Владимир Путин
Владимир Путин подписал закон, вводящий ограничения для принудительной эвакуации неправильно припаркованных автомобилей (фото: government.ru)

ВЛАДИМИР ПУТИН РАЗРЕШИЛ ВОДИТЕЛЯМ НАКАЗЫВАТЬ «КРОКОДИЛЫ»

Президент РФ Владимир Путин накануне подписал поправки в КоАП и закон «О безопасности дорожного движения», которые определенно должны порадовать автолюбителей. Напомним, что тему эвакуации затронули в ходе большой пресс-конференции Путина в конце декабря прошлого года. «Авторадио» показало главе государства симпатичного крокодила и напомнило, что именно так, «крокодилами», прозвали в Москве эвакуаторы: мол, «жрут все подряд». Путин, однако, заметил, что кроме автовладельцев есть пешеходы. И люди недовольны тем, что порой нельзя не то что проехать, но даже пройти! Но наведение порядка тоже должно быть в рамках правил. Штрафы за эвакуацию автомобилей должны соответствовать уровню дохода граждан и не должны быть запредельными, добавил глава государства. А правила надо согласовывать с общественностью.

После этого разговора правила эвакуации действительно вынесли на заседание Общественной палаты РФ. А в недрах Госдумы созрели поправки по эвакуации.

Итак, согласно нововведениям, которые вступят в силу уже 18 июня, эвакуаторщикам и сотрудникам ГИБДД запрещается принудительно эвакуировать автомобили, если водитель устранил причину задержания машины до начала движения эвакуатора. Если все же эвакуаторщик или инспектор ГИБДД рискнут увезти автомобиль в присутствии хозяина, им грозит штраф без малого 20 тыс. рублей. Кроме того, закон запрещает эвакуацию из-под знаков «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена» — эта поправка вступит в силу 8 августа. Исключение — эвакуация из-под «косых крестов» возможна, если власти в дополнение к этим знакам вывесят предупреждающую табличку «Работает эвакуатор».

Наконец, законодатели сделали еще один шаг навстречу гражданам — запретили эвакуацию авто, хозяин которого забыл дома водительское удостоверение. В этом случае эвакуировать автомобиль не станут, а лишь предупредят или оштрафуют.

Согласно изменениям в законе, власти теперь обязаны заблаговременно предупреждать население об установке новых дорожных знаков и объяснять, в связи с чем было принято такое решение не позднее, чем за 20 дней до их установки или нанесения разметки. Речь идет о запрещающих знаках «Въезд запрещен», «Стоянка запрещена», «Остановка запрещена», а также о предписывающих знаках, обозначающих дорогу или проезжую часть с односторонним движением. Информировать можно через официальные сайты и посредством информационных табло и стендов рядом с предполагаемым местом установки знака.

Не обошлось и без ужесточения некоторых пунктов. До 5 тыс. рублей придется заплатить водителям, припарковавшим свое авто на местах для инвалидов. Плюс ГИБДД вправе вывезти автохама на штрафстоянку. За знак «Инвалид» не имеющим инвалидности водителям-обманщикам грозит штраф в те же 5 тыс. рублей.

На этом фоне федеральная тарифная служба займется разработкой единой методики тарифов для эвакуации машин. Сейчас все устанавливают их как хотят — где-то это зависит от мощности мотора, где-то от расстояния, пройденного эвакуатором. «За основу будет взята экономика: из чего складываются расходы на эвакуацию: содержание техники, амортизация, ГСМ. Цена будет привязана к массе автомобиля», — пояснил источник в ФТС газете «Коммерсантъ».

Рифкат Минниханов
По предложению Татарстана в ближайшее время комитет Госдумы рассмотрит практику применения более гуманной меры, чем эвакуация, — блокираторов колес. Такая договоренность есть с начальником ГИБДД по РТ Рифкатом Миннихановым

ГОСДУМА ИЗУЧИТ ОПЫТ КАЗАНИ ПО БОРЬБЕ С «БОЛЬШЕГРУЗНЫМ АВТОХАМСТВОМ»

Детали законопроекта «БИЗНЕС Online» подробно прокомментировал его автор, депутат Госдумы РФ, первый зампред комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков. Документ, по его словам, во многом облегчает жизнь автовладельцев.

