Эдуард Юнусов
Эдуард Юнусов

ТРЕМ ИЗ СТА УДАЕТСЯ ПРОДЕРЖАТЬСЯ БОЛЕЕ ТРЕХ ЛЕТ

Экономические реформы в России связаны с радикальной реструктуризацией народного хозяйства, с формированием новых предпринимательских структур. Развитие предпринимательства и конкуренции представляет собой одно из стратегических направлений рыночного реформирования любой экономики. Именно многообразие форм собственности и является обязательным и необходимым условием развития рыночной экономики. Экономическое противостояние монополиям, создание новых предприятий, защита и поддержка предпринимательства — вот основные направления, которые, на наш взгляд, сбалансируют современную российскую экономику и дадут новый импульс развитию регионов.

Весь мировой опыт свидетельствует, что в экономике даже самых высокоразвитых стран, где имеются громадные предприятия и корпорации, казалось бы, монополизировавшие целые сектора общественного производства, основная масса валового продукта создается большим количеством малых и средних предприятий.

В 2015 году исполняется 30 лет малому и среднему бизнесу в нашей стране. Однако за три десятилетия государство так и не продвинулось существенно в увеличении доли этого сегмента в валовом национальном продукте, несмотря на регулярные всплески активности и демонстрации со стороны правительства желания развивать этот сектор экономики. По данным исследования «Глобальный мониторинг предпринимательства», проведенного совместно с Высшей школой менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, компанией EY и центром предпринимательства, только трем из ста российских предприятий малого бизнеса удается продержаться на рынке дольше трех лет. Почему же в России малый бизнес до сих пор приживается с таким трудом? Это и отсутствие необходимых компетенций у инициаторов малого бизнеса, и административные барьеры. Оказанная государством поддержка субъектов малого бизнеса на этапе деклараций бизнес-проектов зачастую «уходит в песок» — бизнес умирает не родившись.

ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ — В КООПЕРАЦИИ

Новая редакция закона «О торговле», безусловно, направлена на ужесточение условий в адрес ретейла. Но наряду с этим есть и много нюансов, последствия которых могут привести к катастрофе и которые нужно срочно отменять. Локальные сети на сегодня имеют гораздо худшие условия, в том числе финансовые, по сравнению с крупными игроками, которые начнут еще активнее поглощать тех, кто останется на плаву среди местных ретейлеров. Результаты действия закона мы и так наблюдаем последние два года. Они не дали того эффекта, который обещали разработчики. Мы вообще были против той его редакции, и до сих пор есть специалисты, в том числе и непосредственно в Госдуме РФ и кабмине, которые дают отрицательную характеристику данному закону. Невозможно только в режиме давления получить какой-то результат.

Есть площадки, например КИП «Мастер», IT-парк и другие, которым предоставляют особые благоприятные условия, позволяющие этим компаниям свободно развиваться. Всеми данными привилегиями, к сожалению, торговая сфера не обладает. Хотя в сфере ретейла задействовано огромное количество рабочих мест и при развитии этого направления, государство только выиграет, так как будет получать дополнительные дивиденды в виде налоговых отчислений и т.д.

Выход из ситуации нам видится в развитии различного рода кооперативных платформ, причем очень важная составляющая нашего предложения — придание официального статуса таким объединениям с возможностями получения соответствующей поддержки от государства. Именно кооперативные объединения с участием сельскохозяйственных производителей и региональных розничных сетей должны быть гарантами эффективности вложений государства в развитие малого и среднего предпринимательства. Существующие некоммерческие объединения в виде ассоциаций и союзов позволяют начинающим бизнесменам получать необходимые компетенции для успешного ведения бизнеса за счет обмена опытом успешных компаний, синергетического эффекта и консолидированной защиты интересов участников объединений. Примеров таких объединений уже много. Например, союз независимых сетей России, объединяющий более 70 региональных торговых сетей с консолидированным годовым товарооборотом более 220 млрд. рублей.

Вместе с тем назрела необходимость в разработке новых подходов в определении места и роли кооперативного движения в экономической структуре национального хозяйства, социальных и политических процессах. В первую очередь необходимо отойти от традиционного одностороннего понимания и использования кооперации преимущественно с позиции локальных проблем потребкооперации. Возрождение кооперативного движения не только в сельской местности, но и в связке отраслей сельского хозяйства и торговли является сегодня важнейшей задачей для эффективного функционирования всего агропромышленного комплекса и развития регионов.

Государственная поддержка кооперативного движения даст возможность развиваться экономике прежде всего регионов, защитит интересы не только предприятий мелкого и среднего бизнеса в торговле, но и всю цепочку локальных товаропроизводителей и существенно повысит конкурентоспособность предприятий сельского хозяйства и переработки на региональном потребительском рынке. Конечным результатом должно стать увеличение объемов предложения качественного отечественного продовольствия по доступным ценам.

