Нияз Латыпов: «Я не считаю себя блогером. Так же, как я не считаю себя фермером. Я бизнесмен, который имеет несколько необычное хобби»

ЖИЗНЬ ДО ЖЖ

— Нияз, расскажите, как вас угораздило стать известным казанским блогером. С чего, так сказать, все начиналось?

— Тот блог, который я сейчас веду под ником mamonino, появился в 2010 году. До этого у меня был другой блог, но он был, скажем так, немножко хулиганско-раздолбайским. «Живой журнал» изначально создавался как некая элитная интернет-тусовка только по приглашениям. Это было модно и круто. Когда я только присоединился к этому блогерскому движению, оно было немножко другим. Сам LiveJournal был другим, да и я тоже. Потом я понял, что помимо развлекательной функции ведение блогов приносит много дополнительных плюсов. Во-первых, когда человек что-то выкладывает, это приводит в порядок его мысли. А во-вторых, это позволяет знакомиться с людьми. Причем людьми интересными. Эта платформа позволяет найти друзей именно по интересам.

У каждой социальной сети свой сегмент аудитории. В «Одноклассниках» чаще всего бабушки и дедушки ищут своих когда-то молодых одноклассников, «ВКонтакте» пользуется любовью среди молодежи, а Facebook более интеллектуальная, но менее содержательная платформа. А вот ЖЖ — это та платформа, которая позволяет излагать мысли уже не только величиной в 140 знаков, как в Twitter, а постить уже что-то более масштабное — некую статью или, может быть, даже книгу написать. Я воспринимаю платформу ЖЖ как более интеллектуальную, более насыщенную часть социальной блогосферы.

Я начал писать о себе, история моей жизни, видимо, показалась людям интересной. Меня стали читать, и я стал знакомиться с разными людьми. Меня стали приглашать во всяческие блог-туры и поездки.

«Кто-то тратит свой доход на приобретение яхты или на женщин спускает, а мне показалась интересной покупка колхоза»

— А то, что сейчас вышеупомянутая элитарность ушла из ЖЖ, вас не печалит?

— LiveJournal — это американская платформа. Когда она только пришла к нам, элитарность была создана искусственно, для того чтобы привлечь людей. А когда аудитория разрослась, это уже перестало быть необходимостью. Важно не то, кто приходит, а то, кто остается. По аналогии с открытием ресторана. Со временем формируется круг постоянных посетителей, которым что-то здесь нравится. И «Живой журнал» — точно такой же ресторан, куда каждый приходит за своим интеллектуальным «ужином».

— Те хулиганские записи, которые были до этого, что это было? Что вижу, то пишу?

— Помните, лет 10 назад был такой весьма популярный «падонкаффский язык»? Особенно он процветал на сайтах udaff.com, padonki.org и прочих. Возникла некая субкультура, где было прикольно коверкать язык.

— Для чего это было нужно? Таким образом вы отбросили стеснение, которое бывает присуще начинающим блогерам, чтобы уже с легкостью публиковать посты на серьезные темы?

— Началась у меня эта история, безусловно, как развлечение. А открытие, что блог можно использовать для каких-то серьезных целей, получения бонусов и преференций или просто улучшения качества жизни за счет новых знакомств, уже пришло позже.

— А когда пришло понимание того, что вы блогер?

— А я не блогер. Я не считаю себя блогером. Так же, как я не считаю себя фермером. Я бизнесмен, который имеет несколько необычное хобби. Ведение блога, равно как и занятие фермерством, — это не те области, которыми я зарабатываю деньги. Кто-то тратит свой доход на приобретение яхты или на женщин спускает, а мне показалась интересной покупка колхоза. Это весомый жизненный опыт, мне это нравится. Блогерство — аналогичное хобби.

