ПЛИТЫ, ОЛИЦЕТВОРЯЩИЕ БИЗНЕС-ДРУЖБУ ДВУХ ДЕРЖАВ

3 тыс. футбольных полей или территории таких стран, как Македония, Словения или Сальвадор можно было бы покрыть навесными потолочными плитами из минерального волокна, выпускаемыми за год новым заводом Armstrong в ОЭЗ «Алабуга». Торжественное открытие 32-й по счету производственной площадки американской компании состоялось накануне. В нем приняли участие врио президента Татарстана Рустам Минниханов, президент компании Armstrong World Industries Мэтт Эспе и президент Armstrong Building Products Виктор Гриззл, глава Елабуги Геннадий Емельянов и генеральный директор ОЭЗ «Алабуга» Тимур Шагивалиев. Общий объем инвестиций в строительство составил 3,6 млрд. рублей, производственная мощность предприятия — более 20 млн. кв. м потолочных плит в год. Правда, как признались позже топ-менеджеры компании, пока объемы реализации меньше ожиданий инвесторов, но это ни американцев, ни их российских партнеров не смущает — мировой лидер в разработке потолочных систем настроен серьезно завоевывать рынок России и даже СНГ.

Минниханов был краток. Неизменно сделав несколько снимков для Instagram и поприветствовав собравшихся, он отметил, что это очень важное событие: «Это не только импортозамещение для России. В целом весь рынок СНГ будет обеспечиваться этим современным заводом. Я хотел бы поблагодарить американских коллег, которые поверили в нас. Надеюсь, что это только начало нашего сотрудничества. Мы и дальше будем разрабатывать вместе с вами новые планы и оказывать содействие в решении этих проектов. Наши инвесторы молодцы! Они выполнили взятые на себя обязательства и реализовали их за короткое время с высоким качеством», — отметил глава республики.

Эспе также выразил личную благодарность сначала Минниханову — за поддержку во время процесса планирования и строительства завода, затем российско-американской команде, которая возвела завод, не выйдя за рамки бюджета и вовремя. Он заметил, что данное производство будет способствовать росту экономики «Алабуги», Татарстана и России, и предрек нашей стране ни много ни мало блестящее будущее. Конечно, слышать подобные спичи от американца, учитывая напряженность отношений двух государств и последнее заявление «Большой семерки» о возможном ужесточении санкций в отношении России, было несколько странно. Но, видимо, американским производителям потолков виднее, что ждет нас в перспективе, а иначе зачем же им вкладываться в нашу экономику?

«Татарстан — это быстро развивающийся регион с одним из самых лучших строительных рынков в России. Мы гордимся тем, что у нас будет возможность иметь такой прекрасный завод. Мы настраиваемся на длительные и благополучные отношения с правительством республики, а также с руководством особой зоны и, конечно, с местными жителями, которые показали себя как очень трудолюбивый народ», — завершил свою речь Эспе. Затем президенты поставили подписи на двух потолочных плитах с логотипом компании и флагом Татарстана и заложили их в специально приготовленный для этого стенд, олицетворяющий бизнес-дружбу двух держав.

«НЕДОБРОСОВЕСТНЫЕ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО АЗИАТСКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ...»

Напомним, закладка первого камня в основание будущего завода компании Armstrong состоялась в апреле 2013 года. В мероприятии тогда также принимали участие Минниханов и Эспе. Тогда же были озвучены первые сроки запуска нового производства — конец 2014 года. В ноябре прошлого года завод получил разрешение на ввод в эксплуатацию, а в феврале начался выпуск основного продукта — плиты из минераловолокна «Байкал» толщиной 12 мм стандартных размеров 60×60 и 60×120 сантиметров.

В своем интервью газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор Armstrong World Industries и завода Armstrong Building Products Вилфред Миддел тогда поделился, что даже несмотря на значительное замедление темпов экономического роста в России, компания Armstrong взяла на себя обязательство инвестировать в российский рынок, поскольку считает его благоприятным для ведения бизнеса в долгосрочной перспективе. «Мы всегда держим данное нами слово и выполняем обязательства. В настоящее время на российском рынке работают уже многие мировые производители потолочных плит. У нас с ними общие задачи — сделать рынок более цивилизованным и профессиональным, повысить информированность потребителей о критериях выбора качественной и безопасной продукции — речь идет прежде всего о пожаробезопасности и экологичности. К сожалению, проблема качества по-прежнему остается актуальной, поскольку на рынке много низкокачественной продукции недобросовестных преимущественно азиатских производителей», — отметил Миддел.

Кстати, за последние несколько лет компания Armstrong уже реализовала ряд масштабных проектов в Татарстане. Среди объектов Казани, оснащенных потолочными решениями Armstrong, терминал А международного аэропорта Казани, футбольный стадион, международный информационный центр, построенный ко Всемирной летней Универсиаде-2013, главный офис ОАО «Сетевая компания». Инновационные потолочные решения для медицинских учреждений серии Bioguard c антибактериальным покрытием установлены в республиканском онкодиспансере, РКБ, Закамской детской больнице в Набережных Челнах, центре переливания крови в Казани др. Кроме того, в числе заказчиков компании — Иннополис и «Смарт Сити».

