Итоги своей работы по МСФО за первый квартал накануне представила инвесторам «Татнефть» (фото: www.tatneft.ru)

В РУБЛЯХ — ПЛЮС, В ДОЛЛАРАХ — МИНУС

Прошедшая накануне телефонная конференция «Татнефти» для инвесторов, организованная Bank of America, ярким событием, мягко говоря, не стала. Решив принять в ней участие, наш корреспондент дозвонился в колл-центр, сотрудница которого на английском языке попросила представиться лично и назвать представляемую организацию. Все дальнейшее общение также протекало на английском языке, что, вероятно, повлияло на продолжительность конференции, которая закончилась через 16 минут после начала. Ведь, судя по особенностям произношения, для большинства ее участников язык Байрона и Шекспира был... скажем так, неродным.

Возможно, поэтому и презентация отчетности, и немногочисленные вопросы, и ответы на них носили дежурный характер. Представителей «Татнефти» спрашивали о довольно банальных вещах: увеличении производства нефтепродуктов, добыче битумной нефти и удвоении мощностей ТАНЕКО. Ответы также не тянули на сенсацию: они фактически дублировали информацию, которая и без того известна постоянным читателям «БИЗНЕС Online».

Гораздо интереснее оказался сам отчет по МСФО, в котором разбирался наш аналитический центр. В целом он оказался лучше, чем обнародованный ранее отчет головной компании по РСБУ. Консолидированная выручка от реализации и прочие доходы от основной деятельности (за вычетом экспортных пошлин и акцизов) выросли на 15,7% и превысили 135 млрд. рублей. При этом был установлен абсолютный рекорд по выручке для первого квартала. В то же время в пересчете на доллары показатель снизился на 35% до $2,17 миллиарда.

Чистая прибыль акционеров группы в национальной валюте увеличилась на 8,9% до 26,6 млрд. рублей, но исторический максимум остался за первым кварталом 2012 года. Хотя вряд ли нефтяников это сильно расстроило, если учесть, что ранее головная компания сообщила о падении прибыли почти на 15%. Впрочем, в долларовом выражении потери зафиксировала и вся группа, за три месяца заработавшая $427 млн. — на 39% меньше, чем годом ранее.

НЕФТЬ — В ДАЛЬНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ, НЕФТЕПРОДУКТЫ — В СНГ

За счет чего же группе удалось нарастить рублевые обороты? Часть ответа очевидна. Сильнее всего, на 11,4 млрд. рублей, выросли поступления от продажи нефти за бугор, вернее, в страны дальнего зарубежья (всего 39,4 млрд. рублей). Впрочем, не остались обойденными вниманием и наши ближайшие соседи. Доходы «Татнефти» от продаж сырья в СНГ увеличились в 2,5 раза, достигнув отметки 5,2 млрд. рублей. Итого суммарно экспорт нефти вырос на 48% до 44,5 млрд. рублей.

Ценовая и курсовая конъюнктура при этом не слишком-то благоволила нефтяникам. Согласно данным минфина, средняя цена нефти марки Urals в годовом разрезе снизилась в 2,02 раза, составив в первом квартале $52,76 за баррель. Синхронно упавший рубль все потери покрыть не смог: за это же время средний курс российской валюты ослаб в 1,8 раза до 63,19 рубля за доллар. Как следствие, средняя рублевая цена барреля оказалась на 11% ниже.

Еще один важный фактор — налоговый маневр в нефтяной отрасли, вступивший в силу с 1 января 2015 года. Он предполагает поэтапное сокращение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и одновременно рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Это должно было привести к увеличению экспортных поставок нефти в ущерб развитию переработки, маржа от которой снижается, причем в большей степени страдают заводы с низким уровнем выхода светлых нефтепродуктов.

60295.jpg
(фото: www.tatneft.ru)

В текущем году «маневрирующая» экспортная пошлина на нефть рассчитывается по формуле, включающей коэффициент 0,57 к средней цене мониторинга против 0,59 в прошлом году. А в 2016 году коэффициент должен составить уже 0,55. При этом ставка экспортной пошлины на дизтопливо уменьшилась на 2 п. п. до 63% в 2015 году и должна снизиться еще на 2 п. п. до 61% в 2016 году. Для остальных нефтепродуктов, кроме бензина, сохраняется ставка в размере 66% от пошлины на нефть.

Что в результате происходило в отрасли в масштабах РФ? Согласно данным Росстата, добыча нефти выросла на 1,3% (а ее экспорт — на 12,8%), и, напротив, переработка сократилась на те же 1,3%. При этом производство прямогонного бензина выросло на 4,3%, автомобильного бензина — на 3,2%, дизельного топлива — на 1,8%. Зато выработка мазута сократилось на 2,3%, масел — на 3,8%. То есть нефтяники отреагировали на новшества, как и ожидалось, ростом экспорта нефти и снижением производства темных нефтепродуктов.

