«ПОПРАВКИ НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ, БЕССМЫСЛЕННЫЕ, КОНТРПРОДУКТИВНЫЕ»

Одобренные Госдумой в первом чтении поправки в закон «О торговле» стали накануне предметом бурной дискуссии на неделе российского ретейла. Законопроект, разработанный рядом сенаторов и депутатов во главе с Ириной Яровой, предполагает снизить совокупный объем выплат со стороны поставщиков ретейлерам до 3%, тогда как сегодня только ретробонус (премия за объем поставок в сеть) составляет 10%. Кроме того, сокращается отсрочка для сетей по оплате поставленного товара. Авторы законопроекта, казалось бы, хотели поработать на благо отечественного производителя, сняв все преграды, в основном финансовые, на пути импортозамещающего продукта на полки магазинов. Однако многие участники рынка как среди торговых сетей, так и поставщиков остались недовольны парламентской инициативой.

Так, союз независимых сетей (СНС), объединяющий региональных ретейлеров, не только выступил с резкой критикой законопроекта, но и разослал во все органы власти письма с обоснованием своей позиции. «Эти поправки несвоевременные, бессмысленные и контрпродуктивные», — громко заявил в своем выступлении руководитель СНС Олег Пономарев. Он уверен, что предлагаемые изменения негативно скажутся на региональных торговых сетях, которые могут оказаться по своим закупочным условиям не так выгодны, как лидеры рынка, которые его еще больше монополизируют. А это в итоге скажется и на местных производителях, которым и так добраться до любой магазинной полки, а тем более в крупной сети, сложно. «Станет хуже производителю, потому что отсрочка и бонусы — инструмент продвижения товара», — пригрозил Пономарев.

РАВИЛЬ ЗАРИПОВ: «НАДО ПРОВЕРЯТЬ, КОШМАРИТЬ ЭТО ДЕЛО, ГРУБО ГОВОРЯ»

Генеральный директор торгового дома «Челны-хлеб» Эдуард Юнусов как представитель как раз регионального ретейла согласился с Пономаревым. По его словам, локальные сети на сегодня имеют гораздо худшие условия, в том числе финансовые, по сравнению с крупными игроками, которые начнут еще активнее поглощать тех, кто останетсяся на плаву среди местных ретейлеров. Но Юнусов недоволен новшествами еще и как производитель. «Я как производитель вижу ультрадавление со стороны федеральных сетей, — рассказал он корреспонденту «БИЗНЕС Online». — О чем это говорит? Они сначала посадили за стол, налили чашку чая, обнялись, но прошло время, и у них уже другая сила и другой сценарий разговора. Если мы будем занимать ту позицию, которая не соответствует их финансовым ожиданиям, нас просто исключат из сети». Впрочем, если в устойчивости своего бизнеса Юнусов уверен, то за своих коллег, которые могут свернуть свою деятельность, он переживает не на шутку. Если большинство из них уйдет с рынка, это станет ударом по малому и среднему бизнесу, который власти вроде как назначили драйвером роста российской экономики.

Эдуард Юнусов
Эдуард Юнусов

Впрочем, в минпромторге РТ настроены более оптимистично и не верят в то, что крупные торговые сети после принятия поправок окончательно вытеснят местных ретейлеров. «Если посмотреть итоги работы за последние 5 - 6 лет, то татарстанский рынок крупных сетевых компаний — 20 процентов от общего объема продаж. 80 процентов — это рынки, средний и малый бизнес», — отметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» министр промышленности и торговли республики Равиль Зарипов. Он уверен, что сетевикам, какими бы крупными они ни были, не охватить весь потребительский рынок, а тем более сложно конкурировать с ярмарками, на которых, по его словам, есть «свежие, хорошие товары» по доступной цене. Свою миссию Зарипов видит в том, чтобы не допустить монополизации рынка. Что касается спорного законопроекта, то министр осторожничает, говоря, что тот нуждается в учете мнения всех сторон процесса и взвешенном подходе. «Я думаю, закон о торговле нуждается в изменениях. Надо почетче прописывать систему бонусов, все должно быть прозрачно. Когда не совсем прозрачные правила игры, бизнес от этого страдает: и та, и другая сторона. Остается возможность для коррупционного подхода, надо проверять, кошмарить это дело, грубо говоря. Никому этого не надо. Мы со своей стороны будем поддерживать, чтобы ограничивающие показатели были оптимальными. Думаю, они будут устанавливаться с учетом мнения всех сторон», — рассуждал Зарипов. Впрочем, и бизнес-сообщество, по его убеждению, должно занимать более активную позицию, предлагать альтернативу, а не только жаловаться.

Равиль Зарипов
Равиль Зарипов

«СПАСАТЬ НУЖНО ТОГО, КТО ХОЧЕТ СПАСАТЬСЯ»

Но как раз с альтернативой у бизнеса, очевидно, проблемы. Исполнительный директор СНС Сергей Кузнецов заявил нашему корреспонденту, что пока их союз только предлагает не принимать спорный законопроект, а свои поправки вносить не готов. «На сегодня мы не будем предлагать альтернативу, мы будем говорить, что эти поправки в настоящее время несвоевременны и вредны. Мы будем предлагать, чтобы они не вступали в силу», — отметил он.