Для более полного учета взаимных интересов сельского хо­зяйства, переработки и торговли необходимо разработать эко­номический механизм их взаимоотношений, который должен отражать взаимную выгоду партнеров и регулировать про­изводственно-экономические отношения, нацеливающие участ­ников интеграции на повышение эффективности конечных ре­зультатов.

МЕЛКИЕ СЕТИ БАЛАНСИРУЮТ НА ТОЧКЕ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ

К сожалению, не всегда удается сохранить баланс интересов всех участников цепи поставки сельхозпродукции до покупателя. Объективно, в условиях эмбарго, количество поставщиков продуктов питания, с кем могут взаимодействовать торговые сети, сократилось. Существенную долю среди поставщиков стали занимать местные товаропроизводители, спрос на продукцию которых значительно возрос. Доля местных сельскохозяйственных поставщиков зелени и овощей в компании «Челны-Хлеб» достигла 60%. В категории «Мясо птицы» доля предприятий Татарстана составляет 95%, а в категориях «Мясо говядины и свинины» — 100%. Компания реализует в месяц более 100 т мяса птицы, говядины и свинины и около 2 тыс. т овощей и фруктов. При этом предприятия сельского хозяйства и переработки в условиях превышения спроса над предложением заметно повысили свои отпускные цены, очевидно, увеличивая свою норму рентабельности. Например, цены на зелень от местного производителя выросли за год на 33%, на грибы — на 66%. Анализ роста оптовых цен на свинину и мясо кур за последние 12 месяцев показал, что отпускные цены от производителя повысились на 40 - 45%.

С другой стороны, в условиях кризиса и снижения реального уровня доходов населения, а также на фоне демпинговых войн со стороны федеральных монополий мелкие торговые сети борются за каждого покупателя, стараясь предложить товар по самым приемлемым ценам на полке. Конечно, за счет снижения торговой наценки. Таким образом, возникает дисбаланс интересов: товаропроизводители увеличивают прибыли, а мелкие сети стремительно теряют свою доходность и балансируют на точке безубыточности, а зачастую и падают в пропасть. Глубокая межотраслевая кооперация позволит устранить перекосы в создании добавленной стоимости сельскохозяйственного продукта и учтет интересы всех участников рынка.

НИ К МАЛОМУ БИЗНЕСУ, НИ К СРЕДНЕМУ, НИ К КРУПНЯКАМ

Есть еще одна угроза существования малого и среднего бизнеса — это монополизация сектора розничной торговли крупными федеральными сетями. Топ-10 ретейлеров занимают уже более 20% рынка России, а в крупных городах их доля достигает 50 и более процентов. На сегодня реалии таковы, что мы включаемся в борьбу с гигантами ретейла, оборот которых в следующем году, возможно, перешагнет отметку в 1 трлн. рублей. Как бороться с такими цифрами? Все программы господдержки предприятий, оказывающих существенное влияние на экономику, направлены на поддержку монополий, а не региональных розничных сетей. Причем парадокс ситуации в том, что в соответствии с законодательством региональные розничные сети, например, такие, как наша сеть «Челны-Хлеб», не могут быть отнесены к категории малого и среднего бизнеса, но при этом и не попадают в категорию предприятий, оказывающих существенное влияние на экономику региона. Таким образом, на сегодня мы полностью лишены возможности получения поддержки государства в каком-либо виде и обречены на дальнейшую битву за выживание в демпинговых войнах с федеральными сетями.

Надо понимать, что малый бизнес (а любой бизнес регионального или локального уровня необходимо отнести к категории малого) обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Ни для кого не секрет, что крупные предприятия зачастую инертны в принятии решений за счет более длинной внутрикорпоративной бюрократической цепочки. Мелкие предприятия готовы оперативнее реагировать на быстроменяющуюся рыночную среду. Мелкие предприятия обеспечивают необходимые каналы сбыта для локальных товаропроизводителей на наиболее приемлемых коммерческих условиях, давая возможность быть представленными на полках магазинов региональных торговых сетей. В чем состоит угроза замещения мелких региональных сетей крупными монополиями, для всех, наверное, понятно. Надо четко осознавать, что местные сети — это не просто прилавки мелких предприятий торговли, это целая цепочка, обеспечивающая движение продукта от поля до прилавка, и в случае ликвидации конечного сегмента этой цепи однозначно будет нарушена и общая целостность, пострадают также и местные товаропроизводители, и мелкие предприятия сельского хозяйства.

У мелких и средних предпринимателей есть все потенциальные перспективы занять пустые ниши рынка, ни в коей мере не ущемляя деятельности и интересы крупных производств. Однако малый бизнес займет адекватное место в экономике только тогда, когда он станет полноправным сектором экономической структуры и начнет функционировать в истинно рыночном режиме хозяйствования при реальной поддержке со стороны государства. Надеюсь, мои предложения будут услышаны и помогут нам всем стать еще сильнее, еще увереннее в завтрашнем дне.

Эдуард Юнусов