Блогеры Татарстана в Чечне

БЛОГЕРОВ ПЕРЕСТАЮТ СЧИТАТЬ ПРОДАЖНЫМИ ПЕРЬЯМИ

— Для некоторых публикация постов в ЖЖ — это основное занятие. Есть шахтеры, есть библиотекари, а есть блогеры. Немного нескромный вопрос: неужели блогер много зарабатывает?

— Все зависит от того, сколько времени ты этому уделяешь, насколько ты научился писать. Ведь это тоже искусство. Нужно уметь продвинуть себя и свои идеи. Это сродни журналистике. Здесь очень многое зависит от заголовка, стиля написания. Каждый берет своим. Существует классификация блогеров. Есть тревел-блогеры — это те, кто описывает свои поездки и ощущения. Они этим обеспечивают себе популярность. Есть блогеры политического направления. Они пишут остросоциальные статьи. Чем интересна платформа «Живого журнала»? Она позволяет вести дискуссию. Она позволяет обсуждать. Это тусовка. Это разговор всех со всеми, а в споре, как известно, рождается истина. Блогеры, которые находятся в топе, зарабатывают очень даже хорошо.

— Вы тоже находитесь в топе...

— Я сейчас уже сильно упал. Есть разные топы. Основной топ — единовременный. Это когда твой пост в единицу времени прочитало большое количество человек...

— Следите за количеством прочтений своих публикаций?

— Да, конечно. Это же, как говорится, обычная «писькомерка». В самой сути человека находится его стремление оценивать себя и смотреть, как тебя оценивают окружающие. А эти рейтинги — это социальный капитал, который косвенным образом позволяет оценить, насколько ты профессионально к делу относишься.

Но сейчас немножко другой подход. Сейчас платформа становится более коммерциализованной. Сейчас ввели новое понятие «социальный капитал». Если раньше все было просто: я «тысячник», и это значит, что меня читает тысяча человек и что это мегакруто, то сегодня одно только количество человек, находящихся у тебя в друзьях, не является показателем. И вот эта новая форма оценки более корректно оценивает возможность блогера как рекламной площадки.

Социальный капитал дает понимание того, насколько ты можешь быть интересен с точки зрения коммерческого использования. Потому что в значительной степени этот соцкапитал, к сожалению, оценивает количество просмотров, аудиторию... То есть те показатели, которые важны именно рекламщикам. Как часто ты пишешь? Если один пост в день, то тебя прочитают 5 тысяч человек. Если три поста в день — тебя прочитают 10 тысяч человек. Получается, что качество единичного материала снижается. Топовые блогеры вынуждены писать много, чтобы их не забывали, чтобы каждый день читали. Если тебя каждый день не читают, у тебя начнет падать социальный капитал, к тебе будут меньше обращаться и прочее.

«Вот приглашали меня на встречу с Рамзаном Кадыровом, конечно, я поехал — это интересно»

Для меня это не так актуально, поскольку я на этом не зарабатываю. Мне интересно иногда съездить куда-нибудь. Вот приглашали меня на встречу с Рамзаном Кадыровом, конечно, я поехал — это интересно. А от большинства поездок я отказываюсь, потому что приглашений много. И они носят часто такой характер: приезжайте к нам в Урюпинск, расскажите о том, как у нас все круто.

— Настолько прямолинейно просят сделать рекламу на странице в ЖЖ?

— Да, и рекламу в том числе. Но если раньше и городские власти, и народ, далекий от блогерства, воспринимали эту область человеческой деятельности как заказуху, то сейчас приходит понимание, что блогеры — это не совсем древнейшая профессия, а что-то более сложное и где-то, может быть, более объективное. Меня радует, что нас уже перестают воспринимать просто как продажное перо.

ПОЛЕЗНО ПОМНИТЬ, ЧТО НА СТЕНЕ ВИСИТ РЕМЕНЬ ЦЕНЗУРЫ

— Взаимосвязь «бизнесмен — блогер» лично вы используете для продвижения своего продукта и развития компании? Или отстранились от этого?

