«МАГНИТ» НЕ ТОРОПИТСЯ ВЕРНУТЬСЯ В ПРОШЛЫЙ ГОД

Полгода исполняется в эти дни одному из спецпроектов «БИЗНЕС Online». Напомним, с конца декабря мы фиксируем динамику цен двух торговых сетей из разных сегментов: «Бахетле» — для среднего класса, «Магнит» — для менее обеспеченной публики. Для каждого сегмента мы составили свой набор базовых продуктов из 25 - 26 позиций.

Сегодня мы можем не только оценить, что происходило с продуктовыми корзинами популярных торговых сетей за последние два месяца, но и проанализировать, как цены изменились за полугодие с «взрывного» декабря 2014 года. Итак, на спринтерской дистанции корзина «Магнита» к 21 июня подешевела на 2,8% и стала стоить 1997,7 рубля, но в сравнении с декабрем продуктовый набор подорожал на 12,9%. Заметим, что недорогие продукты от Сергея Галицкого обогнали инфляцию, которая с января по май составила 8,3% (в годовом выражении — 15,8%). А вот ценители лакомств из сети Муслимы Латыповой могут только радоваться: здесь корзина подешевела на 5,9% до 5610,7 рубля со времени нашего последнего обзора и, что характерно, стоит сейчас на 12,3% дешевле, чем в декабре.

По результатам наших контрольных закупок наиболее экономным нашим читателям мы можем предложить следующее меню: на первое — щи из капусты, на горячее — говядина или курятина с гарниром из риса или гречки, на десерт — мелколистовой чай с шоколадом. И, напротив, будет нелишним воздержаться от употребления алкоголя и блюд из картофеля (учитывая жаркое лето, это будет лишь полезно), а также, увы, сократить потребление молочных продуктов. Почему? Об этом — ниже.

КАПУСТА, РИС И ГРЕЧКА РАДУЮТ ВЕГЕТАРИАНЦЕВ

Сильнее всего, на 33,7%, на прилавках «Магнита» подешевела капуста. Об апрельском взлете цен на этот овощ и его причинах мы писали здесь. Но июньское падение оказалось настолько стремительным, что стоимость капусты опустилась на 7,6% ниже декабрьского уровня. Хотя Росстат утверждает, что с начала года по 15 июня белокочанная подорожала на 50,8%.

Почетное второе место в нашем рейтинге достается мелколистовому чаю, цена которого в «Магните» упала на 21,7% как относительно апреля, так и в сравнении с декабрем. Впрочем, истинных ценителей напитка это практически не затронуло: крупнолистовой чай подешевел всего на 1,8%. Зато в «Бахетле» пакетированный чай премиального бренда подешевел на 23,3%, но тут свою роль сыграл акционный желтый ценник.

«Бронзу» в корзине «Магнита» получает круглозерный рис, цена которого оказалась ниже апрельской на 13,6%, а декабрьской — на 4,1%. Что касается аналогичной позиции в «Бахетле», то удорожание, как и предыдущее значительное удешевление, обусловлено техническим фактором: сменой производителя риса (прежнего на полке уже нет). Так что корректнее будет сравнивать июньский чек с мартовским (минус 2,1%) и декабрьским (плюс 17,6%). Заметим при этом, что элитный рис для ризотто и не думал дешеветь.

Не только рис, но и его бакалейная сестра — гречка — также подешевела в «Магните» за последние два месяца сразу на 8,2%, а к декабрю цена на исконно русскую крупу упала аж на 26%. Что ж, кнут без пряника, которым изрядно поработала ФАС, вероятно, сыграл свою роль. Напомним, в ноябре на фоне пикирующего рубля в наших согражданах сработал отточенный десятилетиями рефлекс «закупаем все, что долго хранится», и с прилавков начали сметаться сахар, рис, макароны и та же гречка. Этим моментально воспользовались торговцы, взвинтившие цены, и тогда уже за дело взялись антимонопольщики, обрушившее на сети вал проверок...

