Андрей Кураев — протодиакон русской православной церкви:

— Сами мусульмане об этом постоянно говорят, что их напрягает то, что со словом «ислам» за последние десятилетия создалась устойчивая ассоциативная связь, что это агрессия, терроризм, нетерпимость и так далее. То, что они эту проблему замечают, уже хорошо. Но, честно говоря, я не вижу серьезных усилий самих мусульман и их руководителей для того, чтобы эту проблему решить. Они всячески отгораживаются: «Наш ислам нормальный, исламистский терроризм к нам не имеет отношения». Однако что я в ответ могу сказать? Во-первых, представьте себе, у вас в квартире какое-то ЧП, труба протекла, батарея или еще что-то. Вы начинаете ходить по кабинетам, а вам каждый чиновник отвечает: «Это не моя проблема. Я за это не отвечаю. В какое-то другое место обращайтесь». То есть когда чиновник отвечает, что это не его проблема, это как минимум означает, что он вам не помощник в решении этой проблемы. Точно так же во всех отношениях уважаемый муфтий заявляет: «Эти террористы — не наши люди. Мы к ним не имеем отношения. Наша вера другая». Этим самым он перестает быть союзником общества в борьбе с терроризмом. Это вполне банальная вещь.

Понимаю, весьма вероятно, что террорист не приходил за духовным советом перед взрывом к этому мулле или муфтию. Но дело не в этом. От тебя как от мусульманского образованного лидера зависит культура толкования священного Корана вокруг тебя. Возьмем пример из христианской жизни. Есть книга под названием Библия, есть масса ее интерпретаций, в том числе вызывающих разногласия среди самих христиан. Например, между баптистами и православными много веков ведется полемика по нескольким богословским вопросам, обе стороны используют цитаты из Библии. Я прекрасно знаю, какие цитаты используют баптистские проповедники. Поэтому я, зная эти места, в своих выступлениях, книгах, проповедях даю им в Библии какие-то свои, нужные мне толкования и опровергаю толкования, которые дают баптисты.

Смотрите, ваххабиты — это такие баптисты в мире ислама, очень похожи у них идеология, история и так далее. Ваххабиты берут определенные аяты, стихи из Корана, дают им определенную смысловую нагрузку. Что должен сделать, на мой взгляд, нормальный мусульманский богослов? Он должен издать текст, в котором показывал бы, что вот по таким-то и таким-то причинам этот стих священного Корана нельзя понимать так-то и так-то, и привести высокие богословские аргументы из мира раннего ислама, средневекового и так далее. И вот такого рода антиваххабитские, антиэкстремистские сборники, подручники. Подручные инструкции по правильному пользованию Кораном на всех языках Российской Федерации должны просто навязываться, как спам, рассылаться по почте, если мусульманских лидеров интересует имидж ислама. Не говоря уже о том, что они должны продаваться в каждом аэропорту, вокзальном киоске, в том числе и на русском языке. Я этого как-то не увидел. У меня до сих пор дома нет такой книжки. Целых два шкафа литературы по исламу, а вот такой книжки нет. И тут вопрос: это я виноват, что такую книжку не нашел, или кто-то иной, кто отвечает не только за написание таких книг, но и за их широкое распространение?

Гейдар Джемаль — общественный деятель, председатель исламского комитета России:

— Поскольку огромное количество русского и русскоязычного населения принимает ислам, я думаю, что с имиджем у него все в порядке. То есть в России ислам является притягательной силой. Хотя я бы подразделил новообращенных на два типа. Есть русские, принимающие ислам, потому что они хотят использовать его для возрождения своей нации. Потому что ислам — это запрет на алкоголь, это здоровый образ жизни, система законов, имеющих фундаментальный (неизменяемый и неотменяемый) характер. Ясные и понятные законы, которые не являются плодом крючкотворства бюрократов. И есть те, которые принимают ислам, потому что они воспринимают его как религиозную истину. Ислам наднационален, поэтому не стоит связывать его только с Северо-Кавказским регионом, Татарстаном или другим субъектом РФ. Можно сказать, что это интернационалистская антиэтническая доктрина.

