Санаторий «Санта» (фото: santakazan.ru)

ЭКС-ДЕПУТАТ РАЗЫСКИВАЕТСЯ ИЗ-ЗА УБИЙСТВА АКЦИОНЕРА

Напомним, что в 2009 году обвинения в адрес экс-депутата татарстанского парламента Ираклия Саввиди оказались настолько серьезными, что Вахитовский районный суд Казани вынес решение о его заочном аресте. Ранее заявлялось, что один из убитых — Евгений Пьянов — был всего-навсего начальником котельной санатория. Однако в июне в Арбитражном суде РТ выяснилось, что Пьянов являлся далеко не последним человеком на предприятии. Он был акционером управляющей «Сантой» компании, владевшим примерно 1% ее акций. Сейчас санаторий на 99% прямо или косвенно принадлежит Ираклию Ираклиевичу Саввиди — сыну и полному тезке экс-депутата. До или после бегства из страны Саввиди-старшего его семья смогла консолидировать в своих руках почти весь уставной капитал «Санты», остается неизвестным.

Отметим, что санаторий «Санта» на некоторых туристических порталах называется одним из крупнейших в России. Его вместимость — 1,1 тыс. человек, к тому же санаторий размещен в Боровом Матюшино — одном из самых элитных мест отдыха в республике. Финансовые показатели также делают предприятие лакомым куском. Его баланс на конец 2008 года (более свежие данные в открытом доступе отсутствуют) равнялся 216 млн. рублей, при этом кредиторская задолженность указана в размере 140 млн. рублей.

ТРИАДА НАНОСИТ УДАР

В январе 2011 года ЗАО, управлявшее «Сантой», было реорганизовано в ООО. В ходе реорганизации приоткрылась завеса тайны, скрывавшая акционеров ЗАО. Система «Контур-Фокус» показывает, что на сына беглого экс-депутата Ираклия Саввиди записано 79,9% доли в УК санатория «Санта»; ООО «Триада» (общество, очевидно, названо в честь китайской мафии) принадлежат 18,8%. При этом стопроцентым владельцем «Триады» также является Саввиди-младший. Наконец, у «Санты» есть миноритарные совладельцы: Артему и Дарье Пьяновым принадлежит по 0,46%, Льву Якобсону — 0,04%.

(фото: santakazan.ru)

Как видно, у детей убитого акционера Пьянова оказалась крохотная доля собственности. Тем не менее, как выяснилось, Саввиди-младший предпринимает титанические усилия, чтобы ее получить. Зачем это ему нужно — точно неизвестно. Один из вариантов: чтобы увеличить закрытость предприятия от утечки информации. Второй — семейство Саввиди концентрирует 100% уставного капитала для продажи бизнеса, заниматься которым родственникам уже более 5 лет скрывающегося в Греции Саввиди-старшего стало не слишком комфортно.

Интересно, что Саввиди пытался исключить в 2014 году Пьяновых из состава участников и через иск подконтрольной ему «Триады», которая опять-таки «придралась» к вышеназванному договору между Саввиди и Пьяновыми. Доводом послужило то, что Пьяновы «не сообщили обществу о продаже доли (которая была фактически продана самому же Саввиди), вследствие чего сведения в ЕГРЮЛ не соответствуют реальности». Однако суд встал на сторону Пьяновых, отметив, что исключение из участников является крайней мерой и в данном случае неприменимо. Примечательно, что Саввиди-младший не пытается добиться возврата Пьяновыми выплаченных за их долю денежных средств, что косвенно свидетельствует о том, что реальной сделки заключено не было.

Эксперт «БИЗНЕС Online» юрист Айнур Ялилов (партнер юридической фирмы «Шаймарданов и Партнеры») отметил, что совладельцы, обладающие менее чем 10-процентной долей, в принципе, имеют право знакомиться с документацией предприятия, хотя и не могут влиять на его управление. При этом юрист отмечает, что даже если у компании останется единственный владелец, контролирующие и правоохранительные органы все равно смогут ознакомиться с ее внутренними документами. Если компания пытается скрыть информацию о реальных бенефициарах, то, как правило, это осуществляется через офшорного владельца либо путем оформления доли на подконтрольное лицо, подытоживает юрист.

Кроме Саввиди и Пьяновых в «Санте» остается последний учредитель — загадочный Якобсон с 0,04% в УК, к которому в публичном пространстве претензии не предъявляются.

СЫН ЗА ОТЦА ОТВЕЧАЕТ

�раклий Саввиди - отец 3.jpg
Ираклий Саввиди

Очередной процесс о переделе собственности санатория начинался буднично: в Арбитражном суде РТ рассматривалось дело по иску ООО «Санаторий «Санта» к трем ответчикам: Ираклию Ираклиевичу Саввиди (сыну находящегося в бегах депутата), а также к Артему и Дарье Пьяновым о признании недействительным договора, по которому Саввиди-младший купил у Пьяновых их пакет акций в марте 2010 года (0,9%). Выходило, что владелец санатория оспаривает выгодный ему договор. Но противоречие здесь есть только на первый взгляд.

Перед началом процесса корреспондент «БИЗНЕС Online» увидел в коридоре суда парня и девушку 22 - 25 лет — брата и сестру Пьяновых. В ходе короткого разговора не под запись молодой человек рассказал, что Саввиди-старший разыскивается по обвинению в убийстве их отца, «а теперь они еще хотят и наши акции получить». Слова Артема Пьянова подтверждаются: ранее СМИ писали, что экс-депутат обвиняется в убийстве начальника котельной Евгения Пьянова (участники идущего процесса, соответственно, Артем Евгеньевич и Дарья Евгеньевна), а также водителя санатория — Александра Титова.