Кстати, история эта далека от завершения. В начале июня УФАС по РТ вынесло обвинительный вердикт по «гречневому делу»: по выводам антимонопольщиков, пять крупнейших торговых сетей сговорились и синхронно завышали цены на социально значимый товар, пользуясь возникшим ажиотажем. На «скамье подсудимых» оказались ЗАО «Торговый дом «Перекресток», ЗАО «Тандер» (сеть «Магнит»), ООО «Агроторг» (сеть «Пятерочка+»), ООО «Зельгрос» и ООО «Ашан», которым теперь грозит штраф в размере 1 - 15% от выручки в данном сегменте рынка. На очереди в УФАС — рассмотрение «сахарного» и «рыбного дела».

Кстати, сам руководитель УФАС по РТ Александр Груничев на днях ответил на вопросы читателей «БИЗНЕС Online» в ходе интернет-конференции. По его словам, он не забыл, как зимой продавцы обосновывали повышение цен ростом курса иностранной валюты. Теперь, когда рубль укрепился, Груничев ожидает от торговых сетей соответствующего снижения цен. «Если снижения цен не произойдет, мы будем возбуждать дела», — пообещал он. Так что мотивация у ретейлеров не «зарываться» с ценами есть.

ГОВЯДИНА В ДВА РАЗА ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ В ДЕКАБРЕ

Но вернемся к нашим закупкам. Подсолнечное масло — продукт, можно сказать, стратегический и, как выяснилось, особо чувствительный к экспортному спросу, подешевел в «Магните» на 9,7% (если речь идет о местном производстве) и на 5,9% (масло известного российского производителя). Однако пока ценники остаются на 3,6 - 32,3% выше, декабрьских. В среднем же по России, согласно Росстату, масло с начала года к 15 июня подорожало на 19%.

Яйца в «Магните» за прошедшие недели стали доступнее на 9,5% в сравнении с апрелем и уже на 15,8% дешевле, чем в декабре (российская статистика говорит об удешевлении на 10%). Но вот элитные яйца в «Бахетле» проигнорировали общие тенденции и сегодня стоят на 16,8% дороже, чем перед Новым годом.

Наиболее доступное для покупателей мясо — курятина — в «Магните» также подешевело. Купленные нами охлажденные куриные бедра сбросили в цене 6,9%, а в сравнении с декабрем мы отметили символическое превышение стоимости на 2,7%. При этом именно охлажденную продукцию удалось найти далеко не в первом попавшемся магазине сети. Правда, туда завезли курятину глубокой заморозки по еще более привлекательной цене, но вид основательно промороженного мяса с кусками прилипшего намертво льда, мягко говоря, аппетита не вызывает. Любопытно, что в первом магазине «Бахетле» на Ямашева/Амирхана корреспонденту «БИЗНЕС Online» также не удалось найти филе курицы, несмотря на обилие пельменей, полуфабрикатов для шашлыка, не говоря уже про готовые изделия из курятины. Но в торговой точке на Ершова искомое филе все-таки обнаружилось и оказалось на 24,1% дешевле, чем 2 месяца назад.

Продолжая тему продукции для «мясоедов», отметим, что чемпионом по падению цены в «Бахетле» стало филе говядины, подешевевшее на 48% к апрелю и на 49,6% к декабрю 2014 года. В этой связке уместно выглядит снижение на 13,7% стоимости сырокопченой колбасы (к декабрю — минус 6,1%). Любопытно, что, по данным Росстата, говядина подорожала с начала года по 15 июня на 12,6%.

РАЗГОНЯТ ЛИ КОНТРСАНКЦИИ ШОКОЛАДНЫЕ ЦЕНЫ?

Добавим, что шоколад сбросил в цене 29,6%, но и тут свою роль наверняка сыграл желтый акционный ценник. В перспективе же для сладкоежек тревожно выглядят последние новости с полей санкционных войн между Западом и Россией. После того как ЕС продлил свои санкции против РФ, Москва отмалчиваться не стала и сделала свой ход. Точнее, анонсировала его устами замглавы Россельхознадзора Алексея Алексеенко. По его словам, отечественные производители предлагают запретить ввоз европейского шоколада.