— Из финансовой отчетности видно, что компания нарастила экспорт нефти в СНГ и дальнее зарубежье. А вот выручка от продаж на внутреннем рынке по отношению к первому кварталу 2014 года сократилась. В совокупности цифры говорят о том, что налоговый маневр простимулировал компанию продавать за границу нефти больше. Соответственно, в отчетности можно проследить рост объемов экспортной пошлины, — говорит аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева.

Получила ли конкретно «Татнефть» какие-то преференции от налогового маневра с фискальной точки зрения? Пока о его выгодности вряд ли можно говорить: кроме налога на прибыль платежи выросли на 4,47 млрд. рублей (14,3%) до 35,8 млрд. рублей, и основной рост, заметим, пришелся на НДПИ. Впрочем, о том, что правительство выбрало не самый удачный момент для таких нововведений, «БИЗНЕС Online» писал неоднократно.

— Если сопоставить НДПИ, который уплатила компания в первом квартале, с объемами добычи, то налоговое бремя выросло сильнее, чем добыча. За первый квартал 2015 года было добыто 6,5 миллионов тонн нефти, что на 42,6 тысячи тонн больше, чем в 2014 году, рост составил 0,7 процента. А сумма налога за три месяца выросла на 13 процентов, — подтверждает наши выводы Кокорева.

n1.jpg
(фото: taneco.ru)

Следующим направлением по «весу» вклада в растущие доходы «Татнефти» стала реализация нефтепродуктов в страны СНГ, которая увеличилась втрое до 3,5 млрд. рублей. Напомним, что благодаря особому вниманию «государева ока» цены на топливо внутри России росли куда медленнее инфляции. Как утверждает Росстат, розничные цены на бензин в январе-марте в годовом разрезе поднялись на 7,5%, а оптовые и того меньше — на 5,4%. Инфляция же разогналась на 16,2%, а цены производителей промтоваров выросли на 9,8%. В то же время ценовая политика, как и ситуация с конкуренцией на рынках «соседей», явно благоприятствовала этому направлению перекачки нефтепродуктов.

В целом же переработка нефтесырья на комплексе «ТАНЕКО» увеличилась на 4% до 2,13 млн. тонн. При этом собственно производство нефтепродуктов выросло на 3,8% до 2,11 млн. тонн. Напомним, что в прошлом году заводы ТАНЕКО запустили в эксплуатацию комбинированную установку гидрокрекинга (КУГ), которая увеличила выход светлых нефтепродуктов с 48% до 68%. Кроме того, ассортимент компании пополнился дизельным топливом стандарта «Евро-5» и авиационным керосином трех марок.

ШИННИКАМ «ТАТНЕФТИ» ФОРТУНА БЛАГОВОЛИЛА

Сюрприз инвесторам преподнес нефтехимический комплекс «Татнефти», демонстрировавший спад по итогам 2014 года. В первом квартале шинникам явно «пошла масть»: поступления от продаж шин на рынке РФ выросли на 38% и составили практически 5,8 млрд. рублей. И это в то время, когда спрос на новые автомобили в стране снизился, по данным АЕБ, на 36%, а на машины LADA, с которым тесно сотрудничает «Нижнекамскшина» в части первичной комплектации, — на 25%!

Нижнекамскшины.jpg
«Нижнекамскшина» (фото: shinakama.tatneft.ru)

Согласно отчету «Нижнекамскшины», «в штуках» объем производства автомобильной «обуви» в первом квартале вырос на 6,5%, а выручка от реализации шин — на 21,6% до 3,5 млрд. рублей, что говорит не только о линейном росте оборота, но и о росте наценки (маржи). Традиционно же бóльшую наценку можно получить не при работе со смежниками-автопроизводителями, а на вторичном рынке — в торговле.

«Есть ничуть не меньший по объему вторичный рынок, ведь всем ранее проданным машинам надо периодически менять старые покрышки на новые, а еще требуется заменять и камеры, так что поле для работы у шинников огромное. Кроме того, есть и экспорт шин как для первичного рынка, так и для вторичного. Следует учитывать, что в республике шины делаются и для других транспортных средств: летательных аппаратов, дорожно-строительной техники, спецтехники, сельхозтехники, а там ситуация отличается от ситуации на рынке новых легковых и грузовых автомобилей», — говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Конечно, стоит учесть и то, что после ослабления рубля покупать отечественные шины оказалась заметно выгоднее, чем импортные аналоги. Там, где это вообще возможно, разумеется.

==table622==

ПОМОЩЬ БАНКАМ ВЕРНУЛАСЬ ПРОЦЕНТАМИ

Подобно ящерице, «Татнефть» в нужный момент умеет сбросить уже мешающий ей хвост. За прошедший год долговая нагрузка компании сократилась самым радикальным образом: с 85 млрд. рублей на 31 марта 2014 года до 34,5 млрд. рублей на 31 марта текущего года. Финансовым отделам других крупных компаний РТ — тому же КАМАЗу, например, пожалуй, впору брать уроки у нефтяников. Подчеркнем, что наиболее мощный сброс балласта в виде займов и кредитов выпал на второй квартал 2014 года. То есть после того, как стало ясно: «Крым наш», а западные страны готовят разноплановые санкции в отношении России.