Памятный знак в честь принятия ислама в Болгаре
Памятный знак сахабам в честь принятия ислама в Болгаре (фото: tour-desk.ru/bulgar)

Роман Силантьев — религиовед, исламовед:

— Безусловно, необходимо это делать, любая традиционная религия нуждается в улучшении имиджа, а не только ислам. Только делать это надо разумно и поручать только адекватным людям, а совету муфтиев России это поручать не нужно. Муфтию Талгату Таджуддину, муфтию Северного Кавказа, Рамзану Кадырову, муфтию Татарстана это вполне можно доверить, они действительно и своим примером, и своими действиями имидж ислама улучшат, особенно в сфере межрелигиозного сотрудничества.

В данном случае Болгар как раз является центром традиционного ислама, поскольку против него резко выступали ваххабиты, хорошо помню эту дискуссию. Хорошо помню, как бывший муфтий Татарстана Гусман Исхаков пытался саботировать паломничество в Болгар и создание там центра. Но Болгар как раз является знаковым местом, доказательством того, что ислам не первое столетие в России, что в основном всегда добрые отношения складывались с православными. Но радикальные исламисты считают, что ислам в России появился только с ними и ему от силы 30 лет от роду, а не тысячелетие. Тем более верховный муфтий Талгат Таджуддин был инициатором создания в Болгаре этих центров, он хороший друг и для русского народа, и для православной общины. И этот центр во многом суфийский и таким становится, а суфии сейчас являются важными союзниками православной общины. Так что можно поощрять развитие таких направлений. Болгар как раз является одним из самых удачных проектов, тем более он параллельно со Свияжском реализуется.

Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы РФ:

— У нас ислам сильно отличается от арабского ислама — татарский ислам называется еще традиционным исламом. Наш ислам основан на хороших традициях первой мировой религии тенгрианства. Времена менялись, цивилизации — тоже, вот и получился татарстанский ислам от арабского, а от христианства — русское православие, старообрядчество, религия Сергия Радонежского, опять-таки с традициями, правилами тенгрианства.

Надо улучшать имидж татарстанского ислама. Прежде всего соблюдать обычаи и традиции, которые были у татар. Надо сохранять обычаи и традиции. Например, у арабов за упокой души родителей молитвы не читают. Умер — забыл, все. Тебе должен быть ближе человек живущий. А наш ислам более цивилизован, мы должны это дело рекламировать. Также у нас разрешается молиться на своем родном языке — на татарском. А как молиться, если кто-то не знает арабский язык? Никак не получится. Кроме того, у нас уважение к женщине, а там она хуже животного. Я недавно читал, что главный шейх Саудовской Аравии сказал, что если голоден, то можешь кушать свою жену. А еще у нас не Аллах, а Ходай. Аллах — от еврейского «Эллах». Поэтому нам надо модернизировать, улучшать имидж татарстанского ислама. Тем более у нас ко всем людям уважительное отношение, поэтому татарстанский ислам уважает и православие, и иудаизм, и буддизм, и все другие религии.

Рустам Батров — первый заместитель муфтия РТ:

— У нас в республике, как показывают социологические исследования, порядка 90 процентов межконфессиональной толерантности и взаимоуважения. Недавно федеральное агентство провело такое исследование. Когда мусульмане и православные живут бок о бок, а у нас тех и других практически пополам, никаких вопросов с имиджем ислама не возникает. Все друг к другу относятся с уважением, а все эти ложные стереотипы возникают на отдалении. То есть когда люди замкнуты в своем узком кругу, в своем мировоззрении и мало контактируют с внешним миром, в данном случае с представителями других конфессий, случается такое непонимание, непринятие. Ислам — это все-таки вечные ценности, а их всегда надо раскрывать и доносить людям. Чем больше люди будут знать объективную информацию об этом, тем меньше будет стереотипов.

