Дмитрий Шиллер
Дмитрий Шиллер

«МЫ ПРОСТО НЕ МОЖЕМ СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ ПРОПЛЫТЬ МИМО»

Кто-то из моих друзей однажды рассказал историю про чистые финские обочины. А находившийся рядом эколог задал вопрос: «Как им удалось этого добиться?» На что приятель ответил: «Они в начале учебного года отправляли школьников убирать территории, в том числе собирать мусор вдоль дорог. И делали так год за годом. А потом необходимость отпала сама собой, потому что выросло поколение, которое понимало, что мусорить — это плохо». Вот и я надеюсь, что люди, которые участвуют в наших акциях по очистке водоемов, а это наша молодежь, станут тем поколением, которое сможет изменить экологическую ситуацию в Татарстане. Ну или по крайней мере заложит основу. Потому что работы на сегодняшний день, к сожалению, еще очень много.

Наше отделение Русского географического общества постоянно участвует в международном проекте День очистки водоемов. 5 или 6 июня дайверы со всего мира ныряют в ближайший водоем, чтобы очистить его от мусора. В Татарстане мы занимаемся этим уже почти 10 лет. Но для нас погружаться под воду с пакетами в руках один раз в год недостаточно. Во-первых, слишком большой фронт работы, а во-вторых, это просто наша внутренняя человеческая позиция. Когда мы плывем под водой и понимаем, что кроме нас здесь никто не побывает, мы не можем позволить себе проплыть мимо залежей мусора. Если мы ныряем в тех местах, куда обычно приезжают отдыхать люди, мы практически всегда сталкиваемся с тем, что что-то там не в порядке.

Кажется, что за это время на дне озер мы увидели все что только можно. Разве что летающую тарелку найдем — только тогда удивимся. А все остальное уже посмотрели: от ржавых пистолетов и колясок до угнанных спасательных лодок и разнообразного нижнего белья. Все проходили. Конечно, самая большая проблема — это пластик, которому для разложения нужно несколько столетий, и стекло, которое разложится не раньше, чем спустя тысячелетие. Мы даже представить себе не можем, что движет людьми. Например, на озере Кабан есть места, где проложены целые дороги из куч мусора. Там мы в последний раз прибирались 23 мая. Но Кабан остается для нас загадкой — мы не можем исследовать его полностью и сказать, насколько озеро загрязнено.

К сожалению, там очень плохая видимость, и аквалангисты не любят это озеро из-за того, что там им приходится работать буквально на ощупь, а это опасно. Можно порезаться и занести какую-нибудь инфекцию. К работе на дне водоема у нас приступают только те, у кого есть все необходимые прививки — от столбняка и всего прочего. Ведь даже если видимость изначально нормальная, то как только ты начинаешь поднимать со дна предметы, поднимается ил, и видимость моментально пропадает.

НЕ НУЖНО ЖДАТЬ, ЧТО КТО-ТО ПРИДЕТ И УБЕРЕТ

Как-то мы чистили очередной водоем совместно с министром экологии РТ, и он мне говорит: «Знаешь, я понять не могу — это же надо было раскрутить бутылку, залить в нее воды, закрутить и бросить в воду. Зачем?!» На этот вопрос у меня тоже нет ответа.

Меня в свое время возмутил один момент: потребительское отношение ко всему, что люди делают. Человек увидел, что мы занимаемся очисткой водоема, и говорит нам: «А что это вы только здесь прибираетесь, давайте еще вон там!» Возьми вилы, возьми мешки и присоединяйся к нам! Собери своих друзей, своих детей и вперед! Это не так сложно. Уметь красиво граблями водить по дну не нужно. Быть дайвером тоже не обязательно. Главное захотеть сделать тот или иной водоем чище. Нужно просто встать и сказать: «Я тебя люблю, моя Казань!» Без всякой патетики и пафоса.

Мы понимаем, если 10 лет в одном месте это все происходит, наверное, что-то у людей с головой не в порядке. Или у нас не в порядке, раз мы каждый год погружаемся под воду с мусорными пакетами, а ситуация в лучшую сторону не меняется.

