СБОР ИДЕЙ НА МИЛЛИОН СТАРТОВАЛ

Подобного эксперимента в Казани, пожалуй, еще не было. В двух словах: с 18 июня по 30 сентября с легкой руки врио президента Рустама Минниханова в Казани проходит открытый конкурс, целью которого является создание комплексной архитектурно-градостроительной концепции развития набережных и береговой полосы озер Кабан и создание эскизного плана для первого участка благоустройства озера Нижний Кабан.

Концепция должна включать функционально-планировочные и ландшафтно-архитектурные решения, решения в области программно-событийного наполнения и дизайна территории набережной, а также экономическое обоснование предложенных решений. Участие в конкурсе могут принимать архитектурные компании, которым под силу поставленные задачи. По итогам первого этапа будет отобрано 10 финалистов для последующей разработки концепции. Первые 5 финалистов по рейтингу жюри получают по 600 тыс. рублей в качестве вознаграждения за подготовку конкурсных работ. Все 10 финалистов смогут продолжить участие в конкурсе и претендовать на победу, главным призом в которой будет 1 млн. рублей и контракт на разработку дизайн-проекта первой очереди будущей набережной.

Старт конкурсу на пресс-конференции в середине июня дали мэр Казани Ильсур Метшин и помощница президента РТ Наталия Фишман. Уже тогда была анонсирована серия проектных семинаров и дискуссий для участников проекта. Первое такое мероприятие как раз и состоялось накануне в «Смене».

Наталия Фишман

Выявлять ключевые идеи, смыслы, векторы развития территории вокруг Кабана собрались представители общественных организаций и просто местные жители. Наиболее интересные их желания обещали учесть при составлении окончательного техзадания...

ОТ ВЕЛОДОРОЖЕК ДО КУЛАЧНЫХ БОЕВ

Для начала собравшимся прочитал лекцию французский урбанист Эдуард Морот о мировом опыте развития прибрежного городского пространства. За его плечами работа над крупными прибрежными проектами как в Москве, так и в столице Нигерии Лагосе. Далее участников разбили по пяти группам «по интересам», чтобы отработать вариант развития набережной в определенном направлении. Одним предлагалось решить, какой инфраструктурой дополнить Кабан, другим — как открыть доступ к воде, создать мобильную среду, решить, какие события были бы интересны на данной территории, как сделать набережную экологически чистой. После получасовой подготовки каждая команда защищала свои проекты.

Частенько подобные открытые градостроительные обсуждения с населением превращаются в балаган. Некоторые с пеной у рта готовы доказывать только свою точку зрения, не принимая во внимание никаких других аргументов. И конструктивными подобные встречи явно не назовешь. Здесь же организаторам удалось усадить за один стол людей с диаметрально противоположными точками зрения, и ничего, сидели все, работали в тандеме.

На встречу пришло большое количество людей, среди которых было довольно много студентов — архитекторов, активистов, которые постоянно собираются на подобных тусовках, и просто заинтересованных лиц.

Самое забавное предложение, которое довелось услышать корреспонденту «БИЗНЕС Online» по поводу дальнейшей судьбы Кабана, — выкопать все золото, которое по многочисленным легендам лежит на дне озера, и всей Казанью на вырученные деньги уехать в Женеву на ПМЖ. В остальном же обсуждение носило все-таки более серьезный характер.

Эдуард Морот

Директор музея чак-чака Дмитрий Полосин выступил в качестве одного из инструкторов роллер-школы. Он посетовал, что в столице республики совсем не думают об этой категории спортсменов. Нет чтобы просто ровную дорожку сделать, так все же брусчаткой выложат. Взять ту же территорию вдоль Кабана возле театра Камала. Ездить совсем невозможно. Он также пожаловался, что неплохое пространство для занятия этим видом спорта есть на среднем Кабане, но его сейчас закрыли, так как это территория гребной школы, так что доступ к набережной на сегодняшний день там закрыт. Его жена посоветовала сделать вдоль Булака побольше фонтанов, можно даже с подсветкой. Так как они привлекают туристов. «К примеру, у театра Камала по вечерам всегда многолюдно».

Велосипедисты предложили проложить вдоль озера велосипедную дорожку, чтобы жители Приволжского и Вахитовского районов могли добираться до Зеленого Бора не по шумному Оренбургскому тракту, а вдоль живописного места. Сейчас проехаться на велосипеде полностью вдоль озера просто невозможно. Другой житель пожаловался, что даже на благоустроенных участках прогулка вызывает массу дискомфорта из-за расплодившихся комаров. Были и эксцентричные предложения. К примеру, в XVIII веке вдоль озера лошади бегали на скорость, и это было прообразом первого ипподрома. Почему бы не возобновить? Другая идея — вернуть зимние кулачные бои на самом Кабане между левым и правым берегом...

«У НАС ПОЛНОСТЬЮ НАРУШЕН ГИДРОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЖИМ»

Многие отмечали, что парк Тысячелетия сегодня вообще никаким образом не сообщается с набережной, хотя было бы неплохо и его задействовать. Сошлись во мнении, что нужно развивать озеро в районе ботанического сада и зоопарка за счет расширения этих территорий. И абсолютно дельное замечание сделал мужчина, представившийся Сергеем.

