Игорь Шувалов и Эльвира Набиуллина (фото: premier.gov.ru)

АПРЕЛЬСКИЙ ОБВАЛ ЭКОНОМИКИ НЕ ОСТАВЛЯЛ ПОЛЯ ДЛЯ МАНЕВРА

Накануне заседания совета директоров Центробанка экономические показатели словно сговорились, толкая регулятора к очередному снижению ставки. Недельная инфляция в стране со 2 по 8 июня впервые в 2015 году замедлилась до нуля, сообщил Росстат (в предыдущие 6 недель потребительские цены росли по 0,1%). В последний раз такое случалось почти год назад, с 5 по 11 августа 2014 года. Но затем, 7 августа, Россия ввела продуктовые контрсанкции, разогнавшие цены, а потом последовало падение нефтяных цен и декабрьский крах рубля. Ныне же в правительстве полагают, что инфляция по итогам года не превысит 11%, а продовольственное эмбарго и девальвация рубля более на нее не влияют. Да и сама Эльвира Набиуллина не далее как 8 июня заявила, что пик инфляции пройден.

С другой стороны, здоровье российской экономики явно оставляет желать лучшего и пилюли в виде дешевеющих кредитов пришлись бы ей кстати. Едва первый вице-премьер Игорь Шувалов успел порадовать нас заявлением, мол, худшие сценарии миновали экономику РФ, как тут же Росстат сообщил, что промышленное производство в стране упало в апреле на 4,5% против мартовских 0,6%. И этот месячный показатель стал наихудшим с начала года. Потом и минэкономразвития добавило в картину темных красок, заявив об апрельском падении ВВП на 4,2%. При этом снижались инвестиции в основной капитал, оборот розничной торговли...

Неудивительно, что участники рынка были уверены в снижении ключевой ставки вопреки мнению министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева. Такой индикатор банковского рынка, как трехмесячная MosPrime (усредненная ставка предоставления рублевых кредитов на московском денежном рынке), с 30 апреля, когда прошло предыдущее заседания совета директоров ЦБ, снизился почти на 1 п. п. То есть соответствующего урезания ставки игроки ждали и от Набиуллиной.

НАБИУЛЛИНОЙ ОСТАЛОСЬ СДЕЛАТЬ ШАГ, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬСЯ В ДЕКАБРЬ

Что ж, глава Центробанка ожиданий не подвела: ставку срезали с 12,5% до 11,5%, и теперь остается сделать еще лишь один такой же шажок, чтобы достичь докризисной декабрьской отметки (напомним, 16 декабря ключевая ставка была в пожарном порядке повышена до 17% для подавления паники на валютном рынке).

В традиционной «сопроводиловке» к сегодняшнему решению пресс-служба ЦБ рисует следующую картину. Все указывает на то, что экономическая активность в стране продолжит падать, причем сокращение производства «в том числе имеет циклический характер». Подстраиваясь к ситуации, работодатели режут зарплаты сотрудникам и переводят их в режим неполной занятости. Как следствие, падают потребительские расходы (что способствует и замедлению инфляции, по прогнозу Центробанка, годовая инфляция в июне 2016 года составит менее 7% и достигнет заветного целевого уровня в 4% в 2017 году).

Собственно, стабилизация цен, пусть и такой ценой, — это единственная хорошая новость, точнее, тот немногий позитив, что содержится в коммюнике ЦБ. Снижение инвестиций в основной капитал и прочие кризисные факторы приведут к снижению ВВП на 3,2% по итогам 2015 года. А затем слабая надежда остается лишь на нефть: если она подорожает до $70 за баррель к концу 2016 года, темп прироста ВВП составит 0,7%. Однако при сохранении цены на нефть на уровне около $60 за баррель в течение всего следующего года ВВП сократится на 1,2%.

«Банк России будет готов продолжить снижение ключевой ставки по мере ослабления инфляционных рисков и дальнейшего замедления инфляции в соответствии с прогнозом, но при этом потенциал смягчения денежно-кредитной политики в ближайшие месяцы ограничен инфляционными рисками», — следует традиционно расплывчатый вывод.