Но я бы вот что хотел еще сказать. Мне кажется, наш мэр — очень добрый мэр. И он очень сильно любит казанцев. Потому что он позволяет им расслабляться. Ведь город — это всегда некая ответственность. Не ответственность города перед человеком, а ответственность человека перед городом. Начиная от вопроса безопасности и криминальной обстановки, и заканчивая экологией. Сейчас на субботник не докричаться людей. Город не изменится, если мы сами не будем помогать ему меняться в лучшую сторону. Если мы не будем нести ответственность, то так и погрязнем в... не самой лучшей субстанции.

Приведу аналогию. Если помните, одно время у нас по всему городу на заборах висели объявления и надписи, предлагающие секс-услуги. Меня дочь как-то спросила, что это такое. Я ей объяснил, что есть вот такие услуги. «А они хорошие, эти услуги?» — уточнила она. И когда я объяснил ей, что нет — это не хорошие услуги, она задала очень меткий вопрос: «Почему тогда они висят, почему их не убирают?» И тогда уже задумался я. Мы должны менять наш город к лучшему. Хотя бы для своих дочерей и сыновей. Кто, если не ты?

Надо привлекать внимание общества и делать, делать, делать... Капля камень точит, как известно. Моя дочь впервые приняла участие в очистке озера еще находясь в животе у супруги. Сейчас дочке уже 10 лет, и она всегда активно нам помогает — бегает по берегу с пакетами и собирает мусор.

СУДНО «НАДЕЖДА НА ЛУЧШЕЕ» ПОКА СИДИТ НА МЕЛИ

Мы понимаем, что физически нам не хватит сил собрать за один раз весь мусор, и мы ныряем с чувством, что это работа не одного года. Мы понимаем, что это должна быть серьезная и полномасштабная экологическая работа. Мы привлекаем к этому внимание, мы кричим об этом. Мы показываем фотографии всех этих куч мусора, которые мы вытаскиваем за час работы. Мы это время называем «Час огромных куч» и стараемся, чтобы эти фотографии увидели как можно больше людей, в надежде, что кто-то задумается и скажет себе «Хватит!» или приедет на берег водоема со своим мешком. Все зависит от человека.

Я не могу говорить за все водоемы Татарстана, возможно, где-то ситуация в корне отличается от того, что наблюдаем мы. Я могу со всей ответственностью говорить только за одно озеро, за которым мы ведем постоянное наблюдение — это Глубокое озеро. Это, конечно, субъективная оценка по результатам проделанной работы, но выводы, к сожалению, пока далеко не оптимистические. Изменений за 10 лет работы мы не заметили. Как в 2005 году мы вывозили за час работы «КАМАЗ» мусора, так и вывозим. Если прибрежная зона еще как-то меняется, потому что там появляется хозяин и у него появляется задача следить за чистотой, то подводный мир пока не изменился.

Я не знаю, почему так происходит. Человек приходит, ему нравится это место, но обязательно нужно разбить бутылку, бросить в воду пластик, оставить сгоревший шашлык на берегу. Бред! Меня это уже даже не огорчает. Мне просто смешно. Знаете, как над дурачками смеются, — вот примерно такая же история. Если внести маразм в ситуацию, получается, что идеология у таких людей примерно следующая: «Какая красивая полянка! Давай ее загадим!» И все — нет больше хорошей полянки.

Мы же живем здесь, мы выбрали этот город. Не важно, почему мы это сделали, но если мы выбрали Казань для жизни, мы должны ее охранять. У нас есть девиз: «Уважай, познавай, оберегай». Уважай то, с чем ты столкнешься и что пришло в твою жизнь. Познавай это и безусловно оберегай. Мы живем этим девизом. У нас даже на финансовой печати он стоит.

7 июня во всем мире отмечается день очистки водоемов. Мы по традиции провели накануне этого дня погружение на дно Глубокого озера. И эта акция уникальная. Мы подготовили группу очень смелых и мужественных людей, которые не сдались, несмотря на то, что они слабослышащие. Они прошли у нас курс обучения и впервые в истории совершили такое серьезное и ответственное погружение. Мы надеемся, что эта акция позволит им открыть новые горизонты. Подводный мир называют миром безмолвия, а у этих ребят коммуникация без слов гораздо сильнее развита, и под водой они намного продуктивнее, чем простые дайверы. Вот такой парадокс: здесь, на суше, у них возможности ограничены, а там, наоборот, они во многом превосходят нас. Я знаю, что они безумно боятся и безумно волнуются. Но они большие герои Казани.

Дмитрий Шиллер