Предположительно, сегодня есть четыре прототипа того, что принято называть Карателем
Предположительно, сегодня есть четыре прототипа того, что принято называть «Карателем»

«БЭТМОБИЛЬ», «КАМАЗ» И ЧАГИН

Очередные виды загадочной красоты машин выложил накануне блог bmpd, созданный по инициативе центра анализа стратегий технологий (ЦАСТ).

Один броневик известен под шифром «Каратель». Впервые он засветился на просторах сети весной 2012 года. Сообщалось, что крайне необычный по виду (типа «бэтмобиля») прототип некоей бронированной машины российской разработки проходит испытания на Дмитровском полигоне НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ». Шасси машины, предположительно, создано на базе раллийного «КАМАЗа». Автор первого публичного фото машины в подписи к нему был лаконичен: «Дмитровский полигон. Т.С. тестирует Чагин. Есть идеи, что это?» Семикратный победитель в классе грузовиков ралли «Париж — Дакар» Владимир Чагин был упомянут не зря. Спортивную карьеру он начинал как водитель-испытатель камазовского отдела специальной техники департамента развития и внедрения новых разработок. Не раз сообщалось о его конструкторской работе, например, как начальника бюро организации процессов производства департамента специализированной техники научно-технического центра КАМАЗа. Утверждали, что прославленный пилот непосредственно участвует в создании машин — от проектирования до сборки и испытаний.

По данным bmpd, на нынешних фото — прототипы бронированой машины, создаваемой по теме «Каратель» московским ЗАО «Форт Технология». Как утверждают авторы блога, компания связана с ФСБ России, а машина предназначена для центра специального назначения (ЦСН) ФСБ. Отметим, что принадлежность к спецслужбам особо и не скрывается. Например, «Карателя» можно увидеть в ролике от ФСБ (см. ниже, машина появляется на 16-й секунде). Судя по свежим видеоматериалам, к настоящему времени в металле имеются минимум четыре прототипа, сообщается в блоге. Авторы подмечают, что новые образцы несколько отличаются от первого макетного с «коротким носом» и надписью «ЦСН».

Проект бронемашины с 2008 года разрабатывался на ЗИЛе под руководством дизайнера Святослава Саакяна. В деле также участвовала «Форт Технология», занимавшаяся производством элементов конструктивной защиты в соответствии с ТТЗ, выданным еще в 2002 году ряду предприятий министерством обороны. На ЗиЛе проект проходил под названием «КЛОП» и предусматривал использование специального шасси собственной разработки, при этом общая масса машины не должна была превышать 7 т, пишет bmpd. Однако в дальнейшем проект полностью перешел к «Форт Технологии», которая сумела заинтересовать им ЦСН ФСБ и в 2010 году изготовила с участием ЗиЛа первый макетный прототип. Получившая название «Фалькатус» (Falcatus) машина именуется «защищенным автомобилем для ЦСН» и имеет боевую массу не менее 12 тонн. Сегодня работы ведутся совместно с КАМАЗом, пишет bmpd, но в чем именно заключается роль челнинского завода, не сообщается. Вчера на КАМАЗе не стали комментировать эту тему.

Отметим, что информация, связанная с темой «Карателя», чрезвычайно запутана и отделить правду от вымысла на данном этапе вряд ли представляется возможным. Главный редактор журнала «Автокаталог» и известный ВПК-блогер Александр Привалов напомнил «БИЗНЕС Online», что минобороны тоже ведет работу под шифром «Каратель», точнее, ОКР «Каратель-1»: «В рамках этой работы сотрудники ООО «ВПК» (АМЗ, Завод корпусов, ВИЦ и другие) создают семейство автомобилей многоцелевого назначения и защищенных автомобилей под шифром «Волк». Об этой работе информация иногда просачивается (первый показ был пять лет назад в Жуковском). К сожалению, ОКР «Каратель-1» подзатянулась. Возможно, именно поэтому надо чем-то взбудоражить публику, вот и появился очередной вброс про «монстра»... Я не утверждаю, что коллеги что-то опубликовали неверно, но ведь всегда есть причины появления такой информации на публике, не так ли?»

Добавим, что вместе с «Фалькатусом» в Набережных Челнах была замечена бронированная машина «Викинг». Автором конструкции bmpd называет все ту же «Форт Технологию», эта бронемашина также создана на базе «КАМАЗ-4911» на основе разработанного Московским государственным техническим университетом им. Баумана проекта БКМ-49111. Источник «БИЗНЕС Online» в ОПК отметил, что КАМАЗ имеет дело с «Викингом» как минимум три года и не исключено, что перед нами экспортный заказ.

