«Мы считаем, что слишком много праздников у нас, несмотря на 40-часовую рабочую неделю», — заявил Фарид Мухаметшин
«Мы считаем, что слишком много праздников у нас, несмотря на 40-часовую рабочую неделю», — заявил Фарид Мухаметшин

«КРИЗИС, НА ЧТО ГУЛЯТЬ-ТО?»

Последнее — девятое по счету для депутатов ГС РТ пятого созыва — заседание весенней сессии сегодня началось без врио президента РТ Рустама Минниханова, который подошел попозже. У главы республики была уважительная на то причина — с утра он посетил ЦИК РТ, где подавал документы для регистрации в качестве кандидата на выборы президента РТ. В зале на начало заседания зарегистрировались 83 депутата — явка невысока, видимо, кто-то из парламентариев решил начать каникулы досрочно. На повестку дня было вынесено 44 вопроса, главный из которых — внесение изменений в закон о бюджете на 2015 год, но обсудить планировалось все оперативно, до обеда — все-таки скоро отпуск.

С повестки дня был снят вопрос о праздничных днях. Напомним, речь шла об инициативе татарстанских парламентариев отменить перенос праздничных дней в случае, если они попадают на выходные. Спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин напомнил, что идея не была поддержана на федеральном уровне. Впрочем, глава парламента пообещал вернуться к обсуждению этого вопроса «Мы считаем, что слишком много праздников у нас, несмотря на 40-часовую рабочую неделю», — заявил Мухаметшин. Журналистам «по секрету» спикер пояснил, что законопроект поставлен на паузу в преддверии выборов, но в дальнейшем лоббирование инициативы продолжится. «Кризис, на что гулять-то?» — недоумевал спикер и добавил, что за время многочисленных праздников РТ теряет миллиарды недополученной прибыли, а после праздников еще и производительность труда резко падает.

ПРИСЯГНУЛИ ДВАЖДЫ

Руководитель аппарата президента РТ Асгат Сафаров рекомендовал омбудсмена Сарию Сабурскую для повторного избрания на должность уполномоченного по правам человека — впервые она была избрана ровно пять лет назад. Сафаров похвалил Сабурскую за успешную работу, отметил, что с каждым годом число жалоб, поступающих в аппарат главного правозащитника РТ, растет, напомнил, что за время работы Сабурская внедрила институт общественных помощников во всех районах РТ, сама лично посещает воинские части, общается с призывниками и т.д. К похвалам присоединился и Мухаметшин, который отметил, что Сабурская «очень конкретно, с любовью, присущей женщине, материнской заботой решает проблемы людей». Подошедший к этому времени Минниханов также сказал несколько теплых слов о работе омбудсмена, заметив, что благодаря ее работе до 60 - 70% всех просьб и вопросов граждан республики удается решить.

Далее Сабурская принесла клятву на Конституции РТ защищать права человека в Татарстане, однако торжественность момента неожиданно разрушилась из-за колкого замечания присутствующего в зале госсоветника РТ Минтимера Шаймиева о том, что присягу нужно давать на двух государственных языках, а не только на одном русском. «Это же присяга!» — возмутился госсоветник. Мухаметшин поддержал «справедливое замечание» первого президента РТ, добавил, что это «требование закона», и попросил в будущем учесть это службу протокола. Чуть позже Сабурская произнесла клятву повторно, уже с соблюдением всех требований законодательства.

Свою клятву — но уже о защите прав ребенка в РТ — произнесла сегодня и Гузель Удачина, которая аналогично была переизбрана на должность детского омбудсмена. Впрочем, и эта присяга не обошлась без казусов. Удачина оказалась явно не готова к двуязычному принесению присяги — она прочитала текст с большим трудом. Мухаметшин, комментируя журналистам неприятную ситуацию чуть позже, на пресс-конференции, рекомендовал всем подучить родной язык. А что касается требования двуязычного произнесения присяги, то здесь Мухаметшин тактично заметил, что по закону, конечно, ее можно произносить по выбору — на одном из госязыков, но лучше, конечно, на двух.

