ПМЭФ: 200 ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ И 7 ТЫС. УЧАСТНИКОВ

Сегодня в Северной столице открылся петербургский международный экономический форум (ПМЭФ), который по своему охвату вполне может конкурировать с самыми авторитетными мировыми площадками, недаром его еще называют «русским Давосом». В этом году мероприятие проходит под девизом «Время действовать: совместными усилиями к стабильности и росту!». Несмотря на непростую международную обстановку, продолжающиеся экономические санкции в отношении России, интерес к ПМЭФ не только не снизился, но и, напротив, возрос. В этом году в нем участвуют представители 114 стран, прибыли главы более 200 крупнейших иностранных компаний. Общее количество участников превысило 7 тыс. человек.

Новшеством мероприятия в этом году стал несколько измененный формат. Конечно, привычные панельные дискуссии и круглые столы тоже будут, но также состоятся деловые форумы Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС, региональный консультативный форум «Деловой двадцатки», а также сессия международного дискуссионного клуба «Валдай». Организаторы еще до открытия ПМЭФ сообщали, что отдельным событием станет заседание межправительственной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству во главе с первым вице-премьером РФ Игорем Шуваловым и зампремьера Госсовета Китая Чжан Гаоли.

print_669558_1009218.jpg

Традиционно в ПМЭФ принимает участие Татарстан. В Санкт-Петербург еще накануне прибыл врио президента РТ Рустам Минниханов. Также в форуме участвуют высокопоставленные татарстанские чиновники: министр информатизации и связи Роман Шайхутдинов, министр промышленности и торговли Равиль Зарипов, министр экономики Артем Здунов, министр труда, занятости и соцзащиты Эльмира Зарипова, руководитель агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина, не говоря уже о многочисленных генералах бизнеса.

КАМАЗ ВЗЯЛ КУРС НА СТРАНУ ПИРАМИД

Примечательно, что в этом году на ПМЭФ невозможно отыскать стенд республики — его просто нет. «Не можем же мы везде свой стенд делать», — пожал плечами в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Зарипов. Правда, отсутствуют на форуме и стенды других российских регионов. Зато под КАМАЗ отдали целый павильон, рядом с которым на всеобщее обозрение и для привлечения внимания выставлен автомобиль команды «КАМАЗ-Мастер». Рядом с ним одиноко стоял, подобно еще одному экспонату, победитель прошлогоднего «Дакара» Андрей Каргинов. Казалось, он не знал, где найти себе применение, поэтому бесцельно бродил возле машины и вокруг павильона. Каргинов рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что на форуме представляет свою команду. «Остальные работают», — отметил гонщик.

Так как своего стенда республика не привезла, то все встречи решено было проводить под сенью КАМАЗа. Так, около полудня глава Татарстана Минниханов уже встретился здесь с вице-президентом Ирака Усамой Аль-Наджафи. Чуть позднее там же прошла встреча гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина с министром промышленности Египта. «У нас сейчас одна из главных задач — развитие наших экспортных рынков. Египет — перспективная страна», — пояснил нашему корреспонденту пресс-секретарь КАМАЗа Олег Афанасьев и добавил, что по итогам встречи никаких соглашений подписано не будет, но для расширения рынка сбыта автомобилей такие переговоры могут быть полезны.

Расширение экспортных рынков актуально для челнинского автогиганта, т. к. в текущем полугодии ОАО «КАМАЗ» ожидает падения продаж своих автомобилей в России примерно на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом рассказал Когогин, выступая сегодня на брифинге в рамках ПМЭФ. «Продажи не превысят 8 - 10 тысяч автомобилей», — заявил он и предположил, что во втором полугодии результаты будут «однозначно лучше». В январе-мае продажи КАМАЗа действительно упали на 54% до 6,1 тыс. машин. Единственное, но слабое утешение — при этом весь российский рынок тяжелых грузовиков сократился на 64% до 11,1 тыс. машин.

print_669558_1009212.jpg

В ТАТАРСТАНЕ СОЗДАДУТ СОВРЕМЕННУЮ ВЕРСИЮ «ДВОРЦОВ ПИОНЕРОВ» — ДЕТСКИЕ ТЕХНОПАРКИ

Еще до официального открытия форума в 11 часов корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось поговорить с представителями делегации Татарстана об их ожиданиях от такого грандиозного события. Бизнесмен, владелец центра микрофинансирования Павел Сигал приехал на ПМЭФ второй раз. Он рассказал, что еще накануне официального открытия в рамках форума впервые прошло мероприятие, посвященное проблемам малого и среднего бизнеса (МСБ). По его словам, обсудили много важных для бизнеса вопросов с VIP-персонами. «Слышать — слышат, но вот бы они прислушивались», — с улыбкой заметил он. По его словам, в последние годы жизнь МСБ вовсе не упрощается, а, наоборот, вводятся новые сборы, усиливается давление правоохранительных органов. «Я бы не сказал, что наметился какой-то коренной перелом», — добавил Сигал.