Викинг не менее загадочен, чем Каратель
«Викинг» не менее загадочен, чем «Каратель»

ДЖЕНТЛЬМЕНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ СОБЛЮДАЮТСЯ, В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ ДОЛЖНЫ ВМЕШАТЬСЯ СПЕЦСЛУЖБЫ

Как расценивать то, что пока еще не принятые на снабжение и нигде публично не выставлявшиеся машины раскатывают по Набережным Челнам и их может сфотографировать любой желающий? Да и вообще, не многовато ли в последнее время происходит «сливов» разных картинок из разряда «не для всех». Припомним недавнее появление карточки с камазовской же «Платформой О» или буквально вчерашнее видео, предположительно, с беспилотным грузовиком. Недавно немало шума наделал полет построенного в Казани разведчика Ту-214Р у границ Украины — маршрут отследил вполне себе гражданский интернет-сервис, позволяющий в реальном времени наблюдать за положением находящихся в воздухе самолетов. Или, может быть, мы имеем дело с изощренными рекламными кампаниями производителей? Или попросту бытовая техника достигла такого уровня, что такие вещи, как облик военной техники, скрыть в принципе невозможно? С этими вопросами «БИЗНЕС Online» обратился к военно-промышленным экспертам.

Андрей Фролов — главный редактор журнала «Экспорт вооружений» (орган ЦАСТ):

— Для КАМАЗа, во всяком случае, эти новости хорошие — вновь не обошлось без участия завода. Но раз бронемашины спокойно ехали средь бела дня по городской дороге, думаю, о секретности сильно не переживали — было понятно, что кто-нибудь заснимет. Значит, все идет как надо... Обычно при посещении военного производства как бывает? Приводят в цех, в котором делают что-то интересное. Это «что-то» легко можно прикрыть, но считают, что все присутствующие люди вменяемые и прекрасно понимают, что можно фотографировать, а что нет. Причем обычно все всё равно фотографируют, но снимки никуда не выкладывают — джентльменские соглашения соблюдаются... А в плане намеренных «сливов» хорошо преуспели китайцы. Да и сегодня довольно трудно скрывать внешний вид какого-либо изделия от общественности — споттеры кругом проникнут. Впрочем, «Армату» удавалось долго прятать. И то машину все же «засекли» до парада Победы на тагильском переезде. Сейчас у каждого в кармане фотоаппарат.

Похоже на съемки фильма о суровом постапокалиптияческом мире
Похоже на съемки фильма о суровом постапокалиптическом мире

Виктор Мураховский — главный редактор журнала «Арсенал Отечества»:

— «Карателя» трудно отнести к секретной технике — не та ниша. Но надо отметить, что даже если внешний облик машины не имеет отношения к обороноспособности страны, предприятия до последнего момента стараются его не афишировать, это справедливо и по отношению к чисто гражданской технике... Но в условиях глобальной сети и миллионов камер в телефонах сохранить секретность, как правило, нереально. Например, первые полеты самолетов сразу становятся достоянием общественности. Хотя надо отдать должное Уралвагонзаводу, который сумел долго прятать «Армату», и только при следовании по дорогам общего пользования машина попала в объективы... Словом, думаю, в нынешних условиях секретить облик военной техники бессмысленно.

Игорь Коротченко — директор центра анализа мировой торговли оружием:

— До определенного этапа разработки, на стадии концептуальной проработки проекта, внешний вид — охраняемый параметр. Но когда начинаются испытания опытных образцов, очевидно, надо рассекречивать, поскольку таить такие вещи уже невозможно. Однако если предприятия сами что-то в этой области делают, для «рекламы», ими ФСБ должна заниматься, поскольку все вопросы в этой области жестко регламентированы соответствующими документами.

Александр Привалов — главный редактор журнала «Автокаталог», блогер autocatalogue:

— О том, чем занимается ФСБ, лучше помалкивать. И вообще, лучше помалкивать о любых проводимых операциях спецназа — как ФСБ, так и МВД, и минобороны, и СВР, и других силовиков. Весьма часто они заказывают у промышленности уникальные автомобили, по которым информация, как правило, нигде не «светится». Могу лишь сказать: очень мало что появляется из таких разработок на публике: если враг будет знать кое-какие тонкости, то сорвутся спецоперации, которые проводятся в настоящее время. Разве это нам нужно? Мне иногда рассказывают о разных разработках, но с одним условием — чтобы я нигде не трепался о том, что конкретно узнал и увидел. Пока у меня проколов по этой части не было. Могу лишь ответственно заявить: некоторые образцы даже Джеймсам Бондам не снились. И в этом контексте КАМАЗ не исключение. Впрочем, все и без меня знают: работы ведут, в том числе, в команде «КАМАЗ-Мастер», и небезуспешно. Несколько лет назад некоторое количество машин модели 4911 (из серии в 15 единиц, которую необходимо было изготовить согласно спортивному регламенту перед гонкой) поступило в ФСБ.