ЛИШИТЬ МЭРА ДЕПУТАТСТВА — ЭТО ПОХОРОНИТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНУЮ ВЛАСТЬ НА МЕСТАХ

С пылу с жару — сразу в трех чтениях — приняли депутаты изменения в закон РТ «О местном самоуправлении». Новые правки подтвердили право глав муниципалитетов, избранных из числа депутатов местных советов, на сохранение депутатских корочек. Как говорится, не успел еще остыть соответствующий федеральный закон, подписанный президентом РФ Владимиром Путиным 29 июня 2015 года, как наши парламентарии уже привели все в соответствие. Причина такой спешки ясна, во-первых, на носу муниципальные выборы. Во-вторых, федеральный закон — плоть от плоти спикера Госсовета Мухаметшина. Как рассказал глава ГС РТ журналистам на пресс-конференции, он лично пробивал законопроект в московских и питерских верхах.

«Я не понимаю, как это можно быть председателем совета и не быть депутатом? — удивлялся Мухаметшин. — Найдется какой-нибудь Иван Иванович, который скажет: «Господин председатель, ты так не разговаривай со мной, за мной 5 тысяч избирателей стоят, а за тобой ни души нет! Какой ты председатель? Это похоронить представительную власть на местном уровне!» Но в итоге все сложилось.

СЕЛЬЧАНАМ ДАЛИ И ПОЛНОМОЧИЯ, И ДЕНЬГИ

Изменения внесены в Бюджетный кодекс РТ. Во-первых, с 1 января 2016 года в бюджеты муниципальных районов и городских округов будет зачисляться 100% налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых — это песок, гравий, глина. Во-вторых, в бюджеты сельских поселений с нового года будет зачисляться 2% от налога на доходы физических лиц, взимаемого на данной территории. Конечно, это не подарок небес — получаемые денежки сельчане должны будут направить на решение вопросов ЖКХ, дороги, развитие языков, сохранение межконфессионального мира и т.д. и т.п. Вопросы такие объемные, что невольно встает вопрос, а хватит ли 2% на все? Или получится так, что полномочия-то передали, а дороги ремонтировать не на что?

Как убеждал корреспондента «БИЗНЕС Online» депутат Госдумы РФ Ильдар Гильмутдинов, это вопрос времени. Мол, не хватит — сельчанам добавят еще денег. «Мы неоднократно говорили, что те полномочия, которые могут делать сами муниципалитеты, надо им отдавать. Зачем их сначала передавать на федеральный уровень, а потом обратно раздавать деньги? Они будут заинтересованы собрать средства. А то у нас бывает так: кто «вхож», кто деньги выбивает, тот и получает! А у кого нет возможности лоббировать, тот и остается ни с чем!» — поделился наболевшим Гильмутдинов. Стоит отметить, что речь идет не о таких уж великих по меркам бюджета деньгах, к примеру, в ценах 2015 года на осуществление переданных полномочий потребовалось бы 106 млн. рублей.

Еще один вопрос, которому депутаты почему-то не уделили должного внимания, — это законопроект о введении муниципального земельного контроля в отношении граждан (сейчас такой контроль ведется в отношении органов госвласти, МСУ, юрлиц и ИП). Речь в нем идет о том, что раз в три года на наши с вами «шесть соток» могут пожаловать контрольные органы и «мурыжить» с проверкой до 20 дней. А могут заглядывать и еще чаще, если сосед-доброжелатель напишет жалобу. Глава комитета по экологии Тахир Хадеев пояснил «БИЗНЕС Online», с какой целью разрабатывается этот законопроект.

«Скажем, возник вопрос, что вы копаете землю на своем участке и продаете песок. Или создали ситуацию, опасную для людей. Или я проверяю, как вы обращаетесь с землей — идут ли там у вас эрозионные процессы?» — говорит Хадеев. Он подчеркнул, что заранее должен быть составлен график проведения таких проверок, а граждане заранее должны быть предупреждены об их проведении.

«ПРЕДПРИЯТИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО УСПЕШНО ПРОХОДЯТ СТРЕСС-ТЕСТ КРИЗИСОМ?»

Поправки в бюджет 2015 года традиционно защищал министр финансов РТ Радик Гайзатуллин. Как «БИЗНЕС Online» уже писал подробно ранее, по доходам бюджет подрос на 23,6 млрд. рублей, по расходам — на 35 млрд. рублей. Также существенно увеличился дефицит бюджета. Таким образом, новые параметры главного финансового документа РТ выглядят так: доходы — 172,9 млрд. рублей, расходы −190,5 млрд. рублей, дефицит 17,6 млрд. рублей. Основным поводом для пересмотра бюджета стали позитивные весточки от крупнейших налогоплательщиков РТ — благодаря им прогноз по налогу на прибыль был увеличен на 9,3 млрд. рублей. Также из федерального бюджета поступили дополнительно 10,8 млрд. рублей на нацпроекты. Справедливости ради стоит отметить, что часть своих программ федеральный центр секвестрировал — так под нож попали компенсации оплаты за ЖКХ малообеспеченным гражданам и реализация проекта госсоветника РТ Шаймиева «Культурное наследие — остров-град Свияжск и Древний Болгар». Также на 1,4 млрд. рублей снижен прогноз по НДФЛ.

Естественно, что бюджетная тема не могла не остаться без внимания парламентариев. Так, глава ТНВ и депутат Ильшат Аминов поинтересовался, остается ли бюджет социально ориентированным и сколько средств пойдет на развитие социальной и культурной сферы. Гайзатуллин ответил, что из 35,7 млрд. рублей, добавленных на эти цели, будет потрачено 21,6 млрд. рублей, то есть 62%.

«Получается, что наши предприятия относительно успешно проходят стресс-тест кризисом, чего не скажешь о гражданах, или есть какие-то другие причины, почему мы снижаем прогноз по доходам физических лиц?» — полюбопытствовал депутат от КПРФ Артем Прокофьев. Гайзатуллин отметил в том смысле, что речь идет не о снижении доходов граждан, а о том, что вместо 8-процентного роста зарплат мы видим только 5-процентный, так что и налогов будет собрано меньше. Также Прокофьев задал ритуальный уже вопрос — о бюджетном кредите, не превышает ли он установленную планку в 15% от общего годового объема доходов. И здесь министр заверил, что все в порядке, закредитованность составляет 12%.

Депутат Марат Галеев задал волнующий всех вопрос о налоге на прибыль. Он поинтересовался, какие факторы привели к такому существенному росту прогноза по налогу на прибыль — до 60 млрд. рублей в общей сумме. «Ведь когда бюджет составляли, цены на нефть были выше, чем сейчас», — разумно заметил Галеев. Гайзатуллин пояснил, что изначально сумма налога на прибыль была заложена с заниженной планкой на случай кризиса — сейчас же по сути она поднята до прошлогоднего уровня. «56 крупных предприятий, которые обеспечивают 80% процентов налога на прибыль, по итогам первого полугодия говорят, что если не будет резких ценовых колебаний, то увеличение должно обеспечиваться», — сообщил минфин.

Также Галеев попросил назвать основных «кормильцев» бюджета РТ. Здесь министр финансов не сделал открытия, назвав «Татнефть» и малые нефтяные компании. «Номер один — это «Татнефть», 39 процентов по налогу на прибыль, а включая малые нефтяные компании, это порядка 41 процента», — сообщил он. Также Гайзатуллин отметил «Казаньоргсинтез», «Нижнекамскнефтехим» и Казанский вертолетный завод.

Депутат Альберт Хабибуллин поинтересовался, в каких районах наблюдаются наибольшие потери по НДФЛ? Гайзатуллин честно признался, что снижение больше других дали Казань, Набережные Челны и несколько сельских районов.