«Например, четко установлено: в случае, если водитель подошел до начала момента эвакуации, ему автомобиль обязаны вернуть, — подчеркнул Лысаков. — Начало момента эвакуации — начало движения эвакуатора. Машина тронулась — претензии по поводу возврата автомобиля не могут иметь место. Но если водитель подошел до этой секунды: грузят, загрузили, собираются загружать, то ему обязаны автомобиль вернуть. В противном случае должностные лица заплатят штраф 20 тысяч рублей».

Пункт этот возник из-за неоднократных конфликтов так называемых «паркменов» с эвакуаторщиками. И на всю страну прогремел случай, когда успевший запрыгнуть в свою машину водитель почти сутки просидел в салоне, не давая эвакуатору забрать авто на штрафстоянку.

В поправках, по словам Лысакова, также уточнен регламент эвакуации. У водителя эвакуатора должна быть копия протокола о задержании транспортного средства. В Москве были случаи, когда эвакуаторы быстро загружали автомобиль и уезжали, ничего не оформляя. Кроме того, выписывающий протокол сотрудник должен дождаться момента, когда эвакуатор начнет движение: если водитель подойдет до этого момента, он обязан переписать протокол или изменить его.

Разъяснил Лысаков и порядок установки табличек «Работает эвакуатор». По мысли законодателя, выставить такой знак власти вправе лишь там, где машины мешают движению. Если таблички нет — водителю грозит лишь штраф за нарушение правил стоянки, а он и так, в общем-то, немаленький.

«Если машина движению не мешает, то какой смысл ее вывозить, создавая затор, перекрывая улицы эвакуаторами, загружая эти машины, создавая неудобства остальным? — спрашивает Лысаков. — Машину, которая стоит и не мешает движению, нет смысла эвакуировать! Поэтому органы исполнительной власти должны адекватно и разумно отнестись к расстановке таких табличек».

Если же чиновники тупо вывесят таблички везде, где стоят «косые кресты», Лысаков пообещал вернуться к тотальному запрету эвакуации из-под запрещающих знаков. И разрешить эвакуацию только при нарушении правил дорожного движения — ст. 12.19, то есть когда машину бросили на остановке общественного транспорта, на тротуаре, припарковали ближе 5 метров от пешеходного перехода, на «зебре», на перекрестке, в тоннеле, вторым-третьим рядом и так далее.

«Мы такую идею хотели провести, но нам не удалось это сделать, — признался депутат. — Но сделаем, если правоприменение будет опять перекособоченное, то есть власти начнут ставить запрещающие знаки на каждом шагу. В Москве такие знаки стоят на птичьих переулках, в спальных районах, откуда круглосуточно эвакуируют автомобили. Причем здесь организация дорожного движения и борьба с пробками, когда в спальных районах никаких пробок нет, а ночью вывозят машины? Это коммерция. Если она не будет прекращена, то мы вернемся к этой теме и внесем отдельный законопроект — отмену тотальной эвакуации».

Кроме того, он сообщил, что по предложению Татарстана в ближайшее время комитет Госдумы рассмотрит практику применения более гуманной меры, чем эвакуация, — блокираторов колес. Такая договоренность есть с начальником ГИБДД по РТ Рифкатом Миннихановым.

«Мы проанализируем, каким образом в республике используются блокираторы. Вполне возможно, этот вопрос поставим на федеральном уровне и скорректируем законодательство в этой части, — рассказал Лысаков. — Установка блокираторов на машине, которая не мешает движению, но все же нарушает ПДД — менее затратна для автовладельца. Он может потерять полчаса-час, ему снимают блокираторы, он платит штраф, но установка блокираторов требует меньше времени и ресурсов. Это вообще облегчит жизнь автовладельцев. Поэтому опыт Татарстана рассмотрим. И в случае, если увидим позитивные наработки, используем этот опыт на всю территорию РФ».