При этом отметим, что группа в целом увеличила расходы по процентным выплатам на 242 млн. рублей до 1,7 млрд. рублей, в отличие от головной компании ОАО «Татнефть», сэкономившей на этой статье расходов. Однако и процентные поступления группы составили более 2,9 млрд. рублей — почти вдвое больше, чем в первом квартале 2014 года. Стоит напомнить, что «Татнефть» поддерживала местные банки ликвидностью в самый тяжелый для тех период, в декабре-феврале, и добро не осталось «безнаказанным».

Где же держала свои деньги крупнейшая компания Татарстана? На 31 марта их основная доля находилась в родственном банке «Зенит» и его дочерних предприятиях, а также в Сбербанке, Райффайзенбанке и «АК БАРС» Банке. Ранее в эту цепочку также входил Банк ВТБ, однако по итогам первого квартала он уже не упоминается.

Теперь собственно о деньгах. Денежные средства компании и их эквиваленты сократились на 3,7 млрд. рублей почти до 20 млрд. рублей. При этом сумма краткосрочных депозитных сертификатов незначительно подросла на 290 млн. рублей до 42,5 млрд. рублей, а долгосрочных — на 2,1 млрд. рублей до 16,7 млрд. рублей.

К сожалению, не обошлось и без негатива. Убыток от участия в банке «Зенит» по итогам января-марта вырос в 7,5 раз до 419 млн. рублей. Конечно, вся банковская отрасль в начале года пребывала в полуобморочном состоянии и лишь подсчитывала убытки. Однако «Зенит» исхитрился войти в «антитоп-20» российских банков с наибольшим убытком, оказавшись в одной компании с ВТБ, ВТБ24, «Русским Стандартом», «Уралсибом», Газпромбанком и прочими нашими гигантами.

Группа «Татнефть»: результат от участия в ассоциированных и совместных предприятиях

Доля в ассоциированных и совместных предприятиях

1 кв. 2014

1 кв. 2015

Абсолютное изменение 1 кв. 2015 к 1 кв. 2014, млн. руб. Относительное изменение, %

ПАО «Банк ЗЕНИТ»

-56

-419

-363

648,2

Прочие

-107

133

240

НА РЕЗУЛЬТАТЫ «ТАТНЕФТИ» ВЛИЯЛИ НАЛОГОВЫЙ МАНЕВР И ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Одной из задач, которую призван решить налоговый маневр, как раз является создание условий по интенсификации освоения месторождений с вязкой и сверхвязкой нефтью. Имеющееся налоговое законодательство этому не очень способствует из-за высокой фискальной нагрузки, которая делает разработку таких месторождений нерентабельной, ведь фиксированная нагрузка на нефтяников фактически убивает месторождения с высокими издержками. Замена НДПИ на НФР сделает налогообложение отрасли более гибким, позволит добывающим компаниям в меньшей степени сокращать инвестиции, так как показатель чистой рентабельности месторождений станет менее зависимым от внешних рынков.

Возможных причин роста реализации нефтепродуктов в СНГ может быть несколько. Во-первых, это может объясняться увеличением объемов закупок продукции «Татнефти» в данных странах, во-вторых, это могло произойти из-за девальвации курса рубля, что сделало российские нефтепродукты привлекательными по цене. Наконец, внутренние изменения на рынках стран СНГ могли привести к тому, что там стало больше продаваться продукции из нашей страны.

Павел Щипанов — руководитель аналитического отдела Romanov Capital:

— Происходящее сейчас увеличение мощностей нефтеперерабатывающих заводов и планируемое строительство новых мощностей на заводах в 2016 году позволят «Татнефти» извлекать выгоду из налогового маневра.

Также необходимо отметить сохранение прибыли практически на неизменном уровне по сравнению с аналогичным периодом 2014 года из-за стабилизации рублевой себестоимости при пониженных ценах на нефть на мировых товарных площадках и сохранении объема инвестиций в дальнейшее развитие компании, что позволит извлекать выгоду в перспективе.

Анна Кокорева — аналитик «Альпари»:

— Рост выручки от реализации нефтепродуктов связан и со слабой конкуренцией, и с ослаблением рубля, покупка российской продукции становится более выгодной для стран с более крепкой национальной валютой. То же самое касается и шин. Рост продаж на внутреннем рынке связан с тем, что наши шины дешевле, при текущем курсе импортные шины выросли в цене и в рознице, да и промышленные автопредприятия стали искать более дешевую замену. Это эффект импортозамещения.

==table623==