«КОМИТЕТ ВЫРАЖАЕТ СЕРЬЕЗНОЕ ОПАСЕНИЕ ПО ПОВОДУ ПОСЛЕДСТВИЙ ДЛЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

Ожидаемо острым оказался вроде бы простой вопрос о поддержке очередного законопроекта, предложенного депутатами российской Думы. Такие проекты региональным парламентам предлагают пачками, и сегодня вот так — пачкой — они и были приняты. Но за исключением проекта, в котором предложены поправки в два ФЗ: «Об образовании в РФ» и «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Речь здесь идет «о восстановлении единства образовательного пространства и реализации единой государственной политики в области образования в России». И вот это «восстановление» уже вызвало бурную дискуссию в комитете ГС по образованию, культуре, науке и национальным вопросам, а также в соцсетях. Правда, законопроект предусмотрительно сдвинули (известный прием!) в самый конец повестки дня, чтобы подуставшие депутаты не слишком рвались на трибуну. Так оно и получилось — с гневной речью о ФЗ выступил председатель комитета по образованию Разиль Валеев, но вопрос ему задали всего один, а выступающих не было.

Разиль Исмагилович, как правило, говорит с трибуны парламента на татарском языке, но сегодня перешел на русский. Видимо, чтобы до всех дошло его личное — и комитета — мнение об «установлении единства образовательного пространства в РФ». Первое, о чем сказал Валеев, что комитет ГС по образованию, культуре, науке и национальным вопросам «выражает серьезное опасение по поводу последствий для сферы образования в случае принятия этого законопроекта». Депутат заявил: «Предлагаемые поправки затрагивают ключевые аспекты и предусматривают радикальные изменения в уже сложившуюся систему образования. Законопроект налагает суровые ограничения на свободу и самостоятельность образовательной организации, права педагогических работников и обучающихся... Особую обеспокоенность вызывает положение, направленное на минимизацию самостоятельности субъектов РФ в части развития национального этнокультурного образования...»

Депутат напомнил, что Конституция РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Валеев привел в пример некоторые основные положения проекта ФЗ: «Первое — разработчики законопроекта предлагают включить в текст стандартов базовое содержание образования, но не предусматривают механизм его формирования. Следовательно, не будут учитываться потребности и интересы всех участников образовательного процесса, а также образовательные особенности субъектов РФ...» Депутат напомнил, что сейчас примерные основные общеобразовательные программы проходят и широкое общественное обсуждение, и официальную экспертизу в части учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей. «А представленный законопроект предлагает формировать содержание общего образования на федеральном уровне, без учета мнения регионов, за исключением дошкольного образования, — гневно заявил Валеев. — Второе: в законопроекте не отражен механизм формирования базового содержания по предметам «Родной язык», «Родная литература». В системе образования РФ сегодня изучаются 59 родных языков. Кто будет разрабатывать базовое содержание по ним: федеральный центр или регионы? В законопроекте должно быть четко прописано право субъектов РФ разрабатывать базовое содержание образования по родным языкам, литературе, а также механизм их включения в стандарты».

«ПОЛНАЯ ДУРЬ И БРЕД, ЕСЛИ КТО-ТО ЗАПРЕЩАЕТ ИЗУЧАТЬ РОДНОЙ ЯЗЫК»

И, пожалуй, ключевая претензия комитета ГС к предложенному депутатами Думы законопроекту: «Он не гарантирует, что базовое содержание будет предусматривать возможность полноценного изучения государственных языков субъектов РФ и их родных языков». Комитет беспокоит вполне вероятное сокращение часов на родной язык и литературу. Еще причина для волнения — обеспечение учебниками. «В настоящее время формируется один федеральный перечень учебников, в который могут войти учебники по родным языкам, — напомнил выступающий. — Для включения в федеральный перечень издательство должно разработать сразу всю линейку учебников, методические пособия для учителя, электронные приложения. Поэтому по предметам «Родной язык», «Родная литература», как правило, издаются учебные пособия. По новому законопроекту учебные пособия должны проходить такую же процедуру включения в федеральный перечень, как и учебники. Есть сомнения в целесообразности и возможности проведения профессиональной экспертизы нескольких тысяч учебников, учебных пособий по каждому предмету. К тому же учебники, учебные пособия должны будут отражать базовое содержание стандарта. А за счет каких средств будет произведена замена всех учебников в соответствии с новыми требованиями?»

