«ТО, ЧТО НАС ОБОШЕЛ ТАТАРСТАН, — ЭТО КАК НАГРАДА»

Сегодня в рамках петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) презентовали результаты национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Мероприятие вызвало настоящий ажиотаж: видимо, организаторы неправильно оценили интерес к событию и выбрали зал, который не мог вместить всех желающих, не только занявших все места, но также выстроившихся в шеренги возле стен, а также столпившихся у двух входов в зал.

Если в прошлом году ранжировали в пилотном варианте только 21 регион (заочно включив в обойму и Кировскую область), то в этот раз — уже 76 субъектов. По понятным причинам оказались не охвачены «новые» российские территории — Крым и Севастополь. Также не вошли ряд республик Кавказа, Ненецкий автономный округ и Еврейская автономная область. Как пояснил глава агентства стратегических инициатив Андрей Никитин, не по всем регионам успели собрать релевантные данные, однако уже к 2016 году обещают исправить недоработки.

Когда на размещенных в зале телеэкранах замелькали результаты национального инвестрейтинга-2015, присутствующие притихли: таблицы листались, как карты в колоде, и казалось, что конечный результат зависит от того, кому какая карта выпадет. Выпало — Татарстану. По интегральному индексу, который строится из суммы индексов по другим направлениям, республика оказалась первой, потеснив прошлогоднего лидера — Калужскую область. В прежнем рейтинге РТ довольствовалась только 4-й строкой, уступая также Ульяновской области и Красноярскому краю. В этом году пятерка лидеров выглядит так: Татарстан, Калужская область, Ульяновская область, Костромская область и Краснодарский край.

Впрочем, лидерство РТ хоть и не подлежит сомнению, но все-таки имеет свои «червоточины»: безусловный успех наблюдается не по всем направлениям. По регуляторной среде Татарстан занял 1-ю строчку (продемонстрировав очевидный рост, перейдя с 4-й позиции), в группе институтов для бизнеса стал 8-м (в 2014 году был 9-м), по инфраструктуре и ресурсам — 2-м (в прошлом году — 6-м), а по поддержке малого предпринимательства не вошел даже в десятку (хотя по результатам предыдущего рейтинга занимал третье место). Тем не менее в «общекомандном зачете» республика впервые стала общероссийским лидером и, соответственно, носителем лучших практик по созданию благоприятного инвестиционного климата.

К слову, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов не отчаивается и достойно воспринимает потерю лидерства. «То, что нас обошел такой достойный соперник, как Татарстан, — это как награда», — прокомментировал он свои результаты.

«ЭТО НЕ ПОТОМУ, ЧТО МЫ ХОРОШО ЗНАЕМ РУСТАМА НУРГАЛИЕВИЧА»

«Я вижу список лидеров: ничего нового для нас нет, — признался первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, выступивший в качестве одного из спикеров на презентации результатов рейтинга. — Это не потому, что мы хорошо относимся к Светлане Юрьевне Орловой (губернатор Владимирской областиприм. ред.) и что мы Рустама Нургалиевича (Миннихановаприм. ред.) хорошо знаем. Нет. Мы с ними почему активно работаем? Потому что они все время демонстрируют успех. Но сейчас эта методология позволяет все это проявить, оценить, оцифровать, и это объективный подход».

В своей поздравительной речи, адресованной «победителям» рейтинга и его разработчикам, Шувалов (даром что не новичок в правительстве) не переставал удивляться колоссальным размерам России. «Наша страна такая огромная. Столько губернаторов и столько разных регионов в РФ — и такая разная жизнь... Я думаю, что люди, которые живут в Улан-Удэ, вряд ли знают, что происходит с разрешением на строительство в Казани». Для этого, по мысли вице-премьера, и нужен национальный рейтинг — связать большую страну в единое инвестиционное пространство для развития. Тем более что в конечном итоге «жизнь на местах», как небезосновательно полагает Шувалов, зависит от регионального руководства и от того, «насколько умно и ответственно власть распоряжается тем, что есть».

image1-(2).jpg

Тема регионализации, растущей навстречу и в пику глобализации, магистральная для первого заместителя председателя российского правительства. Как раз на сегодняшнем деловом завтраке, открывшем второй день ПМЭФ, Шувалов рассуждал о том, что в современном мире конкуренция разворачивается не между государствами, а между городами, и привел в пример Москву, Санкт-Петербург и Казань как «абсолютно современные города, которые могут конкурировать в международном масштабе» и в которых комфортно жить. Но и у регионов, которые в настоящее время входят в «отстающую» пятую группу рейтинга, есть возможности быстро вырваться вперед за счет взаимообмена передовыми практиками.