Напомним, что пока блокираторы в Казани применяют к большегрузам. Этот опыт впервые появился на волне подготовки к Универсиаде и с тех пор успешно прижился. Но с введением ограничений на эвакуацию, возможно, власти захотят распространить этот опыт и на легковушки.

«БРЕШЬ ПРОБИТА! ГЛАВНАЯ БИТВА ВПЕРЕДИ...»

Прокомментировать поправки в КоАП и закон «О безопасности дорожного движения «БИЗНЕС Online» попросил экспертов.

Рамиль Хайруллин — региональный представитель федерации автомобилистов России:

— Действительно, раньше водители постоянно страдали от беспредела со стороны эвакуаторщиков. Их жалобы дошли уже и до президента. Логично, что эвакуация должна быть крайней мерой — если водитель пришел к своему автомобилю в тот момент, когда ее эвакуируют и готов заплатить штраф, ему должны вернуть машину. Ведь по факту нарушение будет устранено!

Однако раньше эвакуаторщиков никто не обязывал отдавать машину. И автомобилисты, и ГИБДД толковали закон в свою пользу, были споры, были конфликты. Теперь, наконец-то, этот пробел в законодательстве устранили. Если эвакуаторщик не отдает машину водителю, первый должен будет уплатить штраф в 20 тысяч рублей.

Доказать, что с вами кто-то вел себя незаконно, можно при помощи видеозаписи. Сейчас почти у всех есть мобильные телефоны с этой функцией. Вообще когда вы общаетесь с должностными лицами — полицией, ГИБДД — лучше всего сразу записывать это на видео. Запретить это они вам не имеют права — они находятся при исполнении, в общественном месте. И совершенно точно, видя, что вы снимаете, сотрудники будут вести себя в рамках закона.

В принципе, знаю по своему опыту, уже сейчас машины отдают водителям. Может быть, не знают о том, что закон еще не вступил в силу, может быть, еще по какой-то причине.

Леонид Ольшанский — адвокат, вице-президент движения автомобилистов России:

— Этот закон чуть-чуть облегчит жизнь водителя. Конечно, он важный. Но надо подчеркнуть многомесячную историю борьбы. Первоначально в законопроекте была самая главная вещь, которую «отгрызли»: если машина формально стоит под запрещающим знаком, но никому не мешает, тогда ее увозить не надо. Это львиная доля увозов. А представители правящей партии встали на сторону «банды эвакуаторщиков» и дали маленькую поблажку: если знак эвакуации есть, тогда можно увозить, нет знака — увозить нельзя. Это значит, что теперь понаставят везде знаков эвакуации

Однако депутаты ЛДПР не успокоились и предложили внести поправки уже в Уголовный кодекс о том, что если увезли с человеком на борту, то несколько лет тюрьмы, а если с ребенком увезли на борту, тогда до 8 лет тюрьмы. Главное — брешь пробита. То, что сам президент несколько месяцев назад обратил на это внимание, это хорошо. Но главная битва, повторю, у нас впереди: чтобы не эвакуировать машину, которая формально стоит под запрещающим знаком, но никому не мешает.

Артур Абдульзянов — гендиректор ООО «ПО «Зарница», председатель федерации автошкол РТ:

— Думаю, многие водители испытывали огромный стресс, когда видели, что их родной автомобиль эвакуируют, и не могли ничего сделать. Это не очень корректно и не по-человечески. Машину все водители начинают воспринимать как часть себя, это психология. Теперь, к счастью, стрессов у них поубавится.

Что касается меня, я стараюсь соблюдать правила дорожного движения, но иногда смотрю передачи, где водители возмущаются поведением эвакуаторщиков. Первая мысль, когда ты выходишь откуда-то и не видишь своей машины: произошла кража. Но потом ты понимаешь, что припарковался в неположенном месте, в голове срабатывает счетчик, мол, нужно выручать «железного друга» и как можно скорее.

Не знаю, сложно ли будет в суде доказать, что водитель эвакуатора поступил неправильно. В любом случае нужно дождаться судебных прецедентов.