Татарстан — республика светская, как и все государство. А о лидерстве все-таки уместно говорить применительно к религиозным деятелям, к религиозным организациям. Учитывая, что ислам является значимой частью татарстанской культуры, опираясь на это, выстраивать отношения с мусульманским миром, с нашими друзьями за рубежом, было бы благоразумно. Со времен еще Российской империи именно на татар, на мусульман наша страна опиралась, выстраивая внешнюю политику. А говорить о каком-то религиозном лидерстве применительно к республике или государству будет не совсем правильно.

Азат Ахунов — доцент кафедры востоковедения и исламоведения Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ:

— Ислам и христианство взаимодействуют между собой уже ни одно десятилетие. Христиане и мусульмане давно живут по соседству, и за это долгое время уже сложились определенные отношения, порой добрососедские, порой — нет, сложились стереотипы друг о друге. Поэтому очень трудно будет что-то изменить. В христианском мире есть определенное понимание и опаска по отношению к мусульманам. Это связано еще и с различными войнами, которые Россия вела с Турцией, с Ираном, отношениями с крымскими татарами. И трудно все это изменить за короткое время. Наиболее заметная попытка предпринималась в советское время — интернационализм, дружба народов. Хотя вот это бытовое недоверие всегда сохранялось, пусть и не было так ярко выражено. Возвращаясь к вопросу улучшения имиджа ислама, нужно в этом направлении работать. В последние годы Татарстан показывает хороший пример и как мусульманский регион, многонациональный регион, вполне может развиваться, развивать свою экономику, показывая тем самым пример другим республикам.

Что касается лидерства, это будет зависеть от количества мусульман и от того, насколько ислам силен в регионе. В этом отношении Кавказ несколько выигрывает. Мусульман там и больше, религиозные традиции, которые сохранились и в советское время, сильнее. А вот в Татарстане в советское время этого не было. Как интеллектуальный лидер, как образец современных мусульман, которые одновременно сохраняют свою веру, традиции и в то же время не отказываются от достижения цивилизаций, развивают экономику, промышленность, в этом отношении, конечно, наша республика уже является примером. Что касается глубины веры, религиозности населения мусульман, с этой стороны Татарстан, конечно, не может стать лидером.

Вообще, я хочу сказать, что в советское время существовала витрина мусульманского мира — это был Узбекистан и его столица Ташкент, где проводились различные конференции, куда привозили гостей, делегации, послов. Показывали, что мусульмане в Советском Союзе могут жить нормально, исповедовать свою веру. Такая витрина нужна и сейчас, поэтому в последнее время Татарстан принял на себя эту роль и начал представлять мусульман в России.

Коран в Болгаре (revival.tatarstan.ru)

Рафгат Алтынбаев — экс-мэр Набережных Челнов:

— Без подпитки, без изменений неких форм, в том числе и пропаганды, методики взаимоотношений, никак нельзя. Живет то, что поливают, удобряют и оберегают. У человека память короткая. Если одно поколение было привержено религии, потом через какое-то время с изменением политической системы и вера (как исламская, так и христианская) перестала существовать. Но потом государство увидело, что в религии есть смысл, потому что она призывает к лучшему порядку, который может быть на земле. Поэтому я считаю, что поддерживать ислам надо, без этого традиции сохранить нельзя. И Болгар — это и есть тот пример, когда государство и религия совместно решали многие человеческие проблемы. Думаю, этот пример надо взять на вооружение. Только помня свои корни, можно говорить о будущем.

Насчет лидерства Татарстана в исламском мире я однозначно сказать не могу, потому что притязания на роль лидера носят свой оттенок. Это может расцениваться по-разному. Становиться центром исламского мира можно разве только с точки зрения обучения, исламских университетов. Татарстан может претендовать на роль лидера в благополучии, используя в том числе и ислам. Религия исламская достаточно правильная и ориентированная на здравый смысл человека. Культура, поведение, образ жизни могут способствовать повышению благополучия Татарстана.