«Мне нравится, что этот рейтинг никого не унижает, не ставит никого на последнее место и не влечет никаких административных последствий, что дает возможность двигаться вперед, — заключил Шувалов. — Это проект о том, как из минимальных возможностей сделать максимальные».

СИСТЕМА СИГНАЛОВ В НАШЕЙ СТРАНЕ РАБОТАЕТ ЛУЧШЕ ВСЕГО

«У Татарстана тоже нет полного рейтинга высшей пробы, — вставил «шпильку» Никитин. — Не все — группа А. Есть попадание в группу Б по поддержке малого бизнеса. Это говорит о росте влияния малого и среднего бизнеса, о том, что он начал обретать силу, развиваться и чувствовать, что ему чего-то не хватает. Я бы говорил не о том, что что-то ухудшилось, а о том, что у предпринимателей запросы выросли», — объяснил свою позицию Никитин и добавил, что региональным правительствам надо «найти адекватные ответы, чтобы дать малым предпринимателям возможность развиваться».

Тем не менее генеральный директор АСИ признал, что показатели Татарстана — это, «без преувеличения, отличные результаты». «По многим показателям есть очень большие улучшения, — констатировал Никитин. — На 8 дней сократились сроки регистрации права собственности. Отдельная специализированная организация по привлечению инвесторов у РТ с прошлого года на этот год тоже стала оцениваться лучше». Кроме этого, как добавил глава АСИ, чем выше регион в рейтинге, тем больше у него проектов с иностранными инвесторами. Это касается в первую очередь Татарстана, Калужской и Ульяновской областей.

Ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов попросил врио президента РТ Рустама Минниханова прокомментировать не только свои успехи, но и неудачи. К счастью, к этому моменту Минниханов уже был в зале, хотя к началу презентации лидер региона-победителя припоздал. Корреспондент «БИЗНЕС Online» даже ненароком заволновалась, заметив на стуле, предназначенном для Рустама Нургалиевича, совсем незнакомого мужчину, однако, в очередной раз окинув взглядом зал, наконец, увидела такое знакомое лицо — Минниханов сидел рядом с губернатором Владимирской области Светланой Орловой. Она была одета в желтый костюм, чем выгодно отличалась на фоне темных мужских пиджаков. Зато Рустам Нургалиевич привлекал внимание своей сияющей улыбкой. Он увлеченно о чем-то беседовал с Орловой, активно жестикулировал, а потом сделал традиционный снимок и, как обычно, выложил в Instagram.

Отвечая на вопрос Шаронова, Минниханов связал успех Татарстана в рейтинге с системной работой в каждом муниципалитете, которая дает свои результаты. Отдельно он подчеркнул, что власть проводит встречи с предпринимателями, когда приходится отвечать на «массу неприятных вопросов». Что касается неудач (в основном в сфере поддержки МСБ), то Минниханов заявил, что «малому бизнесу надо подтянуться по качеству», чтобы занимать большую долю в тех же госзакупках. Однако он признал, что пока есть проблемы с информированностью, и пообещал все учесть. «Приятно, когда ты где-то там наверху. Это позволяет нам увидеть узкие места. Итоги внимательно проанализируем и сделаем выводы для себя», — добавил Минниханов.

И все-таки главной проблемой года глава республики назвал недоступность кредитов и стоимость денег. «Я думаю, меня очень волнует доступность финансов и стоимость. Количество и стоимость денег не те, которые мы бы хотели», — пожаловался Минниханов.

— А в республике есть рычаги влиять на эту ситуацию или это абсолютно рыночно? — поинтересовался Шаронов.

— Рычаг у всех есть, — загадочно улыбнулся Минниханов и продолжил почти заговорщически. — То, что я вам здесь озвучил, уже кое-кто услышал.

— Система сигналов, да? — уточнил модератор.

— Система сигналов иногда работает лучше, чем другие системы, — знающим тоном ответил глава республики

— Всегда! В нашей стране всегда, Рустам Нургалиевич, — согласился Шаронов.

«ЭТО ЕЩЕ НАЧАЛО. НАДО РАБОТАТЬ И РАБОТАТЬ»

Уже после презентации те, кто входил в рейтинговый комитет, делились впечатлениями с журналистами. Глава РСПП Александр Шохин остался доволен результатами и уверен в их объективности. «Все губернаторы поняли, что работа проделана серьезная, это объективная оценка ситуации, работа команды и субъективное ощущение бизнеса, насколько ему комфортно работать в регионе», — заявил он. Сопредседатель «Деловой России» Алексей Репик и вовсе оценил рейтинг как инструмент-путеводитель для зарубежных и российских инвесторов. «Уже и российские, и зарубежные инвесторы смотрят на рейтинг как на реально действенный инструмент принятия решений. Наверное, неслучайно ВРП у нас в Татарстане растет быстрее, чем во всех регионах, — после этих слова стоявший рядом Минниханов удивленно поднял брови. — Успех субъекта — это наличие в нем действенной команды, которая может слышать бизнес, слушать бизнес и реально на практике улучшать условия ведения бизнеса».

Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у Никитина, не станет ли рейтинг со временем некоторой уравниловкой условно идеальных регионов. На это он ответил, что ранжирование происходит по 50 показателям и в каждом из них будет, в конце концов, свой регион-лидер. «Кто-то подтянется к тому, что сейчас делает Татарстан. Татарстан пойдет дальше, и у нас на следующий год будут новые лучшие практики. Это процесс совершенствования. Каждый год будут появляться новые формы. Задача — создать постоянное движение, чтобы никто не спал, в медвежьем углу не сидел, накрывшись мешком», — заявил глава АСИ.

В беседу вмешался Репик: «В этом суть двухтактности рейтинга. Рейтинг выявляет практики, все под них подстраиваются. За то время, когда регионы, где не все здорово, подтягиваются к лучшим стандартам, появляются новые стандарты».

Виновник торжества Минниханов был скромен в оценке результатов республики. «Сказать, что мы абсолютный лидер? Нет. Таких, как мы, много — тех, что по ряду параметров оказались лучше, — заметил Минниханов. — Это еще только начало. Нам надо еще работать и работать. В этот раз мы, а потом будет кто-то другой — это нормальная работа. Мы проанализируем, где у нас резервы, ресурсы, и вместе с коллегами будем стараться, чтобы эта планка была еще выше».

Журналисты поинтересовались, что же Татарстан будет делать, чтобы подтянуть свои показатели по поддержке малого предпринимательства. Ответ Минниханова был вполне предсказуем — надо работать каждый день, что, как думается, он и намерен продолжать. «Но не только президенту республики, а еще и муниципальным органам. Они должны понимать, что надо зарабатывать не только для бюджета. Надо научить людей быть самодостаточными. У них должны быть какие-то навыки, где они могут заработать. Наша задача — изменить ментальность. Это требует времени и усилий. Вот эту задачу мы перед собой ставим», — заявил Минниханов.

И все-таки глава республики видит практическую пользу от своей победы в рейтинге, что в конечном итоге приведет в регион еще больше инвесторов. «Конечно, это некий плюс, который позволяет обратить внимание на нашу республику. Мы считаем, что нам и дальше надо так же двигаться и работать», — ответил Минниханов на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online».

Впрочем, в успехе Татарстана и на будущий год не сомневаются даже сопредседатели рейтингового комитета — во всяком случае президент «ОПОРЫ России» Александр Калинин. «Я думаю, удастся. Я просто вижу глаза предпринимателей в Татарстане и думаю, что с такой синергией это удастся», — сказал он нашему корреспонденту. Что касается Калуги — ближайшего конкурента Татарстана, то ее главный плюс видится Калинину в близости с Москвой. «Вот они — рынки сбыта. Соответственно, с трудовыми ресурсами у них проще, — заметил он. — Но вот в этом и уникальность Татарстана, что вы смогли найти такие точки роста. Секрет один, как сказал ваш президент, — системная работа и потребность слушать то, что говорят люди. Вот он это выстроил».

print_669558_1009230.jpg

«ВСЕГДА НАДО ЖИТЬ С ПОЗИТИВОМ»

По пути в пресс-центр ПМЭФ, буквально на его ступенях корреспондент «БИЗНЕС Online», подняв глаза, встретила Рустама Нургалиевича со своей многочисленной свитой. То ли от своей победы в рейтинге, то ли просто от дружелюбной питерской атмосферы на лице президента сияла улыбка.

— О! здравствуйте! Как ваши дела? — обратился он к нашему корреспонденту и легким движением взял под руку.

— Хорошо, — от неожиданности корреспондент растерялась, но последовала туда, куда ее уже увлекал Минниханов.

Впрочем, быстро придя в себя, спросила:

— А можно задать вам один небольшой вопрос?

— Можно... Если не очень каверзный, — пошутил Рустам Нургалиевич. Настроение у него явно было отличное.

— Эльвира Набиуллина говорила, что наша экономика уже прошла дно кризиса. Вы ощущаете рост? Может, в республике дела обстоят лучше, чем в других регионах?

— Рост пока не ощущаю, но ощущаю стабилизацию, — Минниханов на мгновение стал очень серьезным. — Все зависит от нас. Как наша национальная валюта будет держаться, как банки будут работать. Это очень важно для нас.

