ГОДЫ

Премьер-министр России Дмитрий Медведев дал высокую оценку «Ансату» и заявил, что в будущем готов летать на нем, сообщила пресс-служба холдинга «Вертолеты России» с начавшейся 8 июля в Екатеринбурге международной промышленной выставки «Иннопром-2015». ПАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ) выставило там только что окончательно сертифицированный для перевозки пассажиров «Ансат» — детище собственного конструкторского бюро и одну из главных своих надежд на обозримое будущее.

Впрочем, полноценное, с упором на коммерческий рынок, явление «Ансата» — событие и для всей российской вертолетостроительной отрасли. «Это впервые за многие-многие годы сделанный в России вертолет легкого класса, соответствующий всем современным мировым требованиям и по техническим характеристикам, и по комфорту для пассажиров, — заверил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» главный редактор отраслевого портала «Авиарунет» Роман Гусаров. — Причем он сертифицирован для перевозки пассажиров, то есть это состоявшийся вертолет. Первая за многие годы в России с нуля созданная платформа».

Напомним, в мае КВЗ подписал два первых контракта на «Ансат» — с казанской «Тулпар Аэро Групп» и московской авиационно-промышленной компанией «Вектор» — и провел первую конференцию нынешних и потенциальных эксплуатантов всех моделей «Ансата». Словом, самое время серьезно продвигать вертолет в массы. Артподготовка уже проделана врио президента РТ Рустамом Миннихановым — для него презентация «Ансата» на всякого рода мероприятиях превратилась чуть ли не в ежедневную работу. В апреле к ней подключили вице-премьера правительства РФ Дмитрия Рогозина. Приехав в Казань на 13-е заседание российско-кубинской межправительственной комиссии, он заглянул и на КВЗ, где полетал на «Ансате» (у Рогозина есть сертификат пилота). Потом на встрече с кубинцами он рассказывал о машине с мальчишеским азартом и горячо поддержал идею Минниханова организовать на Острове свободы сборку вертолета. Выложив в Тwitter фото «Ансата», вице-премьер написал: «Казанский вертолетный завод демонстрирует высокую дисциплину исполнения заказов и культуру производства».

Ансат постепенно делается звездой новостей
«Ансат» постепенно делается звездой новостей (фото: russianhelicopters.aero)

ВАЖНО НЕ СКАТИТЬСЯ В ГОЛУЮ РЕКЛАМУ

Вчера в том же Екатеринбурге глаз на «Ансат» положила телеведущая и совладелица холдинга «Апостол» Тина Канделаки. В свой Instagram она выложила видеозапись: находясь в кабине «Ансата», Канделаки рассказывает о его достоинствах. В экспрессивной речи мелькало: «самый большой», «посмотрите, из каких материалов он сделан», «летать будет классно», «предназначен для перевозки грузов и пассажиров, в том числе, как видите, VIP-персон». Наверное, тут не без «подвоха», ведь Канделаки возглавляет холдинг стратегических коммуникаций «Апостол», пиарящий госкорпорацию «Ростех» и, соответственно, входящие в него «Вертолеты России» и КВЗ. Но на казанском предприятии от всякого рода пиар-кампаний открестились. «Специально мы ничего не делали, — заверил вчера «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора КВЗ по маркетингу и сбыту Валерий Пашко. — Это просто очередная выставка, в которой мы участвуем. А то, что Медведев и Канделаки сказали, — имеют право. Да, с тех пор, как «Ансат» получил дополнительные сертификаты, мы при любом удобном и неудобном случае говорим, что вертолет к коммерческим перевозкам подготовлен, но специальной задачи рекламировать никто не ставил, вы наблюдали бесплатный пиар».

А может быть, Медведев таким образом «замаливает грехи» перед казанскими авиастроителями? Многим еще памятна его прогремевшая скандалом на всю страну критика правительственного Ту-214. Естественно, никто так и не сказал, в чем там было дело, но молва выдвигала несколько версий: сломавшаяся кнопка вызова персонала, засорившийся унитаз, поврежденная тягачом стойка шасси, дребезжание какой-то детали на взлете. Словом, казанский авиазавод полоскали тогда вдоль и поперек... А потом, после катастрофы Як-42 с хоккеистами, было высказывание Дмитрия Анатольевича о том, что раз нет нормальных отечественных самолетов, надо покупать иностранное. А еще премьеру пеняли, что для полетов он выбрал не отечественный вертолет, а итальянскую Agusta...