Суть петербургского форума, по его мнению, сводится к тому, чтобы найти ответы на вызовы времени. «Учитывая то, что кризис находится в серьезной стадии и не думает заканчиваться, не очень получается их найти», — добавил бизнесмен. От выступления президента России Владимира Путина, которое состоится завтра во время пленарной дискуссии, Сигал ничего экстраординарного не ждет. «Чего-то такого, чего мы еще не слышали, я не жду. Но, может, нюансы будут заострены», — добавил он.

Минуллина, в свою очередь, приехала на ПМЭФ впервые, но уже имеет амбициозные планы. «Мне кажется, это для нас может дать очередные хорошие результаты и деловые контакты», — отметила она. По словам главы АИРа, с утра она посетила секцию, посвященную российско-японскому сотрудничеству. «Рустам Нургалиевич поставил задачу активизировать работу с азиатскими странами в этом направлении», — объяснила Минуллина свой интерес.

Зарипов нацелен на плодотворные два дня работы. «Все усилия должны быть направлены на дальнейшее повышение конкурентоспособности, привлечение инвестиций, на то, чтобы более активно продолжить начатые проекты в ОЭЗ, в целом республики. Встречи в любом случае дадут позитивный толчок. Это направление в области химии и нефтехимии, вопросы в области ВПК, информационных технологий, развития экспортного потенциала», — рассказал о своих ожиданиях министр в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

Между тем некоторые ожидания уже можно считать сбывшимися: еще утром Минниханов подписал соглашение с минобразования РФ о создании в республике сети детских технопарков, которые должны прийти на смену ушедшим в историю советским дворцам пионеров. Татарстан, как обычно, выступает здесь первопроходцем: идея агентства стратегических инициатив по формированию в России детских технопарков до сих пор существовала только на бумаге. Теперь на той же бумаге появилась подпись Минниханова, намеренного со временем открыть модернизированные «дворцы пионеров» в Казани, Альметьевске, Набережных Челнах и Нижнекамске.

Вторым документом, который завизировал своей подписью президент РТ, стало соглашение о сотрудничестве в сфере электроэнергетики между ОАО «Россети» и Республикой Татарстан. Согласно официальной информации предполагается, что соглашение будет стимулировать спрос на продукцию татарстанских производителей в области электроэнергетики.

ШУВАЛОВ: «ВСЕ ПОШЛО ЗНАЧИТЕЛЬНО ЛУЧШЕ»

Официально открыть ПМЭФ выпала честь главе аппарата правительства Сергею Приходько. «Мне сказали, что без моего выступления форум не состоится», — неловко пошутил он. В своей речи Приходько подчеркнул, что значимость ПМЭФ с каждым годом все возрастает, тем более увеличивается интерес со стороны бизнеса. «Для нас особенно важно, что, несмотря на попытки изолировать Россию, введение рядом государств санкций, сегодня на форум прибыло больше бизнесменов и представителей СМИ, чем в прошлом году. Мы ценим это», — сказал он. И действительно, зал был заполнен до отказа.

Приходько подчеркнул, что особенно для России ценны те партнеры, которые руководствуются собственными интересами, а не конъюнктурными, политическими установками. «Такой диалог должен быть надежной основой совместных шагов в направлении стабильности и стимулирования экономического роста. Ряд наших партнеров полагают, что разногласия — это повод прервать общение, у нас обратная позиция: в период противоречия диалог, как никогда, востребован и важен», — подчеркнул Приходько. На этом ПМЭФ можно было считать официально открытым.

Тут же началась панельная сессия «Экономика: честные ответы на злободневные вопросы». Эти вопросы задавал главред «Независимой газеты» Константин Ремчуков, отвечать пришлось от имени власти вице-премьеру Шувалову, от имени бизнеса — главе Сбербанка Герману Грефу, а Алексей Кудрин выступил как эксперт. В общем, три главых статусных либерала фактически открывали форум.