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ С ОГОВОРКОЙ

После торжественной части журналистов пригласили осмотреть производство и пообщаться с первыми лицами компании. Что бросилось в глаза — очень маленькое число сотрудников, ведь текущий штат составляет всего 136 человек. По мере выхода завода на проектную мощность персонал составит чуть более 200 человек. Тем не менее, как заверил журналистов Гриззл, кадры американцев устраивают по всем параметрам. «Персонал квалифицированный в данном регионе наличествует, что для нашего процесса очень важно. Хотелось бы отметить то, насколько работники оказались восприимчивыми к международному уровню стандартов, который мы сюда привнесли. Особенно в вопросах безопасности. Мы отмечаем низкую текучку и в целом очень довольны персоналом», — заметил Гриззл.

На данный момент основная продукция завода насчитывает три наиболее востребованных на российском рынке наименования плит экономсегмента: плиты «Байкал», «Ритэйл», «Скала», четвертый вид потолочной конструкции под названием «Квазис» на выходе. В течение года Armstrong планирует наладить выпуск продуктов среднего ценового сегмента — потолочных плит толщиной 15 мм с различными типами кромок. В общей сложности в 2015 году планируется запуск производства более десятка различных видов продукции из минераловолокна.

Виктор Гриззл и Мэтт Эспе
Виктор Гриззл и Мэтт Эспе

Потолочные плиты из минерального волокна, которые производятся на заводе, состоят из экологически чистого сырья (минеральная вата, глина, перлит, целлюлоза, крахмал). Все отходы производства подлежат вторичной переработке и используются для выпуска готовой продукции. Потребляемые водные ресурсы проходят через собственные водоочистные сооружения завода, после чего повторно используются в производстве. Правда, как признался директор завода «Armstrong Россия» Алексей Евдокимов, сырье в настоящее время получают от заграничных поставщиков, поэтому назвать это производство в чистом виде импортозамещением пока сложно. Но, убеждает Евдокимов, с каждым днем доля российских поставщиков увеличивается. «В данный момент мы получаем крахмал в большом количестве с ООО «Каргилл» — это российское производство. Вся макулатура — от российских поставщиков. Перлит, один из стратегических видов сырья, тоже. В перспективе мы планируем перейти почти на 100-процентное обеспечение нашего завода поставками от российских производителей», — пообещал Евдокимов.

Не стали скрывать на предприятии тот факт, что пока ситуация с продажами продукции не та, какую ожидали получить. «Мы работаем по заказу отдела продаж. Но это временные трудности. С каждым месяцем объемы растут. Рынок ждет наш высококачественный и экологически чистый продукт, который отвечает высшим стандартам качества обслуживания клиентов. У нас очень хорошая дистрибуция и удобства с точки зрения логистики», — проинформировал Евдокимов. Также он добавил, что себестоимость продукции с выходом на проектную мощность будет снижаться и цены для потребителя будут однозначно ниже, чем у той продукции, которая производится на аналогичных заводах Armstrong.

Алексей Евдокимов
Алексей Евдокимов

«МЫ ВИДИМ ХОРОШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ»

Отвечая на вопрос корреспондента, Гриззл оценил положение своей компании на рынке, отметив, что Armstrong имеет самую большую долю среди производителей потолочных систем — на данный момент ей принадлежит чуть более трети рынка. Но, несмотря на то, что в России имеются сильные конкуренты, Armstrong все же первый из крупных производителей, у которых имеется площадка в России, что должно позволить предоставлять услуги более высокого уровня. «Российский рынок в вопросах строительства и предоставления таких решений, как потолочные плиты, является рынком, имеющим великолепные перспективы. И мы завод спроектировали с возможностью дальнейшего расширения. Мощности завода составляют чуть более 20 миллионов квадратных метров в год, в то время как потенциальный объем рынка в несколько раз выше. И нам потребуется как минимум несколько лет, чтобы достичь проектной мощности», — признался Гриззл.

Говоря о перспективах развития бизнеса, Эспе сообщил, что компания работает на российском рынке уже более 20 лет и областью своей деятельности в России видит три сектора: транспортный (вокзалы, станции метро, аэропорты), здравоохранение (клиники и госпитали) и образование. «Акустические свойства наших плиток позволяют проектировать классные аудитории, в которых легче учиться, — пояснил Эспе. — Мы работаем как с архитекторами, так и с дизайнерами. Обеспечиваем поддержку производственного проекта через наши 132 дистрибьюторских центра по всей России. Поэтому мы видим хорошие перспективы развития в России», — подытожил президент американской компании.

Так что война (санкционная) войной, но американский бизнес не хочет терять российский рынок.