Первый двухэтажный поезд отправился вчера из Казани в Москву

«МЫ НАЕЗДИЛИСЬ В ПОЕЗДАХ, КОГДА БЫЛИ СТУДЕНТАМИ»

Москву и Казань отныне «связал» двухэтажный поезд. Проводить его на казанский вокзал пришли мэр Казани Ильсур Метшин и министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин. Заглянув в купе, градоначальник поинтересовался у обрадовавшейся визиту пассажирки о настроении и пожелал хорошей поездки. А затем, поднявшись наверх, похвалил виды, открывающиеся из окон второго этажа. На плечах РЖД все-таки приличная составляющая успеха Казани как привлекательного города, рассуждал мэр, сидя вместе с Сафиным и начальником железнодорожного вокзала «Казань» Тагиром Якубовым в купе второго этажа. После этого Метшин заявил, что железнодорожный «даблдекер» позволит привлечь новых туристов.

«Для меня это значимое событие как для мэра, для пассажира, — сказал он, выйдя на перрон. — Бывают моменты, когда мы из Москвы в нелетную погоду вынуждены добираться поездом. Мы наездились в поездах, когда были студентами, а сейчас все совершенно цивилизованно: климат-контроль, чистота, санузлы, совершенно другие места для пассажиров... Это еще и туристическая привлекательность. В таких условиях к нам будет приезжать больше людей и уезжать с хорошим настроением. Сегодня это продолжение отдыха». Поезда такого типа запустили год назад, и Казань стала третьим городом, который принимает двухэтажный состав, рассказал Сафин. Пока они ходят между Москвой и Санкт-Петербургом, а также между Москвой и Сочи.

Вид состава удивляет еще на перроне: хотя он выше обычного всего на 90 см, такое ощущение, что он необыкновенно высокий. Реклама, видимо, все же сыграла свою роль: из Москвы поезд пришел к нам со 100-процентной загрузкой, а из Казани отправится с 90-процентной. По словам железнодорожников, такие цифры их устраивают. Вместимость двухэтажного купейного вагона — 64 места (обычного купейного — 36), в двухэтажном CВ — 32 места вместо 16. Ходить состав №24/23 будет ежедневно. Из Москвы отправление в 23:10, прибытие в Казань — в 10:45. Из Казани поезд уходит в 17:10, в Москве он в 5:38. По пути из Казани состав останавливается в Зеленом Доле, Урмарах, Канаше, Сергаче, Навашино и Муроме.

...И СВЯЗЬ С ШЕФ-ПОВАРОМ

Не дожидаясь официальной презентации, ради которой на привокзальную площадь приглашены несколько певцов, танцевальные и музыкальные коллективы, начальник поезда Али Расулов провел для журналистов экскурсию по необычному вагону. То, что в нем возили из Москвы в Сочи гостей Олимпиады, на состоянии вагона никак не сказалось — выглядит как новенький. Панели в коридоре и купе блестят, постели заправлены снежно-белыми простынями. В купе проводников (оно, кстати, подключено к ГЛОНАСС) его хозяйка хвалится видеоэкраном, на который поступает картинка из коридоров, тамбуров и с двух лестниц вагона. Из «архаики» — титан с кипятком, правда, не на дровах, а на электричестве, но кипяток по-прежнему бесплатный. В вагоне — три туалета, и ими можно пользоваться во время стоянки.

Лестница на второй этаж. В углу закреплено круглое панорамное зеркало, так что проводник видит, что происходит на обоих этажах. Несмотря на изначальные опасения, в купе не упираешься макушкой в потолок. Некоторое неудобство могут доставить только окна в коридоре: на первом этаже взгляд упирается в ботинки пассажиров на высоком перроне, на втором этаже — на уровне груди стоящего, и чтобы разглядеть виды за окном, приходится сильно нагибаться. Зато если сидишь на месте — проблем нет, и с высоты вид открывается прекрасный.

В каждом купе — две электрические розетки (позволяют подключить устройства до 100 Вт) и ночники над каждым местом. Есть кондиционер — температура меняется от 22 до 26 градусов тепла. Купе CВ отличаются от купейных только тем, что мест там два, а не четыре, и над каждой постелью укреплен телевизор. В штабном вагоне есть спецкупе для пассажира с ограниченными возможностями и его сопровождающего, а также вагон-ресторан. Салон вагона-ресторана расположен на втором этаже, а кухня — на первом. Что интересно, в салоне установлен телефон, по которому любой посетитель может связаться с шеф-поваром. Так и представляешь себя во фраке, небрежно бросающим в трубку: «И помните: бифштекс должен быть с кровью…»

«...ИЗ-ЗА ВОЗРАЖЕНИЙ МИНОБОРОНЫ»

До начала посадки еще около часа, но возле вагона уже переминаются первые пассажиры. Москвич Григорий Алавердов забирал дочку Арину из Набережных Челнов после отдыха у бабушки. От нового поезда пассажир не ждет особых изысков. «Главное — чтобы был кондиционер», — говорит Григорий... Совершивших экскурсию по необычному поезду ожидает, сверкая белой рубашкой, начальник горьковского филиала АО «Федеральная пассажирская компания» Иван Шугуров. Он подчеркнул, что «двухэтажный» не синоним слова «дорогой». Этот поезд включен в систему динамического ценообразования, которая предусматривает изменение стоимости на билет в зависимости от сезона, дней недели, спроса и количества проданных мест. Таким образом, стоимость проезда на верхней полке купейного вагона сопоставима по цене с местом в купе обычного поезда, по крайней мере, в первые дни продаж, которые начинаются за 45 суток до отправления. Это примерно 1,5 тыс. рублей. Шугуров рассказал «БИЗНЕС Online», что полной замены обычных вагонов на двухэтажные не предвидится: «Обычные вагоны будут заменяться только на направлениях с максимальным пассажиропотоком». Число вагонов в составе — 12, в пик пассажирских перевозок — 14. Появление нового поезда не означает отмену прежних и назначение на пике перевозок дополнительных.

Приход «железнодорожных даблдекеров» не что иное, как часть далеко идущей стратегии ОАО «РЖД». В интервью «Российской газете» президент компании Владимир Якунин заявил о необходимости отказа от плацкартных вагонов, которые пассажиры выбирают за относительную дешевизну. Альтернатива, по мысли Якунина, в сидячих вагонах и двухэтажных вагонах-купе. «Даблдекеры», по его словам, позволяют на 30% снизить цену купе, что приближается к цене самого дорогого «плацкарта». Все это ради комфорта и права личности на безопасность. «Коллективный стриптиз на 70 человек едва ли соответствует нашим представлениям о праве личности на безопасность и интимность, — заявил Якунин, напомнив, что вопрос уже вставал в 1970-е, но был снят из-за возражений минобороны СССР. — Я считаю, что сегодня развитие нашего общества уже таково, что раздеваться и одеваться прилюдно только потому, что плацкарт несколько дешевле, чем купе, не совсем правильно». До 2020 года РЖД спишет 4,7 тыс. плацкартных вагонов, то есть вдвое уменьшит их парк. При этом плацкартом пользуется примерно 70% пассажиров железных дорог.