— Есть ли у правительства «дорожная карта» вывода России на устойчивый экономический рост? — Ремчуков обратился к Шувалову.

Тот утвердительно покачал головой и заверил, что этот план не просто придуман правительством, а еще и обсуждался с бизнесом и общественными организациями. Шувалов имел в виду всем известный антикризисный план, который, как признался вице-премьер, рассчитан на короткий период в течение текущего года. «Но и то его надо будет корректировать, потому что ситуация развивается не так, как мы видели осенью 2014 года», — пояснил он. Ремчуков тут же поинтересовался, что же пошло не так, раз план приходится менять. «Все пошло значительно лучше, — признался Шувалов. — Не могу сказать, что ситуация хорошая, это неправда, она сложная, но она не такая сложная, какой мы видели ее в октябре, ноябре, декабре прошлого года».

Закономерно Ремчуков обратился к Кудрину, спросив, действительно ли все пошло лучше. Тот ответил, что планы правительства, о которых говорил Шувалов, не так плохи, но вот только главные проблемы кроются в «структурных диспропорциях». «Ни одна серьезная структурная проблема в рамках трехлетнего плана решена быть не может», — подчеркнул экс-министр финансов.

«Мы находимся в середине шторма, — дал Кудрин характеристику нынешней ситуации. — Первый квартал всех немного успокоил. Были показатели лучше, чем все ожидали. Многим казалось, что мы прошли пик. Второй квартал покажет, что это не так. К сожалению, неопределенность в отношении третьего и четвертого кварталов высокая». Все это, по его словам, связано не только с экономическими вызовами, но и с проблемами политического характера, которые, по убеждению Кудрина, не позволяют надеяться на традиционный выход из кризиса. Но есть и более серьезный вызов, считает экономист, — определить модель взаимоотношения с западным миром. «Сегодня у меня есть ощущение, что некоторые политики говорят о том, что нам надо отказаться от некоторых механизмов взаимодействия, от некоторых ценностей, от некоторых стандартов, которые мы внедряли последние 15 - 20 лет», — обеспокоен Кудрин.

— Кудрин правильно указывает, что нет ясности в преемственности развития? — спросил Ремчуков у Шувалова.

— Нет никакого разворота на Восток, — удивил вице-премьер и пустился в разъяснения для Кудрина и тех, кто имеет такое же ощущение неясности.

Он уточнил, что еще до санкций было объявлено о желании развивать отношения с восточными странами. Тем более, по словам Шувалова, интеграционная повестка с Европой не сворачивалась, тема от Лиссабона до Владивостока никуда не пропала. «Я считаю, что за все 15 лет команды президента Путина по основным вопросам повестка всегда выдерживается, она последовательна. Никаких шараханий нет», — заверил Шувалов.

ГРЕФ: «КРИЗИС — ЭТО ВСЕГДА РЕЗУЛЬТАТ ПЛОХОГО МЕНЕДЖМЕНТА»

Далее Ремчуков обратился к Грефу, который в последнее время часто говорит о плохом качестве госуправления. «Что вы могли бы сказать по приоритетам управленческих перемен в стране?» — спросил модератор.

Глава Сбербанка заявил, что в мире появился новый тренд инновационной экономики и ни одна страна пока его не имеет. «Как нам соответствовать этому тренду? — задался вопросом Греф. — Это то, где все наши мысли, куда мы стараемся двигаться». Впрочем, банкир недоволен тем, что сейчас обсуждается нынешняя ситуация, но никто не пытается заглянуть в завтрашний день. «Мы все время обсуждаем наши вчерашние проблемы, но никто не пытается обсуждать наше будущее, где будут наши дети, где будет наша экономика», — возмущен Греф. Поэтому все внимание должно быть сосредоточено в направлении оттока капитала из страны, а еще более критичен отток человеческого капитала.

Что касается кризиса, то единственное, что он дает, — мощный стимул к тому, чтобы, наконец, большое количество управленцев были обязаны совершать перемены. «Качество менеджера — каждый день совершать перемены, — назидательно говорил Греф. — Мы тяжело меняем все. Меняем, когда приперты к стенке обстоятельствами». В этом, по словам топ-менеджера, главное отличие успешных людей, которые успевают менять все еще до того, как наступили критические обстоятельства. «Кризисные обстоятельства дают только одну позитивную вещь — ситуацию безвыходности, когда ничего не остается, кроме как что-то менять», — добавил Греф.

