ОБЛОМКИ ПИРАМИД НАКРЫЛИ 2 ТЫС. ЧЕЛОВЕК

В 2014 году Татарстан накрыло волной крушения финансовых пирамид. Об этом сегодня заявил начальник управления экономической безопасности и противодействию коррупции МВД РТ Ильдар Сафиуллин на брифинге в кабмине РТ. Если в прошлом году МВД возбудило 14 уголовных дел, то с начала этого года их уже 12. Сегодня же ведомство ведет проверку по 28 организациям. «Мы видим, что они имеют признаки финансовых пирамид, проводим комплекс разыскных мероприятий», — говорит Сафиуллин.

Ущерб от «краха пирамид» только за прошлый год — более 1 млрд. рублей. С заявлением на пирамиды в МВД обратилось более 5 тыс. граждан, а в суд направлено 4 уголовных дела. По судебным приговорам, вступившим в силу, осуждено 15 человек. По уголовным делам, направленным в суд, и по вступившим в законную силу приговорам ущерб составил 335 млн. рублей. Возмещено с помощью арестованного имущества всего 200 млн. рублей. И это еще очень и очень неплохо!

Но с января по июнь этого года сумма ущерба увеличилась, хотя в органы внутренних дел обратилось пока 2 тыс. человек. По предварительным оценкам, Остапы Бендеры облегчили кошельки доверчивых граждан на сумму около 800 млн. рублей. В суд отправлено пока одно уголовное дело, к ответственности привлечено два человека.

«Говорить о том, что наше население перестало нести свои сбережения в финансовые пирамиды, пока преждевременно, — говорит Сафиуллин. — Нас часто обвиняют, почему мы не предотвратили работу той или иной пирамиды раньше. Но мы можем работать только при наличии заявления от граждан».

НА «РОСТ» — 1800 ЗАЯВЛЕНИЙ ОТ ВКЛАДЧИКОВ

По словам Сафиуллина, 11 марта этого года удалось предотвратить деятельность самой крупной пирамиды в Российской Федерации за последнее время. Речь идет о компании «Рост», в числе обвиняемых — экс-игрок футбольного клуба «Рубин» Сергей Харламов. Об этом громком деле неоднократно писал «БИЗНЕС Online».

«В органы внутренних дел поступило 1800 заявлений в отношении представителей компании, сумма ущерба составляет более 700 миллионов, — констатирует начальник управления экономической безопасности и противодействию коррупции МВД РТ. — По данному уголовному делу задержано 6 подозреваемых, 1 вышел под залог. С целью возмещения ущерба изъяты денежные средства, автомобили, наложен арест на расчетные счета, недвижимость, общая сумма арестованного имущества — 200 миллионов рублей. Оперативные и следственные действия проводятся, часть ущерба, я думаю, будет возмещена».

Сергей Харламов
Сергей Харламов был отпущен под залог

От вопроса корреспондента «БИЗНЕС Online», какую же все-таки роль в этом деле играет Харламов, Сафиуллин аккуратно уклонился: «То, что проводится в рамках следствия, я озвучить не могу. На то, что ему была дана оценка судебными органами, он выпущен под залог, есть соответственное решение. Устраивает оно кого-то или нет — суд так решил. Мы проводим определенную работу, через какой-то промежуток времени будет больше информации. Работа по этому делу ведется активно, я вас уверяю».

ТРИ КИТА ФИНАНСОВОГО МОШЕННИЧЕСТВА

По мнению секретаря совета безопасности РТ Айрата Шафигуллина, ускоренный рост финансовых пирамид связан с увеличением доходов населения. И это заметно по концентрации потребительских кооперативов и иных не всегда добросовестных организаций. «Когда появляется кризис, люди забывают плохое и пытаются сорвать легкий куш. Если, скажем, в Германии люди вкладывают в долгосрочные проекты, то в России, видимо, такой менталитет, когда граждане хотят заработать здесь и сейчас. Даже однажды пострадав от пирамиды, через 10 - 15 лет снова несут туда деньги», — отметил докладчик.

Сафиуллин утверждает, что некоторые граждане даже берут в банке кредит от 17 - 19% годовых и несут деньги в пирамиду. Она лопается, и человек вместо того, чтобы заработать, остается еще и должен.

Заместитель управляющего отделением Нацбанка по РТ Волго-Вятского главного управления ЦБ РФ Марат Шарифуллин утверждает, что финансовая безграмотность — это один из трех китов, на котором держится деятельность пирамид. «Многие не отличают работу финансовой пирамиды от организаций, которые ведут добросовестно свою деятельность на финансовом рынке, и это целом сильно вредит имиджу финансово-кредитных организаций и подрывает доверие населения».

Второй кит — это безысходность. Она свойственна более бедным слоям населения. Люди, потерявшие надежду на материальное благополучие, бросаются в омут финансовых пирамид, хватаясь за них как за соломинку.

Ну и третий аспект, подкармливающий деятельность недобросовестных финансовых структур, — алчность человеческая. «Не все пирамиды скрывают, что они являются таковыми и есть опасность их обрушения. Тем не менее граждане сознательно идут в эти финансовые организации с целью успеть получить большие проценты до закрытия данных структур».