«На полках российских магазинов размещаются элитные сорта шоколада из Евросоюза, например из Бельгии, Франции, Германии. И это именно тот сегмент рынка, который наши производители хотели бы занять. Ведь у нас есть возможность производить шоколад элитных сортов», — заявил Алексеенко.

Что ж, если это случится, цены на шоколад наверняка опечалят потребителей этого источника «гормонов счастья».

Из прочих продуктов в «Бахетле» доступнее стали отечественные спагетти (минус 8,7%). Эстеты могут сказать, что хороших отечественных спагетти не бывает в принципе, но их нам порадовать нечем — классическая итальянская паста и не думает дешеветь.

Отметим, что сеть не просто следовала таким общим рыночным тенденциям, как снижение цен на импорт — бананы, красную рыбу и т.д. — из-за укрепления рубля. Судя по всему, сеть «Бахетле» сменила некоторых поставщиков (той же говядины и курятины), чтобы получить более конкурентные цены. Будем надеяться, при сохранении качества товаров.

«МОЛОЧКА» БЕРЕТ РЕВАНШ ЗА ПОЛГОДА «ПРОСТОЯ»

Несмотря на общий понижательный тренд, как в корзине «Магнита», так и в наборе «Бахетле» нашлись продукты, неприятно удивившие своими новыми ценниками. Одним из антирекордсменов стал картофель. В «Магните» «второй хлеб» подорожал на 8,5% к апрелю и на 56,3% к декабрю, а в «Бахетле» за май-июнь его цена выросла 7,5%, но оказалась ниже декабрьской на 19,6%.

После плавно отыгранного сетями известия о снижении с февраля минимальной стоимости 0,5 л водки до 185 рублей, ее цена достигла этого уровня в марте и на конец апреля сохраняла «статус-кво». Но вдруг приобретаемая нами «беленькая» подорожала на 5,4% до 195 рублей за бутылку. Поскольку никаких нововведений на алкогольном рынке за это время не было и не планируется в ближайшем будущем, речь явно идет о частной инициативе, вызревшей в умах производителей и торговцев, которые решили повысить рентабельность бизнеса. Кстати, в «Бахетле» бутылка недорогого красного полусладкого вина «Каберне» подорожала на 21,5%.

Еще один общий тренд — подорожание «молочки». Если цена на молоко местного производителя на полках «Магнита» выросла всего на 0,2%, то на продукцию федерального гиганта — уже на 2,4% (и к апрелю, и к декабрю). Еще круче взвинтила цены сеть «Бахетле», где «Домик в деревне» подорожал на 38,9%, а йогурт с бифидобактериями — на 38,4%. Таким образом, цены на «молочку» поползли вверх впервые за полгода, а Росстат утверждает, что цельное пастеризованное молоко с января подорожало на 5%.

Также отметим, что, несмотря на удешевление курятины и говядины, пельмени с бараниной в «Бахетле» подорожали на 20,9% к апрелю и на 34,8% — к декабрю.

Отдельно скажем о стоимости оливкового масла первого отжима (Extravirgin). На 21 июня акционных предложений в таре 0,25 л от Europe Choice не было, хотя наличествовало предложение рафинированного масла, произведенного по заказу уже известной нам системы «ТЗС». Но масло именно первого отжима по специальной цене (229,9 рубля за бутылку) было только в таре 0,5 л, что в пересчете на объем оказалось дешевле, чем бутылка 0,25 л без скидок. Так что резкое подорожание этой позиции в нашей корзине носит чисто технический характер.

«БИЗНЕС Online» продолжит следить за уровнем цен на продукты в двух лидирующих в своих сегментах торговых сетях, оставаясь вместе с их покупателями, что называется, и в горе и в радости.

==table627==

==table628==