— Отстраниться невозможно, потому что в блоге я описываю себя, то, что происходит в моей жизни. Поэтому и о своих бизнес-делах тоже, конечно, пишу. И людям это тоже интересно. Другое дело, что практический плюс я вижу не в том, что какие-то заказы через блог приходят, а в том, что удается знакомиться с интересными людьми, а интересные люди, как правило, в большинстве своем люди успешные. Соответственно, у них есть свой бизнес. Появляются новые возможности, новые контакты, а это намного ценнее, чем просто реклама.

— Можете привести примеры таких знакомств?

— Мы занимаемся разработкой и производством разного рода сложного инженерного оборудования из области охлаждения и кондиционирования. Мы делаем абсорбционные холодильные машины в том числе. Почитав об этом, один из совладельцев компании, штаб-квартира которой находится в Катаре и работает по всему миру, сделал нам предложение о сотрудничестве. У этой компании были большие проблемы с холодом на больших глубинах, и мы им предложили решение этой проблемы. Соответственно, они смогли больше предложить своим клиентам, а мы заработали деньги. И это только один пример, а их действительно много.

«Я практически всегда в сети. Я любую свободную минуту всегда в компьютере. Если раньше, когда был маленьким, все время был с книжкой, то теперь, слава богу, появились новые возможности»

ЖЕНЩИНЫ ЧАЩЕ ПИШУТ ПРО СЕКС И СКАНДАЛЫ

— Каков образ современного блогера и как он изменился за последние пять лет?

— Блогер стал, на мой взгляд, умнее, жирнее, интереснее. Я начал с того, что описывал различия разных социальных сетей. Если раньше все перли куда ни попадя, то сейчас уже сформировалась сегментация и в ЖЖ в силу тех возможностей, которые он предоставляет. Там осели люди, которым важно более содержательное изложение мыслей, которым важны дискуссии, которые пишут не коротенькие заметочки на уровне «я поел», как это происходит, скажем, в Instagram, где все сводится к «я покушал, я покакал, я с Машей встретился». Это тоже кому-то интересно, наверное, но я этого не понимаю. Когда заходишь на какую-то страничку, у которой 500 тысяч подписчиков, и листаешь ленту, то часто видишь только определенные части одного и того же женского тела с разных ракурсов, фото еды и все.

— Поэтому, наверное, для думающей части мужчин Instagram — это не первичный информационный ресурс, а основной интерес падает на ЖЖ. Не хочу обидеть дам, но, возможно, именно из-за аналитического склада мужского ума в топах блогеров редко когда можно встретить авторов женского пола.

— Женщин в ЖЖ очень много на самом деле. Другое дело, что среди топов все-таки есть смещение в сторону мужчин. У девушек свои сегменты — мода, кулинария, домоводство. Девочки еще очень любят писать про половые отношения: секс, скандалы... Это не всем интересно.

«Блогеры, которые находятся в топе, зарабатывают очень даже хорошо»

— А вы сами кого читаете?

— У меня стоит уведомление на некоторых людей. Все, что они пишут, приходит мне автоматически, и я это читаю в обязательном порядке. У меня несколько специфические интересы, поскольку я все-таки работаю в области энергетики. И опять-таки через сайт познакомился с несколькими людьми из этой же области. На мой взгляд, это высококлассные эксперты. Их оценка происходящего вокруг как политических, так и экономических сфер, в первую очередь в энергетической области, мне кажется очень авторитетной.

Я читаю всегда публициста и политолога Алексея Анпилогова. Это человек, к мнению которого прислушиваюсь. Я читаю развлекательные блоги. Есть всем известный dpmmax — это блог доктора-психиатра. Или, допустим, я всегда читаю pesen-net, потому что человек пишет таким языком, что может описать обыденные вещи так, что будешь под столом валяться.

— Это для вас ритуал? Проснуться и читать блог за чашечкой утреннего кофе?