По словам Шафигуллина, среди «вкладчиков» не только малообеспеченные слои населения, но и «продвинутая» молодежь, сознательно идущая на риск с желанием запрыгнуть в последний «золотой вагон». Причем формы мошенничества становятся разнообразными.

«РАЗДОЛЖНИТЕЛИ» И АЛЬТЕРНАТИВНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ

«В Банк России продолжают поступать заявления от граждан в отношении компаний, предлагающих услуги по погашению задолженности граждан перед банками и микрофинансовыми организациями, — говорит Шарифуллин. — Так называемая услуга «раздолжнитель». Заемщик выплачивает подобной конторе вознаграждение, измеряемое в процентах долга перед кредитной организацией. При этом на практике «раздолжнитель» не погашает кредиты либо производит первоначальные взносы в символических размерах. Долг остается, вернуть плату, переданную «раздолжнителю», можно через суд. Но с учетом того, что «раздолжнители» не находятся под надзором государства, легко самоликвидируются, перспектива взыскания вложенных средств представляется сомнительной».

Еще одна форма мошенничества, по мнению банкира, — это альтернативное кредитование. Процентные ставки в таких фирмах ниже рыночных, а требования к заемщикам фактически отсутствуют. Участие граждан в таких программах оформляется договором о предоставлении услуг на срок до 15 лет, предусматривающих предоставление клиентам денег для приобретения необходимого имущества, но только после внесения ими единовременного регистрационного платежа в размере от 5 до 20% от стоимости кредита. При этом количество платежей и сроки предоставления кредита не обговорены. Возврат же регистрационного взноса с ежемесячных платежей не предусмотрен даже в случае расторжения договора с этой организацией.

Сейчас, по словам Шарифуллина, Татарстан готовит сразу несколько законодательных инициатив, которые помогут ужесточить и упорядочить работу этих организаций, чтобы лишить нарушителей возможности обманывать население. Первая инициатива уже была принята Госдумой РФ на прошлой неделе в третьем чтении. Она запрещает привлечение денежных средств всеми организациями, которые не поднадзорны Банку России. Под этот закон попадают всевозможные общества с ограниченной ответственностью. И шансы, что эту инициативу поддержит совет Федерации и президент России, велики. Следующая инициатива касается ужесточения уголовной ответственности за создание финансовых пирамид. Но она сначала должна пройти слушания на ближайшем заседании Госсовета РТ.

«...ИДИОТЫ НЕСУТ ДЕНЬГИ ДОБРОВОЛЬНО»

Эксперты «БИЗНЕС Online» по-разному оценили ситуацию с финансовыми пирамидами в Татарстане.

Павел Сигал — бизнесмен, владелец центра микрофинансирования:

— Есть четкий критерий: если компания привлекает деньги по цене выше рыночной, то, скорее всего, это пирамида. Сейчас цена привлечения денег — максимум 22 - 24 процента годовых, это для МФО (микрофинансовых организаций) и КПК (кредитных потребительских кооперативов). Если компания привлекает под 30 процентов годовых и более, это пирамида.

Наличие таких компаний плохо сказывается на микрофинансовых организациях. Мошенники дискредитируют весь рынок! Причем среди КПК таких компаний больше. Я не знаю ни одной микрофинансовой организации, которая бы действовала как пирамида. Никто с пистолетом людей в эти фирмы не зовет. Эти компании играют на людской жадности. Возьмите КПК «Рост», который предлагал 15 процентов в месяц — 180 процентов годовых. Но нет таких бизнесов, которые могут выдавать такие деньги. Есть некий шустряк, который хочет заработать и украсть деньги, раз идиоты несут деньги добровольно! Здесь можно бороться только просвещением, полицейского к каждой компании не приставишь.

Павел Медведев — ученый-экономист, финансовый омбудсмен России:

— Кризис всегда увеличивает тягу к мошенничеству. Когда был тяжелый кризис начала 90-х, на улицах появились «наперсточники», которых при советской власти я просто никогда не видел и даже и не знал о них. Так что количество мошенников и количество попыток обмануть граждан увеличивается. Я боюсь, что мы с вами слишком ангажированы, мы слишком всерьез воспринимаем опасность финансовых пирамид, она нам застилает глаза. На самом деле более частое мошенничество бывает совсем другим. Я как финансовый омбудсмен получаю жалобы от граждан. На финансовые пирамиды не жалуется никто уже лет 10 - 15. И не то что их нет. Они есть. Но спасибо Мавроди, который дорогой ценой объяснил нам, что это такое. Открыл нам глаза. И уже в эту воду войти трудно.

Ильдус Янышев — депутат Казгордумы, генеральный директор ООО «Контр»:

— Открытие таких фирм в первую очередь связано с финансовой неграмотностью людей, их жадностью, посылами о легком заработке. Даже то, что люди берут деньги под проценты в микрофинансовых организациях, уже считаю экономическим самоубийством. Я бы не назвал работу и настоящих микрофинансовых организаций добропорядочной, так как деньги они выдают под 60 процентов годовых. И полиция с пирамидами, по сути, не работает, они ждут, когда будут заявления, появятся потерпевшие, тогда только начнется расследование. Большое внимание нужно уделять профилактике, чтобы поставить жесткий заслон пирамидам, лишив их клиентов.