О том, что экс-депутат обвиняется в организации убийства Пьянова, стало известно еще в сентябре 2009 года. Саввиди-старший тогда в открытом письме к Минтимеру Шаймиеву отрицал свою причастность к убийствам, при этом величал Евгения Пьянова исключительно оператором котельной и при этом «бандитом». Саввиди утверждал, что подозревал двоих сотрудников (впоследствии убитых) в «ограблении моей квартиры в Казани, поджоге дома и краже товара на сумму более 1 миллиона рублей (события происходили в 2000 году): холодильники, телевизоры, постельное белье, то есть все, что необходимо для открытия нового реабилитационного центра». Однако после этого они, со слов экс-депутата, помирились. По мнению Саввиди, за действиями работников «кто-то стоял», так как и «ранее к нему приходили какие-то люди, просили продать землю, берег санатория «Санта».

Таким образом в момент продажи акций в 2010 году Пьяновы должны были догадываться, что их долю хочет выкупить семья предполагаемого убийцы их отца. Неудивительно, что Пьяновы еще на суде по иску «Триады» в мае 2014 года заявляли о фальсификации договора по продаже их доли в «Санте».

КТО ТАКОЙ САВВИДИ-МЛАДШИЙ

Источники «БИЗНЕС Online», учившиеся с младшим Саввиди, отмечают, что ему сейчас около 28 лет, и запомнился он как обычный парень со средними способностями к учебе. В скупой на информацию анкете Ираклия Саввиди в социальных сетях указывается, что он обучался в 1998 - 2004 годах в гимназии №3 в Казани, потом в КГУ на факультете международных отношений и политологии.

На высланный запрос «БИЗНЕС Online» на момент публикации он не ответил. Ранее Саввиди-старший заявлял, что уехал к детям в Грецию. Возможно, что там же постоянно проживает и его сын. На заседании Арбитражного суда его не было.

САНАТОРИЙ ПРОТИВ УЧРЕДИТЕЛЕЙ

Весьма необычно и само содержание иска санатория «Санта» к своим учредителям. ООО оспаривает сделку, по которой его основной акционер Саввиди (здесь и далее идет речь о сыне бывшего депутата) должен был нарастить свою долю собственности практически до 100%. На суде представитель санатория описал свою позицию, явно дистанцируясь от владельца предприятия. Правда он подтвердил, что компания продолжает поддерживать связь с Саввиди путем переписки и телефонных переговоров.

Со слов представителя «Санты» вырисовывалась такая картина: в марте 2010 года Саввиди заключил договор о покупке у Пьяновых их части собственности санатория. Однако фактической передачи доли не состоялось. При этом Саввиди продолжает требовать у санатория внесения изменений в сведения об увеличении его доли.

Вроде бы концентрации всей собственности в одних руках помешали исключительно технические моменты, которые юристы «Санты» и предлагают исправить. Пьяновы, дескать, в момент заключения договора о продаже акций еще не вступили в права наследования, то есть не могли распоряжаться своей собственностью. Когда же это произошло, то ЗАО «Санаторий «Санта» уже успело реорганизоваться в ООО «Санаторий «Санта». В итоге в ходе реорганизации все прежние акционеры, в том числе и Пьяновы, стали участниками ООО. Передаточное распоряжение об акциях также поступило с опозданием — только в 2012 году, когда никаких акций у санатория уже не было.

Выходит, что «Санта» инициировал иск для того, чтобы обеспечить юридическую чистоту сделки о покупке Саввиди акций Пьяновых. Представитель санатория отметил, что по просьбам основного владельца пытался наладить контакт с Пьяновыми, чтобы вести новые переговоры о покупке их доли. «Может, там вопрос в цене или другой интерес, или хотя бы получить окончательное нет», — пояснил представитель истца. Пьяновы между тем на прямой контакт с руководством «Санты» не идут, общаясь только через юристов.

«МЫ НЕ ХОТИМ ПРОДАВАТЬ»

Пьяновы явились на заседание лично, а вот их юрист отсутствовал, и это несколько помешало понять их позицию по делу. О продаже акций Артем Пьянов заявил, что «мы не хотим продавать и не подписывали договор купли-продажи, просто свое отстаиваем».

На это судья отметила, что в другом деле уже есть результаты судебной экспертизы, где установлена истинность подписей Пьяновых под договорами о купле-продаже акций. Однако Артем Пьянов снова повторил, что это не их подписи.

Касаемо требований санатория, Пьяновы передали суду письменный отзыв, в котором говорится «об истечении сроков исковой давности для защиты нарушенного права». При этом осталось до конца непонятным, возражают ли они против требований санатория о признании сделки 2010 года недействительной или нет.

Следующее заседание назначено на 28 июля 2015 года.

На запрос «БИЗНЕС Online» в санатории «Санта» кратко ответили, что обратились в суд для того, чтобы привести правоотношения в соответствии с законом. Они также дистанцировались от вопроса о долях, отметив, что отношения между учредителями будут решаться самими же учредителями: «Никто не мешает им заключить новый договор о купле-продаже, и после этого состав участников общества будет изменен».

Пьяновы обещали подумать над комментарием после разговора со своим юристом, однако на момент публикации на связь с редакцией не вышли.