«У нас полностью нарушен гидрологический режим системы озер. Все остальное вторично, мне кажется. Нужно вернуть систему к естественному движению, как это было исторически заложено. Было бы идеально, если бы Булак вновь стал проточным. Природная самоочистка озера не справится никогда с этой задачей, так как водоем находится в центре крупного мегаполиса. Нужен приток воды с Волги». Тут же вспомнили, что Булак когда-то был судоходным.

Активистка Юлия Файзрахманова, активно участвующая в защите водоема у Займища, чуть ли не с мольбой обратилась к будущим конкурсантам.

«Сейчас мы видим, как делают набережные в нашем городе. Вместо естественной среды, удобных спусков для мам с колясками мы получаем бетонную набережную, стандартную брусчатку и стандартный газон. Мне хочется выйти с ребенком в естественную среду, с деревьями, красивыми цветами, по возможности чистой водой. И тогда уже можно организовывать все точки доступа, делать новые площадки, искать новые формы досуга. Это как нарядить елку. Сначала должно быть что-то, что можно будет наряжать. Сена в Париже как раз пример того, как делать не надо. Никто из местных жителей там не купается. Но есть и другие примеры. Строгинская пойма в Москве, где есть место и для пикников, нормальный спуск к набережной, прекрасный парк... Хочется, чтобы и у Кабана среда всегда была живой и проектировщики об этом не забывали. Чтобы люди наслаждались не подделкой, а тем настоящим, что есть у нас в Казани».

«ДАЖЕ ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ ПЛАН, КОРРУПЦИЮ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ».

Поверхностно ознакомился с тем, как обстоят дела с набережными столицы Татарстана, и французский урбанист Морот. По его словам, Казань является прекрасным городом на воде, однако есть типичные ошибки в обустройстве прибрежных территорий.

«Если сфотографировать небольшие кусочки набережной и потом показать людям, то никто не определит, что это именно Казань. Уложен асфальт, проведен свет, осталось только форму скамейки выбрать по каталогу — и типовая набережная готова. А нужно рассматривать эти места в историческом контексте данного пространства», — отметил урбанист.

Кроме того, он согласился с тем, что в Казани очень много зон, где людям достаточно сложно получить доступ к воде. И фактически призвал общественность перестать с этим мириться.

«Либо рядом где-то проходит магистраль, или просто к берегу сложно выйти. А некоторые места вдоль реки и просто приватизированы... Понятно, что есть властные структуры, с которыми бывает сложно взаимодействовать. Для того чтобы не допускать ухудшения сложившейся ситуации, обществу необходимо разрабатывать свои, достаточно действенные механизмы... Необходимо посмотреть правде в глаза, даже если у вас имеется некий утвержденный план по развитию прибрежных территорий, коррупцию никто не отменял. В Омске мы столкнулись со случаем, когда активисты общественных организаций смогли заблокировать продвигающийся проект по застройке набережной. Это было событие. Поэтому важность общественных дискуссии никто не отменял».

«ЭТО НИКАКОЙ НЕ ВЫХОД ПАРА, ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ ВЛИЯТЬ»

Фишман, помощник президента РТ, в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» сказала, что осталась довольна экспериментом с «проверенной и довольно удачной технологией» сбора и обсуждения идей.

«Уже то, что люди сидят за пятью столами теплым летним вечером в пятницу и никто ни с кем не ругается, хотя здесь разные люди собрались, отстаивающие разную точку зрения, дорогого стоит. Если подобные открытые обсуждения грамотно моделировать и собирать людей по интересам, задавать им разные вопросы, структурировать то, что ты хочешь от них получить, в таком случае можно надеяться на результат. Я уверена, что тем, кто сидит за столом, это тоже важно. Они получили возможность высказать свои пожелания, услышать, что думают их оппоненты, интересующиеся тем же вопросом».

Фишман уверяет, что уже сейчас на одно из 10 финальных мест претендуют 8 команд, учитывая, что прием заявок еще не закончен. Причем они не только из Татарстана, но и из России и зарубежных стран. Сейчас общественность собирает так называемое портфолио, техническое задание, с которым далее будут работать архитекторы.

«Мы должны сказать, что от участников конкурса мы хотим. И каждый аспект формулируют именно сами люди. Это очень важно, когда горожане смогут заказать то, что они хотят увидеть в своем городе. Власти хотят прислушиваться к тому, что говорят жители города, и я получила установку привлекать их к обсуждению, и это правильно».

Наталия говорит, что в дальнейшем попробует таким же вот способом пообсуждать и другие значимые территории общественного пространства, на которых будут запланированы изменения. Причем не важно, будет ли по ним устраиваться аналогичный конкурс, либо это будет задание для конкретного архитектора. «Я ужасно рада сегодняшнему событию, потому что есть много действительно эффективных, конструктивно настроенных людей, которые знают свой город, которые понимают, что они от своего города хотят, и понимают, как действовать дальше. И это никакой не «выход пара» для определенной категории людей, это возможность влиять на то, как развивается город».