Кудрин, получив вновь слово, продолжил рассуждать о структурных реформах, для которых, уверен он, нужен не только хороший план, но и политическая воля, президент и его команда.

Вместе с тем, продолжил экс-министр финансов, есть реальные действия президента, правительства и Госдумы, которые во многом перечеркивают антикризисные планы. В том числе он назвал закон о деофшоризации, который «существенно меняет среду» и не поможет экономическому росту, «а количество проверочной деятельности умножит существенно». То же самое можно сказать о защите персональных данных, заметил Кудрин.

В качестве примера он привел программу «100 шагов» Нурсултана Назарбаева, который еще и объявил о досрочных выборах президента, чтобы тем самым получить у населения мандат доверия на проведение реформ. «Мне кажется, почему бы нам не приблизить выборы президента и не объявить новую программу реформ?» — задал риторический вопрос экономист. После этого, по его мнению, новому главе государства «с новым мандатом доверия» было бы проще проводить реформы. Все имеющиеся программы правительства (антикризисная и основные направления деятельности правительства) рассчитаны лишь до 2018 года, отметил он. «Ни одна серьезная проблема в течение трехлетнего периода решена быть не может», — подчеркнул Кудрин.

Однако по поводу оценки благотворности кризиса экс-глава минфина не согласился с Грефом. Он полагает, что кризис почти всегда повышает производительность, так как выживают наиболее эффективные предприятия. Но он тут же подчеркнул, что это не стоит путать с санкциями, которые никакого благотворного влияния не оказывают, так как Россия отрезана не только от капитала, но и от технологичного и научного обмена, который потом восполнить будет невозможно. Но даже если эту ситуацию оставить, то Кудрин считает важным хотя бы облегчить въезд в страну ученым и предпринимателям.

В правительстве в кризисе также ничего хорошего не видят. «В кризисе нет ничего хорошего для нашей жизни, если в его природе накопленные проблемы плюс еще внешние решения», — отметил Шувалов. Однако в оценке природы кризиса вице-премьер не согласился с Грефом, зато одобрил мысли Кудрина в том плане, что можно принимать какие-то не очень приятные для общества решения. «Кризис принесет благоприятные политические возможности, когда люди не разобщены, а объединены. Тогда помогает решать крупные проблемы», — добавил Шувалов.

Сейчас же в правительстве считают, что им не нужен рост любой ценой. Оказывается, нужен качественный рост. «Волшебников нет. Когда нефть -100, общество ожидает от правительства и Госдумы принятия решений по расходам. Когда нет нефти -100, тогда появляются возможности для тех, кто создает электромобили, новые системы энергоэффективности», — отметил вице-премьер.

Зато у Грефа оказалась иная точка зрения. «Кризис — это всегда результат плохого менеджмента», — сказал он, чем вызвал впервые за всю дискуссию аплодисменты. Глава Сбербанка еще раз подчеркнул, что к нынешней ситуации Россия пришла из-за долгого нерешения проблем. «Надо смотреть вперед и сразу строить тот тип экономики, который будет востребован завтра. А мы мало того что не строим, так еще и условия ухудшаем... — призывал Греф. — Вывод только один — чтобы двигаться вперед, нам надо начать смотреть вперед, нам нужно улучшать качество своего менеджмента».

В заключение дискуссии Ремчуков обратился к экспертам с вопросом, будет ли через год ситуация лучше или хуже по сравнению с нынешней. «Если имеете в виду абсолютные показатели, то будет хуже, потому что идет спад. Если относительные, то лучше, потому что спад будет меньше, чем в этом году», — витиевато ответил Греф. Он добавил, что в перспективе одного года получим то, что уже сделано, а вот что будет через 5 - 10 лет — куда важнее.

Кудрин согласился с Грефом дважды. «Важно, будем ли мы понимать стратегию работы в рамках мировой интеграции, институтов и сообществ. Мы куда идем? Создаем какую-то особую модель экономики? Или признаем все стандарты в мире?» — рассуждал экономист. Зато Шувалов надеется, что «будет лучше». «Нам нужно выйти из рецессии. Нам нужно стабильно развиваться. Но нам нужны амбициозные планы развития. Если их не будет, для нас это очень высокий риск. Нужно совместить высокий рост с качеством роста», — уверенно заявил Шувалов.

«БИЗНЕС Online» продолжает следить за ходом международного экономического форума в Северной столице.

Казань — Петербург