— Я практически всегда в сети. Я любую свободную минуту всегда в компьютере. Если раньше, когда был маленьким, все время был с книжкой, то теперь, слава богу, появились новые возможности.

— Зависимость не появляется? Не откладывается на психологическом уровне постоянное желание писать, чтобы быть в потоке? Из разряда: что-то я давно не писал, какое бы событие найти?

— Знаете, кому это важно? Тому, кому важен тот самый пресловутый капитал. Для кого критичен доход, а мне это не так важно, поэтому я не так парюсь. У меня, например, за последний год капитал упал в разы. Ну и бог с ним.

— Когда блогеров, имеющих более 3 тысяч читателей, Госдума приравняла к СМИ, какую это вызвало у вас реакцию? Некоторые считают и открыто заявляют, что этот законопроект нарушил право на свободное высказывание своих мыслей. Как в ЖЖ сейчас обстоит дело с цензурой?

— Я, если честно, ее не ощущаю. И думаю, что эта проблема искусственно раздута. У меня масса друзей среди блогеров, но я никогда не слышал, чтобы кого-то щемили. Хотя очень много блогеров, которые, скажем, позволяют себе писать на политические темы. Сегодня в ЖЖ всего хватает: и грязи, и оскорблений, и чего угодно. Вмешательство властей — это просто попытка навести хоть какой-то условный порядок. То есть одно дело — полная анархия, а другое — когда какой-то гипотетический «ататай» все же присутствует. Как говорится, ремень висит на стенке, ну и пусть висит. Может быть, от этого будет какая-то польза.

В целом я оцениваю это положительно, потому что порой сталкиваешься с откровенным беспределом. И если подобные меры помогут хоть немного блогосферу почистить, то будет хорошо. Троллей, хамов и неадекватных личностей там полно. Удастся их отсечь — прекрасно.

— А есть ли темы, на которые лично вы никогда не опубликуете пост, даже если будет что сказать?

— Разумеется, есть темы, на которые я никогда не напишу. Но это слишком общий вопрос. Есть какие-то нормы морали. У меня вообще позитивный блог, я считаю нужным и правильным транслировать окружающему миру позитивное отношение к жизни. Искренне убежден, что огромное количество людей сами себя ограничивают и загоняют в рамки. Просто даже тем, что они видят плохое. Помните извечное сопоставление мухи и пчелы? Муха видит вокруг экскременты и помойки, а пчела — розы, цветы и благоухание. Есть два взгляда на мир. Я считаю, что нам всем не помешает настройка на позитив. Если человек просыпается с улыбкой, он с улыбкой, скорее всего, и заснет.

«Когда человек что-то выкладывает в блог, это приводит в порядок его мысли»

ИНСТИТУТ ПОСЛОВ ПОМОГ ОСВЕЖИТЬ ЗАСТОЙНУЮ ЛУЖИЦУ

— Вы являетесь послом ЖЖ. Возложило ли это на вас какие-то обязанности?

— Это не такая должность, на которую существует конкурс или которая сулит зарплату и работу по расписанию. Это, скорее, почетное звание, которое присудила администрация «Живого журнала». ЖЖ появился в США, а потом был занесен в Россию и разросся здесь до такой степени, что перерос американский сегмент. Сегодня русскоязычная часть LiveJournal превышает англоязычную. По прошествии некоторого времени стало очевидным, что движок уже устарел, возможностей стало меньше, возник вопрос необходимости монетизации. Не вечно же только поглощать ресурсы, тем более что данный блог-сервис прибрали к рукам российские олигархи и началась некая трансформация (в 2013 году владелец LiveJournal «СУП Медиа» и «Рамблер-Афиша» объявили о слиянии компаний, новую структуру возглавил Александр Мамут прим. ред.).