КУРС НА 8% К КОНЦУ ГОДА

Эксперты «БИЗНЕС Online» еще до заседания в Центробанке были уверены в снижении ключевой ставки в среднем на 1 п. п. и оценивают это решение следующим образом. Главный аналитик инвестиционного департамента ВТБ24 Станислав Клещев убежден, что призывы к регулятору сделать удешевление рубля более плавным несостоятельны: «Полагаем, что минус 100 б. п. сейчас и последующая пауза в смягчении политики — это лучше, чем два раза снизить ставку по минус 50 б. п.».

Однако дальнейшее смягчение не будет и слишком резким вопреки желаниям промышленного лобби, полагает старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб. «До конца года можно ожидать дальнейшего постепенного снижения ставок до уровня около 8 процентов, если в размеренную политику смягчения, на которую настроен Банк России, не вмешается какой-нибудь форс-мажор», — говорит он. С Иосубом солидарен и руководитель аналитического отдела Romanov Capital Павел Щипанов. «Отечественная экономика нуждается в поэтапном сокращении процента, под который выделяются кредиты Центральным Банком, которые, в свою очередь, поступают в виде заемного финансирования для бизнеса и населения. Снижение ставки до наиболее приемлемого докризисного уровня 8 - 9 процентов, которое может произойти до конца 2015 года, даст стимул для роста деловой активности предпринимателей, инвестициям в развитие собственных предприятий и в покупку акций, что в конечном итоге будет способствовать скорейшему выходу России из текущего экономического кризиса», — уверен он.

«Снижение ключевой ставки — это четкий сигнал банкам к снижению ставок как депозитных, так и кредитных. Отметим, что факторы, влияющие на ключевую ставку, свое действие не исчерпали, что позволяет предположить ее дальнейшее снижение, по нашим прогнозам, до 10% в четвертом квартале. А это означает, что и банковские ставки продолжат снижаться», — добавляет начальник управления маркетинговой стратегии и исследований ВТБ24 Дмитрий Лепетиков.

Ведомство Набиуллиной сейчас старается не допускать не только сильного рубля, но и слабого, полагает финансовый аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин. «Для него важно сформировать стабильные рыночные ожидания, так что не удивлюсь, что при дальнейшем падении рубля на уровне 60 - 65 рублей за доллар ЦБ начнет принимать меры по поддержке национальной валюты посредством механизма валютного РЕПО или интервенций. Аналогично он будет поступать и при сильном укреплении ниже отметки 50 рублей за доллар — может усилить покупки для пополнения ЗВР», — прогнозирует Нигматуллин. К концу года при неизменности геополитической ситуации и цен на нефть он ожидает ключевой ставки на уровне 10% годовых.

Столь же единодушно эксперты нашего издания сошлись в том, что на текущих курсах рубля к доллару и евро решение ЦБ никак не повлияет: такое «телодвижение» уже было заложено спекулянтами на российском рубле в рыночную динамику. И действительно, спустя час после объявления нового размера ставки валютные курсы продолжали дрейфовать в полусонном «боковике».

«ПРОЦЕНТНАЯ ПОЛИТИКА ЦБ — СЛЕДСТВИЕ ЛОББИЗМА»

В дружном хоре традиционным диссонансом звучит мнение директора аналитического департамента «Альпари» Александра Разуваева, известного критическим отношением к действиям Центробанка. Соглашаясь с тем, что к концу года ставка, вероятно, составит 8 - 10%, а инфляция снизится до 11 - 12%, убежден: нынешняя процентная политика ЦБ является прямым следствием лоббизма заемщиков, прежде всего крупных, в том числе олигархических компаний. Именно последние и заинтересованы в дешевых деньгах.

«С нашей точки зрения, ситуация, когда ключевая ставка ниже инфляции, мягко сказать, является спорной. Сейчас годовая инфляция составляет около 15 процентов. В результате держатели депозитов, прежде всего рядовые россияне, дотируют заемщиков. Рядовые граждане это прекрасно понимают. Таким образом, снижение ставки ЦБР ведет к дополнительному спросу на наличную валюту со стороны граждан и к дальнейшей долларизации экономики», — утверждает он.

По словам Разуваева, по факту Банк России опять играет в пользу доллара против российского рубля. «Снижение ставки делает инвестиции в российские акции и недвижимость более привлекательными. Однако доллар США явно выигрывает по сравнению с данными объектами инвестиций. Он более понятен, абсолютно ликвиден и надежен, и в текущий момент против него играют сами российские монетарные власти», — говорит директор аналитического департамента «Альпари».

Следующее заседание совета директоров ЦБ России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 31 июля.