Но все-таки хотелось бы, чтобы мы имели дело с особо изощренной рекламной кампанией. «Она нужна любому вертолету! — заверил корреспондента «БИЗНЕС Online» эксперт по вертолетной тематике, старший научный сотрудник Академии им. Жуковского Евгений Матвеев. — И «Ансат» не исключение. Вопрос только в том, какая ему нужна рекламная кампания. Ответ: на совершенно ином уровне! Команда Бровко-Канделаки как раз и призвана поднять эту кампанию на новый уровень (кстати, эта пара занимается и продвижением «Суперджета»). Здесь кроются хорошие деньги и подводные рифы (вертолет не самолет). Но важно не скатиться в голую рекламу».

О необходимости грамотного продвижения говорит и председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп» Азат Хаким: «Еще недавно вертолет не был готов к рекламе, а сейчас с получением сертификата на коммерческие перевозки есть все основания делать ее интенсивнее... Да, на Западе такие кампании — обычное дело, но там речь идет в основном об очередных модификациях вертолетов, ничего кардинально нового, поэтому нет опасности, что реклама окажется не соответствующей реальности. А в случае с «Ансатом» было много вопросов и по системе управления, и в связи с санкциями — по канадским двигателям. Важно понимать, что если неграмотно подойти к пиару, можно сделать только хуже. Поэтому холдинг и не начинал рекламироваться раньше, хотел подготовиться хорошенько. А сейчас, думаю, надо начинать в полную силу. И «Тулпар» к этому процессу уже подключился, заключив контракт на три машины. А сейчас участвуем в подготовке летно-эксплуатационной документации на «Ансат», создали с КВЗ совместную рабочую группу и приводим документацию в соответствие с западными аналогами. Это тоже реклама, поскольку для покупателей условия намного упрощаются».

ТОЛЬКО ЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ

Может быть, мы видим посыл к российским богатеям: «Хватит покупать иностранные вертушки, если есть свои»? «Что касается посыла, те, кто может себе позволить корпоративные вертолеты, особенно не заморачиваются на подобные «мелочи», — уверен Матвеев. — Такие если и будут покупать, то для отвода глаз. «Ансату» предстоит долгая и тяжелая дорога на рынок, и одними посылами тут не обойтись». Эксперт полагает, что наверняка придется заставлять покупать и административными методами, к тому же этому пока способствует продекларированная политика импортозамещения. И тут, конечно, важен эффект личного примера. Например, в прошлом году Пашко рассказал «БИЗНЕС Online», что «Вертолеты России» намерены приспособить один «Ансат» для своих корпоративных надобностей: «Когда в холдинг приезжают высокие гости, хорошо будет в аэропорту их встретить на своем вертолете, это красиво, эффектно и эффективно с точки зрения маркетинга». Вчера замгендиректора КВЗ подтвердил, что эта машина будет построена до конца года и, скорее всего, будет находиться в собственности у некоей сторонней компании, а вертолетостроители будут только арендовать ее на случай приезда «министров, капиталистов». Кстати, по некоторым данным, сегодня «Вертолеты России» арендуют не собственные машины, а те же итальянские Agusta.

Во время одного из визитов на КВЗ о ведомственном «Ансате» говорил и министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Когда ему, сидящему в казанском вертолете, стали объяснять, что сейчас в салоне установлено только 7 сидений, но можно вместить еще, он живо возразил: «Нет, больше не надо! Мне вот такой салон нужно». «Салон мы вам лучше сделаем, — ответил гендиректор КВЗ Вадим Лигай. — Это же обычный вертолет» (см. видео с 0:15 до 1:25).

По мнению Гусарова, «Ансат» «абсолютно соответствует требованиям корпоративных перевозок»: «В том числе чиновников высшего ранга, первых лиц государства. Не вижу никаких проблем в оборудовании этих вертолетов салонами VIP-уровня. Если первые лица государства выберут «Ансат», это будет логично. Во-первых, своя техника — это больше гарантий с точки зрения безопасности. Во-вторых, продолжение традиций: в ХХ веке первые лица страны летали только на отечественной авиатехнике, и, считаю, современные лидеры, если есть достойный российский продукт, должны отдавать предпочтение ему. В-третьих, вертолет современный и, кстати, красивый».

Впрочем, пока бизнесмены и чиновники предпочитают летать на импортных машинах. Например, в Татарстане вне конкуренции продукция американской компании Bell (гражданские вертолеты этой марки строятся в Канаде). На разных моделях от этой фирмы летают, например, «Татнефть», «АК БАРС» Банк, депутат Госдумы РФ, владелец холдинга «Красный Восток Агро» Айрат Хайруллин, группа компаний «Профит», генеральный директор ЗАО «Кулон», депутат Госсовета РТ Альберт Фахрутдинов, правительство Татарстана, наконец. Это не считая того, что по мелочи — типа поршневых Robinson, и единичных машин от Airbus Helicopters, Agusta. Не это ли первоочередная целевая аудитория «Ансата», к которой надо бы наведаться «апостолам» от Канделаки?.. Не забыв прихватить особые мандаты от Медведева и Рогозина.