Одним из направлений этой модернизации и стало создание института послов. Зародил это Олег Бармин — человек, которого я считаю мегакреативным, человек, судьба которого во многом схожа с моей. Моя судьба интересна тем, что я много раз был богат и много раз разорялся в пух и прах. И у Олега тоже было много взлетов и падений. И вот он придумал и реализовал такую идею. Это человек, который раскачал и освежил некую застойную лужицу. Это дало возможность получить обратную связь. Если раньше она формировалась на уровне блогер-читателей, то сейчас эта взаимосвязь систематизируется. Появилась политика «Живого журнала» по продвижению самого себя для того, чтобы люди знали, что это такое, какие возможности он предоставляет.

— А какие-то обязанности легли на вас в связи с получением статуса посла ЖЖ?

— У меня нет какого-то документа, который регламентирует, что я должен или не должен делать. На самом деле послы подбирались по принципу того, что человек должен быть живым, интересным и инициативным. По факту так получилось, что я, что второй посол от Татарстана kukmor Нияз Аксанов просто оказались людьми, которые по собственной инициативе без всяких пинков стали посещать все мероприятия и писать об этом. Я считаю себя патриотом Татарстана и Казани. Я много писал и пишу о тех событиях, которые происходят у нас в городе и республике.

— Это безвременный титул или же он дается на какой-то ограниченный срок и его нужно по его истечении срока снова завоевывать? Не приходят молодые блогеры с требованием передать им титул посла?

— Нет, ничего такого нет. Очень много случаев, когда люди были послами, а потом поменяли свои интересы: кто-то женится, кто-то меняет место жительства, а кому-то просто надоедает. Это такая постоянная ротация — кому интересно, тот и занимается.

«Есть два взгляда на мир. Я считаю, что нам всем не помешает настройка на позитив. Если человек просыпается с улыбкой, он с улыбкой, скорее всего, и заснет»

МАМА — АНАРХИЯ, ПАПА — МЕСТЕЧКОВЫЙ ФОРУМ

— Насколько активна блогосфера в Татарстане?

— Самым продвинутым в этом плане регионом я считаю Башкортостан и конкретно Уфу. По количеству активных блогеров наши республики находятся на равных, но у нас царит какая-то анархия в сообществах и все площадки разрознены. Мы ратуем не за бюрократию, но за установку определенных рамок приличия. Мы хотим, чтобы сообщество 116.livejournal.com, где транслируются поездки, какие-то исторические факты и то, что действительно красиво, интересно и позитивно, вышло на новый уровень. Там, безусловно, присутствует и здравая критика. Но когда, допустим, все сводится к «купи-продай» или «а что это у нас там в небе громыхает», это неинтересно. Это напоминает какой-то местечковый форум, а хочется двигаться дальше, развиваться. Уфа в этом плане, а я сужу по ЖЖ, более продвинута. Кстати, там сейчас проводится мероприятие в рамках большого блог-тура, который в ближайшие дни примет у себя Татарстан.

— Как бы звучал залог успешного поста от Нияза Латыпова?

— Я думаю, что главный столп — это оригинальный и интересный контент. Блогеры уровня копипастеров сейчас вымирают, потому что в данный момент появилось очень много ресурсов, которые собирают новости и приколы. Особого ума они не требуют. Те, кто давно в этой области закрепился, держатся, а для новичков это тупиковый вариант, на мой взгляд. Информация должна быть оригинальной. И это должно быть подано вкусно и интересно.

Если давать совет начинающим блогерам, то можно пожелать им не стремиться сделать из своего блога помойку. Нужно найти пусть узкую, но оригинальную нишу, а не прыгать по большим площадям. Тем более умный человек же каждый день умный: когда кушает — умный, когда в туалет идет — тоже умный. Раньше тому же самому человеку, чтобы донести свои мысли, нужно было опубликовать статью в какой-нибудь газете. Возможность делиться своими мозгами была в значительной степени ограничена. А сейчас тот же самый человек проснулся, подумал о чем-то, написал, и это мгновенно ушло. И ценно, что на выходе получаются не только академические статьи с большим количеством умных слов, а более приземленные мысли.