Неприятие вызывает у комитета ГС единый базовый учебник истории. Валеев заметил, что уже в процессе работы над ним «все убедились, что одного-единственного учебника по предмету для всей страны, всех школ быть не может». Разиль Исмагилович подчеркнул: «В результате долгой и кропотливой работы, в том числе и с учетом мнения субъектов, была разработана концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, которая должна лечь в основу целой линейки учебников и методических пособий. То есть одного-единственного учебника по истории не будет».

В процессе пламенной речи возмущенный депутат даже призвал в союзники президента России Владимира Путина, приведя весьма яркую цитату из его выступления перед делегатами Всемирного конгресса татар в Казани в 2002 году: «Полная дурь и бред, если кто-то где-то запрещает в многонациональной стране изучать родной язык или препятствует этому. Абсолютно недопустимо, если кто-то говорит о том, что нужно сокращать изучение родного языка».

Мухаметшин предложил депутатам не поддерживать проект ФЗ, а провести переговоры, дополнительные консультации с его разработчиками. Спикер сообщил, что депутаты Госдумы от Татарстана, подписавшиеся под этим законопроектом, свои подписи «со страхом» отозвали. Но оговорился: «Мы понимаем, что историю на разных учебниках преподавать нельзя, концепция должна быть одна... Общероссийская история, она должна быть единая, это понятно. В Башкортостане одна, а в Татарстане другая общероссийская история быть не может... Но если есть элементы своеобразия, исторически выверенные, которые подтверждаются на своей территории, их можно вкраплять в образовательный процесс...» Итоги голосования: 85 депутатов выступили против спорного ФЗ, только один поддержал и двое воздержались.

Хафиз Миргалимов

«ЭТО ОТКРЫВАЕТ ЯЩИК ПАНДОРЫ!»

На сегодняшнем заседании Госсовета депутатам довелось выслушать еще одну гневную речь — руководителя парламентской фракции КПРФ Хафиза Миргалимова. Он вслед за однопартийцами в Думе выступил против переноса выборов депутатов нижней палаты российского парламента с декабря на сентябрь 2016 года. Миргалимов говорил о нарушении Конституции РФ, где четко прописаны сроки избрания Думы, и об опасном прецеденте: изменять Конституцию простым федеральным законом. «Это открывает ящик Пандоры!» — уверен коммунист. Однако Мухаметшин, как опытный спикер, эту ситуацию легко спустил на тормозах. Просто напомнил, что «паровоз ушел»: Дума закон уже приняла, сегодня его утвердил Совет Федерации, и теперь он на подписи у президента РФ.

В итоге Госсовет легко принял (80 — за, 1 — против, 4 — воздержались) предложение ограничиться обсуждением, фактически не высказав своего мнения о скандальном переносе выборов. На этом и завершилось последнее перед парламентскими каникулами заседание Госсовета. Фарид Хайруллович порадовал (или все-таки огорчил?) депутатов тем, что не будет зачитывать традиционный 20-минутный отчет о работе ГС. Но предупредил, что в нем расписано, как депутаты соблюдали дисциплину и кто больше всех «солил» заседания комитетов (Анастасия Колесова, к примеру). «Кто-то за границей, за рубежом — это хорошо. Но не все же пять заседаний?!» — возмутился он. Отчет депутаты получат в электронном виде на свои iPad. «Самокритично посмотрите на себя! Через призму избирателей!» — призвал на финише сессии спикер.

Также он пожурил депутатов за их слабую активность на сессиях. «Порядка 30 депутатов из 100 выступают, остальные 70 просто приходят и сидят, — недоумевал Мухаметшин. — Многие говорят, что вот мы в округе у себя выступаем, это хорошо, но скажи свое слово на сессии!» Хотя, скорее всего, парламентарии в этот момент думали уже не о работе...