— Вот вы на дискуссии как раз говорили, что проблема в недоступности кредитных ресурсов, — корреспондент «БИЗНЕС Online» решила извлечь максимум из неожиданной возможности поговорить с президентом лично.

— Деньги дорогие, все мы это знаем.

— И что же делать? Республика будет как-то сигнализировать, как вы говорите?

— ЦБ уже учетную ставку до 11,5 процентов снизил. Шаг за шагом. Быстро это не сделаешь. Но нужно, чтобы системность сохранилась, — Минниханов рассуждал на ходу, увлекая корреспондента дальше по площадке форума. За ними послушно следовала вся делегация Татарстана.

— Скажите, а через год будет лучше или хуже, чем сегодня?

— Будет лучше! Всегда надо жить с позитивом, — врио президента тут же подтвердил свои слова улыбкой. — Люди, которые живут с негативом, несчастны. Мы будет жить лучше в следующем году. 100 процентов! Вспомните потом!

Минниханов, казалось, давал установку не только нашему корреспонденту, но и все жителям республики, страны, а то и мира.

— А в рейтинге Татарстан удержит лидерство?

— Удержит! — без тени сомнения говорил он.

— Уверены? — наш корреспондент попыталась привнести капельку сомнений в столь радужные слова Минниханова.

— Будем в группе лидеров, — смягчил он свои прогнозы. — Все зависит от нас.

— А как же Калуга, которая дышит вам в спину?

— Это нормально быть в десятке. Первые 10 регионов примерно одинаковы, — Минниханов приостановился. — Если ты в десятке, уже хорошо. Кому как повезет. Карты раздают — три туза получил, значит, все.

ТАТАРСТАН БУДЕТ ДЕЛИТЬСЯ ОПЫТОМ

Национальный рейтинг инвестиционного климата появился во многом в пику многочисленным западным рейтингам, в которых Россия в последнее время лавинообразно сползала вниз. «Управлять инвестициями в России на базе рейтингов, которые формируются сейчас в Вашингтоне, очень сложно», — признавался тогда один из инициаторов национального рейтинга, руководитель АСИ в СЗФО Евгений Лебедев. В этих словах, пожалуй, не было никакого лукавства: начиная с 2014 года оценки европейских и американских экспертов становились все более политизированными и субъективными, это отмечали многие эксперты. Оказавшись перед рейтинговым «кривым зеркалом», Россия задумалась: а зачем в такое зеркало вообще смотреться? И оперативно провела «импортозамещение» в этой сфере, заменив Doing Business и Bloomberg на аналитический продукт агентства стратегических инициатив. При этом западные рейтинги сохранили свое влияние на умы и настроения представителей российского крупного бизнеса, но у них появился быстро взрослеющий оппонент в лице национального рейтинга, к которому стали все больше прислушиваться малые и средние предприниматели.

Как сказано на официальном сайте АСИ, полномасштабное развертывание национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ осуществляется на всей территории страны с ноября 2014 года. Партнерами агентства стратегических инициатив выступают здесь «Деловая Россия», «ОПОРА России», Торгово-промышленная палата РФ и некоторые другие организации. Цель рейтинга проста — оценить ключевые факторы создания благоприятного инвестиционного климата по четырем направлениям (включающим в себя 47 показателей): «регуляторная среда», «институты для бизнеса», «инфраструктура и ресурсы», а также «поддержка малого предпринимательства». Результатом должно стать выявление лучших региональных практик и распространение их путем образовательных программ на другие субъекты РФ.

Интересно, что национальный рейтинг по образцу зарубежных формируется методом опроса (в основном по телефону). Проводить этот опрос стараются среди экспертов деловых объединений и среди самих предпринимателей, имеющих реальный опыт получения государственных услуг: от разрешения на строительство и регистрации предприятия до подключения к электросетям и пр. Всего, как информирует АСИ, планировалось «опросить более 50 тыс. предпринимателей по всей стране и до 3 тыс. экспертов, способных дать взвешенную оценку качеству институциональной среды в своих регионах».

Теперь Татарстану предстоит открыть собой первую страницу в сборнике 50 лучших региональных практик, который Никитин обещает сформировать в скором времени. «Каждый регион получил карточку собственных значений», — сказал глава агентства стратегических инициатив. Что касается сборника, то он детально раскроет успешные практики: «как делали и что делали, какими командами, какими ресурсами, какие нормативные акты при этом принимали». В октябре-ноябре 2015 года, по словам главы АСИ, будет сформирована образовательная программа, которая позволит передать опыт Татарстана и остальных лидеров всем российским регионам.