Игорь Алексеев — исламовед, доцент кафедры современного Востока РГГУ:

— Я считаю, что ислам требует улучшения имиджа, потому что он в целом недостаточно, мягко говоря, хороший. Я бы даже сказал, плохой. Ислам зачастую связан с негативными событиями и разного рода угрозами. Конечно, российское массовое сознание страдает крайне однобокими представлениями об исламе. И противоправные разрушительные действия, совершаемые лицами, исповедующими ислам, автоматически бросают тень абсолютно на всех остальных последователей.

По крайней мере, на роль одного из ведущих центров Татарстан не только может претендовать, он фактически им является. Поскольку это и исторический центр ислама в России. Собственно, одно из тех мест, с которых в России началось проникновение ислама и исламских цивилизаций. Это объективный исторический факт. Поэтому здесь, может быть, не очень корректно поставлен вопрос. Скорее, нужно спрашивать: что Татарстан должен сделать, чтобы быть достойным носителем исторического прошлого и продолжателем этих традиций? А это уже целый комплекс самых разных вещей — от развития и поддержки религиозной жизни до определенной религиозной политики. Казань вполне может быть центром изучения исламской культуры не только в Поволжье, не только тюркской части Уральского региона, но и своего рода мостом к исламской цивилизации и в нашу ближайшую Среднюю Азию, не так давно еще советскую, и даже дальше.

Болгар (revival.tatarstan.ru)

Минталип Минеханов — председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий Тукаевского района:

— В России традиционный ислам, наши деды и прадеды молились и жили в мире и согласии. Не было никаких крайних течений и фанатиков. Чтобы поддерживать уважение к исламу, нужно хранить традиционные ценности. Надо, чтобы чиновники посещали мечети и религиозные праздники, чтобы чувствовали атмосферу. Потому что фанатики или неопытные проповедники дают ход другим, нетрадиционным течениям, этого быть не должно. Я сам хожу в мечеть в пригороде Набережных Челнов — в деревне Старые Ерыклы. Приходит, по-русски говоря, проповедник с некоторыми своими отклонениями. Мы ему вежливо объясняем, что нам веру оставили предки испокон веков и мы держимся старых правил — терпимости и уважения к другим религиям, навязывать нам идеи, привезенные из других стран, не нужно.

Я не знаю, как в регионах, но в Татарстане имидж ислама требуется поднимать. Роль республики в этом отношении очень велика, ведь это территория компактного проживания татар, всегда исповедовавших мусульманское вероисповедание. Нужно работать со всеми регионами России, пользоваться возможностями Всемирного конгресса татар. Татарстан просто обязан выступать лидером исламского мира России, а для этого руководство республики должно выстраивать отношения с крупными религиозными деятелями на основе традиционного ислама. Культура ислама должна быть доступна и понятна людям всех возрастов. Чтобы люди через разум к Аллаху приходили.

Анатолий Вассерман — политический консультант:

— Насколько мне известно, в разных регионах России принимали разные версии ислама, но выжили только те, которые способны мирно сосуществовать со всем остальным обществом. На мой взгляд, это сильнейший козырь в пользу российского ислама, что вряд ли нужно дополнительно рекламировать, достаточно, чтобы все знали о том, что российский ислам — мирный ислам. Я не особо вдавался в конфессиональные тонкости, с моей точки зрения как политика и атеиста, важно именно то, что российский ислам своим примером доказывает возможность мирного сосуществования нескольких разных конфессий.

Ринат Набиев — заведующий кафедрой мировой политики и международных экономических отношений Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ:

— Ислам имеет хороший имидж со своей историей. Особенно возрождение джадидизма — обновленческого направления в исламе, которое было в конце XIX — начале XX веков. Это показало мощный духовно-нравственный потенциал ислама. Он был инкорпорирован в российскую общественно-политическую жизнь, в культурную жизнь. Ислам стал отвечать потребностям мусульманского сообщества и российского общества в целом. Сейчас же нам нужно быть ближе к своим традициям, это даст нам спокойствие и возможность устойчивого развития общества.