Именно дефицит предложений со стороны бизнеса беспокоит председателя правления «Союзмолока», омбудсмена по торговле Андрея Даниленко. Он призывал торговые сети, наконец, объединиться и выразить свою единую позицию по предлагаемым депутатами изменениям. «Спасать можно только того, кто хочет спасаться. Для этого у сетей должна быть консолидированная позиция. СНС имеет свою позицию, АКОРТ (ассоциация компаний розничной торговли) — свою», — взволнован он. Сам Даниленко уверен, что закон надо переписать, но поправки предлагает скорректировать, так как в нынешнем виде они станут нагрузкой на малый и средний бизнес. Например, его не устраивает пункт по ретробонусам. «Ограничение всех видов услуг 3 процента для нас непонятно. Тогда лучше сделать 0 процентов. Или же прописать, какие услуги сеть может оказывать, а какие — не может. Для многих малых и средних поставщиков возможность платить за различные услуги — это возможность продвижения своего товара. Если ее теряешь, то это придется делать другими инструментами — через скидки, что более сложно. Это целая ломка существующей системы. Поэтому этот пункт, на наш взгляд, требует уточнений и разъяснений», — считает он.

В национальной мясной ассоциации также настороженно оценивают возможные изменения в закон «О торговле», которые, по мнению ее руководителя Сергея Юшина, защищают в большей степени производителей, чем торговые сети. Он согласился с Даниленко, что поправки нуждаются в корректировке и уточнении. «Другое дело, насколько они будут эффективно реализованы, или опять могут найтись какие-то обходные пути», — высказал он свои опасения. При этом Юшин, отстаивая прозрачность ценообразования, крайне негативно настроен к жестким ограничениям наценки, которая может отличаться в зависимости от формата сети — будь то премиальный сектор либо дискаунтер. «Но при этом мы хотим, чтобы наценка была прозрачной как для потребителя, так и для производителя, и для госорганов», — добавил он.

«ЧЕРЕЗ ДВА-ТРИ ГОДА ВСЕМ СТАНЕТ ПОНЯТНО, ЧТО ЭТО БЫЛА ОШИБКА»

Однако не все настроены негативно по отношению к депутатской инициативе. Первый вице-президент «ОПОРЫ России», президент группы компаний «Русский огород» Владислав Корочкин от имени малого бизнеса, за который так волновались предыдущие эксперты, заявил, что новый закон нужен. «Для меня непонятно, каким образом перевод бэк-маржи во фронт-маржу будет способствовать каким-то сложностям, — недоумевал он в разговоре с нашим корреспондентом. — Так было сделано во Франции, так сейчас сделано в Польше. Те сети, которые у нас работают, по-моему, в Польше уже перешли на эту систему, никакого коллапса там не случилось, многие вещи становятся прозрачными, понятными». Чтобы они стали еще более понятными, поясним: бэк-маржа — это разного рода выплаты поставщиков сетям за продвижение товара. Фронт-маржой называют торговую наценку.

Несмотря на все споры и несогласованность позиций обеих сторон — поставщиков и продавцов, законопроект с большой долей вероятности будет принят, тем более уже есть его поддержка в профильном министерстве. «Что касается ретробонусов, дополнительных выплат поставщиков, мы поддержали депутатов. Они постепенно должны свестись к нулю. Все, что продается, все, что наценивается, все доходы должны переходить во фронт-маржу», — заявил в своем выступлении статс-секретарь минпромторга РФ Виктор Евтухов. Он добавил, что решение депутатов по отсрочке платежей минропмторг также намерен одобрить, однако сомневается, что надо менять установившиеся практики платежей на скоропортящиеся товары и товары длительного пользования. «Поэтому предусматриваем переходный период до 1 года для отмены всех выплат и 180 дней для снижения срока отсрочки платежа», — пояснил Евтухов. По его словам, это делается для того, чтобы уже сейчас призвать всех поработать в таком режиме — поставщиков и продавцов, а уже потом всем участникам дать консолидированную оценку законопроекту. Пока же Евтухов опасается, что, если закон вступит в силу одномоментно, это может привести к «неоднозначным последствиям»: «К сокращению ассортимента на полках, к тому, что товаропроизводители потеряют места на этом рынке и в сетях, а также скажется на потребителях, на которых работает вся наша система».

Виктор Евтухов
Виктор Евтухов

Тем временем в СНС уже сейчас заверяют, что именно такой сценарий наиболее вероятен. «Цели, которые закладываются в поправках, — расширение ассортимента, снижение цен, уменьшение давления — будут не только не достигнуты, а через два-три года всем станет понятно, что это была большая ошибка», — печально заключил Пономарев.