Татарстан может стать лидером ислама в России лишь в том случае, если будет единая работа, развитие в образовательной сфере, будут существовать и воплощаться социальные проекты, связанные с религией. А для этого есть все основная. И то, что отмечается годовщина принятия ислама в Волжской Булгарии, и прекрасный проект Минтимера Шариповича Шаймиева, возрождение Свияжска и Болгара — это действительно мощный шаг к тому, чтобы Татарстан стал духовным центром российских мусульман. Я в данном случае полагаю, что у нас есть огромный потенциал для этого.

Гульзада Руденко — директор Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника:

— На мой взгляд, у нас в республике толерантное отношение и к православию, и к исламу, я ни разу не замечала, чтобы по отношению к другой религии были какие-то выпады. Они очень хорошо соседствуют в одном пространстве. Меня, например, больше смущает то, что представители этих двух религий слишком спокойно относятся к чуждым для наших людей мировоззрениям. Мне кажется, что руководители православной церкви и представители ислама, собравшись вместе, должны выработать определенные действия, чтобы умы нашей молодежи не забивали чуждые нашему краю идеи. В целом же считаю, что в особо агрессивной, активной рекламе ислама нет нужды. Ведь каждый человек идет в религию по зову своего сердца. Это только совсем юная молодежь может пойти на уговоры.

Претендовать на роль лидера исламского мира в России нам не нужно. Пусть Татарстан претендует на роль лидера в плане качества жизни людей. Когда я говорю, что живу в Татарстане, мне многие отвечают, что у нас так здорово! Слава Аллаху, что состояние экономики республики дает возможность с гордостью это говорить. У нас есть свои претензии успешного региона России, спортивной столицы РФ, столицы, где имеются объекты культурного наследия, два из которых внесены в список ЮНЕСКО — Казанский кремль и Болгарский историко-археологический комплекс. Брендов у республики много, и это замечательно, что республика выделяется на фоне других регионов. Не потому, что об этом все время говорят, а потому, что есть конкретные дела, позволяющие людям так думать.

Файруза Мустафина — ректор Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов:

— Несомненно, ислам нуждается в улучшении имиджа. Мир как-то сразу стал открытым, у любого человека появилась возможность связи с внешним миром, с Саудовской Аравией, с другими мусульманскими странами. И эта открытость, к сожалению, позволила ухватиться лишь за верхушку подлинного ислама, который никогда не ставил собственную религию выше других, никогда не говорил, что это единственная вера, никогда не унижал и не ставил задачу смерти ради ислама. К большому сожалению, молодежь, пришедшая в религию, и духовные деятели, которые стоят во главе сельских общин, этого не поняли. Я сама была удивлена до глубины души, когда обнаружила, что имам, очень искренне верующий человек, который часто приходил к нам домой на чтение молитв по поводу кончины отца, родственников, стал в своих проповедях говорить о превосходстве ислама. Он просто сталкивал православие и ислам и делал это искренне и убежденно. И я поняла, что человек, десятилетия проповедовавший центристский ислам, за один год превратился в радикала. Это должно беспокоить не только тех, кто исповедует ислам, но и всех здравомыслящих людей. И незрелая молодежь это подхватывает, потому что видит в этом некий драйв. И даже старшее поколение запутывается, как видите. Так что должна быть целенаправленная работа, нужно подлинное знание ислама, его сути и философии.

Необходимо, чтобы во время тех же экскурсий в Древний Болгар там рассказывали не только об истории Болгарского государства, экспонатах и городищах, но и разъясняли миссию ислама. И потом есть предмет «история религий и культуры в школах». Нужно соответственно готовить педагогов этого предмета, которые доносили бы до молодежи историю ислама, то, в чем его схожесть с другими религиями.

Претендовать на роль лидера в исламском мире Татарстану было бы правильно, потому что центристский ислам именно у нас и проповедовался. Мы ведь не являемся глубоко религиозной республикой в отличие от других регионов России. У нас не такие жесткие каноны, как в Чечне, например. Мы всегда жили в дружбе, ни с кем не воевали. У нас другая история. Древняя Булгария первой подписала соглашение о мире с Киевской Русью. Поэтому у нас исторически другие мотивы и предпосылки в развитии ислама.